Добавлен: 14.06.2023
Просмотров: 229
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования товарного ассортимента на предприятии
1.1. Понятие товарного ассортимента и его и классификация
1.2. Планирование ассортимента на предприятии
1.3. Методы анализа торгового ассортимента (ABC и XYZ)
Глава 2. Анализ структуры торгового ассортимента на примере торгового предприятия ООО «Техносистема»
2.1. Характеристика деятельности предприятия ООО «Техносистема»
2.2. Анализ товарной деятельности предприятия
Глава 3. Совершенствование торгового ассортимента
3.1. Рекомендации по оптимизации торгового ассортимента на основе метода ABC
Номенклатура ООО «Техносистема» насчитывает более 20000 тысяч наименований. Управлять таким большим ассортиментом по единому принципу будет не рационально.
Как уже было ранее отмечено, ассортимент предприятия разбит на группы по принципу схожести свойств, и составляет в общей сложности 23 ассортиментные группы.
Для определения более продаваемых и активных товаров, мы будем разбивать группу на 3 категории: А, В и С. В отношении первых двух групп применяется правило Парето, которое в данном случае можно интерпретировать так: 20% ассортимента обеспечивают 80% выручки. Данный метод известен как ABC - анализ.
Данный метод позволяет определить оптимальное соотношение групп и видов товаров на торговом предприятии с учетом основных требований для достижения поставленных перед организацией целей.
Результатом АВС — анализа является группировка объектов по степени их влияния на общий результат.
Для проведения АВС — анализа ассортимента компании ООО «Техносистема» использовалась информация по объему продаж за второй квартал 2017 года по всем ассортиментным группам. После определения объема реализации по группам и удельного веса, были проранжированы данные и определены товарным группам категории. Данные по расчетам представлены в таблицах 5 и 6.
Для товаров группы А рекомендуются особые формы контроля:
— регулярная оценка достоверности, как самого прогноза товародвижения, так и его методов;
— периодический подсчет запасов;
— постоянное отслеживание и анализ требований спроса, объемов закупаемых партий, преследующие цель общего уменьшения размера заказов, а значит снижения издержек, связанных с хранением продукции на складах.
Таблица 5
Таблица реализации групп товаров ООО «Техносистема» период с 01.03.2017 по 31.05.2017
Группы |
Объем реализации, руб. |
Удельный вес в объеме реализации, % |
Автотовары |
55352 |
0 |
Освещение |
73117 |
0 |
Водоснабжение, канализация, отопление |
300598 |
0 |
Дача, сад |
252127 |
0 |
Двери, Окна |
75903 |
0 |
Декор для дома |
6669 |
0 |
Инструменты |
490541 |
1 |
Кафельная плитка |
8100712 |
11 |
Климат в доме, вентиляция |
48309 |
0 |
Крепеж и скобянка |
251796 |
0 |
ЛКМ |
7744056 |
11 |
Мебель |
18649 |
0 |
Напольные покрытия |
7213283 |
10 |
Новый год и товары для праздников |
15000 |
0 |
Обои |
2517927 |
4 |
Отделочные материалы и столярные изделия |
2773182 |
4 |
Отдых и туризм |
32069 |
0 |
Производственные средства |
5631 |
0 |
Сантехника |
7286541 |
10 |
Сауна |
50525 |
0 |
Стройка |
14795190 |
21 |
Сухое строительство и смеси |
16079100 |
22 |
Товары для дома |
3500616 |
5 |
71686893 |
100 |
Для товаров группы В применяются те же меры, что и для товаров группы А, но они осуществляются реже и с большими приемлемыми допусками.
А вот для товаров группы С сформулированы отдельные правила:
— товары обязательно должны быть в наличии, поскольку дефицит товаров категории С может сорвать план сбыта категории А. Таким образом, запас товаров категории С может быть больше, чем нужно, но не должен быть меньше, чем необходимо.
