Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Характеристика стилей и методов руководства компанией
1.1 Влияние методов и стиля руководства на эффективность управленческой деятельности
1.2 Оценка эффективности стиля управления, ее методы
Глава 2 Совершенствование стиля и методов руководства на предприятии завод «Полимир»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия завод «Полимир»
2.2 Персонал предприятия завод «Полимир» и его использование
2.3 Анализ методов и стилей руководства предприятием Завод «Полимир»
2.4 Предложения по совершенствованию методов управления на предприятии
Экономические методы управления
- планирование экономических результатов деятельности как способ установления целей, пропорций развития, сроков выполнения тех или иных задач;
- материальное стимулирование в форме заработной платы, премий, а также санкций за несоответствующее качество или количество труда;
- нормирование экономических показателей деятельности предприятия как базу для планирования, материального стимулирования и контроля;
- контроль экономических показателей деятельности как метод сбора аналитической информации.
Организационно-распорядительные методы управления
- организационное регламентирование;
- организационное нормирование;
- организационное инструктирование.
- распорядительное воздействие направляется на контроль и регулирование деятельности посредством приказов, распоряжений, постановлений и указаний.
Методам социально-психологическим и правовым при руководстве в обследуемой группе, да и на всём предприятии в целом, уделяется недостаточное внимание. Этот же вывод косвенно подтверждается результатами исследования стилей управления – 50% явно авторитарные и остальные 50% (по матрице Блэйка и Моутон), хоть и показаны демократическими, недалеко ушли от первых – авторитарных, направленных на решение задачи.
Проблема кроется, возможно, в организационной культуре и принципе ведения экономической деятельности. Сказывается плановый вид экономики, а также, нахождение в должности руководителя специалистов-»технарей». Поясняю, перед руководством стоит план по производству (оказанию услуг т.п.) и легче всего пытаться выполнить этот план методами организационно-распорядительными и экономическими. Этими же методами можно потом и нивелировать возможную неудачу.
2.4 Предложения по совершенствованию методов управления на предприятии
Управление организацией представляет собой сложную работу и особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Руководители должны признавать, что каждый работник представляет собой личность с индивидуальными переживаниями, запросами, способностями. Поэтому крайне важно выработать наиболее эффективный стиль управления людьми для улучшения взаимопонимания и общения в коллективе сотрудников.
Источниками нравственно-психологических болезней трудового коллектива, негативного поведения являются мысли и чувства работников. Единственный путь изменения поведения – это познание руководителем внутреннего мира человека и овладение перестройки его в позитивное настроение. Поэтому, важное значение имеет стиль управления, психологическая компетентность, коммуникативность руководящих кадров.
Анализ литературных источников позволил выявить и изучить важные характеристики стилей управления и мотивации труда, благодаря которым работающий человек движется вперёд по карьерной лестнице, осваивает новое, самореализуется. Необходимо отметить, что менеджеру нужны знания для самооценивания и самосовершенствования личности, иметь комплекс знаний и навыков общения с людьми, знания психологических закономерностей функционирования коллектива, так как руководитель должен точно оценивать межличностные и групповые отношения в организации и уметь гармонизировать их.
Научить тому, как именно нужно управлять, невозможно, но создать твердую основу для развития собственной концепции менеджера-управленца является делом, которое на сегодняшний момент превалирует над всеми остальными задачами управленческой теории.
Сегодня многие практики требуют от аналитиков конкретных рецептов, спрашивают, что именно нужно сделать и как осуществить. Частично ответ на этот вопрос можно дать, и сделать это представляется возможным лишь благодаря советской теории управления, которая определила и классифицировала методы управления на основе средств и способов воздействия на объект управления. Основным средством управления здесь выступает власть, как некая данность, а не процесс. Власть же имеет свои источники, основными из которых являются материальные и денежные ресурсы, легитимное право на управление, а также личностные харизматические характеристики лидера. Примерно так классифицировал организационную власть М. Вебер. С помощью этих источников субъект управления имеет возможность воздействовать на исполнителей для достижения поставленных целей, причем каждый из них взаимно дополняет друг друга, поскольку отдельное их использование абсурдно. Другими словами, на одной стабильной выплате заработной платы организация «далеко не уедет». То же самое можно сказать касательно использования других форм воздействия, если они имеют место превалировать в организации как доминирующий способ управления.
С другой стороны, методы управления базируются не только на источниках власти, но еще и на потребностях, нуждах, интересах и т.п. исполнителей. Более подробно эта проблема будет рассматриваться в разделе, посвященном мотивации деятельности.
Методы управления должны иметь двустороннюю направленность, учитывая не только стремления менеджеров, но и исполнителей. Поэтому обобщающим методом управления или, точнее, основой методов управления, должно стать постоянное изучение работников, тесная связь. Ведь считая всех исполнителей однообразными существами, руководитель погружает в серую массу и саму организацию. Каждый исполнитель имеет свои личностные особенности, и совокупность таких характеристик делает оригинальной каждое предприятие.
Еще один взгляд на методы управления говорит о том, что они являются средством проявления функций менеджмента, и главный вопрос заключается в том, как именно менеджер должен планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.
