Добавлен: 14.06.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность. Все течет, все меняется», говорил древний грек Гераклит. Но есть вещи, которые остаются неизменными во все времена. Сейчас, как и много лет назад, ресторан был и является местом, которое всегда найдет своего клиента. Новые рестораны и кафе распахивают свои двери для посетителей, которые, в свою очередь, готовы стать лидерами моды в этом направлении и оставить в общепите заметную долю своих доходов. Правда, следует сделать оговорку: жизнь каждого конкретного ресторана так же краткосрочна, как и жизнь моды. Редкие ресторанные концепции существуют на рынке более 3 лет.
Для каждого места, а соответственно формата ресторана и категории ожидаемых гостей следует разработать индивидуальную концепцию ресторана.
Цель работы – разработать концепцию ресторана восточной кухни.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) исследовать цели, задачи и роль развития концепции ресторанного бизнеса;
2) исследовать методику оценки рисков при открытии ресторана;
3) разработать концепцию ресторана восточной кухни;
4) разработать мероприятия по снижению рисков проекта.
Объект исследования: ресторан восточной кухни.
Предмет исследования – концепция ресторана восточной кухни.
Теоретико-методологической основой исследования явились работы в области экономической теории, бизнес-планирования, инвестиционной деятельности, менеджмента, комплексного финансового анализа.
В работе использовались методы опроса, анализа абсолютных и относительных показателей, сценарный анализ и графический метод.
Цель и задачи исследования обусловили логику построения работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты разработки концепции ресторана
1.1. Цели, задачи и роль развития концепции ресторанного бизнеса
Очень немногие представляют, что означает концепция и часто принимают за идею ресторана. Или, во всяком случае, существует много трактовок. Что такое основная идея ресторана, более-менее понятно, однако ключевым в ряду указанных выше понятий является ресторанная концепция. И именно с этим возникает больше всего недопониманий.
Концепция ресторана – это понимание того, как именно работает ваш ресторан. Часто концепция заведения выражается в так называемом «дескрипторе» — нескольких словах, которые пишутся перед или под названием вашего заведения.
Есть несколько видов концепции:
Национальные рестораны – специализируются на национальной кухне.
Fast food, «быстрая еда», отличаются скоростью обслуживания. Гости делают заказ на кассе, оплачивают его и зачастую обслуживают себя или столик (если они есть) сами. Дополняются сервисами «на вынос» или точками для автомобилей.
Food Court, ресторанный дворик – организация множества точек питания в одном месте, например, в ТРЦ или местах отдыха и развлечений: парках, цирке, аквапарках итд.
Street food, быстрая еда на улице. Чаще всего специализируется на монопродукте. Часто без столов или максимум 2-3 высоких стола без посадочных мест. Нужно соблюдать правило «одной руки» — гость должен смочь нести купленное в одной руке, что требует удобной упаковки.
Free flow, свободный доступ. Гости перемещаются по залу и самостоятельно выбирает блюда, которые иногда готовятся тут же. Подразумевает большой ассортимент, демократичные цены, большое количество посадок и большая пропускная способность.
Fast Casual — рестораны быстрого обслуживания. В отличие от самообслуживания в fast food, гости обслуживаются официантами за
столиками, но гораздо быстрее, чем в других ресторанах. Меню меньше, чем в других ресторанах, но позиции те же.
Quick&Casual – гибрид ресторанов быстрого обслуживания и демократичными заведениям. Используют полуфабрикаты и выпечку собственного приготовления, есть услуги, не предусмотренные в «быстрой еде»: парковка, пресса, детская площадка.
Dinner (дайнер) — североамериканский формат заведения, распространенный в США. По факту — это ресторан быстрого обслуживания с элементами самообслуживания. Демократичная закусочная с ассортиментом блюд современной американской кухни и большим количеством металла в интерьере.
