Файл: «Оценка персонала (На примере конкретной организации)».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Понятие, факторы и критерии оценки персонала

1.2 Критерии эффективности оценки персонала

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ОБЪЕДИНЕННАЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ»

2.1 Общая характеристика Акционерного общества «Объединенная металлургическая компания»

2.2 Основные экономические показатели производства АО «ОМК»

2.3 Основные показатели по персоналу

2.4 Анализ  эффективности системы  повышение управления  рублей персоналом

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА  этом МЕРОПРИЯТИЙ  действующая ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ  учетом СИСТЕМЫ  оценка ОЦЕНКИ  эффективности ПЕРСОНАЛА  работы АКЦИОНЕРНОГО  удельной ОБЩЕСТВА «ОБЪЕДИНЕННАЯ  отбор МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ  глава КОМПАНИЯ»

3.1 Разработка  совсем проектных  объективным мероприятий

Содержание

3.2 Предполагаемая  способность эффективность  таблице внедрения  необходимых мероприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 повышение  организации

ВВЕДЕНИЕ

Успех работы предприятия обеспечивают работники, занятые на нем и поэтому, современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства – персоналом предприятия. Первоочередные задачи повышения эффективности управления персоналом и оценки труда его ключевых категорий выдвигают новые требования к существующим системам оценки работы персонала с учетом повышения качества рабочей силы, роста его профессионализма, мотивации на высокопроизводительную работу. При этом разработка системы оценки работы персонала становится одной из важнейших составляющих общей системы управления. Изучение теории и практики оценки качества и эффективности работы персонала является актуальной задачей.

Оценка работы персонала является составной частью процесса управленческого контроля, осуществляемого в отношении человеческих ресурсов организации.

Цель данной работы – исследовать и предложить конкретные мероприятия по совершенствованию системы оценки работы персонала.

Для реализации поставленной цели в работе последовательно решены следующие основные задачи:

- на основе анализа учебной литературы проведено теоретическое исследование основных принципов и факторов оценки работы персонала;

- проанализированы деятельность организации АО «ОМК», данные о наличии и движении персонала, основные управленческие принципы организации работы с персоналом и рассмотрены существующие на данном предприятии методы оценки труда;

- сделаны конкретные предложения по совершенствованию системы оценки персонала, направленные на повышение эффективности труда в современных условиях;

- рассчитаны общие показатели эффективности системы оценки работы персонала в организации.

Объектом исследования в настоящей работе является система методов, принципов и порядок оценки персонала в АО «ОМК»

Предметом рассмотрения являются возможности совершенствования работы с персоналом для повышения качества его работы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ


1.1 Понятие, факторы и критерии оценки персонала

Центральное место в теории управления персоналом занимает такая категория, как персонал организации.

Персонал организации – это такая совокупность объединенных людей, на которых производится целенаправленное воздействие для достижения поставленных организацией целей и задач.

Персонал организации может рассматриваться в различных аспектах, что позволяет наиболее полно охарактеризовать его с точки зрения его многомерности. Неоднозначность трактовки категории «персонал» обусловлена сложностью человека как органического так и психологического феномена. Выработка и применение различных методологий воздействия на персонал обусловлены многоаспектностью, ситуативностью и относительностью основополагающих качеств персонала вообще и конкретной личности в частности.[1]

Под оценкой персонала понимается деятельность уполномоченных на ее осуществление лиц (сотрудников службы персонала) по определению степени пригодности того или иного человека к выполнению возложенных на него обязанностей, достигнутых успехов, степени выраженности необходимых для работы качеств.

Правильная оценка качеств человека возможна в том случае, когда четко сформулированы требования к ним. Поэтому такие требования разрабатываются высококвалифицированными экспертами.

Качества людей, подлежащие оценке, называются ее факторами, которые образовывают единую систему, т.к. объективность оценки возможна только на основе комплексного подхода. В случае отсутствия четкости и конкретности в подходах, одни и те же качества могут трактоваться с разных позиций.

Степень выраженности факторов оценки характеризуется ее показателями, а также критериями – пороговыми значениями, за которыми состояние факторов будет удовлетворять или не удовлетворять неким требованиям (критерии являются ориентирами для оценки). Показатели оценки могут быть абсолютными и относительными, существенными и несущественными, приемлемыми и неприемлемыми, жесткими и мягкими. Жесткие показатели, в отличие от мягких, должны выражаться количественно, быть легкими для расчета и не зависеть от субъективного мнения оценщика. К показателям предъявляются такие требования, как полнота и достоверность характеристики объекта, обеспечение сопоставимости с другими лицами, соответствие цели организации и т. п.

