Файл: "Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Оперативно-розыскная деятельность представляет собой вид деятельности, осуществляемый, как гласно, так и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

В силу специфики средств и методов добывания информации, преимущественно негласным характером, сопряженности оперативно-розыскных мероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод, применения содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе, оперативно-розыскная деятельность была и продолжает оставаться предметом критики., дискуссий и пристального внимания юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан. Объясняется это тем, что все тайное всегда вызывало и продолжает вызывать любопытство, порождает сомнения, содержит некие предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, однако и нравственной оценки. Вместе с тем, оперативно-розыскная деятельность в историческом плане была и остается необходимым и эффективным средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, государства и общества.

Упорядочение общественных отношений в области оперативно-розыскной деятельности федеральным законом, динамика изменений в системе и структуре органов, призванных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, поправки, вносимые в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» и иные законодательные акты, формирование международного оперативно-розыскного права, судебная оценка действий и решений должностных лиц и органов, призванных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, предполагают осмысление данной деятельности и толкование норм Закона об ОРД во взаимосвязи с положениями Конституции Российской Федерации, норм международного права, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, других законов, регулирующих оперативно-розыскную деятельность.

Цель представленной работы заключается в освещении темы, касающейся органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в Российской Федерации, их видов, прав и обязанностей.

Достижению поставленной цели способствует разрешение ряда определенных задач, в числе которых:


- охарактеризовать органы, призванные осуществлять оперативно-розыскную деятельность;

- рассмотреть права и обязанности органов, призванных осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

Решение названных задач осуществлялось посредством применения ряда научных методов, в частности: логико-аналитического, сравнительно-правового, системно структурного.

1 Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в Российской Федерации

В положениях ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» определен перечень субъектов оперативно-розыскной деятельности, и в общей форме закреплены их полномочия в области оперативно-розыскной деятельности. Из содержания названной статьи следует, что перечень таковых подразделений определяется исключительно в применении к территории Российской Федерации.[1] Соответственно, перечень подразделений, которые наделены правом осуществления оперативно-розыскной деятельности за границами российской территории, не соответствует поименованному в названном выше законе.

Правом на осуществление оперативно-розыскной деятельности, как следует из содержания ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», наделены лишь оперативные подразделения перечисленных в ней органов. Перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их структура, полномочия и организация работы определяется руководителями органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Федеральных органов государственной охраны, таможенных органов, службы внешней разведки, Федеральной службы исполнения наказаний, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Под оперативными подразделениями подразумеваются структурные подразделения государственных органов, которые непосредственно выполняют оперативно-розыскные мероприятия в соответствии с ведомственным распределением функций в пределах установленных полномочий.

В частности, в Министерстве внутренних дел Российской Федерации правом проведения оперативно-розыскных мероприятий наделены оперативные подразделения криминальной полиции, в состав которой входят подразделения: уголовного розыска; по борьбе с экономическими подразделениями; по налоговым преступлениям; по борьбе с организованной преступностью; оперативно-поисковые; специальных технических мероприятий; собственной безопасности; оперативно-розыскной информации. Также в состав криминальной полиции включены Национальное центральное бюро Интерпола и его территориальные подразделения.[2]


В структуре Федеральной службы исполнения наказаний правом проведения оперативно-розыскных мероприятий наделены: оперативное управление и подчиненные ему подразделения территориальных органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, управление следственных изоляторов и тюрем и оперативные подразделения СИЗО и тюрем, оперативно-техническое и поисковое управление и подчиненные им подразделения территориальных органов.

В ФСКН Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность уполномочены осуществлять подразделения оперативно-розыскного департамента, собственной безопасности, оперативно-технического управления, оперативно-поискового управления Департамента оперативного обеспечения и подчиненные им подразделения территориальных органов.

Законодателем определено, что только оперативные подразделения, названные в ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», наделены правом осуществления ОРД. Перечень таких органов может изменяться либо дополняться лишь федеральным законом, а именно: самим Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» либо федеральным законом, который вносит в него изменения и дополнения.

В Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» упоминаются такие участники оперативно-розыскных отношений, как специалисты, операторы связи, следователи, дознаватели и др. Названные категории лиц не включаются в штат оперативных подразделений, в связи с чем не наделены правом осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Под правомочиями органов, призванных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, понимается совокупность их прав и обязанностей, которые вытекают из задач и функций данных органов, определенных соответствующими отраслевыми законами и подзаконными нормативными правовыми актами.

