Добавлен: 14.06.2023
Просмотров: 235
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования товарного ассортимента на предприятии
1.1. Понятие товарного ассортимента и его и классификация
1.2. Планирование ассортимента на предприятии
1.3. Методы анализа торгового ассортимента (ABC и XYZ)
Глава 2. Анализ структуры торгового ассортимента на примере торгового предприятия ООО «Техносистема»
2.1. Характеристика деятельности предприятия ООО «Техносистема»
2.2. Анализ товарной деятельности предприятия
Глава 3. Совершенствование торгового ассортимента
3.1. Рекомендации по оптимизации торгового ассортимента на основе метода ABC
А так как 80 % клиентов Строительного центра Первомастер являются именно корпоративные клиенты, соответственно это не замедлило отразиться на выручке. Себестоимостью продукции в данном случае можно считать коммерческие расходы, и они снизились на 343 тыс.руб. Валовая прибыль снизилась на 914 тыс.руб., и соответственно можно наблюдать снижение чистой прибыли на 558 тыс.руб., т.е. на почти 72%. Произошло это из-за того, что при снижении суммы выручки коммерческие расходы остались практически на том же уровне, соответственно валовая прибыль низкая и чистая прибыль и прибыль до налогообложения тоже незначительны.
Изменение выручки от реализации продукции, себестоимости, валовой прибыли и чистой прибыли ООО «Техносистема» за 2016-2017 годы представлено на рисунке 6.
Рисунок 6. Изменение выручки от реализации продукции, себестоимости, валовой прибыли и чистой прибыли ООО «Техносистема» за 2016-2017 годы.
Соотношение доходов и расходов влияет на динамику уровня рентабельности продаж. Так, рентабельность продаж имеет динамику к снижению с 1,33% в 2016г. до 0,52 % в 2017г.
Рост среднегодовой стоимости основных средств ООО «Техносистема» за анализируемый период на 59,3 % не вызвал сокращение показателя фондоемкости, но фондоотдача снизилась из-за снижения темпа роста выручки на 38,4 %.
В целом, можно отметить менее эффективную деятельность ООО «Техносистема» в 2017г. по сравнению с 2016г.
Структурный анализ ООО «Техносистема» представлен в приложении 3. Как видно из таблицы, имущество (активы) предприятия за отчетный год увеличилось на 12497 тыс.руб. Однако увеличение произошло только по текущим активам за счет роста дебиторской задолженности на 31%, при этом удельный вес в общей валюте баланса тоже увеличился с 94,27% до 97,74% и этот факт подтверждается анализом показателей деловой активности.
Собственный капитал увеличился на 5 %, произошло это за счет увеличения нераспределенной прибыли. С учетом того, что доля собственного капитала в общей валюте баланса чуть больше 10% и наблюдается снижение этой доли с 14,33% до 11,91%, можно сделать вывод, что данный показатель существенного влияния на источники формирования средств предприятия не оказывает.
Для того чтобы проанализировать работу в компании с ассортиментом, рассмотрим количество наименований групп ассортимента компании, реализуемой в течение года, количество вновь поступившей продукции на рынок и рассчитаем коэффициент обновляемости продукции.
Результаты анализа динамики обновляемости продукции представим в таблице 2.
Таблица 2
Динамика обновляемости продукции ООО «Техносистема»
Показатели |
2015 |
2016 |
2017 |
1.Количество наименований реализуемой продукции (шт.) |
|||
3125 |
4156 |
4025 |
|
2.Количество вновь поступившей на рынок продукции (шт.) |
|||
956 |
1211 |
1325 |
|
3.Коэффициент обновляемости |
0,31 |
0,29 |
0,33 |
В соответствии с таблицей 2 можно сделать вывод, что коэффициент обновляемости находиться примерно на одном уровне, что означает, что ежегодно ассортимент реализуемой продукции добавляется примерно одинаково. Следует отметить, что интенсивное изменение ассортимента реализованной продукции достигнуто путем торговли строительными и отделочными материалами, динамика изменения разновидностей которых велика. Компания же в свою очередь стремится сформировать наиболее эффективную структуру ассортимента, как добавляя и расширяя новые позиции, так и сокращая старые.