Но дать единый верный рецепт, что управлять нужно так-то, и, ни в коем случае, не иным образом – невозможно. Всё должно быть сбалансировано в зависимости от задач, материальных и трудовых ресурсов и этапа выполнения этих задач. Т.е., в процессе выполнения некой задачи меняются некоторые параметры, например, материальное обеспечение проекта, срок выполнения, физическое и/или моральное состояние трудовых ресурсов и т.п. И поэтому, под конкретный момент должны использоваться те или иные методы с креном в ту или иную сторону. Повторюсь, на одной стабильной выплате заработной платы организация «далеко не уедет».
Итак, по анализу проведённого исследования можно выделить следующий недостаток в стиле управления обследуемой группы – административно-плановый характер экономической деятельности с вектором направленности на задачи, а не на людей, не глядя на то, что приоритетность человеческих ресурсов и необходимость их активизации, в современных условиях повышения конкуренции, ограниченности ресурсов, выходят на первый план.
И дать следующие общие рекомендации:
- осознание руководством предприятия необходимости изменения методов управления персоналом;
- овладение руководством предприятия современными методами управления персоналом;
- апробация и внедрение новых методов управления персоналом в деятельность руководящей системы предприятия.
Сместить акцент управления с направленности на задачу на направленность на людей. Вся сила менеджера – в умении общаться с подчиненными и действовать целесообразно, в соответствии с такими принципами:
– поддержка у подчиненных чувства самоуважения;
– постановка только необходимых требований;
– поддержка обратных связей.
Опираясь на эти принципы, руководитель сможет добиться от подчиненных желаемых результатов:
– наведет на мысль тех, кому нужна лишь подсказка;
– даст совет тем, кому нужно, чтобы его постоянно наставляли, консультировали, подталкивали к действиям;
– даст прямые указания, напомнит о необходимости действовать пассивным и несообразительным;
– в категоричной форме прикажет, настойчиво потребует исполнения от тех, кто пренебрегает советами, указаниями и рекомендациями;
– уволит или снимет с должности, если нет другого способа вынудить людей подчиниться;
– поощрит подчиненного за добросовестное выполнение требований руководителя.
Представляет интерес перечень необходимых качеств эффективного менеджера с точки зрения профессора В.И.Терещенко: управляющий, а не погонщик, - см. табл.2
Таблица 2
Перечень качеств эффективного менеджера по Терещенко В.И.
«Управляющий» |
«Погонщик» |
Ведет коллектив за собой. Учит людей, подсказывает и поясняет, но не выпячивает своих знаний. |
Подгоняет коллектив. «Все знает» и постоянно напоминает об этом подчиненным. |
Не ищет виновных, а исправляет ошибки. Не приказывает, а говорит: «давайте сделаем». Максимально информирует коллектив обо всем, что касается его деятельности. Умеет заинтересовать людей, организует работу так, что она становится для людей не только источником материального благосостояния, а и приносит моральное удовлетворение. |
При возникновении неполадок ищет «крайних». Отдает приказания, подчеркивая собственное «я». Никогда ни о чем не информирует подчиненных, что порождает слухи. Умеет самую интересную работу сделать нудной и монотонной, когда подчиненные думают только об окончании рабочего дня |
Успех деятельности руководителя зависит от того, насколько правильно применяет он различные формы социально-психологического воздействия, которые в конечном счете сформируют здоровые межличностные отношения. В качестве основных форм такого воздействия можно рекомендовать планирование социального развития трудовых коллективов, убеждение как метод воспитания и формирования личности, экономическое соревнование, критику и самокритику, постоянно действующие производственные совещания, которые выступают как метод и как форма участия трудящихся в управлении, различного рода ритуалы и обряды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе практической деятельности работа менеджера приобретает определенную устоявшуюся форму и содержание – стиль руководства, под которым понимается совокупность наиболее часто применяемых им принципов и методов управления. Это реальный стиль руководства конкретного менеджера.
Стиль руководства тесно взаимосвязан с методами управления. Методы как совокупность приемов воздействия на персонал для обеспечения его совместной деятельности – понятие объективное, существующее независимо от руководителя.
Существует достаточно много подходов к классификации стилей руководства. Чаще всего стиль руководства отождествляют с типологией руководителей и рассматривают три стиля: автократический, демократический и либеральный.
В реальной жизни автократический, демократический и либеральный стили управления, как и соответствующие типы руководителей, в чистом виде не встречаются, на практике они используются в различных сочетаниях. Эффективность того или иного стиля или их сочетания определяется конкретными условиями деятельности, которые постоянно и довольно часто меняются.
Формирование стиля руководства – это длительный, непрерывный и сложный процесс. Следует также помнить, что любое руководство осуществляется конкретным человеком, который вносит свои индивидуальные черты в применяемый им стиль руководства. В стиле каждого менеджера обязательно проявляется его тип отношения к подчиненным.
Одним из условий эффективности управления с помощью определенного стиля является соответствие выполняемой работы индивидуальным качествам самого менеджера. Опыт показывает, что дело двигается очень тяжело, а менеджер не получает удовлетворения от работы, когда она не соответствует его характеру, противоречит его философии, идеалам и интересам.
Эффективность применения выбранного стиля руководства зависит также от степени соответствия его типу личности менеджера: автократу непросто применить либеральный стиль руководства в соответствующей ситуации, равно как и либералу трудно применить автократический стиль, даже когда этого объективно требует обстановка.
Стиль менеджера определяет не только его деятельность как руководителя, он сказывается на всех сторонах деятельности организации, и непосредственно на работниках, на атмосфере в коллективе, взаимоотношениях между руководителем и подчиненными.