Файл: Политика мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации...pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 277
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Современное состояние проблемы профессиональной мотивации и подходы к ее рассмотрению
1.3. Оценка эффективности управления мотивацией в организации
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА МОТИВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СОТРУДНИКОВ ОАО «БОБРУЙСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика компании ОАО «Бобруйский мясокомбинат»
Наиболее сильным стимулом в любой стране и в любое время является зарплата. Но этот стимул имеет слабый эффект, если не работают указанные выше мотиваторы.
Итак, только высокий уровень мотивации повышает производительность. Из этого вытекает необходимость изучения вопроса о том, что и как нужно делать, чтобы добиться высокого уровня мотивации. В мировой практике этот процесс называется "менеджмент, создающий мотивацию" и рассматривается в двух аспектах - в его индивидуальной фазе и организационной фазе.
Считается, что самым необходимым подходом менеджера к работникам является твердое убеждение, что они хотят работать.
Многие относящиеся к этому вопросу соображения были высказаны Мак-Грегором в его так называемой "Теории игрек" Если выводы этой теории верны, то следует отметить, что:
1) Обычные люди не испытывают неприязни к работе. В зависимости от условий работа может быть источником удовлетворения, а отказ в ней может расцениваться даже как наказание.
2) Люди стараются и упорно работают, чтобы достичь тех целей, которые перед ними поставлены.
3) Вопрос о том, стремится ли человек к достижению определенной цели или нет, зависит от того вознаграждения, которое принесет ему достижение этой цели, и самым высшим вознаграждением является удовлетворение его самолюбия и стремления к самовыражению.
4) Обычные люди не только соглашаются нести ответственность, но и готовы добровольно взять ее на себя (в зависимости от условий).
5) Большинство людей обладает значительными творческими способностями решения проблем, независимо от того где и кем он работает.
6) На современном предприятии только часть интеллектуальных способностей работников используется в их повседневной работе.
Мировоззрение, лежащее в основе таких утверждений, в конечном счете означает уверенность в положительном характере человеческой натуры.
Работники хотят работать и стремятся к достижению желанной цели. Следовательно, важной задачей управления является устранение препятствий и создание условий для достижения этих целей.
Лидер должен выполнять свою работу, а подчиненные – свою, полностью понимая делегированную им ответственность. При этом лидер группы должен обеспечить такой моральный климат, в котором члены его команды будут иметь надлежащую мотивацию.
Мотивационный потенциал – это желание работать на том или ином предприятии и выполнять определённую работу. В данном исследование приняли участие 28 молодых сотрудников женского и мужского пола в возрасте до 30 лет и со стажем работы на данном предприятии до 5 лет. В таблице 1 Приложении 3 к отображена качественная составляющая респондентов.
При изучении интегральной удовлетворённости трудом[23] были получены результаты, которые отображены в таблице 2 приложение 3[24].
Чтобы более объективно оценить мотивационный потенциал молодых сотрудников, респонденты были разбиты на 3 группы:
1 группа – сотрудники офиса (ИТР) - 6 человек;
2 группа – работники торговли и охраны (6 человек);
3 группа – рабочие (16 человек).
Средний уровень УТ определяется в 45-55%-ном диапазоне от общей суммы баллов.
Низкий уровень УТ характеризуется диапазоном 1-44%
Высокий – выше 56%.
Полученные результаты говорят о том, что в целом у молодых сотрудников средний уровень удовлетворённости работой. Однако он отличен по выделенным группам. Наглядно результаты отображены на рисунке 1 приложение 2[25].
Остановимся на каждой шкале:
— интерес к работе выше всего у офисных работников;
— достижениями в работе более всего удовлетворены как работники ИТР, так работники торговли и охраны;
— удовлетворённостью взаимоотношениями с сотрудниками удовлетворены в большей степени рабочие, с руководством – ИТР;
— уровень притязаний также выше у сотрудников офисов;
— самые высокие средние показатели уровня притязаний, предпочтения выполняемой работы высокому заработку, условиями труда и профессиональной ответственности – определён у персонала ИТР.