В связи с тем, что для работы с ассортиментом наиболее существенными с точки зрения маркетинга, являются цели: объем продаж, прибыль, доля рынка, следует проанализировать структуру товарооборота по номенклатурным позициям. Такой анализ позволяет показать абсолютное и относительное значение ассортиментных групп.
В таблице 3 приведен анализ структуры товарооборота по различным ассортиментным группам.
Таблица 3
Структура товарооборота ООО «Техносистема»
Товарные группы |
Т/об. За 2016г., руб. |
Структура т/об. За 2016., % |
Т/об. За 2017г., руб. |
Структура т/об. За 2017г., % |
Авто товары |
256 025 |
0% |
261 146 |
0% |
Освещение |
325 625 |
0% |
332 138 |
0% |
Водоснабжение, канализация, отопление |
925 365 |
0% |
1 265 125 |
0% |
Дача, сад |
102 356 |
0% |
104 403 |
0% |
Двери, Окна |
356 125 |
0% |
363 248 |
0% |
Декор для дома |
26 125 |
0% |
26 648 |
0% |
Инструменты |
2 125 613 |
1% |
2 000 165 |
1% |
Кафельная плитка |
32 125 614 |
12% |
32 564 125 |
11% |
Климат в доме, вентиляция |
189 256 |
0% |
193 041 |
0% |
Крепеж и скобянка |
1 025 625 |
0% |
1 046 138 |
0% |
ЛКМ |
34 256 158 |
13% |
34 941 281 |
12% |
Мебель |
80 256 |
0% |
7 056 225 |
2% |
Напольные покрытия |
28 259 126 |
11% |
28 824 309 |
10% |
Новый год и товары для праздников |
48 256 |
0% |
49 221 |
0% |
Обои |
10 256 125 |
4% |
10 461 248 |
4% |
Отделочные мате- риалы и Столярные изделия |
11 256 125 |
4% |
11 481 248 |
4% |
Отдых и туризм |
125 635 |
0% |
128 148 |
0% |
Производственные средства |
45 565 |
0% |
46 476 |
0% |
Сантехника |
28 546 125 |
11% |
29 117 048 |
10% |
Сауна |
334 564 |
0% |
341 255 |
0% |
Стройка |
49 256 125 |
19% |
55 125 635 |
19% |
Сухое строитель- ство и смеси |
50 245 126 |
19% |
60 256 180 |
21% |
Товары для дома |
12 256 825 |
5% |
12 501 962 |
4% |
Итого: |
262 423 740 |
100% |
288 486 409 |
100% |
Основной целью анализа является получение данных по структуре товарооборота и выявления товарной группы с наибольшим удельным весом товарооборота по отношению к общему объему товарооборота. Данная товарная группа будет наиболее рентабельной.
По таблице 3 анализируя данные за 2016 год, следует отметить, что наибольшую долю в объеме сбыта, занимают Сухое строительство и смеси к ним относятся: гипсокартон, строительные смеси ротбанд, гипсополимеры и т.д., а также группы стройка и ЛКМ1 к ним относяться: стеклоизол, бикрост, утеплитель, краска, огнебиозащита, растворители и т.д. в общем объеме реализации.
Следовательно, данные товарные группы являются наиболее рентабельными. Остальные группы разнятся по рентабельности, есть группы, которые имеют средний доход от товарооборота, а есть группы, которые практически не приносят дохода. В 2017 году наибольшую долю в объеме сбыта так же занимают Сухое строительство и смеси к ним относятся: гипсокартон, строительные смеси ротбанд, гипсополимеры и т.д., а также группы стройка и ЛКМ2 к ним относяться: стеклоизол, бикрост, утеплитель, краска, огнебиозащита, растворители и т.д. в общем объеме реализации.
