Файл: "Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так же ст. 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности определяет только наиболее общие группы органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Соответственно, права этих органов не ограничиваются ее предписаниями, а изложены и в других нормах комментируемого и иных законов. В частности, ст. 13 Закона закрепляет право оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, на проведение совместно с сотрудниками уголовно-исполнительной системы оперативно-розыскных мероприятий в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.[13]

При решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, наделены правом на проведение оперативно-розыскных мероприятий, как гласно, так и негласно.

Гласное проведение оперативно-розыскных мероприятий предполагает выполнение действий, образующих содержание мероприятия, при которых не скрывается ни факт проведения оперативно-розыскного мероприятия, ни субъекты проведения, ни истинные цели мероприятия.

При негласном же проведении оперативно-розыскных мероприятий от его объектов и других лиц скрывается сам факт осуществления действий, образующих оперативно-розыскное мероприятие, а равно личности его субъектов.

В оперативно-розыскной деятельности выделяется и такая разновидность оперативно-розыскных мероприятий, как зашифрованные мероприятия, в ходе проведения которых скрывается истинная их цель и ведомственная принадлежность субъектов.

Ряд оперативно-розыскных мероприятий связан непосредственно с выявлением предметов и документов, которые могут быть использованы в качестве вещественных доказательств, например, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи и др., а также с их использованием в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, например, оперативный эксперимент, контролируемая поставка; могут быть обнаружены и предметы, запрещенные либо ограниченные в свободном обороте. В связи с этим при проведении оперативно-розыскных мероприятий их субъекты имеют право производить изъятие предметов, материалов и сообщений.

Изъятие предметов и материалов осуществляется для обеспечения их сохранности, исследования, предупреждения преступлений, а также документирования преступных деяний. В зависимости от целей изъятия оно может быть, как гласным, так и негласным.

Изъятие предметов и материалов может выступать составной частью мероприятия, либо представлять собой самостоятельное оперативно-розыскное мероприятие, например, сбор образцов для сравнительного исследования. Будучи направленными на раскрытие преступлений, таковые действия не являются мерой ответственности за преступление и не связаны с лишением права собственности. Изъятие имущества органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, носит временный характер, не ведет к его отчуждению и не порождает права собственности. Такое решение может быть принято только судом по предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации основаниям.


Субъекты оперативно-розыскной деятельности наделены правом прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а равно угрозы государственной, военной, экономической либо экологической безопасности Российской Федерации.

Прерывание услуг связи осуществляется для достижения целей и решения задач оперативно-розыскной деятельности, к примеру, предотвращения преступлений или воспрепятствования их совершению. Так, прерывание связи может осуществляться при проведении контртеррористических операций для воспрепятствования координации и согласованности действий террористов.[14]

Право устанавливать, как на безвозмездной, так и возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, содержится в положениях ст. 16 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», определяющей порядок и условия содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Данная статья определяет круг прав субъектов оперативно-розыскной деятельности применительно к таким лицам и к их содействию. В частности, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, имеют право заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами, за исключением отдельных их категорий.

Законодательное закрепление рассматриваемого права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, подчеркивает, что установление отношений конфиденциального сотрудничества является прерогативой данных органов, но не лиц, которые изъявили желание сотрудничать либо оказывать содействие органам – субъектам оперативно-розыскной деятельности.[15]

Отношения сотрудничества могут устанавливаться, как на безвозмездной, так и на возмездной основе, т.е. предполагают получение вознаграждения в соответствии с контрактом о сотрудничестве, либо единовременные выплаты по результатам содействия в решении задач оперативно-розыскной деятельности.

Конфиденциальное сотрудничество используется исключительно в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности и исполнения возложенных на оперативные подразделения обязанностей.

В процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору либо устному соглашению органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность имеют право использовать служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а равно жилые и нежилые помещения, транспортные средства и другое имущество частных лиц. Связано это с решением вопросов конспирации оперативно-розыскной деятельности, зашифровки проведения ОРМ, сохранения в тайне конфиденциального содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и пр.


Заключение договора на использование либо устного соглашения зависит от объекта, длительности его использования, согласия владельца либо собственника. Данное положение соответствует и нормам гражданского законодательства, согласно которым форма соглашения может быть, как устной, так и письменной. Договор, в свою очередь, может быть, как возмездным, так и безвозмездным, т.е. граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны вправе заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или другими нормативными правовыми актами. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано нормативными правовыми актами.

Под зашифровкой подразумевается комплекс организационных, тактических, психологических, поведенческих и др. мероприятий, обеспечивающих сохранение в тайне проводимых оперативно-розыскных мероприятий, принадлежность к органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, их участников, а равно предприятий, учреждений, организаций и их функционального назначения. Зашифровка таковых объектов осуществляется посредством использования совокупности специальных средств и методов. Наличие документов прикрытия – составная часть зашифровки, обеспечивающая гарантии безопасности участников оперативно-розыскных мероприятий, и условие эффективности проводимых оперативно-розыскных мероприятий.