В частности, для определения и разграничения полномочий органов – субъектов оперативно-розыскной деятельности необходимо руководствоваться: Федеральным законом «О полиции»,[3] Федеральным законом «О Федеральной службе безопасности»,[4] Федеральным законом «О государственной охране»,[5] Федеральным законом «О службе в таможенных органах Российской Федерации»,[6] Федеральным законом «О внешней разведке»,[7] Законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»,[8] Федеральным законом «О противодействии терроризму»,[9] Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах»,[10] Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации и иными законодательными актами.


Компетенция органов – субъектов оперативно-розыскной деятельности определяется, исходя из подследственности преступлений, определенной ст. 151 УПК Российской Федерации.

Законодателем не проводится строгое разграничение в компетенции органов, отнесенных к числу субъектов оперативно-розыскной деятельности. Так, органы Федеральной службы безопасности, в соответствии с законодательством, осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию не только шпионажа, актов террористической деятельности, но и организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, обязанностью с которыми наделены и иные государственные органы, в частности: органы внутренних дел, таможенные органы Российской Федерации, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Связано это с тем, что законодателем определяется общая область ответственности субъектов оперативно-розыскной деятельности, однако разграничивается только сфера деятельности оперативных подразделений.

Так, например, если деятельность незаконных вооруженных формирований, организованных преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений направлена на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, то выявление и пресечение таковых преступлений относится к компетенции Федеральной службы безопасности; если их деятельность преследует не политические, а корыстные цели, то борьба с незаконными вооруженными формированиями, преступными группами либо деяниями отдельных лиц относится к компетенции органов внутренних дел, таможенных либо иных органов – субъектов оперативно-розыскной деятельности.

В той ситуации, когда обязанность выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, определенных одними и теми же нормами Уголовного кодекса Российской Федерации, возложена одновременно на различные органы – субъекту оперативно-розыскной деятельности, их компетенция может определяться, исходя из положений законодательных актов, которые регламентируют борьбу с данными видами преступлений. Так, субъектами, осуществляющими непосредственно борьбу с терроризмом, признаются: Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации. Вместе с тем, в данной области к компетенции Федеральной службы безопасности Российской Федерации и ее территориальных органов в субъектах Российской Федерации относится борьба с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, в том числе и преступлений, преследующих политические цели, а равно предупреждение, выявление и пресечение международной террористической деятельности. К компетенции Министерства внутренних дел Российской Федерации относится предупреждение, выявление и пресечение преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели. Федеральная служба охраны Российской Федерации ведет борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов и т.д.


Компетенция органов внутренних дел в области оперативно-розыскной деятельности ограничивается решением задач по обеспечению безопасности личности, охраны общественного порядка и общественной безопасности, выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений.[11]

Органами Федеральной службы безопасности оперативно-розыскная деятельность осуществляется в целях борьбы с преступностью, борьбы с терроризмом, контрразведывательных и разведывательных целей, обеспечения пограничной деятельности и обеспечения информационной безопасности.

2 Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Под правами органов, призванных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, подразумевается нормами права возможность или полномочие выполнения мим действий с целью решения задач оперативно-розыскной деятельности.[12]

Содержание прав субъектов ОРД может быть раскрыто только посредством их действий. Вместе с тем, право субъектов оперативно-розыскной деятельности не следует отождествлять с их действиями. Оно представляется лишь юридической возможностью и необходимостью выполнять определенные действия.

Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, наряду с возможностью определенного в законе действия либо совокупности действий самого управомоченного субъекта включают в себя и требование соответствующего поведения от иных субъектов – физических или юридических лиц. Эти две разновидности возможных и необходимых правомерных действий составляют основу содержания прав органов – субъектов оперативно-розыскной деятельности.

Статья 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» содержит совокупность прав, предоставляющих возможность активно действовать и требовать выполнения соответствующих действий от иных участников правоотношений. Так, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия, осуществлять зашифровку своих действий, применяя для этого документы прикрытия, устанавливать для решения задач оперативно-розыскной деятельности отношения сотрудничества и пр. Наряду с этим должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вправе предъявлять законные требования, обязательные для выполнения, как физическими, так и юридическими лицами, к которым таковые требования адресуются, что прямо предусматривается в названной статье, а также закрепляется в законодательных актах, определяющих административно-правовое положение этих органов.