Товарооборот вырос на (10%) и составил (288 млн. руб.), в основном за счет продаж групп стройка, сухое строительство и смеси, а также сантехника и ЛКМ.
В процессе анализа товарооборота необходимо установить степень выполнения планов и динамики товарооборота. Состав товарооборота характеризуется абсолютными и относительными показателями (суммой и удельным весом отдельных видов реализации товаров). Анализ выполнения плана товарооборота приведен в таблице 4.
Таблица 4
Анализ выполнения плана товарооборота по группам товаров
Виды групп |
Факт. 2016 год. (руб.) |
2017 год. руб.) Факт. |
2017 год (руб.) План. |
2017 год (руб.) % выполнения |
В % к 2016 году |
Авто товары |
256 025 |
261 146 |
260145 |
100% |
98% |
Освещение |
325 625 |
332 138 |
330125 |
101% |
98% |
Водоснабжение, кана- лизация, отопление |
925 365 |
1 265 125 |
985956 |
128% |
73% |
Дача, сад |
102 356 |
104 403 |
104125 |
100% |
98% |
Двери, Окна |
356 125 |
363 248 |
360248 |
101% |
98% |
Декор для дома |
26 125 |
26 648 |
26100 |
102% |
98% |
Инструменты |
2 125 613 |
2 000 165 |
2150612 |
93% |
106% |
Кафельная плитка |
32 125 614 |
32 564 125 |
32500000 |
100% |
99% |
Климат в доме, вен- тиляция |
189 256 |
193 041 |
192500 |
100% |
98% |
Крепеж и скобянка |
1 025 625 |
1 046 138 |
1100000 |
95% |
98% |
ЛКМ |
34 256 158 |
34 941 281 |
34200000 |
102% |
98% |
Мебель |
80 256 |
70 526 |
79100 |
89% |
114% |
Напольные покрытия |
28 259 126 |
28 824 309 |
28424309 |
101% |
98% |
Новый год и товары для праздников |
48 256 |
49 221 |
50000 |
98% |
98% |
Обои |
10 256 125 |
10 461 248 |
10400000 |
101% |
98% |
Отделочные материалы и Столярные изделия |
11 256 125 |
11 481 248 |
11200000 |
103% |
98% |
Отдых и туризм |
125 635 |
128 148 |
130000 |
99% |
98% |
Производственные средства |
45 565 |
46 476 |
46100 |
101% |
98% |
Сантехника |
28 546 125 |
29 117 048 |
30125126 |
97% |
98% |
Сауна |
334 564 |
341 255 |
338156 |
101% |
98% |
Стройка |
49 256 125 |
55 125 635 |
56125145 |
98% |
89% |
Сухое строительство и смеси |
50 245 126 |
60 256 180 |
59125365 |
102% |
83% |
Товары для дома |
12 256 825 |
12 501 962 |
12000125 |
104% |
98% |
Итого: |
262 423 740 |
281 500 710 |
280253237 |
100% |
93% |
Анализ всего процента выполнения плана составил полностью 100 %, в рублях отклонение составляет 17 829 497 руб. В связи с тем, что в 2017 фактический объем и план совпадали, поэтому как таковой разницы в перевыполнении плана, либо наоборот не было, но тем не мене несколько групп выделились на фоне остальных в своем процентном соотношении: Водоснабжение, канализация, отопление (128 %) и товары для дома (104%). В сравнении с факт. 2016 годом факт. 2017 года увеличился на 93% в рублях — 19 076 970 руб. Все это объясняется повышенным спросом на отдельные позиции товара.
Выполнение плана товарооборота зависти от трех групп факторов:
— от обеспеченности и использования товарных ресурсов;
— от обеспеченности трудовыми ресурсами, режима и эффективности труда;
Для оценки фактических текущих товарных запасов могут определяться удельные товарные запасы (отношение их абсолютной величины на конец года или квартала к объему складской реализации товаров за изучаемый период). Проводя анализ товарооборачиваемости, определяют, во сколько ускорилась или замедлилась оборачиваемость в днях и в количестве оборотов, сколько высвобождено средств за счет изменения товарооборачиваемости, а главное, какие имеются возможности и резервы ускорения времени обращения товаров, оптимизация товарных запасов.
