Файл: Роль мотивации в поведении организации (разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации персонала в ООО «Мера-ТСП»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Отличительной особенностью организации системы управления персоналом в современных условиях развития экономики является повышение роли личности работника.

Современный менеджмент все чаще для эффективного управления персоналом прибегает к мотивационным аспектам.

В обобщенном смысле мотивацию можно признать процессом, побуждающим к труду. Для достижения успеха и эффективности работы предприятия каждый руководитель, должен помнить и обеспечивать для персонала стимулы трудиться.

Современные системы мотивации предлагают использовать сочетание как финансовых, так и нефинансовых методы вознаграждения.

Достижение наиболее эффективной профессиональной деятельности человека в современных условиях возможно только через понимание его мотивации. Знание того, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, а так же мотивы, лежащие в основе его действий, будет способствовать разработке эффективной системы форм и методов управления им, как единицей трудовых ресурсов.

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию способов мотивации труда в системе управления персоналом организации, специализирующейся на производстве медицинского оборудования.

Для достижения поставленной цели в настоящей работе были решены следующие задачи:

- изучена экономико-управленческая категория «мотивация трудовой деятельности персонала»;

- рассмотрены виды мотиваций труда;

- раскрыты методы оценки эффективности мотивации персонала на предприятии;

- на примере материалов ООО «Мера ТСП» проанализирована оплата труда как один из экономических методов мотивации персонала;

- изучена эффективность системы мотивации персонала в ООО «Мера ТСП»;

- на основании проведенных исследований разработаны рекомендации по повышению эффективности мотивации персонала в ООО «Мера ТСП».

Объект исследования –ООО «Мера ТСП»

Предмет исследования - мотивация труда в системе управления персоналом в ООО «Мера ТСП».

1. Теоретические основы системы мотивации персонала организации


1.1 Основные понятия, сущность системы мотивации персонала организации

«Мотивация» (или motif–Франц. от латинского слова moveo–двигаю, побудительная причина, повод к тому или иному действию), представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенной деятельности, задающей ее границы и формы, а также придающих данной деятельности направленность, которая ориентирована на достижение поставленных целей[1].

Наиболее элементарная модель мотивационного процесса состоит всего трех элементов: потребностей, целенаправленного поведения, удовлетворения потребностей.

Для понятия мотивации особенно важен ряд аспектов, которые представлены на рисунке 1:

Рисунок 1 Основные аспекты, характеризующие понятие «мотивация»

Мотивом можно признать внутреннее побуждение, которое в профессиональном поведении в целом определяет направленность активности человека.

К основным функциям мотивов можно отнести:

  • ориентировочную (направляет человека на наиболее приемлемый в определенной ситуации выбор поведения,);
  • смыслообразующую (означает субъективность значимости выбранной модели поведения);
  • опосредующую (опосредует в отношении личности внешние и внутренние побудители к действию и оказывает влияние на поведение);
  • мобилизационную (мобилизует внутренние резервы для осуществления деятельности);
  • оправдательную (формирует отношение человека к принятому в обществе образу поведения, социальной норме)[2].

Функция мотивации выражается через ее влияние на трудовой коллектив предприятия, выраженное в форме побудительных мотив к эффективному труду, а так же в форме общественного воздействия поощрительных мер, как коллективных, так и индивидуальных[3].

Современный менеджмент выделяет два основных типа мотивирования, которые определяются целями, поставленными перед мотивированием, а так же задачами, которые оно решает. Первый тип определяется тем, чторяд внешних воздействий на человека вызывает определенные мотивы, побуждающие его к осуществлению определенных действий, которые приводят наступлению желательного для мотивирующего субъекта результата.

Второй тип мотивирования состоит в формировании у человека определенной мотивационной структуры.

Современная практика управления на прогрессивно управляемыхпредприятиях показала целесообразность и эффективность сочетанияданных типов мотивирования[4].


Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования. Стимулированию присущи различные и многообразные формы. Как показывает многолетняя практика управления во всем мире по прежнему материальное стимулирование остается одной из самых распространенных и действенных его форм.

Стимулирование имеет принципиальные отличия от мотивирования. Основная суть данного отличия заключается в том, что стимулирование является одним из средств, при помощи которого осуществляют мотивирование[5].

Исследования в области менеджмента позволяют выделитьна предприятиях 4 типа работников, которые характеризуются различным отношением к трудовым обязанностям и трудовым поведением, а так же установить соотношение на предприятии между мотивами и типами поведения работников (таблица 1).

