Файл: Порядок формирования ассортимента товаров на предприятиях оптовой и розничной торговли.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 223

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С целью рассмотрения собственного капитала применяются коэффициенты деловой активности, которые показаны в таблице 5.

Таблица 5 Коэффициенты деловой активности в ООО «ТД «Славянский»

Наименование коэффициента

Способ расчета

2013

2014

Абс.откл 2014/2013

1 Коэффициент общей оборачиваемости капитала (ресурсоотдача)

1,5

1,85

+0,35

2 Коэффициент отдачи собственного капитала (коэффициент оборачиваемости собственного капитала)

2,02

3,12

+1,1

3 Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

8,75

4,58

-4,17

Сведения таблицы 4 демонстрируют, что в промежуток с 2013 г. по 2014 г. ресурсоотдачи возросли. Следовательно, в компании стремительнее совершался полный цикл обращения, доставляющий прибыль. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала несущественно вырос в 2014 г. по сопоставлению с 2013 г. Окончательный финансовый итог работы предприятия, балансовая прибыль или убыток, являет собой алгебраическую сумму результата (прибыли или убытка) от реализации товарной продукции (работ, услуг), результата (прибыли или убытка) от иной реализации, доходов и расходов от внереализационных операций.

Проанализируем показатели, оказывающие влияние на окончательный итог деятельности предприятия и изобразим в виде табл. 6.

Таблица 6 Показатели отчетов о прибылях и убытках за 2012-2014 гг.

Наименование показателя

2012

2013

2014

Отклонение 2013г. к 2012г.

Отклонение 2014г. к 2013г.

А

1

2

3

4

5

Выручка от продажи товаров, работ, услуг

828992

549552

348038

-279440

-201514

Себестоимость

691627

469945

297852

-221682

-172093

Валовая прибыль

137365

79607

50186

-57758

-29421

Прибыль (убыток) от продаж

39361

8826

-10240

-30535

-19066

Прочие доходы

144041

297081

227845

153040

-69236

Прочие расходы

178489

305555

216373

127066

-89182

Прибыль (убыток) до налогообложения

4913

352

1232

-4561

880

Доп. Показатели

-4454

3381

-51

7835

-3432

Чистая прибыль (убыток)

459

3733

1181

3274

-2552


В 2013 и 2014 годах мы наблюдаем уменьшение выручки от продаж, уменьшение себестоимости и, как результат, увеличение прибыли.

Но, уменьшение выручки существеннее, чем уменьшение себестоимости, что говорить об снижении валовой прибыли, однако за счет повышения числа прочих доходов в 2013 году прослеживался рост чистой прибыли, в 2014 году чистая прибыль существенно уменьшается.

Позитивным считается тот момент, что в 2014 году по сравнению с 2013-м себестоимость уменьшается не так существенно как выручка от продаж, что говорит об снижении скорости падения валовой прибыли.

3. Основные направления по совершенствованию ассортиментной политики ООО «ТД «Славянский»

3.1 Планирование ассортимента товаров

Вплоть до перехода нашей экономики к рыночным взаимоотношениям у розничного ритейлера не существовало трудностей с определением оптимального ассортимента. Существовала одна цель - наполнить полки хоть чем-нибудь. По этой причине понимание и использование термина «ассортиментная матрица» пришло значительно позже - посредством убытков, утилизации просроченных товаров, переполнение складских остатков малоходовыми позициями.

Выжили и раскрутились те, кто своевременно понял, что без непрерывного анализа деятельности и процесса компьютеризации торговли долгое время на рынке не продержишься. В случае если не брать во внимание сложности зарубежных терминов, ассортиментная матрица магазина – это список продуктов, присутствие которых на полке и в минимальных неснижаемых остатках на складе, просто необходимо.

Прежде чем ее составлять, устанавливается стратегия компании, его целевой покупатель, возраст, уровень прибыли. Если принято решение позиционировать магазин как дискаунтер с дешевыми ценами, в таком случае включать в его матрицу элитный алкоголь никому в голову не придет ,равно как сопутствующим продуктом салона дорогостоящих иностранных автомобилей сделать дешевые штампованные диски для колес.