— объем партий заказов и страховых запасов должен быть большим. Хранение крупных партий товаров категории С не влечет за собой существенных затрат, поэтому имеет смысл заказывать помногу;
— подсчет запасов можно производить раз в год или полгода, при этом с большими приемлемыми допусками.
Таблица 6
Таблица разделения реализованных товаров на группы А, В, С
Группы |
Удельный вес в объеме реализации, % |
Нарастающим удел., % |
Категория |
Сухое строительство и смеси |
22 |
22 |
А |
Стройка |
21 |
43 |
А |
Кафельная плитка |
11 |
54 |
А |
ЛКМ |
11 |
65 |
А |
Сантехника |
10 |
75 |
А |
Напольные покрытия |
10 |
85 |
А |
Товары для дома |
5 |
90 |
В |
Отделочные материалы и столярные изделия |
4 |
94 |
В |
Обои |
4 |
98 |
С |
Инструменты |
1 |
98 |
С |
Водоснабжение, канализация, отопление |
0 |
99 |
С |
Дача, сад |
0 |
99 |
С |
Крепеж и скобянка |
0 |
99 |
С |
Двери, Окна |
0 |
100 |
С |
Освещение |
0 |
100 |
С |
Автотовары |
0 |
100 |
С |
Сауна |
0 |
100 |
С |
Климат в доме, вентиляция |
0 |
100 |
С |
Отдых и туризм |
0 |
100 |
С |
Мебель |
0 |
100 |
С |
Новый год и товары для праздников |
0 |
100 |
С |
Декор для дома |
0 |
100 |
С |
Производственные средства |
0 |
100 |
С |
Достижением одной из основных целей компании при оптимизации является корректировка объема продаж. На объемы продаж влияют, как правило, объемы товарных запасов на складе, спрос на продукцию и цена, по которой продается товар.
Исходя из вышесказанного, предлагается правильным ранжировать весь ассортимент по вышеуказанным признакам. Предлагаемая методика позволяет сделать возможным не только анализ ассортимента по коммерческой привлекательности, но и оперативно управлять им. В то же время необходимо подчеркнуть, что ассортимент товаров должен включать не только высокодоходные товары, приносящие максимальную прибыль, но и товары имеющие меньшие показатели прибыльности, в целях достижения максимального результата по привлечению потребителей и полному удовлетворению их спроса.
Таким образом, применение принципа Парето в управлении товарным ассортиментом приводит к разветвлению всей номенклатуры на группы по критерию активности. Группа «А» самая активная, подвергается максимальному контролю, группе В отводится меньше внимания, а группа С обслуживается по минимуму.
Поскольку группа А «наиболее активная», в целях контроля стоит провести оптимизацию ассортимента внутри этой групп. Для этого стоит взять реализацию товарных групп за второй квартал 2017 года и удельный вес каждого товара в объеме реализации.
Реализация товарных групп составила 71 686 893 руб., анализируемая реализация в сумме составляет 54 005 599 руб., или 85% от общего объема реализации.
Выводы, следующие:
1. Проведя операционный анализ ассортимента, а также АВС—анализ, можно увидеть по предприятию его структуру, выявить более детально по основным группам товара наиболее высокодоходный и менее и принять нужные решения.
2.Так же данные анализа и оценки предприятия помогают в принятии решений по оптимизации ассортимента расширения, сужения, сокращения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для того, чтобы быть конкурентоспособными, менеджмент компаний должен максимально эффективно осуществлять ассортиментную политику, дабы выйти победителем в конкурентной борьбе на рынке.
Для формирования продуктового портфеля существует система планирования ассортимента, включающая в себя различные методики и инструменты, позволяющие грамотно распределять и калибровать имеющиеся на предприятии ресурсы и получать максимальную эффективность от их использования. Одним из таких методов является метод ABC.
Формирование ассортимента — это сложный экономический процесс, который направлен на предложение товара в соответствии со спросом населения, для натурального состава материала.
