Файл: Порядок формирования ассортимента товаров на предприятиях оптовой и розничной торговли.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 234

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для расчета структурных компонентов, как правило, применяют непосредственный счет продукции, вне зависимости от ее вида.

Анализ качества предполагает собой изучение свойств товаров в соответствии с их направлением и характеристиками потребительских свойств. В учете применяются обобщающие, косвенные и индивидуальные характеристики качества.

К первым причисляют удельный вес, ее соответствие мировым параметрам качества, удельные показатели экспорта, число аттестованной продукции. Продуктивность продукции отображают индивидуальные показатели, чаще всего они применяются в пищевой и легкой промышленности (жирность молока, долговечность, технологичность).

Косвенные – это штрафные и другие наказания за выпуск брака и потери от него.

Исследование ритмичности подразумевает изучение равномерности выпуска товаров, предусмотренных планом, в согласовании с графиками ассортимента и объемов производства.

Исследование реализации продуктов, как правило, ведется ежемесячно, и далее – за квартал, полугодие, год.

В процессе данного вида анализа проходит сравнение реальных показателей с плановыми, а кроме того с показателями предыдущих периодов. Формами отображения выступают процент выполнения, темпы роста и величина отклонения от плана.

1.2 Порядок формирования ассортимента товаров на предприятиях оптовой и розничной торговли

Формирование товарного ассортимента, содействующего оптимизации доходов, сохранению желаемой доходности на продолжительный период времени, весьма актуально для предприятий, стремящихся являться конкурентоспособными. Остановимся на ключевых принципах формирования ассортимента подробнее.

Ассортимент товаров – это комплект продуктов, которые связаны в группы в соответствии с конкретными признаками. Все они без исключения подвергаются детальной классификации. Продукт делится по видам на ассортиментные группы, затем идут подгруппы и позиции. Главными признаками, согласно которым совершается распределение, считаются потребительский, сырьевой и производственный. В группу производственного ассортимента относятся изделия, которые изготавливаются и выпускаются сельскохозяйственными, промышленными и иными предприятиями. Подобные предприятия выпускают продукцию определенной специализации, то что дает им возможность вводить и улучшать технологии, применяемые на производстве.


По этой причине, для того чтобы учитывать условия торговли, необходимо осуществить подсортировку. Она может быть исполнена как на оптовых базах, так и уже в торгующем магазине.

В группе торгового ассортимента имеется продукция, специализированная для реализации в розничной сети. Весь ассортимент продуктов в этой конкретной группе разделяется на продовольственную и непродовольственную подгруппу. Любая из них, в свою очередь, классифицируется в зависимости от отраслевой принадлежности, а продукты соединяются в группы согласно разным признакам и критериям.

Классификация ассортимента товаров трудна согласно собственной структуре и включает в себя большое количество компонентов. Таким образом, продукты разделяются в зависимости от материала изготовления, потребительского направления, главных свойств, сложности, частоты спроса и так далее. Ассортимент вбирает в себя определения группы, подгруппы, видов, разновидностей, марки, типа и наименования.

Когда классифицируют ассортимент относительно широты охвата, в таком случае выделяют следующие виды:

– простой: незначительная группа продуктов, которая способна угодить всем потребностям ограниченного числа потребителей;

– сложный: значительная группа, которая способна содержать в себе несколько групп, видов и разновидностей продукта, способных удовлетворить значительный спрос на них;

– групповой: связанные по единым признакам схожие продукты, умеющие удовлетворить подобные потребительские потребности; составляющими этого вида считаются марочный и видовой ассортимент товаров;

– развернутый: ряд однородных групп, различающихся согласно индивидуальным признакам; – сопутствующий: вспомогательная группа;

– смешанный: продукты разных групп, которые различаются своим разнообразием.

Предназначение процессов управления, планирования, развития и контролирования над товарным ассортиментом заключается в своевременном предложении изготовителем конкретной продукции, которая бы удовлетворяла определенный покупательский спрос. Это обуславливается тем, что на всех рынках есть конкурентное соперничество. Успех в нем и делает функционирование предприятия эффективным и рентабельным.

В первую очередь нежели реализовать формирование ассортимента товаров, следует создать единую ассортиментную концепцию. Это подразумевает создание подходящей структуры продукции, что станет, с одной стороны, удовлетворять спрос потребителей, с иной стороны, даст возможность целесообразно и без потерь применять ресурсы предприятия, рентабельно соперничая с иными участниками рынка.


Ассортимент товаров характеризуется подобными параметрами, как:

– широта (вся продукция, представленная в компании);

– гармоничность (уровень близости продуктов, пребывающих в различных ассортиментных группах, касательно их применения, производства, распределения и т. д.);

– насыщенность (количество продукта, который формирует ассортимент);

– глубина (вариации продукта в рамках одной группы).

Процесс планирования подразумевает наилучшее применение имеющихся материалов и ресурсов, превращающихся в эту продукцию, что может дать доход предприятию, а кроме того будет обладать устойчивым спросом на потребительском рынке.

Ассортиментная политика считается определением набора тех товарных групп, которые делаются более преимущественными для эффективной работы предприятия и гарантируют экономическую эффективность его деятельности, созданием ассортимента товаров в согласовании с нуждами рынка, финансовым состоянием предприятия и его стратегических целей. При создании ассортиментной продукции обязаны: — выявлять соотношения между новой продукцией, призывающей изменения и улучшения, продукцией традиционной, а также устаревшей;

— утверждаться номенклатура выпускаемой продукции и планируемых количественных и качественных показателей;

— устанавливаться число моделей, а кроме того модификаций одной и той же продукции;

— устанавливаться состав жизненного цикла любой выпускаемой продукции, а кроме того перспективы обновления ассортимента.