Оформляется она по группам товаров. Любое SKU (ассортиментная позиция) вводится в матрицу на основании проделанного анализа. Устанавливается средний период оборота единицы, целевой сегмент покупателей, предпочитающих эту позицию, вероятные аналоги, поставщики. Зачастую случается так, что один и тот же товар предлагают конкурирующие поставщики. Для розничного продавца подобная ситуация выгодна: закуп происходит у поставщика, предложившего самую низкую цену и выгодные условия поставки и оплаты. Это стимулирует другого поставщика предложить еще более интересные условия. Для чего необходим баланс ассортимента? В прямые обязанности менеджера или иного лица, которое контактирует с поставщиками, входит непрерывный контроль над товарными остатками. Помимо других выгод ассортиментная матрица дает возможность избегать злоупотреблений со стороны торгового персонала.


Бывает, что недобросовестный поставщик, применяя личный интерес менеджера на закупе, продает в розничную точку неходовой товар или продукт пользующийся спросом, однако в количестве, превышающем стандартную потребность магазина. В случае если же имеется утвержденная ассортиментная матрица, заказать отсутствующий в ней продукт (либо очевидно больше минимальных стоков) – это серьезное нарушение, на которое не пойдут ни менеджер, ни поставщик.

Сегодня рыночный ритейлер для того, чтобы остаться на рынке, должен незамедлительно отвечать на все изменения, по этой причине ассортиментная матрица – не закостеневшая догма. Ее обязан знать любой сотрудник компании. Для этого производится периодический анализ оборота магазина и выстраивание ассортиментной матрицы, причем данный процесс постоянный и беспрерывный.

Если какое-то SKU прекратило реализовываться (увеличилась цена, снизилось качество, поменялись предпочтения основной категории потребителей), оно незамедлительно заменяется более популярным аналогом. Ведется наблюдение внешней среды (возникновение конкурентов, строительство жилья в радиусе влияния точки, изменения экономической среды города), согласно его итогам совершаются корректировки матрицы.

Для того чтобы понять, что выгодно продавать, необходимо определиться с целевой аудиторией. Тут возможно изучить подобные факторы, как время и территориальность.

1. Потребитель проживает вблизи с рынком, или он находится по дороге домой. - Подобным людям просто ежедневно заходить на рынок, чтобы взять свежие продукты. Они берут немного, но регулярно, ценят свежесть. - Часть подобных потребителей приходит на рынок раз или два в неделю, экономя время. Они берут больше товаров, чтобы хватило до следующего раза, однако свежесть продукции тоже важна.

2. Потребитель проживает далеко от рынка, ездит один раз в одну или две недели. - Эти люди имеют возможность ездить на рынок редко, по этой причине покупают сразу все и с запасом. Им важна невысокая цена и возможность приобрести весь набор товаров в одном месте. Преимущество отдается товарам длительного хранения, однако свежие овощи и фрукты они тоже берут. Кроме того данной категории потребителей можно предложить бытовую химию, одежду и обувь, когда рынок не только продуктовый.

Отталкиваясь от этого, можно спланировать, что выгодно реализовывать на рынке. Из товаров питания это свежие овощи и фрукты, зелень, мясо. Данные товары ежедневного потребления, и спрос на них имеется всегда. Только необходимо учесть, что товары для первых двух категорий покупаются у оптовиков, а для третьей категории важно натуральное, не массовое происхождение товаров.


Планирование ассортимента магазина нужно проанализировать отдельно для товаров питания и непродовольственных товаров. Хотя маленькая лавка, направленная на жителей близко расположенных домов, способна включать и бытовую химию, и прочие хозяйственные мелочи. Как правило это вещи, которые заканчиваются внезапно и нужны прямо сейчас.

Данный набор продуктов определяется в ходе торговли и может сильно зависеть от района города и близости иных торговых точек. Однако постоянные покупатели сами подскажут, что им необходимо прямо сейчас. К примеру, спички или прищепки. Продуктовый магазин - один большой, предназначенный на охват всего района или города, а другой нацелен на жителей дома, в котором находится, и на пару близко расположенных. Если второе, то понятно, что рентабельно реализовывать продукты, которые необходимы ежедневно: хлеб, молочные продукты, колбасные изделия, растительное масло, макароны, консервы.

