Файл: Оптимизация ресурсов организаций (подразделений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 238

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ ассортимента организации в основном связан с анализом динамики, качества и структуры отдельных видов деятельности, осуществляемых предприятием. Поэтому данная методика анализа ассортимента предприятия предполагает анализ стратегических единиц бизнеса (СЕБ). Однако, стоить отметить, что методы анализа ассортимента применяться и к анализу ассортимента изделий, представляющих для предприятия стратегический характер. Анализ ассортимента предполагает применение различных методов.

1.3. Методы анализа торгового ассортимента (ABC и XYZ)

ABC-анализ – это универсальный инструмент, который позволяет проводить анализ данных по продажам, дебиторскую задолженность, а также выявлять ключевую аудиторию и сформировать ассортимент продукции, пользующейся наибольшим спросом[8].

Повышение эффективности планирования ассортимента и увеличение объема проданной продукции зависят от корректной оценки прибыльности каждого из товаров, отсутствия «залеживающихся товаров» и товаров, издержки на производство которых не окупаются. Ассортиментный ряд обычно анализируется по двум характеристикам: получаемая прибыль и объем продаж.

АВС-анализ основывается на принципе Парето, по которому всего 20% товаров приносят 80% выручки. При проведении АВС-анализа ассортимент предприятия разбивается на группы: А - наиболее ценные, 20% ассортимента, 80% продаж; В – товары средней ценности, 30% ассортимента, 15% продаж; С - наименее доходные, 50% ассортимента, 5% продаж.

К примеру, у предприятия расширяется ассортимент товаров и наблюдается рост производства продуктов, приносящих не менее 80% оборота, при этом снимаются с производства позиции, приносящие меньше 5% дохода. Исходя из показаний анализа, производимого менеджерами по ассортименту, составляется список самых актуальных товаров, которые заранее заказываются. Параллельно избавляются от неликвидной продукции.

Проведение ABC-анализа представляет собой весьма простой процесс и позволяет быстро выявить наиболее и наименее доходные позиции из ассортимента. Поэтому этот анализ проводится не реже одного раза в месяц и используются данные как минимум за последние 6 месяцев. Это позволяет отслеживать спрос на товары, наблюдать за тенденциями продаж.

Если же менеджеры будут проводить данный анализ реже рекомендуемых сроков, или пренебрегать им, то рискуют упустить перемены в трендах и не смогут быстро заказать сырье на производство продукта, пользующегося высоким спросом в будущем сезоне, или же осуществлять заказ в малом объеме.


Преимущества ABC-анализа:

– Простота. Самый простой метод является самым надежным. Из-за простоты данный метод можно легко применить к различного рода ситуациям.

– Прозрачность. Данное преимущество является следствием простоты. Чем проще, тем проще проследить и, если нужно, исправить недочеты. Исследовать можно любой этап анализа, проведение расчетов не составляет затруднений.

– Универсальность. С помощью ABC-анализа можно проанализировать любой элемент (товарооборот, деньги, товарную линию и т.д.), который можно разделить на составляющие.

– Оптимизация ресурсов. Применение ABC-анализа позволяет уменьшить и высвободить весьма большое число трудовых и временных ресурсов. Это достигается путем экономии ресурсов на менее приоритетных продуктах и, наоборот, сосредоточении работы над наиболее важными продуктовыми единицами.

При всех перечисленных преимуществах ABC-анализа имеется один серьезный недостаток: данный метод не позволяет оценить сезонные колебания спроса на сервисные услуги. Поэтому логическим продолжением этого анализа является XYZ-анализ.

В процессе метода XYZ принцип деления запасов на группы отличается от предыдущего анализа – здесь все объекты делят на 3 группы в зависимости от точности прогнозирования и уровня равномерности спроса. К группе X относят товары, которые характеризуются наиболее устойчивым спросом с минимальными колебаниями. Уровень потребности по ним достаточно легко прогнозируем. К группе Y относятся товары, для которых типичен колеблющийся спрос. Точность прогнозирования по ним средняя. В группу Z относят товары, спрос на которые минимальный. Спрогнозировать объемы их потребления затруднительно.

