Файл: Государственное и муниципальное управление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так, вследствие, политико-географического фактора: большой протяженностью границ, отсутствия естественных природных преград перед завоевателями, экспансионистского характера цивилизационного развития — Россия была вынуждена воевать на протяжении значительной части исторического развития и содержать огромную армию на постоянной основе.

Также и природно-климатический фактор: значительная часть территории России находилась и находится в зоне рискованного земледелия. Отсюда мобилизационный тип экономики и потребность в организации и жестком контроле со стороны государства. Право, при этом, насаждается «сверху», как правила игры выгодные государству и правящему классу для решения стоящих перед ними задач. Отсюда отношение к праву как чуждому институту, который непонятен и может причудливо изменяться в зависимости от ситуации и целей элиты: «закон, что дышло, куда повернул туда и вышло».

В России исторически сложилось, что лишь служба является настоящей работой на государства. Но служба подразумевает совершенно иной контроль деятельности, ношение погон, строгое выполнение приказов.

В результате в России сложилась квазибюрократическая система, взявшая худшие черты как из гражданской бюрократии — это неторопливость, невысокий уровень контроля, бумажную волокиту, необязательность, так и из служебной деятельности: низкую эффективность, злоупотребление своими должностными полномочиями, вследствие признания своих заслуг и лишений (кормление), негибкость, высокий уровень кумовства и местничества.

По сути, задача на современном этапе состоит в том, как сделать так, что бы из своих недостатков отечественная квазибюрократическая система заиграла своими достоинства, взяв на этот раз лучшее от обоих типов административного управления[21].

Практика показывает, что функционирование административного аппарата по «логике легального господства», то есть позитивного права в России оказывается не очень срабатывает. То есть для того что повысить эффективность деятельности российского чиновничества необходимо отношение по «логике службы»: очень строгая дисциплина, жесткое, даже где-то суровое наказание за нарушения, ответственность за волокиту и бюрократизм. В истории России были подобных примеры, когда после таких реформ эффективность государственного управления резко вырастала — это смена системы кормления институтом воевод при Иване Грозном, реформы Петра I, и переход от НЭПа к индустриализации И. Сталина.


Выводы

Бюрократизм представляет собой отдельно взятые проявления бюрократии, которые в организации управления и власти (причём, как в частных, так в государственных органах управления) выражаются в следующих аспектах: взяточничество, казнокрадство, канцелярщина, местничество, волокита, протекционизм, отписки и некоторые другие, делающие работу соответствующей организации в большей или меньшей степени неэффективной с точки зрения целей и задач этой организации.

В общем ключе бюрократия и бюрократизм отождествляются, но при рассмотрении связей между двумя этими понятиями полагают, что бюрократизм является способом или манерой поведения бюрократии. В отдельных случаях бюрократизм рассматривают как понятие бюрократии, имеющее негативный оттенок.

Глава 2. Проблемы бюрократизма в органах государственного управления Российской Федерации

2.1. Проблемы бюрократии

Одна из основных причин живучести бюрократизма - отсутствие действенного контроля исполнительной власти со стороны общества. В Федеральном законе «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»[22] под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за действиями органов и организаций, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений. Одни эксперты к организации общественного контроля относят привлечение некоммерческих организаций, другие - категорически против этого[23].

Необходимо отметить, что в первой версии законопроекта, подготовленной Общественной палатой Российской Федерации совместно с Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, круг субъектов общественного контроля был значительно шире, что было нецелесообразным.

Степень бюрократизации системы в какой-то мере является фактором, определяющим ее жизнеспособность. Сам факт существования государства и государственного управления подразумевает существование бюрократии. Ее нельзя искоренить полностью, однако можно взять под общественный контроль и по возможности минимизировать[24]. В результате развития бюрократизма формируются изощренные механизмы безответственности: желание из простого сделать сложное, распыление полномочий, многочисленные визирования, превращение сотрудника любого ранка в подчиненного. В таких условиях интересы чиновника не зависят от общественной оценки. Бюрократия считает саму себя конечной целью[25].


Бюрократизм необходимо воспринимать как искусственно созданную, тяжелую и хроническую болезнь органов управления на основе узурпации власти. Власть бюрократизма – это власть, превращенная в самостоятельную организацию, работающую исходя лишь из собственных интересов, предающая игнорированию интересы общества. Основными свойствами бюрократизма являются отчуждение аппарата от народа, равнодушие к интересам общества в зависимости от их финансовой обеспеченности. Бюрократизм открывает негативный идеал своего чиновничьего регулирования, который состоит в том, чтобы самим издавать нормативные акты, принуждать людей к их исполнению, не допуская над собой контроля. Таким образом, основной интерес бюрократизма в управлении заключается в реализации и защите монопольного отправления бюрократией властных функций в общество.

Однако бюрократизм - это еще и практика ограничения органами участия общественности в управлении, стремление ограничить возможности каждого института гражданского общества.

Характерный признак бюрократии отражает такое крылатое выражение, как «эффект вспотевшей майки». Когда все суетятся, имитируют бурную деятельность, а на выходе - никакого результата[26]. Отсюда ни инноваций, ни творческой мысли, стремление к тоталитаризму, исключение всякого риска.

