Файл: «Прогнозная оценка спроса на рынке товаров (услуг).».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что на данный момент прогнозирование спроса на товары и услуги является важным процессом, с помощью которого можно минимизировать риски, затраты и построить точный план организации, чьи товары и услуги будут востребованы среди потребителей, что повлечет за собой получение прибыли, а также укрепление позиций организации на рынке товаров и услуг.

Любая организация подвержена влиянию, как внутреннему, так и внешнему. В настоящее время СМИ и на всевозможных совещаниях говорят об экономическом кризисе, охватившем страну, поэтому нужно правильно и точно прогнозировать потребительский спрос, чтобы оставаться на лидирующих позициях в своем сегменте производства.

В настоящее время наблюдается дефицит аналитической и прогнозной информации о нормальном функционировании предприятия, надежных, проверенных прогнозных знаниях и новых способах стратегического управления, основанных на видении будущих возможностей.

Объектом данного исследования является компания «Fashion Box Russia» - магазин «Replay». Это итальянский бренд, основанный на продаже одежды, лицом бренда являются вещи из денима - жесткой, грубой, плотной саржевой ткани.

Сейчас на рынке моды всякие разные бренды, с разным ассортиментом, ценовой политикой, поэтому очень сложно вести в нынешних рыночных отношениях. Нужно правильно спрогнозировать покупательский спрос, найти "своего клиента".

Целью данного исследования является разработка путей совершенствования прогнозирования спроса на товары и услуги ООО "Fashion Box Russia".

В связи с этой целью предусматривается решение наиболее важных задач:

1. Рассмотрение теоретических основ прогнозирования спроса на товары и услуги.

2. Общая характеристика компании "Fashion Box Russia".

3. Анализ прогнозирования спроса в компании "Fashion Box Russia".

4. Мониторинг рынка покупательной способности.

5. Предложение путей совершенствования прогнозирования спроса на товары и услуги компании "Fashion Box Russia".

Теоретико-методологической основой исследования являются научные разработки и работы по таким проблемам, как: прогнозирование, менеджмент, маркетинг, нормативно-правовая база федерального и регионального уровня, методические материалы, а также другие источники: интернет, СМИ.

Методы исследования - в работе использованы методы исследования, методы статистики, маркетинга, рейтингов, сравнительного анализа, анкетирования, метод фокус-групп.


Всестороннее изучение спроса на научной основе должно создать предпосылки для решения ряда проблем. Обладание полной информацией о потребительских предпочтениях населения, позволит компании своевременно адаптироваться к требованиям клиентов, а значит, наиболее полно удовлетворять их потребности.

Чем шире круг предлагаемых товаров, тем острее необходимость знать картину настоящего и особенно будущего развития потребительского спроса.

Изменения, произошедшие в социально-экономическом положении Российской Федерации, потребовали адаптации многих предприятий. В связи с этим выбор темы исследования "прогнозирование спроса на товары и услуги предприятия" является своевременным и актуальным.

Степень разработанности проблемы. Вопросы теории и практики прогнозирования спроса населения на товары и услуги рассматриваются в работах таких ученых, как: Ансофф И., Бутакова М., Мескон М. Х., Альберт М., Хедо-Ури Ф., Нижегородцев Р. М., Фейгенбаум М., Мазманова Б. Г., Голован С. И., Спиридонов М. А., Грузинов В. П., Ковалевский А. М., Лопатников Л. И., Карлофф Б., Янч Е., Кондратьев н.д., Бестужева-Лада И. В. и др.

Работы этих авторов не были направлены на всестороннее изучение, анализ и прогнозирование спроса, в большинстве случаев работа не содержала детального анализа, либо исследование спроса проводилось только по конкретным направлениям.

Во введении аргументируется актуальность выбора данной темы, определяются предмет, объект, цель и соответствующие задачи, определяются характеристики методов исследования и источников информации, выявляется основная проблема.

