Файл: Административные барьеры входа на российских рынках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2 Практические аспекты выявления и преодоления административных барьеров на примере Саратовского региона

2.1 Анализ административных барьеров на примере Саратовского региона

Особую значимость в формировании новых предприниматель­ских структур в отечественной экономике при переходе к рыночным отношениям приобретает создание конкурентной среды. Конкурен­ция - движущая сила рынка, источник получения дополнительных средств для инвестиционной деятельности компании. Чем меньше число фирм контролирует рынок, тем сильнее весы рыночного рав­новесия склоняются в сторону продавца, а не покупателя1. Каждое предприятие в рыночной экономике действует в определенной кон - курентной среде, факторы которой оказывают на него определенное влияние2. Понятие «конкуренция» - достаточно сложное и много­гранное, чем объясняется наличие множества определений. Одна­ко традиционно конкуренция рассматривается как борьба субъектов рынка за достижение своих целей: получение больше прибыли, луч­ших, выгодных поставок ресурса, сбыта товара и т. д.

В связи с этим в Саратовском государственном университете в конце 2017 - начале 2018 г. была проведена серия из двух социологи­ческих опросов саратовских предпринимателей и потребителей. Ве­роятностная выборка проведенного опроса репрезентирует предпри­нимательское сообщество по критерию отраслевой принадлежности, организационно-правовой форме и пропорциям представленности в экономике Саратовской об­ласти. В 2017 г. было опрошено 100 представи­телей малого и среднего бизнеса г. Саратова в возрасте от 18 до 59 лет. Средний возраст по вы­борке составил 37 лет. В опросе предпринимате­лей приняли участие 79% мужчин, 21% женщин. В ходе социологического опроса 2018 г. была сформирована многоступенчатая квотно-терри­ториальная выборка. Было опрошено 163 пред­принимателя Саратовской области. При этом учитывался размер муниципального образования - крупный, средний, небольшой. Отбор предпри­нимателей осуществлялся в соответствии с раз­мером и отраслевой принадлежностью бизнеса. Результаты опросов обрабатывались на базе ком - пьютерной программы SPSS. В ходе обработки использовались расчеты средних показателей, факторный, корреляционный и другие виды ана­лиза сопряженности признаков. [22]


В 2017 г. предприниматели разошлись в оценках приблизительного уровня конкуренции, с которым сталкивается их бизнес на основном целевом рынке. Так, 39% оценивали его как вы­сокий. Слабость конкуренции отмечают 25% представителей бизнеса, столько же опрошенных утверждают, что конкуренция умеренная (табл. 1).

Таблица 1

Оценка предпринимателями уровня конкуренции на основном целевом рынке, % к опрошенным

Оценка уровня конкуренции

Процент

Слабая конкуренция

25,0

Умеренная конкуренция

25,0

Высокая конкуренция

39,0

Очень высокая конкуренция

11,0

Итого

100,0

В 2018 г. субъективная оценка предпри­нимателями конкурентных условий ведения бизнеса оценивалась через категории «нет кон­куренции», «слабая конкуренция», «умеренная конкуренция», «высокая конкуренция», «очень высокая конкуренция» (табл. 2). 31,9% опро­шенных предпринимателей оценили условия ведения бизнеса как умеренно конкурентные (в 2017 г. - 25,0%), 30,7% - как высоко конку­рентные (в 2017 г. - 39,0%). Соответствие этих оценок данным 2017 г. показывает относительно стабильный характер процесса развития конку­ренции.

Таблица 2

Субъективная оценка предпринимателями конкурентных условий ведения бизнеса

Конкурентные условия ведения бизнеса

Частота

Процент

Нет конкуренции

8

4,9

Слабая конкуренция

23

14,1

Умеренная конкуренция

52

31,9

Высокая конкуренция

50

30,7

Очень высокая конкуренция

18

11,0

Затрудняюсь ответить

12

7,4

Итого

163

100,0

Снижение барьеров для занятия бизнесом в 2017 г. (табл. 3) предпринимателями признано недостаточным, особенно для малого предпри­нимательства, в 64,7% случаев.

Таблица 3

Влияние размера бизнеса на оценку предпринимателями снижения барьеров для занятия бизнесом, %

Размер бизнеса

Снижение барьеров для занятия бизнесом

Не могу оценить

Очень плохо

Неудовлетворительно

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

Малый

1,6

1,6

34,4

32,8

17,2

6,3

Средний

0,0

5,9

58,8

11,8

20,6

2,9


Для уточнения рейтинга отдельных пара­метров состояния конкурентной среды в 2017 г. были рассчитаны средневзвешенные баллы зна­чимости каждого критерия (табл. 4).

Таблица 4

Оценка состояния конкурентной среды предпринимателями (по среднему значению)

Критерии оценки конкурентной среды

Средний балл по 5-балльной шкале

Наличие информации о состоянии рынков города/района

2,59

Наличие спроса и возможности у населения оплачивать эти товары или услуги

2,94

Взаимоотношение с другими фирмами-конкурентами

2,90

Возможность получения кредитов

2,94

Получение разрешения на открытие бизнеса

2,96

Возможности аренды помещений

3,09

Взаимодействие бизнеса с органами власти

3,45

Объем требований и отчетности для налоговых служб

3,10

Доступность государственных и муниципальных услуг

2,65

Возможность участвовать в тендерах и конкурсах, организуемых местными властями

2,80

Снижение барьеров для занятия бизнесом

2,63

Преодоление семейственности и клановости в органах власти

2,78

Оказалось, что выше всего (более чем на 3 балла) предпри­ниматели оценили объем требований и отчетно­сти для налоговых служб, возможности аренды помещений, взаимодействие бизнеса с органа­ми власти. По остальным критериям состояние конкурентной среды оценивается как неудов­летворительное (менее чем на 3 балла). Таким образом, выявилось неоднозначное отношение представителей бизнеса к работе власти. С од­ной стороны, у них есть вопросы к снижению барьеров для занятия бизнесом, возможности участвовать в тендерах и конкурсах, к доступ­ности государственных услуг, с другой - они в большинстве своем удовлетворены взаимодей­ствием с органами власти, доступностью власти и налоговой службы. [16]