Целенаправленное формирование ассортимента продукции, включая развитие потребностей общества, спроса потребителей, научно-технический прогресс в сочетании являются сутью ассортиментной политики. За организацию и проведение несет ответственность не только руководитель компании, но и вся система маркетинга в компании. Координация всех средств осуществления для достижения организационных целей и интересов должна быть организована на основе целей программы развития компании.
Анализ структуры торгового ассортимента был произведен на примере торгового предприятия ООО «Техносистема». Данная компания за 5-7 лет на сегменте строительных материалов проявляет себя достаточно интересно, так как несмотря на не очень хорошие финансовые показатели, компания держит достаточно высокие цены, а также не теряет своих клиентов и потребителей, так же компания берет потребителей качеством товара и самого обслуживания.
Вследствие написания работы были проанализированы следующие виды показателей:
- анализ товарного и хозяйственного ассортимента;
- проведен АВС- анализ;
- так же сравнительный анализ по экономическим характеристикам;
В результате структурного анализа торгового ассортимента были сделаны следующие выводы.
За счет операционного анализа ассортимента, а также АВС—анализа, можно увидеть по предприятию, его структуру, выявить более детально по основным группам товара наиболее высокодоходный и менее и принять нужные решения. Данные анализа и оценки предприятия помогают в принятии решений по оптимизации ассортимента расширения, сужения, сокращения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Батраева Э.А. Экономика предприятия общественного питания: Учебник и практикум для СПО / Э.А. Батраева 2-е изд., перераб. и доп. — М: Юрайт, 2017. - 390 с.
- Вилкова С.А. Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров / С.А. Вилкова — М.: Дашков и К°, 2018. — 264 с.
- Герасименко В.В. Маркетинг. Учебник / В.В. Герасименко. — М: Проспект, 2017. - 512 с.
- Григорян Е.С. Товароведение: Учебное пособие / Е.С. Григорян — М.: Инфра-М, 2018. — 265 с.
- Гуняков Ю.В., Куимов В.В. Максименко И.А. Организация коммерческой деятельности предприятия. Коммерциология / Ю.В. Гуняков, В.В. Куимов, И.А. Максименко — М: Юрайт, 2016. - 394 с.
- Иванов Г.Г. Организация торговли (торговой деятельности): Учебник / Г.Г. Иванов. — М.: КноРус, 2018. — 224 с.
- Иванов Г.Г., Алексина С.Б., Крышталев В.К. Методы стимулирования продаж в торговле: Учебник / Г.Г. Иванов, С.Б. Алексина, В.К. Крышталев — М.: Форум, 2017. — 304 с.
- Иванов И.Н. Экономика промышленного предприятия: Учебник / И.Н. Иванов — М: Инфра-М, 2018. - 395 с.
- Карпова Т.П., Карпова В.В. Учет, анализ и бюджетирование денежных потоков: Учебное пособие / Т.П. Карпова, В.В. Карпова. — М.: Инфра-М, 2016. - 304 с.
- Кузнецов В.И., Платонова Т.Е., Клочкова Е.Н. Экономика предприятия: Учебник для прикладного бакалавриата / В.И. Кузнецов, Т.Е. Платонова, Е.Н. Клочкова — М: Юрайт, 2017. - 447 с.
- Лукасевич И.Я., Жуков П.Е. Управление денежными потоками: Учебник для студентов вузов / И.Я. Лукасевич, П.Е. Жуков — М.: Инфра-М, 2016. - 184 с.
- Магомедов А.М. Экономика организаций торговли: Учебник для прикладного бакалавриата / А.М. Магомедов 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 323 с.
- Магомедов Ш.Ш. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров: Учебник для бакалавров / Ш.Ш. Магомедов — М.: Дашков и К°, 2018. — 322 с.
- Масленкова О.Ф. Оценка стоимости предприятия: Учебное пособие / О.Ф. Масленкова. — М.: КноРус, 2017. - 288 с.