Кроме того подойдут продукты быстрого приготовления и полуфабрикаты в варианте пельменей, блинчиков с начинкой и другие. Хотя необходимо принимать во внимание характерные черты любого района. В зависимости от уровня доходов жителей нужно создавать ассортимент, выбирать по дороговизне и качеству товаров, алкоголя. Ещё одно условие - это конкуренты.

Когда в пешей доступности уже имеется продовольственный магазин или магазины, в таком случае, наряду с основным ассортиментом, необходимо найти продукты, которых нет у них. Это будет заинтересовывать дополнительных покупателей, которые будут приобретать и другие продукты, потому что легче все взять в одном месте. Фактор лени всегда играет на руку.

Чем меньше операций необходимо осуществить покупателю, тем скорее он к вам придет. Непосредственно по этой причине зачастую можно увидеть два-три больших супермаркета друг напротив друга: вроде и ассортимент везде одинаковый, а стоят и процветают. Покупатели всегда предпочтут тот, который ближе к дому, потому что идут с работы уставшие, а необходимо все дотащить домой и что-то ещё приготовить.

3.2 Мероприятия по совершенствованию ассортимента товаров

Задачей любого продавца считается предлагать ассортимент товаров, устраивающий наибольшее число потребителей, при этом сформировать необходимый товарооборот. Безусловно, все товары представляют различный интерес для компании, по этой причине нужно будет отыскать наилучшее процентное соотношение между товарами, ради которых покупатели приходят в магазин (товары-зазывалы), и иными, продаваемыми с более высокой наценкой.


На реализации популярных марок магазины вынуждены применять незначительный уровень торговой наценки и даже в некоторых случаях реализовывать их по себестоимости с целью привлечения покупателей. Однако непосредственно размещение товаров на полке и компетенция продавцов оказывает на то, какой из товаров будет реализовываться лучше. Не стоит выпускать из виду, что основная задача магазина ориентированность на прибыль в абсолютном, а не в процентном выражении.

Система самообслуживания предполагает «визуальную продажу» продуктов. Вот ряд ключевых, правил мерчендайзинга.

1. Если место, предназначенное для товара, мало, то он потеряется в пестроте иных товаров, а его возможности быть купленным сведутся к нулю. Легкий способ с целью контроля, насколько каждый из продуктов обладает необходимой площадью выкладки, заключается в том, что можно разбить общее количество погонных метров полок (абсолютно всех или определенных на эту товарную категорию) на количество наименований на полках. В случае если полученная в итоге цифра меньше 25 см, значит, подобная выкладка считается "нечитабельной", следует сократить количество наименований в данной категории товара или же увеличить отводимое под нее пространство.

2. Верно демонстрировать товар - значит также расставлять его согласно «единству потребности», другими словами, товары одной подгруппы обязаны содержаться в одном месте. Преимущественным считается вертикальная выкладка, чем горизонтальная: одна подгруппа товара или даже одно его наименование показано сверху вниз на всех уровнях полок.

3. Понимание потребителям товара так, чтобы были заметны его основные характеристики. К данному правилу можно также дополнить управление ценником как частью товара, поскольку правильной расстановке ценников внимание начали уделять относительно недавно.

Настоящее искусство мерчендайзинга заключается в том, чтобы разделить в магазине товарные категории, а потом и сами продукты внутри этих категорий таким образом, чтобы повысить количество купленных продуктов за один визит в магазин, а кроме того оказать влияние на его уровень прибыльности. Для этого и нужно осознавать потребности покупателей, другими словами, сегментировать их. Непосредственно с помощью структуры ассортимента возможно принимать решения о том, сколько видов молотков, манной каши, стиральных порошков и остального необходимо показать в вашем магазине, чтобы обеспечить потребителям превосходный выбор на этой площади. Гарантия долгосрочного преуспевания бизнеса - формирование стабильного конкурентного преимущества, т.е. преимущества над конкурентами, которое компания сохраняет на протяжение длительного периода времени, и которое считается гарантией финансового успеха в долгосрочной перспективе.