Файл: Исследование и диагностика конфликта (Механизмы возникновения конфликтов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Конфликты встречаются в любой сфере деятельности, от личной жизни субъекта, до общественной, вызывая стрессовые ситуации и часто непонимание истинной причины конфликта. Люди, затевающие конфликт или помимо собственной воли, попадающие в него, обычно стремятся поскорее завершить его наилучшим для себя образом. Конфликт может возникнуть осознанно и неосознанно, всё зависит от жизненного опыта, стереотипов мышления, психофизиологических особенностей личности, направленности, степени реагирования на угрозу, представлений о конкретной конфликтной ситуации, и ее действующих лицах, о своих целях и целях своих оппонентов, как правильно поступать в тех или иных ситуациях.

Как относительно самостоятельная дисциплина конфликтология сформировалась в США в 50-60-х гг. ХХ века на стыке менеджмента, социологии и психологии, как учебная дисциплины исчисляется у нас в России всего несколькими десятилетиями. Её задача помочь людям понять, что делать с конфликтами, как благоприятно выйти из конфликта. В простых случаях человек, оказавшись в конфликтной ситуации, может и без специальных знаний сориентироваться в том, что делать. В современном мире, с ростом урбанизации, развитием информационных технологий, возросшим уровнем притязаний людей, повышением уровня стресса, высокой скорости происходящих изменений общества, принятие конструктивного выхода из конфликта не всегда удаётся найти. Можно использовать защитные реакции, но они не устраняют корня решения проблемы, остаются обиды, которые в последствие, могут привести к психосоматическим заболеваниям или нарастанию конфликта, вовлекая всё большее количество людей, часто теряя контроль над ситуацией.

Вся человеческая история есть история межгрупповых конф­ликтов: политических, национальных, религиозных, этнических и т.д. Эти виды конфликтов приносят огромный урон человечеству по своим масштабам и последствиям, принося много жертв и лишений.

Благоприятный исход возможен только при осознанности социального феномена, анализ его природы, динамики, взаимосвязи со всеми социальными институтами общества (культурой, правом, семьей и др.).

Изучение конфликтов, возникающих в разных сферах жизни, эмпирическая разработка прикладных технологий профилактики, регулирования и разрешения социальных конфликтов, способствуют успешно справляться с конфликтами, помогают осознать их истинную причину и формируют новый опыт личностного развития.

Центральное место занимают социальные конфликты, которые зависят от других конфликтов. Столкновение субъектов происходит в процессе их взаимодействия: в общении, действиях, направленных друг на друга, выражаясь в поведении. Не умение контролировать свои эмоции, осознавать структуру и динамику конфликта, делать конструктивные выводы из сложившихся ситуаций, приводят к ухудшению отношений в социальной среде, росту агрессии, депрессии и другим негативным последствиям.


Как возникают конфликты, её теория, основные принципы изучения и анализа, особенности различных типов конфликтных ситуаций, исследование динамики конфликтов, роль конфликтов в формировании личности, её социализации, персонификации, адаптации к окружающей среде, методики диагностики разрешения конфликтов, посвящена курсовая работа.

Смена закреплённых стереотипов реагирования на жизненные ситуации, как приобретённого опыта, осознанность, снижение уровня притязаний, умение предвидеть реакцию человека, приобретение определённых знаний в вербальном и невербальном общении, снижает напряжённость и формирует адекватное восприятие действительности.

1. Теория конфликта

1.1. Социология конфликтов

Люди сами создают атмосферу отношений между собой. Чувство неудовлетворённости присуще каждому человеку, зависит от уровня притязаний, физиологических особенностей, индивидуальных различий, ограниченности собственного мышления, стремлении изменить существующую ситуацию. Для этого необходимы принятие решений, вера, сила воли на осуществление намеченной цели. Это проявляется в феноменах столкновения и отчуждения, противоречий взглядов, интересов, расхождения целей и средств их достижения, затрудняя совместную деятельность.

Конфликты делятся на конструктивные (созидательные) и деструктивные (разрушительные) в зависимости от роли, которую они играют, и последствий, которые за собой влекут. Конструктивные конфликты полезны, они положительно влияют на функционирование и развитие социальной системы, ведут к позитивным изменениям. Деструктивные разрушают отношения между людьми.[1]

Негативные последствия враждебности, чувства опасности приводят к ситуациям, которые охватывают широкие области межличностных отношений. Такие оборонительные реакции приводят к закреплению стереотипов определённых форм поведения как приобретённого опыта реагирования на ситуации угрозы, хотя изначального источника опасности нет. Люди часто поступают таким образом, чтобы чувствовать себя уверенно и безопасно.

Форма контактов отчуждения проявляется самообороной в виде примирения, отличаются равнодушием, сохранению дистанции в отношениях, защите личностного пространства.


Каждый человек обладает личностными качествами и предубеждениями, которые влияют на характер контактов с другими людьми. Поэтому общение в форме столкновения возникает тогда, когда поступки одних участников в конкретной ситуации имеют антагонистическую направленность.

Конфликт – это столкновение, противоборство сторон, при которых хотя бы одна сторона воспринимает действия другой как угрозу её интересам.[2]

В русском языке слово конфликт стало употребляться с XIX века. В латинском языке conflictus означает столкновение. В словаре Ожегова слово «конфликт» толкуется как «столкновение, серьезное разногласие, спор».

Каждый человек, на протяжении своей жизни встречается с разными видами конфликтов:

-межличностные (между отдельными индивидами);

- внутриличностные (между различными влечениями, интересами, потребностями;

- межгрупповые (между группами);

- внутригрупповые (между индивидом и группой).

«Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс» Ч.Ликсон. [3]

Дарендорф выделяет конфликты разных уровней: между несогласующими ожиданиями, которые предъявляются к носителю какой-либо социальной роли; между социальными ролями; внутригрупповые; между социальными группами; конфликты на уровне общества в целом; межгосударственные конфликты.[4]

1.2. Психологическая традиция изучения конфликтов

Психологическая традиция является наиболее развитой из всех дисциплин изучающих конфликты.

Интрапсихическая интерпритация С.Мадди, по теории личности, разделил конфликты на три категории базовых представлений: модель конфликта, модель самореализации, модель согласованности.[5]

Модель конфликта - это когда личность находится между двумя сильными и противоположными друг к другу влияниями. Источник этих сил может быть как в самом человеке, так и в группе (обществе).

По З.Фрейду человек постоянно находится в состоянии внутреннего и внешнего конфликта с окружающим миром. [Овчаренко, 1994, с. 181]. Неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека. [Хьелл, Зиглер, 1997, с. 151].

Невротический конфликт бессознателен. Им не свойственна избирательность целей, реакция тревоги, которая возникает в ответ на их фрустрацию.[6]


Невротик не способен к решению своих внутренних проблем. Каждая личность, в зависимости от ситуации, проходит через три основных типа социальной направленности: «движение к людям», «движение от людей», «движение против людей». Это проявляется в форме сотрудничества с людьми, отдаление или борьба с ними, не доверяет чувствам людей.

По мнению Э.Эриксона конфликт – это личностный рост, преодоление жизненных препятствий. Эриксон выделяет в жизненном цикле восемь психосоциальных стадий (приложение 1).

По сравнению Г. Тэджфела, каждый приходит в ситуацию общения со своим готовым сценарием, а остальные участники ситуации более или менее удачно ему в этом подыгрывают [Агеев, 1990, с. 15].

Успешное развитие конфликта – залог успешного развития здоровой личности. В работе К. Юнга «Конфликты детской души» рассказывается о противоречиях и трудностях в душе ребёнка [Юнг, 1995].

1.3. Роль конфликта в формировании личности

В работе Я.Л.Коломинского и Б.П.Жизневского «Социально - психологический анализ конфликтов между детьми» проанализировано 3000 актов поведения детей в ходе игровых конфликтов. Авторы делают вывод, что конфликтные ситуации способствуют формированию развития личности ребёнка его направленность на борьбу.[7]

Уровень агрессии, как реакция самозащиты, может проявляться агрессивностью при взаимодействии с людьми, спонтанной агрессией – подсознательная радость на трудности у других.

 В процессе социализации дети усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, газет, фильмов и других средств массовой информации, что способствует формированию определенных ценностей и образцов поведения. Воздействие телевидения так же велико, как влияние родителей. Телевидение является наиболее распространенным средством массовой информации. Дети значительную часть времени проводят у телевизора, компьютера. Большая часть программ и компьютерных игр основана на агрессии и насилии. Дети меньше уделяют внимание двигательной активности, играм, направленным на формирование позитивного общения.

Средства массовой информации, включая передачи, транслирующие спортивные игры, оказывают вредное воздействие на молодых людей, поощряя их несдержанные поступки и отвлекая от таких полезных занятий, как чтение и общение между собой.


Школа представляет собой общество в миниатюре — именно здесь происходит формирование личности ребенка и его поведения; школа стремится объединить детей, противодействует проявлениям антиобщественного поведения.

Двигателем развития личности и её периодизации является возникновение несоответствия между возможностями ребёнка и развитием его мотивов и потребностей, переходов от деятельности эмоционального общения, к предметной деятельность (от ролевой к учебной и т.д.).

В детских домах и интернатах, где дети лишены родительской ласки, они в большинстве случаев отстают в физическом и умственном развитии, высокий уровень заболеваемости детей.[8]

Доброжелательные, тёплые отношения являются сильными факторами социализации.

1.4. Психологические механизмы нарастания напряжённости

В онтогенезе происходит накопление опыта формирования знаний, умений, навыков не только процесса деятельности, но и взаимодействию отношений между индивидами. Каждая ситуация воспринимается индивидуально.

Никто не знает, как представляет себе данную ситуацию другой, пока тот не сообщит об этом. Действует принцип теории У.Томаса: «Если ситуация определяется как реальная, она реальна по своим последствиям».[9]

Если человек воспринимает ситуацию как конфликтную, то она становится для него конфликтной, и он начинает вести себя в соответствии с негативным оцениванием другой стороны. Противоречия возникают между их мотивами, требованиями личности со стороны других людей и её возможностями выполнять эти требования, оценкой других людей и самооценкой, содержанием и формой общения и т.д.

Конфликт – это результат восприятия ситуации участниками, несовместимость действий и целей, уровней притязаний каждой из сторон, ощущение угрозы. Первая реакция эмоционального реагирования выражает чувства и осознанность данного феномена.

Реакции самозащиты на внешнюю ситуацию, как результат выгодных искажений событий. По мере эскалации конфликта каждой стороне свойственно думать, что конфликт происходит не по его вине. При этом если уровень напряжённости нарастает, то в данную ситуацию вовлекаются новые участники, межличностные конфликты могут переходить к внутригрупповым и межгрупповым конфликтам. Интересы сторон выражаются в формах поведения стремлениях что-то получить, чувстве несправедливости как материальных, так и духовных ресурсов.