Файл: Исследование и диагностика конфликта (Механизмы возникновения конфликтов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Системно-генетический анализ исследует движущие силы эволюции и динамику конфликтов, определяет иерархии причин.

- Системно-информационный анализ конфликта выявляет информационную роль в зарождении, развитии и завершении конфликтов. 

- Философско-социологический и психологический анализ уточняет границы проблемного поля, рассматривает процессы борьбы в обществе.

Чтобы конфликт был разрешён, необходимо выявить основные источники развития конфликта, причины возникновения, как участники общаются между собой в ходе конфликта. Для этого используются методы:

- структурно-функциональный, выявление основных элементов конфликтного взаимодействия;

- процессуально-динамический, учитывает динамичную природу этого социального явления, позво­ляет углубить исследование конфликта, определение этапов и стадий конфликта;

- метод типологизации, группировка, классификация видов конфликтных личностей, их взаимодействия;

- прогностический, возможность предвидеть развитие конфликта, описывает оптимальные пути и средства урегулирования конфлик­та;

- разрешительный, управление конфликтом.[33]

Все методы направлены на решении практических задач предупреждения и регулирования конфликтов. Совокупность приёмов представлена разрешительным методом, направленным на практику в стратегии и тактики улаживания и ухода из конфликтов, нахождения компромиссных решений.

Эти методологические стратегии позволяют применять специальные методики и процедуры в исследовании и урегулировании конфликтов: наблюдение, личностные опросники, тестирование, естественный и лабораторный эксперимент, моделирование и др.

В поиске причины усилия консультанта направляются на устранение симптомов и работу по уяснению причин, что у всякого психологического явления есть причины и коренятся они из прошлого клиента.[34]

4.5. Методики диагностики

Мотивация управляет поведением человека, определяет его действия, устойчивость, направленность человека на удовлетворение своих потребностей посредствам какой либо деятельности. Изучение мотивов помогает выявить осознанные и неосознанные потребности личности.

Методики мотивационной сферы личности:

1. Тест юмористических фраз, А.Г. Шмелев, А.С. Бабина, проективная техника, относящаяся к экспериментальному методу психосемантики, свободной тематической классификации, выявляет силу мотива и фрустрации потребностей. Представляет собой колоду карт из 80 юмористических фраз.[35]


2. PSK (Готовность к риску) Шуберта. Позволяет оценить степень готовности к риску. Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач.[36]

3. Диагностика самооценки мотивации одобрения. Д.Марлоу, Д. Коаун. Позволяет оценить желание получить одобрение окружающих в отношении себя, потребность в общении.

4. «Иерархия потребностей», модификация И.А. Акиндиновой. Тест для определения базовых потребностей, оценки мотивационного климата в организации.

5. «Лесенка побуждений». А.И.Божович, И.К.Маркова. Выявляет познавательные и социальные мотивы учения.

6. Методика изучения мотивации успеха студента. Т.И.Ильина. Оценивает успех уровня жизни, психическое состояние, как преодоление препятствий, призвание.

7. Тест «Мотивация к избеганию неудач» Т.Элисон. Позволяет оценить уровень защиты личности, мотивации к избеганию неудач, страха перед несчастьем.[37]

8. «Мотивация к успеху», предложена Т.Элесом, оценивает уровень защиты личности, мотивации к избеганию неудач.

9. «Мотивация успеха и боязнь неудач» А.А.Реана, успеха и боязни неудач.

10. «Смысло-жизненные ориетации» , адаптирован Д.А.Леонтьевым. Наличие или отсутствие целей в жизни у старшеклассников.

11. Шкала оценки потребностей в достижении. Тест опросник из 22 суждений, стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей. 

Диагностика межличностных отношений:

1. Социометрический тест Дж.Морено (1934). Изучение субъективных межличностных предпочтений по сферам жизнедеятельности, используется в изучении межгрупповых и межличностных отношений с целью улучшения и оптимизации взаимодействия группы лиц или участников коллектива. Критерии вопросов к тесту формальные (отношения в совместной работе), и неформальные (эмоционально-личностная связь участников группы).

