Файл: Трудовая ментальность: понятие и сущность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 326

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Достаточно тесно и патернализмом связан правовой нигилизм, выразившийся в неуважительном отношении к закону. Правовой нигилизм распространен как в низах, так и на верхах. Населением никак не отождествляется власть и закон, что привело к субъективному трактованию и применению нормативных актов [12, c. 53].

Правовые системы в зарубежных странах достаточно четко регламентируют деятельность трудовых профсоюзов, определяют условия организации трудовых забастовок, перечень вопросов, лежащих в компетенции трудовых профсоюзов. В развитых странах невыполнение законов и правил всегда ведет к немедленным правовым последствиям. Но только не в России. Для примера можно привести масштабную забастовку четырех крупнейших профсоюзов железнодорожников во Франции в 2017 году [1], а также забастовка профсоюзов металлургов и инженеров в Германии в 2018 году. Хотя результатами забастовок явилось не полное удовлетворение всех требований бастующих, однако были достигнуты уступки с обеих сторон. В России показательной является забастовка рабочих горно-обогатительного комбината «Аметистовое» (Камчатский край) в ноябре 2018 года, результатом котором явилось массовое увольнение рабочих и признание забастовки незаконной [11].

Неуважительное отношение российской власти (и подданных) к закону проявляется и в так называемом избирательном правосудии [12, c. 53].

Правовой нигилизм проявляется и в такой тенденции как широкое распространение отрицательных нецивилизованных трудовых конфликтов, связанных с прямым нарушением трудового законодательства. В настоящее время такого рода конфликты составляют подавляющее большинство (около 80% от общей массы трудовых конфликтов). В то же время положительные или цивилизованные трудовые конфликты, представляющие собой определенный этап договорного процесса – как индивидуального, так и коллективного – играют второстепенную роль.

Еще одной чертой трудового менталитета в России является то, что многие работников пытаются строить свои отношения с работодателем на личностной основе, что также снижает эффективность права и закона. Данное положение ставит работников заложниками этих отношений, снижает возможность их правовой защиты со стороны государства и профсоюзов. В основном неформальные трудовые отношения имеют место на незаконных рынках труда, когда это выгодно и работнику и нанимателю, а также при монопольном положении нанимателя [12, c. 54].

Еще одной сферой неформальных отношений являются соглашения, возникающие на базе общих интересов от директора до разнорабочего. Данные неформальные отношения принимают форму корпоративного сговора, имеющего целью давление на центральные власти и регулируются негласными, теневыми соглашениями. В целом наличие и функционирование неформальных трудовых отношений вытекает из особенностей трудового менталитета, подкрепленное сложившимся социально-экономическим порядком в стране.


Слабая социальная активность работников в России проявляется в отсутствии самозащиты, в слабой предпринимательской, инновационной активности. Возможно, это влияние генетики, когда северные народы являются более пассивными по сравнению с южным темпераментом [5, c. 177].

Таким образом, основными элементами российского трудового менталитета выступают склонность к патернализму, готовность принять неформальные порядки и отношения, слабая социальная активность, правовой нигилизм, отсутствие желания рисковать и полагаться только на самого себя. Национальная специфика трудового менталитета отразилась и на основных чертах и механизмах формирующейся в настоящий момент модели регулирования рынка труда: укреплении авторитарного типа управления в организациях и предприятиях, широком распространении неформальных отношений между работодателями и наемными рабочими, подчиненной роли договорного регулирования, низкой забастовочной активности. Копируемые западные рыночные схемы и взаимоотношения у нас не работают, так как происходит несовпадение традиционных базовых житейских ценностей и ориентаций российского населения с западными стандартами.

3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ РЫНКОВ В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО И СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ)

Для проведения сравнительной оценки национальных трудовых рынков Российской Федерации автором предложены Центральный федеральный округ и Северо-Кавказский федеральный округ, как наиболее отличные по особенностям национального состава.