В первой главе "теоретические основы спроса на товары и услуги фирмы" рассматривается понятие и виды прогнозирования спроса, влияние спроса на экономическую стратегию фирмы. Анализируются особенности товаров и услуг.

Во второй главе "анализ будущего спроса на товары и услуги на примере компании "Fashion Box Russia", дана общая характеристика предприятия, рассмотрены методы анализа прогнозирования спроса, проведен анализ спроса на товары, выпускаемые компанией "Fashion Box Russia".

В третьей главе "предложены пути совершенствования прогнозирования спроса на товары и услуги компании "Fashion Box Russia", проведен мониторинг покупательной способности рынка, предложены пути совершенствования прогнозирования спроса на товары и услуги, приведены результаты прогнозирования. В заключение представлены основные выводы данной работы.

Глава 1. Основы прогнозирования спроса на товары и услуги фирмы


Понятие и виды прогнозирования спроса

На данный момент сутью коммерческого процесса является купля-продажа товаров. Для того чтобы понять работу рынка, нужно учитывать, чего придерживаются покупатели при покупке того или иного товара и чего хотят продавцы от продажи своей продукции. У каждого человека есть свои потребности, а также разные желания обладать определенными благами. Если они не в состоянии произвести продукт, отвечающий их потребностям, они идут за ним на рынок, и очень важно правильно спрогнозировать спрос на продукцию компании.

Прогноз в общем смысле слова это система научно обоснованных представлений о возможных состояниях и траекториях динамики объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Соответственно, процесс разработки прогноза называется прогнозированием [18].

Прогнозирование спроса - это научное прогнозирование общего объема и структуры спроса на потребительские товары и услуги, которое может быть показано на рынке в прогнозируемом периоде при определенных условиях изменения платежеспособности потребителей и предложения товаров. Прогнозы потребительского спроса необходимы для создания стратегий совершенствования производственных и торговых предприятий, для разработки соответствующей политики государственного регулирования товарооборота, информации для расчета прогнозов.

Спрос (емкость рынка в экономике) - это отношение между ценой (Р) и количеством товара (Q), которое покупатели могут и хотят купить по строго определенной цене, за определенный промежуток времени. Совокупный спрос на товар - это совокупный спрос на этот товар по разным ценам [29].

Спрос зависит от доходов потребителей от цен на аналогичные товары. Предложение зависит от цены товара и от переменных величин, влияющих на себестоимость продукции. Чтобы выяснить, на сколько увеличится или уменьшится величина спроса и предложения, используется такое понятие, как эластичность.

Эластичность спроса - это показатель, выражающий колебания совокупного спроса, вызванные изменением цен на товары и услуги.

Эластичность спроса по цене:

АП ЕР= (% р-р)/ (% );

Ep= (% AQ)/ (% AP);

% AQ-изменение Q в процентах;

% AP-изменение P в процентах.

Эластичным является спрос, формируемый при условии, что изменение его объема (в %) превышает процентное выражение снижения цен [30].

Закон спроса - количество (объем) спроса уменьшается по мере роста цены товара. Математически это означает, что существует обратная зависимость между величиной спроса и ценой (но не обязательно в виде гиперболы, представленной формулой y = a/x). То есть, рост цены вызывает уменьшение величины спроса, в то время как снижение цены вызывает увеличение величины спроса [29]


Рисунок 1. – Закон спроса

(P - цена ,Q - количество товара ,S - предложение D - спрос)

Существуют такие виды спроса, как:

1) отрицательный - клиенты избегают покупать этот продукт, они не имеют никакого интереса, они равнодушны к нему;

2) скрытый - желание приобрести может существовать, однако его невозможно встретить на рынке товаров и услуг;

3) падение - снижение спроса на один или несколько товаров, производимых предприятием;

4) нерегулярно - сезонный спрос (предвосхищая временные колебания спроса, необходимо предлагать потребителю инновации в период апогея спроса для продуктов аналогичного назначения, это ускорит их выход на рынок и вызовет спрос на соответствующие товары. Он характеризуется возникновением колебаний спроса в определенные периоды времени - в течение дня, недели, месяца, года);

5) высокосортный-степень востребованности, полностью удовлетворяющая предприятие [6].