- Маховикова Г.А., Ефимова Н.В., Желтякова И.А. Ценообразование. Учебник и практикум / Г.А. Маховикова, Н.В. Ефимова, И.А. Желтякова, Т.Г. Касьяненко, Е.Е. Павлова, С.В. Переверзева, Н.Ю. Пузыня, О.В. Синилина, — М.: Издательство Юрайт, 2017. - 464 с.
- Михненко П.А. Теория организации: учебник / П.А. Михненко. — М.: Издательство: МФПУ «Университет», 2013. — 336 с.
- Паламарчук А.С. Экономика предприятия: Учебник / А.С. Паламарчук — М: Инфра-М, 2018. - 458 с.
- Пономарева Е.С., Кривенцова Л.А., Томилов П.С. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие / Е.С. Пономарева, Л.А. Кривенцова, П.С. Томилов; под ред. Л.Е. Стровского. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 287 с.
- Попадюк Т.Г. Экономика фирмы (организации, предприятия): Учебник / Т.Г. Попадюк 2-е изд., перераб. и доп. — М: Инфра-М, 2017. - 296 с.
- Прудников В.М., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Учебник / В.М. Прудников, В.К. Скляренко — М: Инфра-М, 2018. - 346 с.
- Розанова Н.М. Экономика фирмы в 2 ч. Часть 2. Производственный процесс: Учебник для академического бакалавриата / Н.М. Розанова, — М.: Юрайт, 2016. - 265 с.
- Сорокина М.В. Менеджмент в торговле: Учебник для вузов / М.В. Сорокина 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Питер, 2017. — 752 с.
- Тыщенко Е.А., Ердакова В.П., Позняковский В.М. Товароведение однородных групп непродовольственных товаров: парфюмерно-косметические товары. Учебное пособие / Е.А. Тыщенко, В.П. Ердакова, В.М. Позняковский — М.: Инфра-М, 2018. — 393 с.
- Чалдаева Л.А. Экономика предприятия: Учебник для бакалавров / Л.А. Чалдаева. — М: Юрайт, 2016. - 416 с.
- Чернухина Г.Н. Организация торговли: Учебное пособие / Г.Н. Чернухина. — М.: Издательство: МФПУ «Университет», 2016. — 192 с.
Товарная номенклатура ООО Техносистема»
№ |
Группа 1 |
1 |
Автотовары |
2 |
Освещение |
3 |
Водоснабжение, канализация, отопление |
4 |
Дача, сад |
5 |
Двери, Окна |
6 |
Декор для дома |
7 |
Инструменты |
8 |
Кафельная плитка |
9 |
Климат в доме, вентиляция |
10 |
Крепеж и скобянка |
11 |
ЛКМ |
12 |
Материалы |
13 |
Мебель |
14 |
Напольные покрытия |
15 |
Новый год и товары для праздников |
16 |
Обои |
17 |
Отделочные материалы и Столярные изделия |
18 |
Отдых и туризм |
19 |
Производственные средства |
20 |
Сантехника |
21 |
Сауна |
22 |
Стройка |
23 |
Сухое строительство и смеси |
24 |
Товары для дома |
25 |
Электрика, светотехника |
Приложение 2
Ассортимент компании ООО «Техносистема»
Артикул |
Группа 1 |
Наименование |
Поставщик |
Статус |
000-189-222 |
Сухое строи- тельство и |
Расшивка эластичная CE 40 для швов "Aquastatic" ман- |
ХенкельБау |
Активный |
смеси |
хеттен (2кг) |
|||
000-189-225 |
Сухое строи- тельство и |
Расшивка эластичная CE 40 для швов "Aquastatic" |