Объяснить низкий уровень удовлетворённости работы среди рабочих и сотрудников охраны можно объяснить следующим:
— специфика труда рабочих – убойный цех, холодильники, коптильные камеры и т.д.;
— 3 смены работы;
— скользящий график работы;
— в городе нет рабочих мест, поэтому не всегда можно заняться тем, что тебе нравится, даже если есть достойное образование.
— Диагностика ситуативно-личностных ориентаций[26].
Диагностика ситуативно-личностных ориентаций позволила получить результаты, которые отображены в таблице 8[27].
Таблица 8
Ситуативно-личностные ориентации молодых сотрудников
Направленность |
Сотрудники офиса |
Работники торговли и охраны |
Рабочие |
Итого |
1. На интересы дела («Д»); |
1 |
1 |
6 |
7 |
2. На психологический климат в коллективе, отношения с людьми («П»); |
3 |
2 |
4 |
9 |
3. На себя («С»); |
2 |
1 |
4 |
7 |
4. На официальную субординацию («О») |
0 |
2 |
2 |
4 |
Результаты изучения направленности личности позволяют сделать следующие заключения:
— на интересы дела имеют направленность 7 человек (это 25% респондентов), среди которых 6 – рабочих (21,4%);
— на психологический климат в коллективе, отношения с людьми направлены 9 респондентов, большая часть которых (4 чел. или 14,3% - рабочие);
— на себя направлены 7 опрошенных (25%);
— на официальную субординацию – 4, что составило 14,2%.
Таким образом, большинство респондентов направлены на психологический климат в коллективе, отношения с людьми.
— Методика «Якоря карьеры» (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова[28]).
При изучении ведущих ориентаций молодых сотрудников были получены результаты, которые отображены в таблице 3 приложение 3[29].
Данные таблицы позволяют выделить ведущие ориентации, среди них (по мере уменьшения их значений):
— Стабильность работы.
— Профессиональная компетентность.
— Предпринимательство.
По группам сотрудников эти данные имеют отличия, хотя не очень значительные.
Для сотрудников офиса — это: - Профессиональная компетентность, предпринимательство, стабильность работы.
Для работников торговли и охраны – это: профессиональная компетентность, стабильность местожительства, предпринимательство.
Для рабочих: автономия (независимость). стабильность работы, вызов.
Мотивацией молодых специалистов необходимо уделять больше внимания не только предприятиям, но и государству, т.к. молодой специалист является тем человеческим капиталом, вложение в которое сейчас даст прибыль завтра.
Исходя из проведенных исследований можно сделать вывод, что подход к мотивации сотрудников, работающих более 1 года должен содержать экономическую направленность (в большей степени), рациональную организацию труда, борьбу со стрессами на работе, ротацию кадров, а сотрудников, проработавших менее года – направленность на развитие карьеры, возможность профессионального и творческого роста, планирование карьеры.
Однако следует помнить, что какие бы особенности ни учитывались при разработке конкретной системы мотивации работников, но в любом случае необходимо обеспечение соблюдения важнейших принципов, таких как:
•Установление чёткой взаимосвязи между системой, формой оплаты труда и премирования и конкретными результатами деятельности;
•Определение размера оплаты только в зависимости от количества и качества труда. При этом следует избегать уравнительности, когда работники одного уровня получают равное вознаграждение при различном вкладе в общие результаты;
•Установление конкретных критериев оценки количества и качества труда, известных и понятных каждому работнику;
•Отсутствие значительных различий в части предоставления различных социальных льгот для отдельных категорий работников (при прочих равных условиях). Недопустимо предоставление дополнительных благ (сверх преимуществ) для одних работников за счёт других;
•Использование дополнительных мер стимулирования (материальных, натуральных, социальных, моральных) для всех работников, результаты деятельности которых превышают средние по организации;
•Мотивационная система не должна допускать того, чтобы интересы работников входили в противоречие с целями развития организации в целом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие мотивации персонала тесно связано с проблемой управления персоналом. Новые экономические отношения, порождённые локальными и региональными кризисами, выдвигают и новые требования к персоналу.
В исследование приняли участие 28 молодых сотрудников ОАО «Бобруйский мясокомбинат» женского и мужского пола в возрасте до 30 лет и со стажем работы на данном предприятии до 5 лет.