В ходе опроса предпринимателей 2018 г. (табл. 5) были выделены следующие индикаторы барьеров ведения бизнеса: сложность получения доступа к земельным участкам; нестабильность российского законодательства, регулирующего деятельность предприятий; коррупция; сложность/затянутость процедуры получения лицен­зий; высокие налоги; необходимость установле­ния партнерских отношений с органами власти; ограничение/сложность доступа к закупкам компаний с госучастием и субъектов естественных монополий; ограничение органами власти ини­циатив по организации совместной деятельно­сти малых предприятий; иные действия (давле­ние со стороны органов власти, препятствующие ведению бизнеса, силовое давление со стороны правоохранительных органов, силовое давление со стороны правоохранительных органов).[1]


Таблица 5

Наиболее существенные административные барьеры, % к ответам

Административные барьеры

Процент

Сложность получения доступа к земельным участкам

13,8

Нестабильность российского законодательства, регулирующего деятельность предприятий

21,1

Коррупция

5,5

Сложность/затянутость процедуры получения лицензий

5,8

Высокие налоги

30,5

Необходимость установления партнерских отношений с органами власти

4,4

Ограничение/сложность доступа к закупкам компаний с госучастием и субъектов естественных моно­полий

4,0

Ограничение органами власти инициатив по организации совместной деятельности малых предприятий

3,3

Давление со стороны органов власти, препятствующие ведению бизнеса

1,1

Силовое давление со стороны правоохранительных органов

2,2

Силовое давление со стороны проверяющих органов

2,9

Нет ограничений

5,5

Всего

100,0

К числу наиболее существенных админи­стративных барьеров ведения текущей деятель­ности предпринимателями Саратовской обла­сти в 2018 г. были отнесены: 1) высокий налог (30,5%); 2) нестабильность российского законо­дательства, регулирующего деятельность пред­приятий (21,1%); 3) сложность получения досту­па к земельным участкам (13,8%).

Большая часть опрошенных предпринима­телей представляют рынок Саратовской области (58,9%), 16,6% - ориентированы на локальный рынок отдельного муниципального образования, 11,0% - реализуют свою продукцию на рынках Российской Федерации, 10,4% - на городских рынках РФ. И только 1,2% предпринимателей ориентированы на рынки СНГ. [19]

Подавляющее большинство предпринимате­лей, работающих на различных географических рынках (табл. 6), полагают, что у них нет про­блем с административными барьерами бизнеса.

Однако 36,9% опрошенных предпринимателей, особенно на муниципальном (40,7%) и областном (40,2%) уровнях, уверены, что проблема с нестабильностью российского законодательства, регулирующего предпринимательскую деятель­ность, есть. На муниципальном уровне предпри­ниматели в два раза чаще других сталкиваются с проблемой коррупции. 10,2% предпринимате­лей, особенно муниципального уровня (14,8%), и каждый третий предприниматель на рынках СНГ сталкивались со сложностями, затянуто- стью процедуры получения лицензий.


Сходная ситуация и со взаимодействием предпринимателей и налоговых служб. Неудов­летворенность этим выказывают только пред­ставители сферы услуг (74,0%) и ЖКХ (50,0%). Большинство представителей других отраслей в той или иной степени удовлетворены взаимодей­ствием с налоговыми службами. Однако 52,2% предпринимателей в 2018 г. сталкивались с про­блемой высоких налогов. Особенно это касается предпринимателей, работающих на областных рынках, на рынках несельских субъектов РФ.

Таблица 6

Степень распространения проблем предпринимателей, работающих на различных географических рынках,

% по положительным ответам

Проблемы ведения бизнеса

Географические рынки бизнеса

По вы­борке

локальный муни­ципальный рынок

рынок Саратов­ской области

рынки несельских субъектов РФ

рынки

РФ

рынки

СНГ

Сложность получения доступа к земельным участкам

29,6

19,6

29,4

33,3

33,3

24,2

Нестабильность российского за­конодательства, регулирующего предпринимательскую деятель­ность

40,7

40,2

29,4

27,8

-

36,9

Коррупция

18,5

6,5

11,8

11,1

-

9,6

Сложность/затянутость процеду­ры получения лицензий

14,8

9,8

-

11,1

33,3

10,2

Высокие налоги

37,0

56,5

76,5

38,9

-

52,2

Необходимость установления партнерских отношений с орга­нами власти

3,7

6,5

11,8

11,1

33,3

7,6

Ограничение/сложность доступа к закупкам компаний с госуча­стием и субъектов естественных монополий

3,7

6,5

23,5

-

-

7,0

Ограничение органами власти инцидентов по организации со­вместной деятельности малых предприятий

3,7

4,3

11,8

11,1

-

5,7

Давление со стороны органов власти, препятствующие веде­нию бизнеса

-

1,1

5,9

5,6

-

1,9

Силовое давление со стороны правоохранительных органов

7,4

3,3

-

5,6

-

3,8

Силовое давление со стороны проверяющих органов

7,4

4,3

11,8

-

-

5,1

Нет ограничений

11,1

8,7

-

16,7

33,3

9,6