Файл: Исследование и диагностика конфликта (Механизмы возникновения конфликтов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для решения проблем конфликта необходимо знать причину, которая кроется в психологической природе явления. Конструктивные методы разрешения конфликтов добавят опыт принятия правильного решения в будущем и помогут предупредить конфликт и выработать толерантность к конфликтогенам.

Заключение

Чувство неудовлетворённости, несовместимость действий и целей, нежелание осознать основные причины конфликтной ситуации приводят к ухудшению отношений между людьми. Противоречивость взглядов и направленности, высокий уровень притязаний, способствуют нарастанию уровня напряжённости в отношениях, негативно отражаясь на эффективности выполняемой и совместной деятельности.

В процессе периодизации, при несоответствии между возможностями и потребностями, выход из конфликтов закрепляет в социальном опыте личности насильственные способы решения проблем. Неумение осознать основную причину конфликта, отсутствие конструктивных навыков общения, влияние средств массовой информации, психофизиологические особенности индивида, способствует вовлечению в конфликт новых участников, что обостряет ситуацию, и в конфликт втягиваются многие члены социальных групп, усиливая масштабность конфликта.

Причинами разногласий служат противоположные ориентации, мотивация участников, в зависимости от уровня потребностей. Случайные конфликты возникают непреднамеренно, не имея значимых противоречий, основная роль – это проявление негативных эмоций, на случайное неблагоприятное обстоятельство. Неслучайные конфликтные ситуации (одна и более), приводят к неизбежному конфликту. Воздействие конфликтогенов усиливают враждебность между участниками конфликта.

Общение с раздражённым человеком требует определённых навыков и тактики поведения. Умение понимать и использовать знаки невербальной коммуникации снижает риск эскалации конфликтов.

Конфликтные ситуации, скрытые и явные, осознаваемые и не осознаваемые, возникают при взаимодействии с окружающей средой. Неудовлетворённые потребности между ожиданием и реальными событиями, нереализованные желания, в виде защитных реакций, проявляются в недовольстве собой и окружающим миром.

От стилей поведения влияет, как быстро разрешится конфликт. Плохая адаптация, фрустрации, столкновение интересов, целей, нарушение норм и правил взаимодействия в поведении, вызывают длительное эмоциональное напряжение, снижают толерантность к конфликтным ситуациям. Вовлечение в конфликт большого количества людей, при сплочении группы, может привести к классовым, экономическим, религиозным недовольствам, снижает производительность труда, ухудшая взаимоотношения между членами групп, затрагивает экономические, духовные, социальные сферы жизни.


Борьба за власть, распределение ресурсов, материальные блага, неудовлетворённость собой и социальной средой, обостряют негативные эмоции, усиливают враждебность к окружающему миру, ведут к конфликтам.

Применение инструментов воздействия на конфликтную ситуацию, с помощью различных методик, знание процессов протекания конфликта, психологических особенностей индивида, его мотивы и потребности, позволяют испытуемым осознать истинные причины возникновения конфликта и принять выбор в его разрешении.

Исследование структуры поведения сторон в конфликте, изучение анамнеза прошлых конфликтов, выявление основных источников развития конфликта, причин возникновения, общение участников между собой в ходе конфликта, помогают выдвигать гипотезы и применять валидные и надёжные техники.

Основная задача конфликтолога состоит в прогнозировании, предупреждении и урегулировании конфликта на практике, взаимодействие с другими отраслями науки; разработке методик и технологий оценки опасности возникновения конфликтов в основных сферах жизни и деятельности общества; оценка актуальных конфликтов с аналогичными завершившими.

Для решения проблем конфликта необходимо знать причину, которая кроется в психологической природе явления. Конструктивные методы разрешения конфликтов добавят опыт принятия правильного решения в будущем и помогут предупредить конфликт.

Устранение конфликтных ситуаций, высокая степень толерантности на неблагоприятные факторы, снижает уровень конфликтных ситуаций в процессе взаимодействия. Умение брать ответственность на себя, осознанность, контроль своих эмоций и поведения, ведут к позитивным изменениям и личностному росту. Уважение и понимание друг друга помогают создать гармоничные отношения.