2. Техники наблюдения реальной ситуации Ф.Кронджете, А.Моллера. Исследование поведения, закономерности влияния эмоционального отношения на невербальное поведение, паралингвистические параметры.

3. Методика Дж.Кют, символического моделирования реальной ситуации. Испытуемый структурирует ситуацию, самостоятельно располагая символы или игрушки, изображающие людей и объекты, определенным образом в пространстве.

4. Методика Петерсона (1980), на изучение семейных отношений, где ребёнок в модели комнаты располагает членов семьи.


5. Ситуационный тест Р.Бейлса. Изучение взаимодействий в малой группе по 12 шкалам, 4 общим категориям (области позитивных эмоций, решения проблем, постановки проблем и негативных эмоций). Позволяет выявить разные уровни групповой динамики, статус и роль участников взаимодействия и т. д.

Существующие формы (модификации) – «Дилеммы узников», для изучения диадного взаимодействия, процесса принятия решения субъектом в ситуации, связанной с риском и неопределенностью, для диагностики стиля лидерства, стремления к конкуренции или к кооперации во взаимоотношениях, совместимости людей и т. д.

6. Матрица регистрирования определенных категорий поведения интеракции родитель - ребенок (Е.Mash, L.Terdol, К.Anderson). Свободная игра родителя с ребёнком, с участием двух наблюдателей, фиксируя поведение одним участником родителя, другим поведение ребёнка.

7. Калифорнийский психологический опросник личности (CPI) Дж. Гоух (GoughH., 1960). Разработан по принципу MMPI, для здоровых людей, социально-психологических характеристик личности из 4 групп шкал. Шкалы первой группы измеряют уравновешенность, самоуверенность и адекватность в межличностных отношениях. Вторая шкала выявляет зрелость и социализацию личности, ее ответственность и межличностные ценности. В третью группу включены три шкалы: достижения через конформность, достижения через отстаивание своей независимости, интеллектуальной эффективности. В четвертую группу входят три шкалы: психологичность, гибкость и женственность. Состоит из 480 утверждений.[38]

8. Системная батарея тестов для диагностики межличностных отношений. Т. Лири и его сотрудники (Leary Т., 1958). Она включает три методики для диагностики межличностных отношений у индивида на четырех уровнях:

-первый уровень личности - уровень публичного межличностного поведения - измеряется с помощью 8 шкал MMPI;

-второй уровень - образы себя и других состоит из 128 прилагательных;

-третий уровень - уровень бессознательного и личностных символов - измеряется 10 картинками ТАТ;

-четвертый уровень - сознательный идеал (каким бы он хотел быть).

9. Опросник оценки способов поведения в конфликтной ситуации К. Томаса. Состоит из шкал: соперничество, сотрудничество, приспособление, компромисс, избегание.

10. Цветовой тест отношений А.М. Эткинда (1980). Опирается на концепцию отношений В.Н. Мясищева, идеи Б.Г. Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и представления А.Н. Леонтьева о чувственной ткани смысловых преобразований личности. Отношения к людям и самому себе отражаются в цветовых ассоциациях, что связано с переносом эмоциональных значений цветов на стимулы, с которыми они ассоциируются. Составляется список окружения и к ним необходимо подобрать цвета предпочтения из 8 цветовой гаммы. Совпадение цветов, с которыми ребенок ассоциирует самого себя и одного из родителей, свидетельствует о наличии сильной связи с ним.[39]


11. Рисуночные методики:

- «Рисунок семьи» В.Хьюлса. Модификации К. Маховера, Дж. Бука, Н. Сандберга, В. Вульфа и др. Р. Бернс, С. Кауфман: для детей и взрослых. Рисунок отражает взаимоотношения с окружающими, методика для оценки внутрисемейных отношений, переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и к отдельным ее членам;

- «Дом-Дерево-Человек». Дж. Бук (1949), методика исследования личности;

-Рисунок человека К.Маховер, с целью определения индивидуальных особенностей личности, для анализа самоотношения;

- модификация Р. Бернса и С. Кауфмана - «Кинетический рисунок семьи» (КРС).

