Файл: Исследование и диагностика конфликта (Механизмы возникновения конфликтов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с теорией социального научения, чтобы понять поведение человека, следует, обратиться к факторам, провоцирующим проявление той или иной модели конфликтного реагирования на внешнюю ситуацию, а также к факторам, повлиявшим на усвоение этой модели поведения и ее закрепление.[10]

Ответственность в большей степени возлагается на «другого», наделяя его отрицательными чертами враждебной стороны. Происходит обезличивание людей, снижение их порядочности, дегуманизации.

Негативное восприятие сохраняется надолго, и негативные убеждения считаются справедливы. Индивид, с целью оправдания включает механизмы самоподкрепления, в виде:

-самооправдания, своим отрицательным действиям придумывается оправдание;

-избирательное восприятие, снижение информационного потока, его искажение;

-контактов, прекращение взаимодействия;

- приверженность к конфронтационному поведению, враждебная настроенность, с целью оправдать своё поведение.

Ситуация должна описываться с позиции индивида, поведение которого исследуется, а не с позиции наблюдателя [К.Левин]. [11]

В соответствии с теорией Хайдера, конфликт возникает тогда, когда установление баланса невозможно в силу того, что определенное отношение единства, предписываемое условиями баланса, для одного человека исключается. Сущность социально-психологического конфликта - это определенное рассогласование между системой представлений индивида и его знаниями о представлениях и поведении других.[12] (приложение 2).

Удачное разрешение конфликта происходит тогда, когда обе противоборствующие стороны удовлетворены и могут, в дальнейшем, взаимодействовать между собой.

Выводы. Чувство неудовлетворённости, несовместимость действий и целей, нежелание осознать основные причины конфликтной ситуации приводят к ухудшению отношений между людьми. Противоречивость взглядов и направленности, высокий уровень притязаний, способствуют нарастанию уровня напряжённости в отношениях, негативно отражаясь на эффективности выполняемой и совместной деятельности.

В процессе периодизации, при несоответствии между возможностями и потребностями, выход из конфликтов закрепляет в социальном опыте личности насильственные способы решения проблем. Неумение осознать основную причину конфликта, отсутствие конструктивных навыков общения, влияние средств массовой информации, психофизиологические особенности индивида, способствует вовлечению в конфликт новых участников, что обостряет ситуацию, и в конфликт втягиваются многие члены социальных групп.


Умение брать ответственность на себя, осознанность, контроль своих эмоций и поведения, ведут к позитивным изменениям и личностному росту.

2. Механизмы возникновения конфликтов

2.1. Типы конфликтов и конфликтогены

Причиной конфликтов служат мотивации участников, в зависимости от их потребностей. Потребности бывают материальные, социальные и духовные, в отличие от иерархии потребностей каждого человека на данном периоде жизни.

По типам конфликта: ресурсные, ролевые, идей и норм. Чаще всего конфликты возникают самопроизвольно, непреднамеренно, помимо воли участников, без заинтересованности сторон на противоборство, вследствие нарастания напряжённости в отношениях, без победителей - это случайные конфликты. [13]

Такие конфликты возникают спонтанно, неожиданно, без серьёзных причин их возникновения (столкновение незначимых противоречий в магазине, на улице, в автобусе, грубо ответили, ударился при резком торможении автотранспорта, толкнули и т.д.)

Неслучайные конфликты проявляются при значимых противоречиях, когда они накапливаются, и одна из сторон может проявить инициативу противоборства. В этом типе конфликтов одна из сторон побеждает, при этом каждая из сторон стремиться к победе.

К конфликтогенам относятся слова, неучтивое обращение и действия, приводящие к конфликтным ситуациям, невербальные проявления (интонация речи, позы, жесты, мимика и т.д.), которые могут интерпретироваться как враждебные.

Человек чувствителен к словам, обращённым к нему. Наша особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не столь бдительны, когда дело касается достоинства других, и потому не так строго следим за своими словами и действиями.