Библиография

1. Шейнов В.П. Управление конфликтами/В.П.Шейнов.-СПб.; Питер, 2014.-576 с.

2. Диксон Ч. Конфликт. Семь шагов к миру / Ч. Диксон. – СПб: Питер, 1997. – 329 с.

3. Кармин А.С. Конфликтология/А.С.Карамин.- СПб.: Издательство «Лань», 1999. –448 с.

4. Гришина Н.В.Психология конфликта/ Н.В.Гришина.- СПб.:Питер,2008.- 554 с.

5. Хорни К. Психология женщины. Самоанализ/К.Хорни Самоанализ.-СПб.:Питер,2015.-320 с.

6. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. Социальная психолгия: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов.- М:, 2003. - 471 с.

7. А.Пиз, Б.Пиз. Язык телодвижений: как читать мысли окружающих по их жестам/Алан и Барбара Пиз.-М.: Эксмо, 2015.-448 с.


8. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1990.- 367 с.

9. Цой Л.Н. Практическая конфликтология./Л.Н.Цой..-М.:2001- 233 с.

10. Консультативная психология: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений/Е.Е.Сапогова.-М.: Издательский центр «Акадкмия», 2008.- 355 с.

11. Бодалев А.А. Столин В.В. Аванесов В.С. Общая психодиагностика. СПб.: Изд-во «Речь», 2000. – 440 с.

12. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учебник для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 285 с.

13. Психологические тесты /сост. С. Касьянов. - М. : Эксмо, 2006.- 608 с.

14. Полагина А.В.Психология// Конструктивный и деструктивный конфликт.URL:http://thelib.ru/books/palagina_aleksandra/konstruktivnyy_i_destruktivnyy_konflikt-read.html. 2016.

15. Ответы диагностика. Диагностика межличностных отношений. http://www.studfiles.ru/preview/1710557/page:10/

16.Конфликтогены рождающие конфликты. http://peregovorshiki.ru/konflikty/konfliktogeny-–-rozhdayushhie-konflikty.html URL: (Дата обращения: 07.12.2014)

17. Управление персоналом/Дуракова И.Б.// Диагностика конфликтов. URL: http://www.srinest.com/book_1403.html. 2009.

18. Психология профессионального образования/Гусарова Н.В.//Диагностика конфликта .URL:http://de.ifmo.ru/-books/0062/102.html

19. Конфликтология/Анцупов А.Я//Этапы анализа конфликтов. URL: http://psyera.ru/4374/etapy-analiza-konfliktov

20.Методы исследования и диагностики конфликтов. URL: http://lekcion.ru/Socialnaja_psihologija_lichnosti/4936-metodi-issledovaniya-i-diagnostiki-konfliktov.html (Дата обращения: 23.01.2014).

Приложение 1.

Восемь стадий психосоциального развития

Стадия

Возраст

Психосоциальный кризис

Сильная воля

1. Орально-сенсорная

Рождение -1 год

Базальное доверие- базальное недоверие

Надежда

2. Мышечно-анальная

1 -3 года

Автономия-стыд и сомнения

Сила воли

3. Локомоторно-генитальная

3-6 лет

Инициативность-вина

Цель

4. Латентная

6-12 лет

Трудолюбие-неполноценность

Компетентность

5. Подростковая

12-19 лет

Эго-идентичность-ролевое смешение

Верность

6. Ранняя зрелость

20-25 лет

Интимность-изоляция

Любовь

7. Средняя зрелость

26-64 года

Продуктивность

Забота

8. Поздняя зрелость

65 лет-смерть

Эго-интеграция – отчаяние

Мудрость


Источник: Гришина Н.В.Психология конфликта/ Н.В.Гришина.-СПб.:Питер,2008.- 60 с.

Приложение 2.

Процесс коммуникации между участниками взаимодействия

Источник: Гришина Н.В.Психология конфликта/ Н.В.Гришина.-СПб.:Питер,2008.- 72 с.