Ассортиментная политика создается с целью достижения долговременных задач и очень ценна при жестких конкурентных условиях, предъявляющих к товару жесткие требования как по ассортименту, так и по качеству. Ее проблемы принимаются на стратегическом уровне предприятия и предусматривает его единые стратегические цели.

Ассортиментная политика, ее создание и реализация создается при соблюдении следующих условий:

- требуется существование конкретного представления об общей стратегии этого предприятия на рынке;

- требуется отличное знание рынка и характер требований целевой категории потребителей;

- требуется конкретное представление об имеющихся ресурсах и возможностях предприятия как на сегодняшний день, так и в перспективе.

Ассортиментная политика обязана аргументироваться, отталкиваясь от общих принципов, учитывающих выход на рынок в одно время следующих товарных групп:

- основных — продуктов, которые дают предприятию большую часть прибыли;


- поддерживающих — продуктов, которые дают предприятию меньше прибыли, чем основные, однако регулярно поступающих на рынок и стабилизирующих выручку;

- стратегических — продуктов, от которых предприятие планирует приобретать существенную прибыль в перспективе;

- тактических — продуктов, вызванных стимулировать реализацию основной товарной группы.

Изменения ассортимента имеют все шансы базироваться на трех подходах:

1. Вертикальные изменения ассортимента. Подобные процессы считаются частью вертикальной диверсификации производственной работы компании и ориентированы на увеличение или уменьшения производства тех комплектующих, которые до этого покупались у поставщиков, а кроме того формирование своей торговой сети с целью продвижения выпускаемой данной компанией продукции.

2. Горизонтальные изменения считаются одной из составляющих горизонтальной диверсификации. Так именуют изменения ассортимента в рамках ранее существующей деятельности или в смежных направлениях либо выход на новый рынок в рамках кооперации в отсутствии переходов на смежные уровни.

3. Комплексные изменения. Считаются диверсификацией как по горизонтали, так и по вертикали. Увеличение или уменьшение ассортимента может иметь связь с двумя причинами. Как правило это увеличение, спровоцированное процессом диверсификации, или же уменьшение, спровоцированное потребностью интеграции как горизонтальной, так и вертикальной.

1.3 Методы формирования товарного ассортимента

Исследование разных методов создания товарного ассортимента и их отличительных черт дали возможность раскрыть конкретное сходство между ними. Все методы основаны, в общем, на изучение рыночного восприятия продукции и на оценке продукции с точки зрения экономической производительности предприятия.

Все без исключения предприниматели стараются прийти к монополии, однако упускают из виду при этом, что рынок – саморегулирующая система. На текущий период производители продуктов заинтересованы в формировании сетевой торговли, так как им довольно сложно работать с каждым потребителем в отдельности.

Однако рынок пока не может гарантировать необходимое количество сетевых магазинов, при этом они обязаны являться самых разных форматов (от маленьких магазинов у дома до гипермаркетов) и иметь обширный товарный ассортимент.


На сегодняшний день данную нишу уверенно захватывают рыночные торговцы, продавцы с лотков и маленькие базары, которые обеспечивают потребителя наиболее необходимыми продуктами повседневного спроса.

Людям комфортно если приобрести молоко и хлеб можно прямо у дома, с учетом даже если продукты стоят немного подороже, чем в гипермаркете, а товарный ассортимент существенно уступает. Исследование товарного ассортимента демонстрирует, что тенденция к уменьшению небольших магазинов ещё долгое время будет развиваться на питерском рынке, вне зависимости от того, какая законодательная база будет установлена.

Товарный ассортимент и товарная номенклатура предполагают уровень схожести продуктов из различных торговых групп, а поэтому процветание продовольственного рынка не сможет пройти без маркетингового изучения и исследования потребительского спроса. До тех пор пока не будет отрегулирован механизм эффективной деятельности торговых сетей, нездоровая конкурентная борьба будет продолжаться. В этом и есть выражение «невидимой руки рынка».

На сегодня нет точного мнения, каким должен являться ассортимент товаров, чтобы наилучшим способом удовлетворить спрос потребителей, гарантировать получение необходимых доходов и решить иные коммерческие задачи. Любое торговое предприятие ищет собственную нишу на рынке, отталкиваясь из сложившихся конъюнктурных условий. По этой причине продавцу следует четко иметь ввиду, на каких потребителей он рассчитывает, в какой конкурентной обстановке предстоит вести работу и др. Для этого является допустимым применять широко используемый в рыночной экономике метод АВС-анализа.

Этот метод дает возможность установить наилучшее соотношение групп и видов продуктов в розничном торговом предприятии с учетом ключевых условий для достижения конкретной задачи. Метод учитывает многоступенчатое деление полностью торгового ассортимента согласно некоторым критериям на три категории по каждому критерию. (рис. 1).

Рис. 1. Графическое представление распределения товаров на области А, В, С

Чаще всего данный метод используется в крупных компаниях, где имеются складские помещения и центр логистики, который и выполняет XYZ анализ ассортимента, изучает, дает оценку логистике и клиентов компании.

Проанализируем специфику практического применения анализа в сравнении с каждой из трех групп товаров. Таким образом, продукция типа X характеризуется наиболее стабильным спросом.