Центральный федеральный округ – это административное формирование в центре европейской части России.  В состав Центрального федерального округа входят 18 регионов Российской Федерации. В Центральном федеральном округе производится около 30 % продукции машиностроения и легкой промышленности, 25 % продукции химической отрасли, 20 % продукции черной металлургии, что свидетельствует о том, что на территории данного округа сосредоточено более четверти всей промышленности [8]. В структуре промышленного комплекса Центрального федерального округа лидирующими отраслями являются машиностроение и металлообработка. Национальный состав населения центрального округа достаточно однороден, 94 % составляют русские, незначительный удельный вес приходится на долю прочих национальностей [8]. Основная религия – православие.


Северо-Кавказский федеральный округ расположен в южной части европейской части России, в нижнем течении реки Волги, в центральной и восточной части Северного Кавказа, с востока территория Северо-Кавказского федерального округа омывается Каспийским морем [8]. В состав округа входят 7 регионов Российской Федерации: Республика Дагестан, Ставропольский край, Чеченская республика, Кабардино-Балкарская республика, Республика Северная Осетия – Алания, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика. Основные отрасли экономики: добыча и переработка термальных и минеральных вод, туризм, сельское хозяйство, производство строительных материалов. Национальный состав округа достаточно разнороден, однако общим является то, что все народности и этносы данного округа объединены религией (мусульманство) и обычаями. Кроме того, схожими является и природно-климатические факторы [8].

Следовательно, видим, что для современной России проблема национального рынка труда состоит в значительной региональной дифференциации уровня развития экономики и, как следствие, в существенных различиях в структуре спроса и предложения рабочей силы, главным образом по профессионально-квалификационному признаку [7, c. 67]. 

Закономерности развития данных регионов накладывают свой отпечаток и на процессы формирования национального рынка труда. Хотя усиление степени децентрализации управления экономикой и способствовало формированию изолированных локальных рынков труда, ориентированных на нужды регионов, совокупный трудовой потенциал общества, сформированный в условиях плановой экономики, оказался раздробленным, что повлекло за собой и территориально-отраслевую дифференциацию качественного состава рабочей силы по регионам России. В результате этого большинство регионов страны характеризовались высоким уровнем безработицы, в них резко снизился качественный состав трудовых ресурсов под влиянием:

-длительной безработицы большого количества трудоспособного населения, приведшей к деквалификации;

-перераспределения доли квалифицированной рабочей силы в сферу торговли и услуг, сельское хозяйство, что также ведет к потере уже имевшейся профессии и квалификации;

-сужения масштабов воспроизводства квалифицированной рабочей силы, обусловленного изменениями в структуре спроса на труд и масштабами снижения этого спроса в целом. Характеризуется это тем, что в условиях резкого сокращения промышленного производства постепенно сократилась потребность в подготовке высококвалифицированных рабочих, техников, инженеров; а отсутствие системы массовой профессиональной подготовки квалифицированных рабочих отнюдь не способствует возможности будущего экономического роста в стране;


-снижения уровня жизни большинства семей, что лишает их возможности обеспечения своих детей профессиональным образованием [7, c. 68].

Низкий качественный уровень трудового потенциала ряда российских регионов уже начал препятствовать возможностям экономической стабилизации, что усугубляется процессами нарушения трудовой мотивации у значительных контингентов трудоспособного населения. Характерная для России проблема снижения качества рабочей силы негативно воздействует на перспективы развития экономики и возможности экономического роста. 
Особое значение приобретает специфическая особенность российской рабочей силы – ее низкая мобильность. Большинство проблем, характерных сегодня для локальных, региональных рынков труда, можно решить, только преодолев их замкнутость и ограниченность. Низкая мобильность рабочей силы в России скорее следствие, а не причина отсутствия реально функционирующего национального рынка труда [7, c. 68].

Согласно статистическим данным Российской Федерации, в целом по стране уровень безработицы составил 4,8 % (рисунок 3.1) [3].

