Файл: Косвенные налоги и их назначение в налоговой системе РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современном обществе основным источником формирования доходов бюджетной системы является налоги, а эффективно функционирующая налоговая система имеет определяющее значение для успешного функционирования рыночной экономики.

Наиболее полное определение налога, содержится в статье 8 первой части Налогового кодекса РФ, согласно которой налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц, в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Итак, прямые налоги – это те выплаты, которые совершает непосредственно налогоплательщик, то есть частные лица. А косвенный налог включен в стоимость товаров и услуг и в состав других платежей.

Косвенные налоги, примечательны тем, что не требуют встречи налогоплательщика, физического лица, с налоговым инспектором, они не вносятся в декларацию о доходах, и по большей части уплачиваются не заметно, так как, по сути, они скрыты в цене товара.

Для меня как для гражданина РФ, важно понимать, за что я плачу денги. И приходя в магазин, каждый из нас уплачивает, около 20% налогов от всей суммы покупки. В месячном бюджете или в годовом, это огромная сумма. Из этой суммы, уплаченной каждым налогоплательщиком, формируется федеральный бюджет Российской Федерации. Это основной финансовый источник нашей страны.

Юридические лица же, знакомы с НДС, акцизами, а так же пошлинами, очень близко. Все сырье для изготовления продукции, а также топливо, государственные регистрация на ведение деятельности как юридического лица, облагается косвенными налогами. Очень большой объем продукции поступает из заграницы, что называется импортом. В этом случае сбор всех документов и передача их в налоговой орган, занимает не малую часть времени. А с экспортом, в нашей стране дело обстоит, еще более проблематично. При экспорте товара, применяются особые ставки или даже возмещение уплаченных сумм НДС, из федерального бюджета страны.

В разных источниках, приводятся разные показатели процентной ссумы, всех косвенных налогов поступающих в бюджет страны, но это все равно примерно 50% от всего федерального бюджета государства. По этому косвенные налоги так важны.

Целью курсовой работы является изучение косвенных налогов в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:


- рассмотреть сущность и понятие налога на добавленную стоимость (НДС) и его место в системе налогов России;

- исследовать сущность и понятие акциз;

-рассмотреть таможенные сборы, как часть налоговой системы;

- научиться проводить расчет НДС подлежащий к уплате в бюджет;

-расчитать акциз

В данной курсовой работе использовались в основном Налоговый кодекс, а именно часть II, глава 21, глава 22, глава 25.3.  При этом использованы следующие учебные пособия, например:
1. Чернопятов, А.М. Налоги и налогообложение / А.М. Чернопятов. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 346 с.
2. Митрофанова, И.А. Налоги и налогообложение / И.А. Митрофанова, А.Б. Тлисов, И.В. Митрофанова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. – 282 с.

1. Основные косвенные налоги РФ

1.1. Теоретические, законодательные основы и сущность налога на добавленную стоимость

НДС является наиболее собираемым и крупным налогом в Российской Федерации. Такую же роль НДС играет в пополнении бюджета других стран – так во Франции он составляет 45%, Италии и Англии до 25%, а в России более 30% от всех собираемых налогов и сборов.[1]

Налог на добавленную стоимость (НДС) является косвенным налогом. Его исчисление производится продавцом при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателю. Продавец дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг, имущественных прав) предъявляет к оплате покупателю сумму НДС, исчисленную по установленной налоговой ставке. Сумма НДС, которую налогоплательщик-продавец уплачивает в бюджет, рассчитывается как разница между суммой налога, исчисленной им при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателям, и суммой налога, предъявленной этому налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), используемых для облагаемых НДС операций. НДС является федеральным налогом.[2]

Однако, Романов Б. А., автор учебного пособия: Налоги и налогообложение в Российской Федерации, считает что: «В отношение НДС нельзя признать, что это косвенный или переложимый налог, в смысле уплаты его не носителем налога. НДС уплачивается непосредственным этого носителем налога и ни на кого не перелагается. Положение о том, что НДС включается в цену товара, и тем самым перелагается на потребителя рассматривается в данной книге в разделе 6 «Налог на добавленную стоимость», где доказано, что включаемый в цену товар НДС, не является действительным НДС, уплачиваемым в бюджет, и вообще не является налогом. НДС можно считать косвенным налогом, лишь в силу его принадлежности к налогу на потребление, но не конечное потребление, как акциз, а на промежуточное потребеление-потребелние товаров, необходимых для создания конечного продукта (работ, услуг).»[3]


Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

-организации;

-индивидуальные предприниматели;

-лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.[4]

Объектом налогообложения НДС признаются операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;

2) передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, в том числе через амортизационные отчисления.

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.[5]

Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с 21 главой НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих

обязанности налоговых агентов, далее – налоговые агенты) устанавливается как квартал.[6]

НДС облагаются товары (работы, услуги), реализованные или переданные безвозмездно только на территории РФ. Если реализация или безвозмездная передача произошла за границей, то уплачивать НДС не нужно.[7]

Существует два способа вычисления добавленной стоимости. В

первом способе добавленная стоимость вычисляется как разность между стоимостью проданных товара (работы, услуги) и стоимостью приобретенных товаров (работ, услуг), использованных для производства продаваемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Во втором способе добавленная стоимость вычисляется как

сумма внутренних затрат предприятия, включающих неналоговые

затраты, налоговые затраты и чистую прибыль.