3 Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Юридическая обязанность представляет собой должное или необходимое действие органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и их должностных лиц в силу прямого указания закона.

Обязанность соблюдать правила конспирации вытекает из прав оперативных подразделений на проведение оперативно-розыскных мероприятий, как гласно, так и негласно, из положений законодательных и подзаконных нормативных актов, определяющих отнесение сведений об организации и тактике ОРД к государственной тайне, и др.

Защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности государства и общества от преступных посягательств являются целями оперативно-розыскной деятельности, закрепленными в ст. 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Органы или должностные лица, осуществляющие ОРД, при проведении оперативно-розыскных мероприятий обязаны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. Недопустимо осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных названным законом.[16]


Данные положения детализированы Конституцией Российской Федерации, провозглашающей в качестве высшей ценности человека его права и свободы, а равно обязанность государства по их признанию, соблюдению и защите. Соответственно, субъекты оперативно-розыскной деятельности, будучи государственными органами, обязаны гарантировать защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Необходимо заметить, что в ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» речь ведется о защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, в то время как в ст. 1 Закона ставится цель защиты прав и свобод человека и гражданина в целом. Связаны такие различия с тем, что в ст. 1 речь идет об общих целях ОРД, на достижение которых ориентирована данная деятельность, а ст. 14 определяет только обязанность принимать меры по защите именно конституционных прав, ограничение которых допускается при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Именно поэтому защита конституционных прав законодателем связана прямо с необходимыми мерами, принимаемыми в пределах полномочий органов – субъектов оперативно-розыскной деятельности. Если в ст. 1 Закона подразумеваются права, которые могут быть уже нарушены, и отдельные из которых нельзя уже восстановить, то в ст. 14 Закона акцент делается именно на деятельности субъектов, при помощи которой обеспечивается защита прав от незаконных посягательств, посредством мер, предусмотренных Законом, которые сами должны соответствовать требованию соблюдения конституционных прав и свобод.

Это согласуется с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина могут ограничиваться федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законны интересов иных лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность обязаны исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме следователя, руководителя следственного подразделения и решения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, приным ими к производству.

Данная обязанность напрямую связана с положениями норм УПК Российской Федерации, определяющими право следователя, руководителя следственного подразделения и суда давать субъектам оперативно-розыскной деятельности отдельные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Требования, поручения и запросы прокуроров, следователя, органа дознания и дознавателя, которые предъявлены в пределах их полномочий, закрепленных УПК Российской Федерации, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями и должностными лицами. Отдельные следственные действия практически не могут быть проведены без участия оперативных подразделений, например прослушивание и запись переговоров.


Поручения, указания и решения адресуются компетентному органу – субъекту оперативно-розыскной деятельности, но не его должностным лицам. Исключением может являться работа в составе одной следственно-оперативной группы. В таком случае поручения следователя, руководящего расследованием, обязательны для оперативного сотрудника. В поручении не может быть определены вид и тактика проведения оперативно-розыскного мероприятия. Выбор средств, методов и тактических приемов решения поставленных задач – это обязанность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.[17]

Российская Федерация выступает участником многих международных договоров о сотрудничестве в области предупреждения и раскрытия преступлений, которые содержат нормы о применении специальных методов расследования и иные меры, прямо или косвенно относящиеся к оперативно-розыскной деятельности. Предусмотренные рядом конвенций уголовно-правовые и уголовно-процессуальные меры борьбы с преступностью реализуются при помощи именно оперативно-розыскных методов и средств.

В целях реализации положений конвенций государства – участники при необходимости должны заключать соответствующие двусторонние либо многосторонние соглашения или другие договоренности об использовании оперативно-розыскных методов раскрытия и расследования преступлений в контексте сотрудничества на международном уровне. Подобные соглашения и договоренности подлежат заключению и осуществлению при полном соблюдении принципа суверенного равенства государств и реализуются в строгом соответствии с определенными в них условиями.

Ввиду государственного суверенитета возможность осуществления оперативно-розыскных мероприятий принадлежит только национальным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Государства – участники международных договоров свои обязательства осуществляют, исходя из принципа суверенного равенства и территориальной целостности государств и невмешательства во внутренние дела других государств. Государства – участники не имеют права осуществлять на территории иного государства юрисдикцию и функции, которые входят исключительно в компетенцию органов этого государства в соответствии с его внутренним законодательством.

В связи с этим в международных договорах и нормативных правовых актах Российской Федерации предусматривается проведение оперативно-розыскных мероприятий на основании международных запросов правоохранительных органов.