Рисунок 3.1 – Динамика уровня безработицы в Российской Федерации в 2017-2018 гг., %

А уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения в возрасте 15 лет и старше) в декабре 2018 г. составил 59,9%, в возрасте 15-72 лет – 65,6% [3].

На рисунке 3.2 представим сравнение показателей рынка труда Центрального федерального округа и Северо-Кавказского федерального округа.

Рисунок 3.2 – Сравнение показателей рынка труда Центрального федерального округа и Северо-Кавказского федерального округа за 2018 г., %

Согласно данным рисунка 3.2, занятость населения Центрального федерального округа превышает показатель Северо-Кавказского федерального округа на 7,1 п.п., что может быть связано с наличием большего количества предприятий и рабочих мест, а также может быть связано с большей урбанизацией Центрального федерального округа.

Уровень безработицы в Центральном федеральном округе существенно превышает уровень безработицы Центрального федерального округа, что может быть связано с недостатком рабочих мест, низким уровнем развития экономики в этом регионе, отсутствием информационной базы как ресурса в предоставлении информации субъектам трудовых отношений рынка труда.

Кроме того, для сельских районов Северного Кавказа довольно актуальна проблема транспортной недоступности департаментов и центров содействия занятости населения для людей, ищущих работу.


Следует отметить, что в Северо-Кавказском федеральном округе основное количество населения связано с сезонной деятельностью в туризме и сельском хозяйстве, поэтому имеет место скрытая безработица. Показатель скрытой безработицы варьируется по регионам Северного Кавказа от 1,5 % до 8 % [3]. С позиции социальной напряженности группа скрытых безработных является одной из самых конфликтных на рынке труда. Чаще всего, в составе скрытых безработных доминируют представители социально незащищенных категорий населения – люди предпенсионного возраста, женщины и др. [13].

За счет наличия большого количества предприятия в Центральном федеральном округе население в основном работает в организациях и на предприятиях. В Северо-Кавказском федеральном округе ситуация иная. В своем большинстве население региона занято в стихийной торговле и в сервисе.

На Северном Кавказе стихийная торговля и сервис стала единственно реальным способом заработков для большей части населения в условиях полной стагнации государственных предприятий. Широкому распространению стихийной торговли и сервиса на Юге России способствует несколько факторов:

-исторический, когда экономика региона традиционно была ориентирована на непроизводственную сферу экономики, в силу наличия природно-рекреационных ресурсов для туризма и отдыха;

-агроклиматический, позволяющий многим людям заниматься подсобным хозяйством, обрабатывать землю, производить и продавать продукцию растениеводства и животноводства;

-демографический, выражающийся в том, что активный естественный прирост населения и приток мигрантов в сочетании со свертыванием некоторых отраслей экономики в регионах Юга России приводил к массовому высвобождению рабочих рук и росту безработицы;

-экономический, связанный с бурным ростом оборота торговли и расширением торговой инфраструктуры [7, c. 69].

Обычно стихийная торговля концентрируется вокруг рынков; вдоль автомагистралей, в непосредственной близости от железнодорожных станций и автовокзалов, остановок общественного транспорта; на пляжах и в курортных местах; в крупных жилых микрорайонах и прочих местах массового сосредоточения покупателей. В сельской местности в ассортименте различные овощи и фрукты, молоко и молочнокислые продукты, мясо, а также напитки, сигареты, сладости, закупленные по оптовым ценам в крупных городах. В городах – это торговля продовольственными товарами и бакалеей, купленными по оптовым ценам и продаваемых в розницу с небольшой ценовой надбавкой. В транспортных узлах – торговля напитками, сигаретами, готовыми продуктами питания собственного производства, печатной продукцией, «товарами в дорогу». Стихийный сервис без официального разрешения на Юге России представлен сдачей жилья внаем, что особенно наглядно в летний сезон в курортных городках Краснодарского края на Черноморском побережье [13].