Коэффициент вариации спроса является признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X, Y или Z. Рассчитывается он по формуле:

(1)

где xi – i-тое значение потребления по оцениваемой позиции; x – среднеквартальное значение потребления по оцениваемой позиции; n – число кварталов, за которые произведена оценка.

Алгоритм анализа XYZ выглядит следующим образом:

1. Нахождение коэффициентов вариации по каждой из позиций ассортимента.

2. Группировка товаров в порядке увеличения коэффициента вариации.

3. Разделение товаров на три группы: группа X, группа Y, группа Z. Процентное соотношение этих групп, как правило, имеет следующие параметры: группа Х составляет 25% запасов, группа Y – 25% и Z – 50%.


При выборе стратегии эффективного планирования ассортимента рекомендуется объединить метод АВС-анализа с методом XYZ-анализа. Для этого строится матрица АВС – XYZ (рисунок 3).

Рисунок 3. Матрица ABC-XYZ[9]

Слияние АВС и XYZ-анализа, позволяет производителю владеть более полной информацией о покупательском спросе: XYZ-анализ – какие товары продаются стабильнее, а анализ АВС покажет, какие товары дают большую выручку и продаются лучше.

Одним из инструментов, который позволяет диагностировать жизненный цикл товара и на его основе оптимизировать ассортимент промышленной компании, является Бостонская матрица (BostonConsultingGroup, BCG) – рисунок 4.

В матрице БКГ заложена идея классификации продуктов или бизнесов (в зависимости от цели анализа) в соответствии с «долей рынка» и «темпом роста». При анализе хозяйственного портфеля проводится сравнение относительной доли бизнесов фирмы или ее продуктов на рынке с темпами роста всей отрасли. В основе матрицы БКГ лежат две гипотезы.

Первая гипотеза основана на кривой опыта (experiencecurve) или эффекте масштаба, означающей, что при удвоении объема производства постоянные издержки на производство единицы продукции уменьшаются на 16–30 %.

Рисунок 4. Матрица БКГ[10]

Вторая гипотеза основана на модели жизненного цикла товара и предполагает, что на стадии зрелости и стагнации бизнес генерирует денежную наличность, а на стадии развития и роста бизнеса происходит поглощение денежной массы, так как имеется повышенная потребность в финансовых ресурсах.

Глава 2. Анализ структуры торгового ассортимента на примере торгового предприятия ООО «Техносистема»

2.1. Характеристика деятельности предприятия ООО «Техносистема»

ООО «Техносистема» действует с 4 июня 2009 г. Основным видом деятельности является «Деятельность агентов по оптовой торговле строительными материалами», зарегистрировано 49 дополнительных видов деятельности. ООО «Техносистема» имеет следующие реквизиты: ИНН 7715761510, ОГРН 1097746332375, ОКПО 61768181. Юридический адрес 127576, город Москва, Илимская улица, дом 3г, эт 2 ком 12. Руководитель организации - Генеральный директор Белов Сергей Николаевич.


ООО «Техносистема» является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании утвержденного Устава и действующего законодательства Российской Федерации. Общество является торговым предприятием.

Структура организации ООО «Техносистема» продемонстрирована на рисунке 5. Аппарат управления торговым предприятием построен по линейно-функциональному типу.

Рисунок 5. Организационная структура ООО «Техносистема»

Для нынешнего рынка строительных материалов большое значение имеет конкуренция, потому как, рынок представляется большим количеством производителей с подобным и аналогичным товаром. Для того чтобы успешно продвигать товары нужны квалифицированные кадры, которые нужны для того, чтобы организовать каждое звено торговой цели «производитель – дистрибьютор – потребитель».

Руководство ООО «Техносистема» осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом. ООО «Техносистема» самостоятельно определяет структуру управления и затраты на его содержание.

Бухгалтерский учет ведется по автоматизированной форме учета с использованием бухгалтерских программ 1С: Предприятие 8.1 — Бухгалтерия предприятия; Кассовый сервер Set Retall. Бухгалтерский и налоговый учет ведется в бухгалтерии.