12. Совместный тест Роршаха В. Бланшара. Включает индивидуальное и совместное тестирование (ИТР, СТР). Диагностируют структурные характеристики личности: индивидуальные особенности аффективно - потребностной сферы и познавательной деятельности (когнитивный стиль), внутриличностные и межличностные конфликты и меры борьбы с ними (защитные механизмы), общую направленность личности (тип переживания) и т. д. Анализируется активность партёров, их руководство, количество совместных идей, проникаемость, аффективный стиль отношений, кооперация, качество решения. Подсчитывается встречаемость реакций по категориям анализа, количество и качество совместных решений.

13. Методика исследования межличностных отношений в семье – FRI [Howells, Lickowish, 1967]. Предоставляются 40 картинок из семейной жизни (полный вариант), 16 картинок для исследования семей, в которых есть мальчик или девочка, 8 подходят для семей обеих категорий. Комплект из 24 картинок может быть использован для родителей и детей любой семьи. Необходимо составить рассказ по картинкам. Заполняется матрица на каждую картинку, делается общая интерпретация семейных отношений и их отражения на психику каждого члена семьи.[40]

14. Тематический апперцептивный тест  [Murray H., 1943] ТАТ, метод исследования воображения, используемый для анализа «Я-концепции» и самоотношения. является средством выявления доминирующих потребностей, конфликтов и актуальных эмоциональных состояний невротической личности. Детский апперцептивный тест (САТ) Л.Беллак. Варианты мотивации

15. Неоконченные предложения Сакс-Сиднея (Полшцук А. И., Видренко А. Е., 1980), для выявления отношения испытуемого к жизненным обстоятельствам; неоконченные рассказы для детей Меделайн Томас Сторис [Rabin A., HaworthM.,1960]. Ролевых конструктов Г. Келли - РЕР-тест [Kelly G., 1965].


Методики субъективного отражения межличностных отношений:

- Опросник удовлетворенности браком [Столин В. В., Романова Т. Л., Бутенко Г.П., 1984], предназначен для диагностики степени удовлетворенности – неудовлетворенности браком, согласования – рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы. Состоит шкала из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д.

- «Техника репертуарных решеток» (ТРР) Дж. Келли. Работа на уровне индивидуального сознания, на котором разворачиваются основные события психической жизни человека, разнообразие методик: это могут быть варианты структурированного интервью, методики типа «бумага - карандаш», стандартные компьютерные интерактивные программы, методики сортировки и другие, собственные конструкты испытуемого, при индивидуальной и групповой работе, когда естьнепосредственный контакт с человеком.

- Шкала самоуважения Розенберга [Rosenberg's Self Esteem Scale], опросник для подростков, выявляет самоотношение. Состоит из 10 утверждений. Показатели связаны с депрессивным состоянием, тревожностью, психосоматическими симптомами, активностью в общении, лидерством, чувством межличностной безопасности, отношением к испытуемому его родителей.

- Контрольный список прилагательных Г. Гоха (1960), который содержит 300 личностных прилагательных, расположенных в алфавитном порядке, содержит 24 шкалы, 15 из которых соответствуют перечню потребностей Г. Мюррея, а 9 шкал получены эмпирическим путём. Измеряет самоотношение к себе.

Выводы. Применение инструментов воздействия на конфликтную ситуацию, с помощью различных методик, знание процессов протекания конфликта, психологических особенностей индивида, его мотивы и потребности, позволяют испытуемым осознать истинные причины возникновения конфликта и принять выбор в его разрешении.

Исследование структуры поведения сторон в конфликте, изучение анамнеза прошлых конфликтов, выявление основных источников развития конфликта, причин возникновения, общение участников между собой в ходе конфликта, помогают выдвигать гипотезы и применять валидные и надёжные техники.

Основная задача конфликтолога состоит в прогнозировании, предупреждении и урегулировании конфликта на практике, взаимодействие с другими отраслями науки; разработке методик и технологий оценки опасности возникновения конфликтов в основных сферах жизни и деятельности общества; оценка актуальных конфликтов с аналогичными завершившими.