ХенкельБау |
Активный |
смеси |
натура (2кг) |
|||
000-189-227 |
Сухое строи- тельство и |
Расшивка эластичная CE 40 для швов "Aquastatic" св- |
ХенкельБау |
Активный |
смеси |
коричневый (2кг) |
|||
000-193-257 |
Сухое строи- |
Шпатлёвка полимерная ГЕРКУЛЕС GT-53 Финиш- |
ГеркулесСи |
Активный |
тельство и смеси |
ная, 5кг |
|||
000-198-904 |
Сухое строи- тельство и |
Расшивка эластичная CE 40 для швов "Aquastatic" сер- |
ХенкельБау |
Активный |
смеси |
серый (2кг) |
|||
000-198-905 |
Сухое строи- |
Расшивка эластичная CE 40 |
ХенкельБау |
Активный |
тельство и смеси |
для швов "Aquastatic" сиена (2кг) |
|||
000-200-105 |
Сухое строи- |
Шпатлёвка полимерная ГЕРКУЛЕС GT-73, водо- |
ГеркулесСи |
Активный |
тельство и смеси |
стойкая, белая, 5кг |
|||
000-011-458 |
Сухое строи- |
Штукатурка известково-це- |
ГеркулесСи |
Активный |
тельство и смеси |
ментная ГЕРКУЛЕС GP-31, 12кг |
|||
000-016-697 |
Сухое строи- |
Расшивка СЕ 33 роса (2кг) |
ХенкельБау |
Активный |
тельство и смеси |
||||
000-017-846 |
Сухое строи- |
Лист гипсокартонный 1200х2500x9,5 мм KNAUF |
КнауфЧеляб |
Активный |
тельство и смеси |
||||
000-017-847 |
Сухое строи- тельство и |
Лист гипсокартонный 1200х2500x12,5 мм KNAUF |
КнауфЧеляб |
Активный |
смеси |
||||
000-017-848 |
Сухое строи- тельство и |
Лист гипсокартонный 1200х2500x12,5 мм влаго- |
КнауфЧеляб |
Активный |
смеси |
стойкий KNAUF |
|||
000-018-942 |
Сухое строи- тельство и |
Шпаклевка гипсовая высо- копрочная KNAUF |
КнауфЧеляб |
Активный |
смеси |
Унифлот (5кг) |
|||
000-018-943 |
Сухое строи- |
Шпаклевка гипсовая KNAUF Фуген (25кг) |
КнауфЧеляб |
Активный |
тельство и смеси |
||||
000-018-944 |
Сухое строи- |
Шпаклевка гипсовая |
КнауфЧеляб |
Активный |
тельство и смеси |
KNAUF Фуген (10кг) |
|||
000-018-968 |
Сухое строи- |
Шпатлёвка полимерная |
ГеркулесСи |
Активный |
тельство и смеси |
ГЕРКУЛЕС GT-73, водо- |
|||
стойкая, белая, 20кг |
||||
000-019-217 |
Сухое строи- тельство и |
Штукатурка гипсовая KNAUF Ротбанд (30кг) |
КнауфЧеляб |
Активный |
смеси |
||||
000-019-218 |
Сухое строи- |
Штукатурка гипсовая |
КнауфЧеляб |
Активный |
тельство и смеси |
KNAUF Гольдбанд (30кг) |
|||
000-019-220 |
Сухое строи- |
Штукатурка гипсовая |
КнауфЧеляб |
Активный |
тельство и смеси |
KNAUF Ротбанд (10кг) |
|||
000-019-228 |
Сухое строи- |
Кнауф-суперпол KNAUF |
КнауфЧеляб |
Активный |
тельство и смеси |
1200*600*20мм |
|||
000-019-251 |
Сухое строи- |
Штукатурка известково-це- |
ГеркулесСи |
Активный |
тельство и смеси |
ментная ГЕРКУЛЕС GP-31, 25кг |
|||
000-019-252 |
Сухое строи- |
Штукатурка цемент- |
ГеркулесСи |
Активный |
тельство и смеси |
ная ГЕРКУЛЕС GP-21, 25кг |
|||
000-019-304 |
Сухое строи- |
Гипс ГЕРКУЛЕС Г-5, 5кг |
ГеркулесСи |
Активный |
тельство и смеси |
||||