Были использованы результаты анкетирования и тестирования персонала, проведённого совместно с сотрудниками отдела кадров организации, в ходе которого преследовались следующие задачи: проанализировать степень удовлетворенности работой персоналом; познакомиться с ситуативно-личностными ориентациями молодых сотрудников, изучить потребности работников.
Исходя из проведённых исследований можно сделать вывод, что подход к мотивации сотрудников, работающих более 1 года должен содержать экономическую направленность (в большей степени), рациональную организацию труда, борьбу со стрессами на работе, ротацию кадров, а сотрудников, проработавших менее года – направленность на развитие карьеры, возможность профессионального и творческого роста, планирование карьеры.
Основными формами мотивации и стимулирования работников можно назвать такие, как:
1. Заработная плата как объективная оценка вклада работника в результаты деятельности предприятия.
2. Система льгот работникам организации: эффективное премирование, доплаты за стаж, оплата расходов на проезд к месту работы и обратно.
3. Мероприятия, повышающие привлекательность и содержательность труда, самостоятельность и ответственность работника.
4. Устранение статусных, административных и психологических барьеров между работниками, развитие доверия и взаимопонимания в коллективе.
5. Моральное поощрение работников.
6. Повышение квалификации и продвижение работников по службе.
Основными направлениями деятельности в области кадровой политики должны выступить:
- комплектование высококвалифицированными кадрами, имеющими необходимый уровень квалификации и образования;
- совершенствование подбора кадров на основе применения конкурсного отбора;
- повышение образовательного и квалификационного уровня персонала;
- омоложение коллектива;
- формирование и выполнение конкретных социальных программ коллектива, направленных на обеспечение наиболее важных потребностей персонала – охрану труда и оздоровление, создание условий для профессионального развития;
- оказание адресной помощи отдельным категориям работников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Базаров Т. Ю. Управление персоналом: Практикум:/ Т. Ю. Базаров – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – С 92
- Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала : Пособие по кадровой работе /В.Р.Веснин.- М.: Изд: Юрист.-2011.- с. 127
- Гибсон, Дж. Л. Организации: поведение, структура, процессы/ Пер. с англ. – Изд 8-е. Гибсон, Дж. Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х.- мл. - М.: ИНФРА - М,- 2015.- С. 250
- Здоровый образ жизни человека - национальная проблема современного общества / В. М. Позняковский, Н. Г. Челнакова, Д. А. Сафьянов //Т. 2 : сб. материалов межрегион. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, 17 марта 2009 г. / под ред. А. И. Барановского. - Омск, 2011. - С. 98-101
Кибанов А.Я.. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация: Учеб. пособие для вузов / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова; Государственный университет управления — Москва: Экзамен, 2012. – С. 137.
- Кибанов И Мотивация и стимулирование трудовой деятельности./ И. Кибанов.- СПб. Питер,-2016 г.- С. 125.
Климычев В. И. Проблемы мотивации и удовлетворенности трудом у работников АПК /В. И. Климычев, А. П. Смирнова. / М.: Издательский дом «Вильямс», 2011.- С.77 - 79
КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/
- Лагунов А. Продвижение бренда работодателя среди молодых специалистов / А. Лагунов.- LAP Lambert Academic Publishing.- 2010 г.- 108 с
Лютенс Ф. Организационное поведение : Пер. с англ. Изд. 7-е -. Лютенс, Ф М.: ИНФРА-М, -2013.- С. 135.
- Мескон М. Х. Основы менеджмента : перевод с английского / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури – М.: Дело, 2010. – с. 381
- Мясоедова Т.Г. Человеческий капитал и конкурентоспособность предприятия/ Т.Г. Мясоедова //– 2016.– №3. – С. 29
- Немов Р.С. Психологические условия и критерии эффективности работы коллектива /Р.С. Немов, – М.: Знание, 2014.- С.64 .
- Нирмайнер Р.М. Мотивация / Р. Нирмайнер, М. Зайфферт – М.: Омега-Л, 2011. – с. 19
- Пархимчик Е. П. Кадровая политика организации : учеб. пособие / Е. П. Пархимчик. –Минск : ГИУСТ БГУ, 2011.-128 с