Приложение 3.

Список конфликтогенов (таблица) из книг Козлова Н.И. и Егидеса А.П.

КОНФЛИКТОГЕНЫ

СИНТОНЫ

упрёки-обвинения

снятие вины с партнёра
(извинение за свои ошибки)

оценка отрицательная
(личности, действий)

безоценочность
(оценка положительная — действий)

категоричность
(только так правильно!)

субъективность (мне кажется),
уточнение

«злой» ярлык
(на личность в целом)

«добрый» ярлычок
(умница, молодец)

грубость

мягкость, ласковые слова
(солнышко, любимая)

негатив
(всё плохо! Кошмар!)

позитив (хорошо!),
улыбка (внутренняя и внешняя)

агрессия
(разрушение отношений)

любовь-забота (строительство отношений), поддержка

приказ, требование
(авторитарность)

просьба, предложение обсудить
(демократичность)

возражение
(ты — неправ! Нет! Но!)

согласие (да!, согласен!),
грамотное возражение

спор

дискуссия-обсуждение

юмор на партнёра

юмор на себя, на мир

совет
(непрошенный)

сделать «прошенным»
(уточнить: нужен ли?)

мусорные слова

взвешивать каждое слово
(ответственность за слово)

перебивание

дать перебить себя
(выслушивать)

долгоговорение

без долгих предисловий
(начинать с сути)

монолог

диалог

неблагодарность

благодарность
(при любой возможности)

Продолжение таблицы

критичность
(неприятие человека)

поиск достоинств
(безусловное принятие)

пристройка сверху
(как Родитель с Ребёнком)

отношения на равных
(Взрослый со Взрослым)

установка на борьбу
(я-лучше тебя)

установка на мир и истину

привлечение внимания к себе
(позой, мимикой, жестами)

привлечение внимания к партнёру


Источник: Конфликтогены-рождающие конфликты.

http://peregovorshiki.ru/konflikty/konfliktogeny-–-rozhdayushhie-konflikty.html URL: (Дата обращения: 07.12.2014).

Приложение 4.

Виды внутриличностных конфликтов

Источник: Гришина Н.В.Психология конфликта/ Н.В.Гришина.-СПб.:Питер,2008.- 103 с.

Приложение 5.

Схема поведения в конфликте

Источник: Психология профессионального образования/ Гусарова Н.В. // Диагностика конфликта .URL: http://de.ifmo.ru/-books/0062/102.html.

Приложение 6.

Источник: Психология профессионального образования/ Гусарова Н.В. // Диагностика конфликта .URL: http://de.ifmo.ru/-books/0062/102.html.

  1. Полагина А.В.Психология// Конструктивный и деструктивный конфликт.URL:http://thelib.ru/books/palagina_aleksandra/konstruktivnyy_i_destruktivnyy_konflikt-read.html. 2016.

  2. Шейнов В.П. Управление конфликтами/В.П.Шейнов.-СПб.; Питер, 2014.-10 с.

  3. Диксон Ч. Конфликт. Семь шагов к миру / Ч. Диксон. – СПб: Питер, 1997.-17с.

  4. Кармин А.С. Конфликтология/А.С.Карамин. СПб.: Издательство «Лань», 1999. –с.10-11.

  5. Гришина Н.В.Психология конфликта/ Н.В.Гришина.- СПб.:Питер,2008.-53 с.

  6. Хорни К. Психология женщины. Самоанализ.-СПб.:Питер,2015.-191 с.

  7. Шейнов В.П. Управление конфликтами/В.П.Шейнов.-СПб.: Питер, 2014.-35 с.

  8. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. Социальная психолгия: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов.- М:, 2003. — с. 292 (471 с.)

  9. Кармин А.С. Конфликтология/А.С.Карамин. СПб.: Издательство «Лань», 1999. –с.30.

  10. Гришина Н.В.Психология конфликта/ Н.В.Гришина.- СПб.:Питер,2008.-65 с.

  11. Гришина Н.В.Психология конфликта/ Н.В.Гришина.- СПб.:Питер,2008.-68 с.