000-019-348 |
Сухое строи- |
Расшивка эластичная СЕ-40 |
ХенкельБау |
Активный |
тельство и смеси |
для швов "Aquastatic" серая (2кг) |
|||
000-019-349 |
Сухое строи- |
Расшивка СЕ 33 сиена №47 |
ХенкельБау |
Активный |
тельство и смеси |
кофе с молоком (2кг) |
|||
000-019-375 |
Сухое строи- |
Расшивка СЕ 33 серая (2кг) |
ХенкельБау |
Активный |
тельство и смеси |
||||
000-019-376 |
Сухое строи- |
Расшивка СЕ 33 багама - бе- |
ХенкельБау |
Активный |
тельство и смеси |
жевый (2кг) |
|||
000-019-377 |
Сухое строи- |
Расшивка СЕ 33 голубой |
ХенкельБау |
Активный |
тельство и смеси |
№82 (2кг) |
|||
000-019-378 |
Сухое строи- |
Расшивка СЕ 33 жасмин |
ХенкельБау |
Активный |
тельство и смеси |
№40 (2кг) |
|||
000-019-379 |
Сухое строи- |
Расшивка СЕ 33 карамель |
ХенкельБау |
Активный |
тельство и смеси |
(2кг) |
|||
000-019-380 |
Сухое строи- |
Расшивка СЕ 33 серебристо |
ХенкельБау |
Активный |
тельство и смеси |
- серый (2кг) |
|||
000-019-381 |
Сухое строи- |
Расшивка СЕ 33 серо-голу- |
ХенкельБау |
Активный |
тельство и смеси |
бой №85 (2кг) |
|||
000-019-382 |
Сухое строи- |
Расшивка СЕ 33 темно- |
ХенкельБау |
Активный |
тельство и смеси |
кор.№58 (2кг) |
|||
000-019-383 |
Сухое строи- тельство и |
Расшивка СЕ 33 розо- вый.№34 (2кг) |
ХенкельБау |
Активный |
смеси |
||||
000-019-384 |
Сухое строи- |
Расшивка СЕ 33 графито- |
ХенкельБау |
Активный |
тельство и смеси |
вый №16 (2кг) |
|||
000-019-432 |
Сухое строи- |
Расшивка CE 33 №55 |
ХенкельБау |
Активный |
тельство и смеси |
светло-коричневый (2кг) |
|||
000-019-433 |
Сухое строи- |
Расшивка CE 33 №01 белая |
ХенкельБау |
Активный |
тельство и смеси |
(2кг) |
|||
000-019-435 |
Сухое строи- |
Расшивка СЕ 33 для швов |
ХенкельБау |
Активный |
тельство и смеси |
белая Церезит (5кг) |
|||
000-019-436 |
Сухое строи- |
Расшивка СЕ 33 серая Цере- |
ХенкельБау |
Активный |
тельство и смеси |
зит (5кг) |
|||
000-019-455 |
Сухое строи- |
Расшивка СЕ 33 №70 зеле- |
ХенкельБау |
Активный |
тельство и смеси |
ная (2кг) |
|||
000-019-457 |
Сухое строи- |
Расшивка СЕ 33 №49 кир- |
ХенкельБау |
Активный |
тельство и смеси |
пичная (2кг) |
|||
000-019-461 |
Сухое строи- |
Расшивка эластичная СЕ- |
ХенкельБау |
Активный |
тельство и смеси |
40 для швов "Aquastatic" бе- лая (2кг) |
|||
000-019-466 |
Сухое строи- |
Расшивка СЕ 33 тёмно-си- |
ХенкельБау |
Активный |
тельство и смеси |
ний (2кг) |
|||
000-019-470 |
Сухое строи- |
Расшивка СЕ 33 оливковый |
ХенкельБау |
Активный |
тельство и смеси |
(2кг) |
|||
000-019-489 |
Сухое строи- |
Расшивка СЕ 33 №28 перси- |
ХенкельБау |
Активный |
тельство и смеси |
ковая (2кг) |
|||
000-019-490 |
Сухое строи- |
Расшивка эластичная CE 40 |
ХенкельБау |
Активный |
тельство и смеси |
для швов "Aquastatic" темно -кор (2кг) |