У конфликтогенов имеется важная закономерность — эскалация, характеризующая ответом более сильной мощности, по степени, обращённой к нам речи. Пострадавший, при стремлении компенсировать своё поражение, будет отвечать обидой на обиду:

  • Стремление к превосходству – угрозы, сарказм, критика, замечания, насмешка, приказания, хвастовство. Стремление любой ценой подчинить себе человека. Проявление агрессивности – нападки в виде реакции, как ответ на сложившееся обстоятельство. В результате плохого самочувствия, настроения, завышенных притязаний, неоправданных ожиданий. Такая фрустрация (препятствие) проявляется защитной реакцией в виде агрессии (физическая, вербальная, враждебная, прямая, косвенная, альтруистическая), когда человек не знает, как ему поступить и действует в зависимости от приобретённого опыта подобных ситуаций. Такие вспышки гнева могут привести к неврозам. Высокий риск проявления агрессии у холерического типа темперамента. В силу эскалации конфликтогенов скрытая агрессия получает отпор в виде явной, более сильной агрессии.[14]
  • Проявление эгоизма. Эгоистичные люди добиваются чего-то для себя, используя других людей, подавляя и манипулируя ими, что служит почвой для конфликтов, при этом преобладают своекорыстные потребности безотносительно к интересам других людей. Обманывая других людей, эгоист старается добиться своей выгоды в ущерб другим, перекладывая ответственность на другого человека, утаивая от него правдоподобную информацию.
  • Нарушение норм этики и правил. Правила разработаны для предупреждения конфликтов, будь то этические нормы, правила трудового распорядка, должностные инструкции или правовые. Несоблюдение любых утверждённых правил и норм являются сильными конфликтогенами. Высокая мораль – это умение сдерживаться, прощать обиды.
  • Неблагоприятные обстоятельства. Любой контакт с раздражённым человеком (затрагивая любые темы общения), в силу его физиологических особенностей, настроения, умения держаться в рамках приличия, может привести к конфликтной ситуации, если, по его мнению, это является угрозой для него.

Конфликтоген  делает человеку больно, а синтон  приятно (приложение 3).

2.2. Механизм возникновения неслучайных конфликтов

Причиной конфликта являются накопившие и неразрешённые противоречия - конфликтная ситуация. Конфликт – это открытое противоборство, он не возникает на пустом месте, мгновенно, всегда есть причинно-следственная связь. Касается всех видов отношений:

внутриличностный (ролей, фрустраций, целей), межличностный, внутригрупповой, межгрупповой.

Формулы 1 и 2: конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт (КС + И = Конфликт); несколько конфликтных ситуаций, без наличия инцидента тоже приводят к конфликту. (КС1 + КС2 …= Конфликт).[15]

Закон эскалации конфликтов не имеет конфликтных ситуаций, конфликт

случайный. При 1 и 2 формуле, где имеются одна КС, конфликт закономерен; при двух и более КС, конфликт неизбежен.

Если конфликтные ситуации можно устранить, то конфликт можно предотвратить. Большое значение играют социальные детерминанты – воздействие микроокружения на человека, определяющие поведение человека, адаптацию к окружающей среде. Вертикальные и горизонтальные конфликты возникают в процессе деятельности и представляют организационные конфликты, в борьбе за ресурсы, власть.

В теории М. Дойча «закон социальных отношений», в соответствии с которым кооперация вызывается воспринимаемым подобием в представлениях и аттитюдах. Готовностью оказывать помощь, открытостью в коммуникации, чувствительностью к общим интересам, ориентацией на взаимную власть скорее, чем на различия во власти, и т. д. Аналогичным образом конкуренция вызывает и вызывается использованием тактики принуждения, угрозы или хитрости; ограниченной коммуникацией; минимизацией социальных отношений.[16]

К конфликтной ситуации могут привести и невербальная коммуникация. Слова используются человеком для передачи информации, а язык телодвижений на 65% помогает передать межличностные отношения.[17]

Невербальные сигналы отражают эмоциональное состояние человека, сравнивая их со словами, даже не имея определённого опыта, видны расхождения в намерении высказываний, что бессознательно отражается в форме недоверия, способствующего привести к конфликтной ситуации.