Casual Dining — демократичные заведения с непринужденной атмосферой. Обслуживание происходит официантами по меню, имеют ограниченные карты с алкоголем. Часто, но не обязательно, представляют собой сети заведений. Могут быть разной продуктовой концепции и организации: от кафе до баров. Зависит от места расположения. В ресторанах семейного типа блюда приносят большими порциями, гости сами раскладывают их по тарелалкоголя и имеютскам, а таких заведениях часто не подают я детские площадки.
Fine Dining, изысканные рестораны, заведения премиум и люкс-класса. Рестораны полного сервиса с четкой продуктовой специализацией. Интерьер и декор выполнен из материалов высокого качества. Высокий уровень сервиса, вышколенный персонал, отменная кухня, высокая подача блюд. Для гостей могут быть определенные правила поведения, например, соблюдение дресс-кода.
Концепция раскрывает ресторанную идею, описывает все составляющие деятельности ресторана, фактически является подробнейшим техническим заданием на разработку технологических цепочек, дизайнерских решений, торговой марки, стратегии позиционирования, меню, маркетинговых и рекламных программ по привлечению и удержанию клиентов и других составляющих деятельности.
Концепция ресторана должна быть сформулирована в письменном виде. Это достаточно объемный, многостраничный документ, базирующийся на данных маркетинговых исследований. Маркетинговые исследования как независимый объективный источник, подтверждают, или опровергают актуальность имеющейся идеи ресторана в конкретном месте в конкретное время, в конкретном ценовом сегменте. Определяют контингент (сегменты) посетителей, которых можно привлечь к посещению ресторана в рамках существующей идеи; проверяют соответствие представлений авторов идеи и потенциальных посетителей.
Таким образом, детальной разработке концепции ресторана, должны предшествовать маркетинговые исследования.
Многие будущие владельцы ресторанов не хотят проводить серьезные маркетинговые исследования. Это дело не одного дня и довольно дорогое. Можно ли обойтись без них? В принципе, конечно, можно. Существует два варианта.
Во-первых, не проводить вообще никаких исследований, а целиком и полностью положиться на интуицию и знание текущего рынка ресторанных услуг. В этом случае, автор проекта целиком и полностью несет ответственность за его будущий успех, или неуспех как перед собой, так и возможными внешними инвесторами, вложившимися в проект ресторана.
Во-вторых, существует другой путь - не проводить масштабных маркетинговых исследований, а ограничиться экспертными оценками консультантов ресторанного бизнеса. Они, опираясь на свой предыдущий опыт и хорошо ориентируясь на рынке, помогут вам увидеть все плюсы и минусы существующей у вас идеи ресторана. При этом опять же, надо отдавать себе отчет в том, что такие оценки хоть и являются маркетинговым методом, но могут не дать ответов на все вопросы. Их скорее можно назвать экспресс - диагностикой ресторанной идеи, по результатам которой выдается экспертное заключение.
Безусловно, ответственность за дальнейшую живучесть идеи ресторана консультант может на себя и не взять, о чем обязательно предупредит вас, указав, какие дополнительные исследования желательно было бы провести и какую информацию необходимо получить. Тем не менее, экспресс-диагностика обладает рядом серьезных преимуществ, а именно - позволяет свежим, профессиональным взглядом оценить идею, сделать это быстро и несоизмеримо дешевле, чем при проведении традиционного комплекса маркетинговых исследований.
Так или иначе, но после того как получены, или не получены данные предварительных маркетинговых исследований, наступает этап разработки концепции ресторана.
Концепция - это техническое задание, или пошаговая инструкция создания ресторана как бизнеса, с подробной разработкой всех его составляющих. Разработать детальную концепцию ресторана - значит, еще раз проверить состоятельность ресторанной идеи, сформировать целостное представление о деятельности всех ресторанных служб. Оформленная концепция позволяет получить на выходе именно тот продукт в виде готового ресторана, который задуман. Концепция позволяет координировать работу всех участников процесса создания ресторана - от проектировщиков до дизайнеров и поставщиков оборудования.