  12. Гришина Н.В.Психология конфликта/ Н.В.Гришина.- СПб.:Питер,2008.-72 с.

  13. Шейнов В.П. Управление конфликтами/В.П.Шейнов.-СПб.: Питер, 2014.-64 с.

  14. Конфликтогены-рождающие конфликты.

    http://peregovorshiki.ru/konflikty/konfliktogeny-–-rozhdayushhie-konflikty.html URL: (Дата обращения: 07.12.2014)

  15. Шейнов В.П. Управление конфликтами/В.П.Шейнов.-СПб.: Питер, 2014.-83 с.

  16. Гришина Н.В.Психология конфликта/ Н.В.Гришина.- СПб.:Питер,2008.-72 с.

  17. А.Пиз, Б.Пиз. Язык телодвижений: как читать мысли окружающих по жестам/Алан и Барбара Пиз.-М.: Эксмо, 2015.-15 с.

  18. Кармин А.С. Конфликтология/А.С.Карамин. СПб.: Издательство «Лань», 1999. –117 с.

  19. Гришина Н.В.Психология конфликта/ Н.В.Гришина.- СПб.:Питер,2008.-103 с.

  20. Шейнов В.П. Управление конфликтами/В.П.Шейнов.-СПб.: Питер, 2014.-147 с.

  21. Кармин А.С. Конфликтология/А.С.Карамин. СПб.: Издательство «Лань», 1999. –150 с.

  22. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, 1990.-337 с.

  23. Шейнов В.П. Управление конфликтами/В.П.Шейнов.-СПб.: Питер, 2014.-105 с.

  24. Гришина Н.В.Психология конфликта/ Н.В.Гришина.- СПб.:Питер,2008.-106 с.

  25. Шейнов В.П. Управление конфликтами/В.П.Шейнов.-СПб.: Питер, 2014.-113 с.

  26. Шейнов В.П. Управление конфликтами/В.П.Шейнов.-СПб.: Питер, 2014.-123 с.

  27. Кармин А.С. Конфликтология/А.С.Карамин. СПб.: Издательство «Лань», 1999. –244 с.

  28. Управление персоналом/Дуракова И.Б.// Диагностика конфликтов. URL:

    http://www.srinest.com/book_1403.html. 2009.

  29. Психология профессионального образования/ Гусарова Н.В. // Диагностика конфликта .URL:

    http://de.ifmo.ru/-books/0062/102.html

  30. Психология профессионального образования/ Гусарова Н.В. // Диагностика конфликта .URL: http://de.ifmo.ru/-books/0062/102.html.

  31. Конфликтология/Анцупов А.Я// Этапы анализа конфликтов. URL: http://psyera.ru/4374/etapy-analiza-konfliktov.

  32. Цой Л.Н. Практическая конфликтология./Л.Н.Цой.-М.: 2001

  33. Методы исследования и диагностики конфликтов. URL: http://lekcion.ru/Socialnaja_psihologija_lichnosti/4936-metodi-issledovaniya-i-diagnostiki-konfliktov.html (Дата обращения: 23.01.2014).

  34. Консультативная психология: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений/Е.Е.Сапогова.-М.: Издательский центр «Акадкмия», 2008.- 69 с.

  35. Бодалев А.А. Столин В.В. Аванесов В.С. Общая психодиагностика. СПб.: Изд-во «Речь», 2000.–248 с.

  36. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учебник для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 187-191с.

  37. Психологические тесты / сост. С. Касьянов. - М. : Эксмо, 2006. - 211-213 с.

  38. Бодалев А.А. Столин В.В. Аванесов В.С. Общая психодиагностика. СПб.: Изд-во «Речь», 2000. – 270 с.

  39. Бодалев А.А. Столин В.В. Аванесов В.С. Общая психодиагностика. СПб.: Изд-во «Речь», 2000. –315 с.

  40. 40Ответы диагностика. Диагностика межличностных отношений. http://www.studfiles.ru/preview/1710557/page:10/