В организации выручка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) в целях бухгалтерского учета определяется по мере отгрузки товаров потребителям (оказания услуг, выполнения работ).

Основными поставщиками товаров являются организации: ООО «Техно-НИКОЛЬ», ООО «Сибирская Торговая Организация», ИП Горлов, ООО «Изюм», ООО «Аргос», ООО «Сибирь-Керама», ООО «Геркулес-Сибирь», ООО «ЛКК Сибирь», ОАО «ЛЗ Радуга», ЗАО «Элевел-Новосибирск», ЗАО «Сатурн-Новосибирск», ООО «Лука», «ЗАО Декарт», ООО «БОШ», ООО «КНАУФ ГИПС БАЙКАЛ» и многие другие.

Покупателями являются физические лица, а также организации: ООО «ТС-Строй», ООО «Кузбасс-Евро-Моторс», Администрация г. Новокузнецка, ИП Иванов, ООО «ТС-СпецСтрой», ООО «Торговый Дом Меркурий и К», ООО Холдинговая Компания «НОВОЛЕКС», ООО «Плюс-4 Стройсвязь» и другие.

Общая площадь магазинов составляет 14500 кв. м (сюда входит площадь торговых залов, подсобных помещений, складов). Площадь первого магазина — 3500 кв. м; второго — 11000 кв. м. По своей товарной специализации это специализированные магазины, ассортимент которых построен на базе широкой номенклатуры товарных групп строительных материалов и товаров для ремонта помещений и зданий.


Помещения магазинов располагаются в отдельно стоящем здании. Большая часть товаров представлена в торговом зале. Часть товаров хранится в складских и подсобных помещениях магазинов.

2.2. Анализ товарной деятельности предприятия

В номенклатуру ООО «Техносистема» входят 23 наименования 1 группы товаров с активным статусом, которые подразделяются на 2, 3 и 4 подгруппы. Данные представлены в приложении 1.

Каждая ассортиментная группа разбита на подгруппы. Насыщенность товарной номенклатуры составляет где-то, от 15 000-25 000 позиций, в приложении 2 приведен пример товарного ассортимента компании строительных материалов и смесей, так как все ассортиментные группы занимают большой объем страниц. Хозяйственную деятельность анализируемого предприятия характеризуют следующие основные технико-экономические показатели.

С целью определения основных результатов деятельности предприятия необходимо осуществлять анализ показателей технико-экономической деятельности ООО «Техносистема» на основе данных бухгалтерской отчетности.

Общие сведения об ООО «Техносистема» представлены в таблице 1.

Из таблицы можно сделать вывод о том, что в ООО «Техносистема» произошло уменьшение выручки от реализации продукции на 1257 тыс.руб. в 2017г. по сравнению с 2016г., этому способствовали кризисные явления, начавшиеся в конце 2016 года и продолжавшиеся весь период 2017 года. В этот период можно было наблюдать снижение темпов строительства новых объектов и замораживание уже начатого строительства.

Таблица 1

Технико-экономические показатели ООО «Техносистема» 2016-2017 г.г.

Показатель

2016 год

2017 год

Темп роста 2016-2017

Выручка от реализации продукции, тыс. руб.

67829

66572

-1257

Себестоимость продукции, тыс. руб.

65404

65061

-343

Валовая прибыль, тыс. руб.

2425

1511

-914

Прибыль (убыток) до налогообложе- ния, тыс. руб.

1178

440

-738

Чистая прибыль (убыток), тыс. руб.

902

344

-558

Рентабельность продаж, %

1,33

0,52

-0,8131

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

115,5

184

68,5

Фондоотдача, руб.

587,26

361,80

-225,46

Фондоемкость, руб.

0,0017

0,0028

0,00106

Среднесписочная численность работников, чел.

94

90

-4

Фондовооруженность труда, тыс. руб./чел.

1,23

2,04

0,81572

Производительность труда, тыс. руб./чел.

721,59

739,69

18,1038