Целью создания концепции является рассматривание ресторана с точки зрения единой маркетинговой системы, осуществляющей продажи, где все системы ресторана выполнены в соответствии с единой стратегией, определяемой концепцией. Разработку концепции ресторана можно провести как самостоятельно, так и поручив это экспертам из консалтинговой компании. В этом случае, стоимость концепции определяется степенью подробности документа, исходной идеей ресторана, конкретными условиями открытия.
Существует несколько основных разделов, которые должны в обязательном порядке включаться в концепцию ресторана. Первое, с чего нужно начать - это разработка торговой марки, названия ресторана. Эту задачу лучше всего доверить квалифицированной креативной команде, которая придумает оригинальное и запоминающееся название, отражающее суть вашей идеи. этой задачей при разработке концепции никак нельзя пренебрегать. После этого следует разработать экстерьер и интерьер вашего ресторана, внутренний дизайн. Удачный дизайн поможет в формировании необходимой атмосферы. Концепцию развития ресторана в плане дизайна сложно переоценить, для этого целесообразно воспользоваться услугами дизайнера-профессионала с серьезным опытом. После этого необходимо разработать ту часть концепции кафе или бара, к которой относятся мебель и посуда ресторана, кухонное оборудование. Следующий шаг при разработке концепции ресторана касается персонала - это разработка стиля одежды, квалификационных требований к персоналу, уровня зарплаты. После этого необходимо разработать меню ресторана, его дизайн, общее направление (например, восточная, мексиканская, средиземноморская кухня), приблизительный список блюд, группируемых по категориям, винную и коктейльную карту. Часто концепции некоторых ресторанов предполагают наличие нескольких меню - например, вегетарианская, детская кухня.
Далее следуя правилам грамотных концепций для ресторанов необходимо наладить взаимоотношения с поставщиками и привлечь специалистов логистической службы. После можно перейти к разработке ценовой политики ресторана, которая зависит от уровня благосостояния основного посетителя. Здесь же рассчитывается средний чек, но можно в концепции ресторана поступать по-разному.
Можно выбрать одно из направлений - ориентация на издержки или на спрос. Иначе говоря по одной концепции, можно устанавливать цену, исходя из себестоимости блюда, а по другой концепции для ресторанов можно определить, насколько блюдо популярно среди клиентов и установить соответствующую цену. И последний этап в разработке концепции ресторанов - разработка рекламной стратегии. Следует выбрать каналы продвижения и способы рекламы - в прессе, на телевидении, проведение акций. Это один из самых важных факторов, правильная работа с которым в вашей ресторанной концепции сулит успех.
Заключительным элементом концепции ресторана является разработка бюджета - приблизительного финансового плана с разбивкой на разделы.
Рынок общественного питания – один из самых распространённых и наиболее востребованных рынков во всем мире. Рынок общественного питания, как и остальные, развивается циклично.
Рассмотрим график изменения цен на ресторанном рынке в России в 2000-2017 гг. (рис. 1).
Рисунок 1. Динамика цен на ресторанном рынке
в 2000-2017 гг., руб.
Проанализировав данный график, можно сделать вывод, что цикл на ресторанном рынке длится в среднем 9 лет. Последний цикл длился с 2000 по 2008 гг. Настоящий цикл достиг пика в 2014 г. и сейчас находится на стадии спада. Когда рынок достигнет точки экстремума и начнет переходить на стадию возрастания.
1.2. Оценка рисков при открытии ресторана
Далеко не все действующие рестораны успешные. Иногда их владельцам приходится задумываться об изменении их идеи. Да и самые лучшие заведения могут нуждаться в обновлении. Тогда дальнейшее развитие возможно только после серьезной реконструкции.
В предприятие закладывается новая миссия. Но чтобы что-то изменить, нужно выяснить, что именно и с какой целью. Для развития бизнеса часто приходится искать новые идеи, разрабатывать другие, порой, необычные подходы.
Рассмотрим риски, свойственные предприятиям общественного питания:
Небольшой стартовый капитал