Файл: Пенсионный фонд Российской Федерации, особенности его формирования (Анализ Пенсионного фонда РФ и его роль в финансировании социальной сферы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Современное развитие Российского государства характеризуется повышенным вниманием к процессу построения социально ориентированного общества. Деятельность органов всех ветвей власти направлена на достижение одной из основных целей, закрепленных в Конституции Российской Федерации: защита прав человека и гражданина, в том числе граждан, имеющих особый статус в силу возраста, состояния здоровья, особенностей семейного положения и иных условий и обстоятельств, не позволяющих осуществлять нормальную жизнедеятельность.

Актуальность эффективного формирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в последнее время достаточно возросла в связи с усложнением экономической ситуации в российской экономике, а также с обострением проблем, вызванных демографическим старением населения, предопределяющих необходимость модернизации системы пенсионной, требующей адекватного финансового регулирования.

Весомый вклад в развитие теории функционирования государственных социальных внебюджетных фондов внесла О.А. Ногина, исследовавшая фонды сквозь призму их финансовой деятельности.

Проблемам формирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, также посвящены работы многих исследователей и практиков, среди которых: Акперов И.Г., Врублевская О.В., Головач С.П., Демидов А.Ю., Маркина Е.В., Романовского М.В., М.Л. Седова и др.

Поэтому сохраняется необходимость развития методических подходов и практических рекомендаций по формированию бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в условиях реформирования обязательного пенсионного страхования. Это и определило цель исследования.

Целью курсовой работы заключается в разработке основных рекомендаций по формированию бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:

- исследовать теоретические основы формирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;

- проанализировать процесс формирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;

- выявить основные проблемы и направления совершенствования механизма формирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Объектом данного исследования выступает Пенсионный фонд Российской Федерации.

Предметом данного исследования являются особенности формирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Теоретической базой исследования являются труды отечественных ученых по проблемам формирования Пенсионного фонда Российской Федерации, материалы научных конференций в области механизма формирования Пенсионного фонда Российской Федерации; нормативно-правовые акты РФ в области бюджетных отношений.


В данной работе использовались такие приемы, как анализ, системный подход, обобщение, синтез, применялись методы группировки и динамические сравнения.

Информационной базой исследования послужили материалы научных конференций, публикации в электронных средствах массовой информации, в научно-информационных изданиях и периодической печати, официальные статистические данные.

1 Теоретические основы Пенсионного фонда Российской Федерации

1.1 Пенсионный фонд в системе государственных внебюджетных фондов РФ

Пенсионный фонд Российской Федерации, как и остальные государственные внебюджетные фонды, является участником бюджетного процесса. Особенности формирования Пенсионный фонд Российской Федерации обусловлены его спецификой.

В учебниках, научной литературе, законодательных актах используются разные трактовки понятия «бюджет».

Под бюджетом можно понимать как «форма образования и использования финансовых ресурсов государства».

В Бюджетном Кодексе бюджет определѐн как «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

В бюджетную систему России в соответствии с Бюджетным кодексом РФ включены бюджеты государственных внебюджетных фондов, а именно:

- бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

- бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;

- бюджет федерального Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации – это второй по величине после федерального бюджета, поэтому эффективность и целесообразность использования бюджетных средств является существенной задачей в его деятельности.[8]

Под бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации можно понимать как «форму образования и расходования фонда денежных средств в области обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации».

Под процессом формирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации понимается процесс формирования доходов и расходов бюджета с целью обеспечения их сбалансированности.


Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации. [9]

К источникам формирования доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации можно отнести:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

- дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации;

- взносы организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации;

- недоимки, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации;

- доходы от размещения средств Пенсионного фонда Российской Федерации;

- штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

- межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду Российской Федерации;

- субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

- межбюджетные трансферты (за исключением субвенций) из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

- межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования и на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования. [10]

К межбюджетным трансфертам из федерального бюджета можно отнести объемы средств на:

- на валоризацию расчетного пенсионного капитала;

- на возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов;

- на федеральную социальную доплату к пенсии;

- на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи
с установлением пониженных тарифов уплаты страховых взносов
на обязательное пенсионное страхование для отдельных категорий
страхователей;


- на обязательное пенсионное страхование;

- на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, ежемесячных доплат к государственным пенсиям (ежемесячному пожизненному содержанию), дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, пособий и компенсаций;

- на осуществление выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения;

- на осуществление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан;

- на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам - получателям страховой пенсии по старости и по инвалидности
к месту отдыха и обратно;

- на компенсацию расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другую местность на территории Российской Федерации неработающих пенсионеров;

- на социальную поддержку Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы;

- на предоставление материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;

- на софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, обучением компьютерной грамотности неработающих пенсионеров;

- на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц за счет средств Фонда национального благосостояния;

- на выплату дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения специалистам, осуществлявшим деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации;

- на выплату пенсий некоторым категориям граждан;

- объемы межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджетов субъектов Российской Федерации через территориальные службы занятости субъектов Российской Федерации, на возмещение расходов на выплату пенсий, назначенных досрочно, гражданам, признанным безработными, социального пособия на погребение умерших неработающих пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости населения субъектов Российской Федерации, и на оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг, включая расходы на доставку указанных пенсий и пособий;


- средства, передаваемые Пенсионному фонду Российской Федерации на выплату пенсий и иных социальных выплат, назначенных иностранными государствами лицам, проживающим на территории Российской Федерации, компетентными учреждениями отдельных государств в соответствии с договорами (соглашениями), заключенными Российской Федерацией о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, учтены в доходной части бюджета Фонда как безвозмездные поступления от нерезидентов;

- прочие поступления, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. [10]

К прочим поступлениям относятся доходы от распределения остатка денежных средств со специального отдельного счета Министерства финансов Российской Федерации, поступивших от реализации сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, в результате погашения задолженности субъектами Российской Федерации.

При формировании бюджета Пенсионный фонд Российской Федерации на 2016 год была учтена мера по пенсионной реформе - перенос срока введения нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» устанавливающей повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, на весь период их проживания на 1 января 2019 г.; увеличение пенсионного возраста для государственных служащих.

Расходы бюджета Пенсионный фонд Российской Федерации подразделяются на расходы по распределительной составляющей и по накопительной составляющей бюджета Пенсионный фонд Российской Федерации. В составе расходов по распределительной составляющей межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации. [11]

Таким образом, формирование доходов бюджета Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляется в соответствии с налоговыми и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Формирование расходной части бюджета Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляется как в рамках реализации государственных программ, так и в непрограммных направлениях деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации.