Файл: Административные барьеры входа на российских рынках.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты административных барьеров
1.1 Понятие административных барьеров
1.2 Процесс возникновения административных барьеров
1.3 Характеристика административных барьеров на отраслевых рынках
2.1 Анализ административных барьеров на примере Саратовского региона
2.2 Затраты предпринимателей на преодоление административных барьеров в их деятельности
Глава 2 Практические аспекты выявления и преодоления административных барьеров на примере Саратовского региона
2.1 Анализ административных барьеров на примере Саратовского региона
Особую значимость в формировании новых предпринимательских структур в отечественной экономике при переходе к рыночным отношениям приобретает создание конкурентной среды. Конкуренция - движущая сила рынка, источник получения дополнительных средств для инвестиционной деятельности компании. Чем меньше число фирм контролирует рынок, тем сильнее весы рыночного равновесия склоняются в сторону продавца, а не покупателя1. Каждое предприятие в рыночной экономике действует в определенной кон - курентной среде, факторы которой оказывают на него определенное влияние2. Понятие «конкуренция» - достаточно сложное и многогранное, чем объясняется наличие множества определений. Однако традиционно конкуренция рассматривается как борьба субъектов рынка за достижение своих целей: получение больше прибыли, лучших, выгодных поставок ресурса, сбыта товара и т. д.
В связи с этим в Саратовском государственном университете в конце 2017 - начале 2018 г. была проведена серия из двух социологических опросов саратовских предпринимателей и потребителей. Вероятностная выборка проведенного опроса репрезентирует предпринимательское сообщество по критерию отраслевой принадлежности, организационно-правовой форме и пропорциям представленности в экономике Саратовской области. В 2017 г. было опрошено 100 представителей малого и среднего бизнеса г. Саратова в возрасте от 18 до 59 лет. Средний возраст по выборке составил 37 лет. В опросе предпринимателей приняли участие 79% мужчин, 21% женщин. В ходе социологического опроса 2018 г. была сформирована многоступенчатая квотно-территориальная выборка. Было опрошено 163 предпринимателя Саратовской области. При этом учитывался размер муниципального образования - крупный, средний, небольшой. Отбор предпринимателей осуществлялся в соответствии с размером и отраслевой принадлежностью бизнеса. Результаты опросов обрабатывались на базе ком - пьютерной программы SPSS. В ходе обработки использовались расчеты средних показателей, факторный, корреляционный и другие виды анализа сопряженности признаков. [22]
В 2017 г. предприниматели разошлись в оценках приблизительного уровня конкуренции, с которым сталкивается их бизнес на основном целевом рынке. Так, 39% оценивали его как высокий. Слабость конкуренции отмечают 25% представителей бизнеса, столько же опрошенных утверждают, что конкуренция умеренная (табл. 1).
Таблица 1
Оценка предпринимателями уровня конкуренции на основном целевом рынке, % к опрошенным
Оценка уровня конкуренции |
Процент |
Слабая конкуренция |
25,0 |
Умеренная конкуренция |
25,0 |
Высокая конкуренция |
39,0 |
Очень высокая конкуренция |
11,0 |
Итого |
100,0 |
В 2018 г. субъективная оценка предпринимателями конкурентных условий ведения бизнеса оценивалась через категории «нет конкуренции», «слабая конкуренция», «умеренная конкуренция», «высокая конкуренция», «очень высокая конкуренция» (табл. 2). 31,9% опрошенных предпринимателей оценили условия ведения бизнеса как умеренно конкурентные (в 2017 г. - 25,0%), 30,7% - как высоко конкурентные (в 2017 г. - 39,0%). Соответствие этих оценок данным 2017 г. показывает относительно стабильный характер процесса развития конкуренции.