Таблица 1

Соотношение мотивов и типов поведения работников

Типы работников

Доля в общем количестве

Степень мотивации

Характер форм поведения

1

2

3

4

Сверхнормативные, исключительно добросовестные

5

Идеальная степень мотивации и стимулирования

Инновационный , экономический, стратификационный харктер

Нормативные, достаточно добросовестные

60

Достаточная степень мотивации и стимулирования

Экономический, организационный характер

Субнормативные, Недостаточно добросовестные

30

Мотивы не ясны, степень стимулирования- неадекватная

Характерологический, деструктивный характер

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

Ненормативные, недобросовестные

5

Мотивы неясные, стимулы отсутствуют

Характерологический, деструктивный характер

ИТОГО

100

-

-

Современные теории мотивации позволяют понять мотивы, движущие человеком при его трудовой деятельности, дают возможность управлять ими на практике (рисунок 2).

Исходные составляющие

Показателифункционирования

Результаты

Усилия

Время

Образование

Расходы

Квалификация

Знания

Типы поведения

На работе

Качество работы

Количество работы


Уровень обслуживания

потребителей

Оплата

Стабильность

Дополнительные вознаграждения

Отпуск

Удовлетворенность работой

Осознание достижения

Удовольствие от выполнения

интересной работы

Рисунок 2 . Мотивационная последовательность[6]

Современные менеджеры применяютукрупненные методы мотивации, которые можно сгруппировать по четырем видам:

- экономические мотивы всех типов (зарплата во всех ее разновидностях, включая контрактную, премии и т.п.);

- управление по целям. Персоналу устанавливаютцели, которые способствуют решению приоритетной задачи субъекта хозяйствования, при достижении поставленной цели автоматически повышается уровень заработной платы или других форм поощрения;

- обогащение труда. Данный вид заключается в предоставлении сотрудникам более содержательной, перспективной работы, а так же значительной самостоятельности в определении режима труда, использовании ресурсов;

- система участия. Данный вид мотивации предполагает участие коллектива в принятии решений по приоритетным проблемам производства и управления (Япония), так же соучастие в собственности через приобретение акций собственного предприятия по льготнымоснованиям (США, Англия)[7].

Процесс мотивации является очень сложным и неоднозначным. различные теорий мотивации, разработанные преимущественно зарубежными учеными, пытаются дать объяснение этому явлению.

Мотивация профессиональной деятельности имеет тесную связь с мотивационными процессами, которые направлены на сферу труда.

Мотивация к труду является совокупностью сил, которые берут начало внутри человека и вне его, при этом стимулируют его трудовое поведение и определяют форму, направленность, интенсивность и продолжительность его трудовой деятельности.

1.2 Основные элементы системы мотивации персонала организации

Система трудовой мотивации персонала представляет собой открытой систему, одновременно выступая в качестве подсистемы более масштабной системы – организации в целом.

Система трудовой мотивации персонала состоит из трех компонентов, которые представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 Компоненты системы трудовой мотивации


Количественные и качественные характеристики ресурсов организации, таких как организационные, технологические, управленческие, информационные,имущественные, кадровые и репутационные,изменяются, испытывая влияние субъектов формирования трудовой мотивации персонала и организации в целом. Это в условиях, когда ресурсы ограничены и недостаточна координация, может привести к снижению эффективности системы стимулирования труда и ее адаптивности к изменениям мотивации персонала.

Систематрудовой мотивации персоналаподвержен влиянию факторов внешней среды, для которых характерна или невозможность регулирования со стороны организации, или слабое регулирование с ее стороны.

Элементами системы трудовой мотивации персонала являются следующие.

1. Содержание работы.

2. Служебное положение и оплата труда.

3. Социальные контакты.

4. Самообразование и поддержка.

5. Самостоятельность.

6. Самореализация.

7. Организационная культура.

Для данных элементов характерно наличиевзаимосвязи, посредством чего образуется комплекс элементов системы трудовой мотивации персонала, которые влияют на поведение работника.

Организация должна сформировать системутрудовой мотивации персонала, отражающую все многообразные мотивы, присущие работникам в зависимости от в занимаемой ими должностью, выполняемой работой.

Кроме того, организуя процесс, связанный с управлениемтрудовой мотивации персонала, менеджеры обязательно должны учитывать эмоциональное состояние работников. Человек посредством эмоций получает импульсы к конкретному поведению, которые способствуют зарождению мотивов и усилению их влияния на поведение.

Таким образом, учитывая все перечисленные факторы мотивации можно рассматривать трудовую мотивацию персонала, используя многоэкранную схему, то есть используя системный подход.

Внедряя системный подход к трудовой мотивации персоналанеобходима оптимизация управление человеческими ресурсами, что должно привести к увеличению конкурентных преимуществ организации.

1.3 Критерии эффективности системы мотивации персонала организации

Оценка системы мотивации персонала производится, прежде всего, как оценка результатов, которых добился коллектив с имеющейся на предприятии системой мотивации.