В настоящее время бюрократизация проявляется в такой форме, как большой поток нормативных правовых документов, устанавливающих новые требования и ужесточающих существующие. Вокруг этих документов и требований формируются все новые отрасли продуктов и услуг, контролирующих органов и общественных организаций.

Ярким примером может служить бюрократизация системы госзакупок в Российской Федерации. Оформление большого объема бумаг приводит к «раздуванию» бюрократического аппарата, организации специальных разделов и подразделений, которые работают только с госзаказом, что увеличивает издержки в текущей деятельности, кроме того, отвлекаются денежные и кадровые ресурсы на оформительские и процедурные вопросы[27].

Предприниматели указывают на то, что очень сложно разобраться в забюрократизированных процедурах. Требования, предъявляемые к представителям бизнеса, написаны бюрократическим языком, а юридическая составляющая малого предпринимательства находится еще на невысоком уровне. Все это характеризует систему в контексте ее высокой бюрократизации[28].


Бюрократизация выступает одним из крайних вариантов несовершенства государственного вмешательства экономику, то есть неспособности обеспечить эффективное распределение использование общественных ресурсов. тому же существенная их часть расходуется целях, обусловленных личными интересами чиновников. Как носители власти до сих пор смешивают себя государством, так большинство тех, кто боролся и борется ними, смешивали и смешивают государство носителями власти. Это приводит произволу[29].

В России на практике действуют совсем иные правила порядки, чем закреплены главном законе государства.

Приведем только некоторые явные несоответствия:

– провозглашается многопартийность, действительности на политическом поле доминирует «Единая Россия»;

– депутатам Государственной думы РФ запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, то же время среди них немало крупных бизнесменов миллиардными состояниями;

– законы должны приниматься депутатами, а пишут и пробивают их лоббисты, находящиеся на содержании крупных корпораций;

– декларируется свобода конкуренции предпринимательства, в реальности российский рынок поделен между несколькими монополистами, которые устанавливают завышенные цены тарифы[30].

Одним из главных основ бюрократии является коррупция. Разновидностью административной коррупции является бытовая коррупция, которая порождается взаимодействием рядовых граждан чиновников. В ней относятся различные подарки от граждан услуги должностному лицу членам его семьи. Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи целью вынесения решения свою пользу.

Коррупцию можно даже считать ядром бюрократии. Чиновнику трудно устоять перед соблазном обогащения за счет своей должностной функции. Если существенно снизить уровень коррупции стране, частности уровень коррумпированности чиновников, то все возрастающий произвол бюрократии снизит темпы, вовсе регрессирует. Для этого нужно ужесточить меры по наказанию правонарушителей, настолько, насколько хватит, чтобы уменьшить привлекательность взяток[31].

Чиновник должен осознавать, что лучше ему этого не делать, что он многим рискует. По данным опроса Института социологии РАН (опрошено 1 500 представителей бизнеса) был составлен «цифровой портрет» современного российского бюрократа: равнодушие людям (68%), продажность (58%), безразличие интересам страны (41%), некомпетентность безответственность (42%).


Одна из самых страшных последствий влияния бюрократии, это её укорененность сознании людей. Стране нужно избавляться не от бюрократии как таковой, от её бесконтрольного поведения, которое вызывает вполне определённые чувства, которое ни один раз приводило большим бунтам российском обществе[32].

С одной стороны, общественном сознании постоянно витает мысль том, чтобы представить бюрократию враждебным населению классом или сословием со всеми вытекающими отсюда последствиями. С другой стороны, нем стойко существует чувство покорности, страха, бесполезности борьбы при виде такого демонического монстра, коим представляется бюрократия общественном мнении[33].

Бюрократизм в нашей стране приблизился к огромным размерам и борьба с ним на протяжении много времени не дает практически никаких заметных результатов. Люди негативно относятся к системе управления, к забюрокраченным процессам в любых сферах жизни общества.

Такую же позицию разделяет и экономист Николай Кульбака: «Коррупционные процессы над отдельными высокопоставленными чиновниками или, наоборот, не замечаемые властью обвинения в коррупции, злоупотреблениях или даже преступлениях в адрес ее представителей – все это заставляет нас воспринимать систему управления в черно-белом цвете»[34].

Исторически сложилось так, что российская бюрократия существовала в рамках авторитарного и тоталитарного политических режимов, она была органичным элементом политических систем России времен абсолютной монархии и Советского Союза, при этом и царская и советская бюрократия не только формировала важные особенности государственной власти в Российской империи и СССР, но и сама была объектом воздействия со стороны разнообразных процессов происходивших в системе этой власти.

Изучая историю, мы видим, что бюрократии были делегированы обширные полномочия: бюрократический государственный аппарат в глазах простых людей был равен по смыслу с «государством», зачастую государственные правители при плохой деятельности госаппарата списывали все промахи на него, выставляя себя в хорошем виде, тогда как простые люди еще с давних времен относились к бюрократии негативно.

Прослеживается историческое нарастание отстранения граждан от госвласти. В настоящее время, в период различных изменений в разных сферах жизни, политической системы необходимо понимать влияние бюрократии на все эти процессы ее проблемы, так как это влияние неизбежно и неразрывно связано с происходящими переменами[35].