Выводы. Причинами конфликтов служат противоположные ориентации, мотивация участников, в зависимости от потребностей. Случайные конфликты возникают непреднамеренно, не имея значимых противоречий, основная роль – это проявление негативных эмоций, на случайное неблагоприятное обстоятельство. Неслучайные конфликтные ситуации (одна и более), приводят к неизбежному конфликту. Воздействие конфликтогенов усиливают враждебность между участниками конфликта.

Общение с раздражённым человеком требует определённых навыков и тактики поведения. Умение понимать и использовать знаки невербальной коммуникации снижает риск эскалации конфликтов. Устранение конфликтных ситуаций, высокая степень толерантности на неблагоприятные факторы, снижает уровень конфликтных ситуаций в процессе взаимодействия.

3. Виды конфликтов их классификация

3.1. Внутриличностные конфликты

«В каждом психологическом конфликте,

переживаемым человеком на протяжение

всей его жизни, он вновь и вновь создает

свою личность своими поступками».

В. С. Мерлин

Внутриличностный конфликт представляет собой противостояние двух начал в душе человека, столкновение равных по силе, но противоположных влечений, потребностей, интересов, мотивов. Эмоционально переживаемое состояние воспринимается как значимая проблема, требующая своего разрешения при внутренней работе на её преодоление. Такие конфликты скрыты от окружающих, протекают в форме переживаний, состояний страха, стресса.

Уровень потребностей, в течение жизни постоянно меняется. Неудовлетворённые потребности порождают конфликты между ними. От этих препятствия (фрустрации), человек ставит себе психологические защиты: отрицание, забывание, проекцию, агрессию и т.д.

Защитные механизмы помогают личности преодолеть рассогласование между ожиданиями и пониманием суровой неподатливости реальных обстоятельств. Но защитные механизмы могут превратить конфликт в постоянное недовольство собою и окружающими.[18]

Внутренний мир личности разнообразен, какая из сторон вступает в противоречия, развивает конфликт. Виды внутриличностных конфликтов (приложение 4).


Конфликты бывают:

- мотивационный, стремление к обладанию и безопасности;

- нереализованного желания, комплекс неполноценности [Ю.Орлов], между неудовлетворением желаний и действительности;

- нравственный, моральные, нормативные;

- ролевой, между двумя ценностями и смыслами жизни;

- неадекватной самооценки, между притязаниями и оценкой своих возможностей;

- адаптационный, между нарушением равновесия субъекта и окружающей средой.[19]

Причинами служат внутренние противоречия и отражающее отношение к окружающей среде, нарушение психологического равновесия, неспособность реализации намеченных планов, целей, потребностей, длительное напряжение.

Внутриличностный конфликт имеет повышенную устойчивость, по сравнению с межличностным, так как на уровень внутренней напряжённости влияет большое число факторов, личностные факторы более значимы для человека.[20]

Ролевые перегрузки (деятельная сфера жизни) приводят к состоянию психологически - эмоциональной напряжённости и тревожности, способствуя развитию хронических заболеваний, неврастении.

3.2. Межличностный конфликт

«Скажи мне, кто твой враг, и я скажу, кто ты».

А.Рубан.

Межличностный конфликт есть частный, хотя и занимающий особое место, случай взаимодействия между людьми в процессе их общения и совместной деятельности.[21]

Конфликты происходят между постоянно взаимодействующими людьми и случайно встретившимися. Эмоциональная сторона выше содержания конфликта. Причины разногласий могут быть объективные (ресурсы) и субъективные (поведенческие факторы, представления о ценностях, ожиданиях и т.д.).

Факторами возникновения противоречий служат личностные особенности человека, социальные роли, эмоциональная направленность к окружению, восприятие и оценка окружения, поведение индивида на ситуацию, уровень его притязаний, несоответствие ожиданий.

Повышенный уровень конфликтности возникает от низкой толерантности к фрустрациям, приводящим к разрушению отношений [Г.Келли, Д.Тибо].

Виды межличностных конфликтов:

  • Мотивационный – конфликты интересов, целей, мотивов;
  • Когнитивный – ценностный;
  • Ролевой – нарушения норм и правил взаимодействия в поведении.

Влияние характера как проявлению индивидуальности, способность адаптироваться в социуме играет важную роль в возникновении и разрешении конфликтных ситуаций.