Таблица 2
Субъективная оценка предпринимателями конкурентных условий ведения бизнеса
Конкурентные условия ведения бизнеса |
Частота |
Процент |
Нет конкуренции |
8 |
4,9 |
Слабая конкуренция |
23 |
14,1 |
Умеренная конкуренция |
52 |
31,9 |
Высокая конкуренция |
50 |
30,7 |
Очень высокая конкуренция |
18 |
11,0 |
Затрудняюсь ответить |
12 |
7,4 |
Итого |
163 |
100,0 |
Снижение барьеров для занятия бизнесом в 2017 г. (табл. 3) предпринимателями признано недостаточным, особенно для малого предпринимательства, в 64,7% случаев.
Таблица 3
Влияние размера бизнеса на оценку предпринимателями снижения барьеров для занятия бизнесом, %
Размер бизнеса |
Снижение барьеров для занятия бизнесом |
|||||
Не могу оценить |
Очень плохо |
Неудовлетворительно |
Удовлетворительно |
Хорошо |
Отлично |
|
Малый |
1,6 |
1,6 |
34,4 |
32,8 |
17,2 |
6,3 |
Средний |
0,0 |
5,9 |
58,8 |
11,8 |
20,6 |
2,9 |
Для уточнения рейтинга отдельных параметров состояния конкурентной среды в 2017 г. были рассчитаны средневзвешенные баллы значимости каждого критерия (табл. 4).
Таблица 4
Оценка состояния конкурентной среды предпринимателями (по среднему значению)
Критерии оценки конкурентной среды |
Средний балл по 5-балльной шкале |
Наличие информации о состоянии рынков города/района |
2,59 |
Наличие спроса и возможности у населения оплачивать эти товары или услуги |
2,94 |
Взаимоотношение с другими фирмами-конкурентами |
2,90 |
Возможность получения кредитов |
2,94 |
Получение разрешения на открытие бизнеса |
2,96 |
Возможности аренды помещений |
3,09 |
Взаимодействие бизнеса с органами власти |
3,45 |
Объем требований и отчетности для налоговых служб |
3,10 |
Доступность государственных и муниципальных услуг |
2,65 |
Возможность участвовать в тендерах и конкурсах, организуемых местными властями |
2,80 |
Снижение барьеров для занятия бизнесом |
2,63 |
Преодоление семейственности и клановости в органах власти |
2,78 |
Оказалось, что выше всего (более чем на 3 балла) предприниматели оценили объем требований и отчетности для налоговых служб, возможности аренды помещений, взаимодействие бизнеса с органами власти. По остальным критериям состояние конкурентной среды оценивается как неудовлетворительное (менее чем на 3 балла). Таким образом, выявилось неоднозначное отношение представителей бизнеса к работе власти. С одной стороны, у них есть вопросы к снижению барьеров для занятия бизнесом, возможности участвовать в тендерах и конкурсах, к доступности государственных услуг, с другой - они в большинстве своем удовлетворены взаимодействием с органами власти, доступностью власти и налоговой службы. [16]
В ходе опроса предпринимателей 2018 г. (табл. 5) были выделены следующие индикаторы барьеров ведения бизнеса: сложность получения доступа к земельным участкам; нестабильность российского законодательства, регулирующего деятельность предприятий; коррупция; сложность/затянутость процедуры получения лицензий; высокие налоги; необходимость установления партнерских отношений с органами власти; ограничение/сложность доступа к закупкам компаний с госучастием и субъектов естественных монополий; ограничение органами власти инициатив по организации совместной деятельности малых предприятий; иные действия (давление со стороны органов власти, препятствующие ведению бизнеса, силовое давление со стороны правоохранительных органов, силовое давление со стороны правоохранительных органов).[1]
Таблица 5
Наиболее существенные административные барьеры, % к ответам
Административные барьеры |
Процент |
Сложность получения доступа к земельным участкам |
13,8 |
Нестабильность российского законодательства, регулирующего деятельность предприятий |
21,1 |
Коррупция |
5,5 |
Сложность/затянутость процедуры получения лицензий |
5,8 |
Высокие налоги |
30,5 |
Необходимость установления партнерских отношений с органами власти |
4,4 |
Ограничение/сложность доступа к закупкам компаний с госучастием и субъектов естественных монополий |
4,0 |
Ограничение органами власти инициатив по организации совместной деятельности малых предприятий |
3,3 |
Давление со стороны органов власти, препятствующие ведению бизнеса |
1,1 |
Силовое давление со стороны правоохранительных органов |
2,2 |
Силовое давление со стороны проверяющих органов |
2,9 |
Нет ограничений |
5,5 |
Всего |
100,0 |
К числу наиболее существенных административных барьеров ведения текущей деятельности предпринимателями Саратовской области в 2018 г. были отнесены: 1) высокий налог (30,5%); 2) нестабильность российского законодательства, регулирующего деятельность предприятий (21,1%); 3) сложность получения доступа к земельным участкам (13,8%).