Товарооборачиваемость, будучи одним из показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия в целом, позволяет оценить и количественно измерить два параметра, присущие товарным запасам: время и скорость их обращения.
Формула скорости товарооборота имеет следующий вид:
Коб = Qp , (2)
Ктз
где Коб. — скорость обращения;
Qp — объем товарооборота за анализируемый период (тыс. руб.); Ктз — средние товарные запасы за тот же период.
На основании этой формулы рассчитаны показатели скорости обращения по данным таблиц и по группам товаров. Период, в течение которого товар находится в сфере обращения, представляет собой время товарного обращения.
Время товарного обращения рассчитывается по формуле:
Тоб = Ктз * F / Qp, (3)
где Тоб — время товарного обращения в днях;
F — число дней в данном периоде.
Данный анализ касается всех товарных групп компании, но выявлять оборачиваемость товарных запасов стоит по группам, которые приносят основной доход от реализации. Данные расчетов представлены в Приложении 4, на основании товаров по категории А.
Это касается товарных групп как: сухие смеси, стройка, сантехника, ЛКМ Исходя из анализа по ключевым ассортиментным группам следует, что оборачиваемость товаров, которые приносят наибольшую прибыль компании в днях в 2017 году по сравнению с 2016 годом ускорилась. В среднем, товарных запасов по активным группам хватает примерно на квартал, на квартал с половиной (около 85-102 дней). Следовательно, пополнение товарных запасов производится около 5-6 раз в квартал. Так же необходимо учитывать, что компания ООО «Техносистема» так же ведет реализацию товаров помимо оптовой еще и в розничной сети, товарный остаток которой нужно всегда поддерживать.
Проведя анализ товарного ассортимента, мы видим, что в целом, по сравнению с прошлым годом, компания не движется «вверх», но и при этом не сбавляет свои позиции, о чем свидетельствуют объемы продаж, а также пополнение товарного ассортимента. Поставленные планы выполняются практически по всем ассортиментным группам.
В условиях рыночной экономики нет четкого мнения, каким в идеале должен быть ассортимент товаров, для того, чтоб наилучшим способом удовлетворить спрос потребителей, обеспечить получение планируемой прибыли и решить другие коммерческие задачи.
Глава 3. Совершенствование торгового ассортимента
3.1. Рекомендации по оптимизации торгового ассортимента на основе метода ABC
Сущность управления ассортиментом заключается главным образом в том, чтобы компания своевременно предлагала определенную совокупность товаров, удовлетворяющих в полном объеме потребности клиентов, и в конечном итоге получение прибыли от их реализации.
В процессе оптимизации ассортимента можно выделить три основных этапа:
1. Товарный анализ динамики объема продаж предприятия.
2. Технико-экономические показатели ООО «Техносистема».
3. Утверждение окончательного варианта структуры ассортимента. Таким образом, для начала процесса оптимизации структуры ассортимента, необходимо определить цель, которую необходимо будет достигнуть в процессе. Основной целью ООО «Техносистема» является — определение оптимальной структуры ассортимента, которая должна обеспечить максимальное получение прибыли и стабильность компании в целом.
Работа над оптимизацией ассортимента в рамках автоматизированной системы довольно непростая задача, подобрать нужную ассортиментную политику и при этом нужные инструменты в программе для реализации данной задачи удается далеко не сразу.
Оптимизация ассортимента представляет собой принятие компромисса, который максимально полно будет учитывать финансовые ожидания руководства. Вследствие этого предлагается сделать АВС-анализ и операционный анализ без учета предлагаемого программного продукта и на основании данных предложить систему, которая будет автоматически рассчитывать и оптимизировать данный ассортимент компании, проводить анализ по рентабельности, оборачиваемости.