Прогнозирование спроса в коммерческом предприятии-это научно обоснованное предположение о развитии рынка во времени, основанное на изучении причинно-следственных связей, тенденций и закономерностей. На основе времени существуют определенные виды прогнозирования:

- оперативный - это период времени на будущее, в течение которого не ожидается существенных изменений в объекте исследования - ни количественных, ни качественных;

- краткосрочный – рассчитанный на будущее, в течение которого не ожидается существенных количественных изменений объекта исследования;

- долгосрочный - рассчитанный на будущее, в течение которого ожидаются значительные не только количественные, но и существенные качественные изменения объекта исследования;

- среднесрочный - охватывает перспективу между краткосрочными и долгосрочными прогнозами с преобладанием количественных изменений над качественными;

- долгосрочный - охватывает перспективу, в течение которой ожидаются такие значительные качественные изменения, что можно говорить лишь о наиболее общих перспективах развития изучаемого явления или процесса [7].

Конечно, компании часто тратят огромное количество времени и денег, чтобы спрогнозировать спрос на свою продукцию. Именно поэтому нам необходимо точно определить метод, который будет наиболее выгодным и даст как можно больше информации о потребителе и его предпочтениях.

Для того, чтобы выбрать подходящий метод, рассмотрим несколько существующих методов и видов прогнозирования.


Технологические прогнозы охватывают уровень развития НТП или технологического развития в областях, которые непосредственно влияют на производство, в котором осуществляется прогноз. Например, компания, производящая компьютеры, заинтересована в перспективах расширения объема памяти на дисках, так как они являются дополнительными продуктами для использования компьютеров, а компания, использующая в своем производстве вредные, токсичные вещества, заинтересована в развитии технологий очистки и утилизации.

Развитие НТП приводит к появлению новых товаров и услуг, а те, в свою очередь, составляют серьезную конкуренцию существующим предприятиям. Грамотно составленный прогноз позволит сэкономить финансовые ресурсы, спрогнозировать развитие новых технологий, даже если научно-технические изменения не коснулись производства.

Экономический прогноз позволяет предвидеть будущее состояние экономики, процентные ставки и другие факторы, влияющие на развитие любого предприятия. От результатов экономического прогноза зависят такие решения, как: расширение или сокращение производственных мощностей; заключение новых контрактов; увольнение или наем работников.

Представление реального уровня спроса на продукцию компании на определенный период в будущем дает прогноз продаж. Этот прогноз является основой для планирования и проведения экономических расчетов. На спрос влияют многие факторы, которые можно выявить, прогнозируя объем продаж (спрос). В качестве основы для будущего прогноза используются такие показатели, как уровень спроса в предыдущем периоде, демографические изменения, изменение доли рынка отраслевых организаций, динамика политической ситуации, интенсивность рекламы, конкуренты.

Рассмотрим методы прогнозирования спроса:

1) эвристические методы прогнозирования спроса - общее количество методов опроса прогнозирования продаж, метод экспертной оценки, так как экспертами являются руководители и специалисты предприятия; опрос торговых комиссаров о предполагаемых объемах продаж на обслуживаемых ими территориях с последующим суммированием их оценок; опрос покупателей о предполагаемых объемах заказов.

- социологический-основанный на итоговых результатах опросов покупателей об их предпочтениях и мнениях. В зависимости от цели исследования методы социологических опросов можно разделить на две группы: одна выясняет намерения покупателей, другая — ожидания. Ожидания отличаются от намерений тем, что в первом случае человек знает, какие варианты возможны и какой из них выбрать в определенных обстоятельствах. При опросе ожиданий часто используются вероятностные оценки.