Большая часть опрошенных предпринимателей представляют рынок Саратовской области (58,9%), 16,6% - ориентированы на локальный рынок отдельного муниципального образования, 11,0% - реализуют свою продукцию на рынках Российской Федерации, 10,4% - на городских рынках РФ. И только 1,2% предпринимателей ориентированы на рынки СНГ. [19]
Подавляющее большинство предпринимателей, работающих на различных географических рынках (табл. 6), полагают, что у них нет проблем с административными барьерами бизнеса.
Однако 36,9% опрошенных предпринимателей, особенно на муниципальном (40,7%) и областном (40,2%) уровнях, уверены, что проблема с нестабильностью российского законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, есть. На муниципальном уровне предприниматели в два раза чаще других сталкиваются с проблемой коррупции. 10,2% предпринимателей, особенно муниципального уровня (14,8%), и каждый третий предприниматель на рынках СНГ сталкивались со сложностями, затянуто- стью процедуры получения лицензий.
Сходная ситуация и со взаимодействием предпринимателей и налоговых служб. Неудовлетворенность этим выказывают только представители сферы услуг (74,0%) и ЖКХ (50,0%). Большинство представителей других отраслей в той или иной степени удовлетворены взаимодействием с налоговыми службами. Однако 52,2% предпринимателей в 2018 г. сталкивались с проблемой высоких налогов. Особенно это касается предпринимателей, работающих на областных рынках, на рынках несельских субъектов РФ.
Таблица 6
Степень распространения проблем предпринимателей, работающих на различных географических рынках,
% по положительным ответам
Проблемы ведения бизнеса |
Географические рынки бизнеса |
По выборке |
||||
локальный муниципальный рынок |
рынок Саратовской области |
рынки несельских субъектов РФ |
рынки РФ |
рынки СНГ |
||
Сложность получения доступа к земельным участкам |
29,6 |
19,6 |
29,4 |
33,3 |
33,3 |
24,2 |
Нестабильность российского законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность |
40,7 |
40,2 |
29,4 |
27,8 |
- |
36,9 |
Коррупция |
18,5 |
6,5 |
11,8 |
11,1 |
- |
9,6 |
Сложность/затянутость процедуры получения лицензий |
14,8 |
9,8 |
- |
11,1 |
33,3 |
10,2 |
Высокие налоги |
37,0 |
56,5 |
76,5 |
38,9 |
- |
52,2 |
Необходимость установления партнерских отношений с органами власти |
3,7 |
6,5 |
11,8 |
11,1 |
33,3 |
7,6 |
Ограничение/сложность доступа к закупкам компаний с госучастием и субъектов естественных монополий |
3,7 |
6,5 |
23,5 |
- |
- |
7,0 |
Ограничение органами власти инцидентов по организации совместной деятельности малых предприятий |
3,7 |
4,3 |
11,8 |
11,1 |
- |
5,7 |
Давление со стороны органов власти, препятствующие ведению бизнеса |
- |
1,1 |
5,9 |
5,6 |
- |
1,9 |
Силовое давление со стороны правоохранительных органов |
7,4 |
3,3 |
- |
5,6 |
- |
3,8 |
Силовое давление со стороны проверяющих органов |
7,4 |
4,3 |
11,8 |
- |
- |
5,1 |
Нет ограничений |
11,1 |
8,7 |
- |
16,7 |
33,3 |
9,6 |