Налоговые затраты включают собственные налоги, уплачиваемы предприятием (продавцом) за свой счет. [8]


По НДС существуют 4 вида налоговых ставок:

1) 0% (экспортная ставка);

2) 10% (пониженная (льготная) ставка);

3) 20% (общая ставка);

4) 10% / 110% или 20% / 120% (расчетная ставка)[9]

Операции облагаемые НДС по ставке 0%, перечислены в п. 1 ст. 164 НК РФ.

Налоговая ставка, равная 10 процентов, устанавливается при реализации продовольственных товаров, а также отдельных товаров для детей.

Налоговая ставка, равная 20 процентов, устанавливается по остальным

товарам (услугам).

Сумма НДС, уплачиваемая на таможне, определяется по следующей формуле:

НДС = (ТС + ТП + А) × С,

где (ТС + ТП + А) – налоговая база, в т. ч.:

ТС – таможенная стоимость ввозимого товара;

ТП – сумма ввозной таможенной пошлины;

А – сумма акциза;

С – ставка НДС в процентах (10 или 20%).[10]

Освобождаются от налогообложения НДС медицинские товары по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями и (или) учреждениями, врачами, занимающимися частной

медицинской практикой, услуги по уходу за больными, инвалидами

и престарелыми, услуги по содержанию детей в образовательных

организациях, продукты питания, непосредственно произведенными

столовыми образовательных и медицинских учреждений, услуги по

перевозке пассажиров, ритуальные услуги, аренда жилых помещений, гарантийный ремонт бытовой техники, услуги в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями и многие другие операции. Полный перечень освобождений от обложения НДС содержится в ст. 149 НК РФ.[11]

Отдельно стоит отметить, что в рамках Таможенного союза Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС), применяется ставка 0% при экспорте товаров с территории Российской Федерации на территорию стран, входящих в состав ЕАЭС. С экспортом все ясно, при предоставлении документов в налоговый орган, подтверждающих экспортные операции, можно получить вычет из налоговой базы.

Документы необходимые для подтверждения ставки 0%:

  1. контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара;
  2. таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта;
  3. при вывозе с территории РФ товара представляются копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов;

Так же налоговые органы требуют счет-фактуры, в которых указан весь товар, его сумма и налоговые ставки.


Вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории.[12]

Многие организации осуществляют экспортные операции. Государство заинтересовано в активной внешнеэкономической деятельности, так как это содействует усиленному развитию национальной экономики. В таких ситуациях, когда организация, активно работает с экспортом, часто встречаются ситуации, что сумма НДС подлежащая к уплате в бюджет, меньше суммы налоговых вычетов, то разницу, организация в праве возместить из бюджет. Это регламентирует статья 176 НК РФ. Возмещение налога происходит после окончания камеральной налоговой проверки, проводимой ИФНС в течение 3-х месяцев с даты получения декларации. Но к государство, не заинтересованно, выплачивать обратно, суммы налога. По этому, такие камеральные проверки, могут продлеваться на усмотрение инспектора государственной налоговой службы. И если, для подтверждения ставки 0%, достаточно представить документы, подтверждающие экспортные операции, с товаром или предоставление услуг, иностранным организациям, то возмещение это масштабная камеральная проверка, всей документации и операций организации. В налоговых инспекциях, имеются отделы, работающие с такими налогоплательщиками в особом порядке, и возмещение, по факту, это крайне редкие ситуации в нашей стране.

Бухгалтеры считают НДС одним из самых сложных налогов. Как вычислить НДС от суммы вызывает много вопросов. Поэтому Минфин и ФНС выпускают множество писем, разъясняющих налогоплательщикам, как действовать в той или иной ситуации. Так же, чтобы не ошибиться в расчетах, необходимо не только быть знакомым с позицией Минфина и ФНС, но и самостоятельно почитать главу 21 Налогового кодекса РФ, которая, как раз, и регулирует абсолютно все вопросы, связанные с этим налогом.

Следует сказать, что данный налог является одним из основных источников формирования доходов федерального бюджета. НДС является наиболее собираемым и крупным налогом в Российской Федерации. Такую же роль НДС играет в пополнении бюджета других стран – так во Франции он составляет 45%, Италии и Англии до 25%, а в России более 30%[13]

от всех собираемых налогов и сборов. Несмотря на то, что в целом объем поступлений налога на добавленную стоимость в бюджет достаточно велик, остается много проблем, связанных с недоплатой данного налога. Причем недоимки по налогу на добавленную стоимость могут быть связаны не только с занижением налоговой базы и неправомерным применением вычетов при ведении экономической деятельности на территории Российской Федерации, но и при ведении внешнеэкономической деятельности.