К основным факторам оценки относятся:[2]


1. Деятельность и ее результаты:

  • сложность, качество труда;
  • достижение цели;
  • качественные и количественные характеристики индивидуального результата;
  • вклад в общий итог подразделения и организации в целом;
  • знание работы, понимание ее проблем и возникающих ситуаций;
  • оперативность действий;
  • комплексность, масштабность, технологическая сложность выполняемых заданий;
  • творческий подход к делу.

2. Деловые качества работников:

  • дисциплинированность, аккуратность, выполнение в срок заданий;
  • готовность к дополнительной работе;
  • умение преодолевать трудности, доводить дело до конца;
  • отношение к обучению и самообучению;
  • инициативность;
  • способность принимать решения;
  • умение оптимизировать деятельность, рационально использовать свое время;
  • количество ошибок;
  • особенности поведения в конфликтной ситуации (ориентация на сотрудничество, компромисс, соперничество, устранение конфликта любыми способами);
  • организаторские способности;
  • потенциал профессионального и служебного роста;
  • общительность, коммуникабельность;
  • стиль руководства, подчинения, взаимодействия и т. д.

3. Профессионализм (способность и склонность человека к эффективному выполнению определенной деятельности):

  • уровень интеллектуального развития (выявляется с помощью тестов на интеллект, специальных тестов дарований);
  • способность к анализу и обобщениям;
  • обладание теоретическими и специальными знаниями, навыками, умениями;
  • логика, четкость мышления;
  • стремление к поиску.

4. Моральные качества:

  • трудолюбие;
  • принципиальность;
  • честность;
  • ответственность, добросовестность;
  • обязательность;
  • самокритичность;
  • мотивы побуждения к труду.

5. Потенциал (характеризует возможности осуществления тех или иных видов деятельности), способности и личностные качества, необходимые для выполнения служебных обязанностей:

  • концентрация и переключаемость внимания;
  • агрессивность;
  • эмоциональная и нервно-психическая устойчивость;
  • самостоятельность, решительность;
  • самоконтроль, самообладание;
  • тревожность;
  • подвижность или уравновешенность нервных процессов;
  • быстрота реакции и проч.

К дополнительным факторам оценки относятся:

  • способности планировать деятельность и ресурсы (ставить и корректировать цели, распределять и контролировать ресурсы);
  • способность организовывать работу подчиненных;
  • способность управлять в критических ситуациях (выявлять таковые, выбирать курс действий, обнаруживать отклонения в работе подчиненных, своевременно принимать решения);
  • лидировать;
  • работать с документами (разрабатывать, согласовывать проекты решений контролировать их выполнение, поддерживать документооборот);
  • делегировать полномочия (обеспечивать подчиненных четкими указаниями, рационально распределять обязанности, определять и контролировать сроки исполнения, оказывать необходимую помощь);
  • мотивировать (использовать материальные и нематериальные стимулы, учитывать и нейтрализовать факторы, негативно влияющие на мотивацию, воодушевлять своим примером);
  • развивать подчиненных (помогать в адаптации, освоении новой работы, организовывать обучение и повышение квалификации);
  • оказывать внимание и уважение сотрудникам (поддерживать хорошие отношения в коллективе, демонстрировать внимание к личным проблемам подчиненных);
  • осуществлять коммуникации (участвовать в обмене деловой информацией, обеспечивать работников и высшие инстанции необходимыми сведениями, поддерживать контакты с клиентами и общественностью).

При разработке системы оценки работника необходимо решить, на основании каких критериев будет производиться оценка. Критерии – это те показатели, те характеристики (рабочие, поведенческие и личностные), основываясь на которых можно судить о том, насколько хорошо работник выполняет свою работу.

Существуют объективные и субъективные критерии оценки рабочих показателей:[3]

1. объективные критерии – стандарты, нормативы качества и производительности, которые устанавливаются для любого вида деятельности;

2. субъективные критерии это такие показатели и характеристики, которые оцениваются на основании мнений и оценок экспертов.

Ниже в таблице 1 приведены примеры некоторых критериев, которые используются на практике при оценке работы персонала.

Таблица 1 – Критерии, используемые при оценке персонала

Показатели

Критерии

Количественные показатели

Производительность труда; объем продаж в штуках, килограммах, метрах и т.п.; объем продаж в рублях (выручка); количество обработанных документов; количество заключенных контрактов; количество откликов на рекламу

Качество работы

Количество ошибок (при печатании бумаг, заполнении бланков, ведомостей и других документов); уровень брака; количество жалоб или претензий со стороны клиентов; стоимость некачественно выполненной или непринятой работы (брака)

Индивидуальные особенности работника

Личные качества (общительность, эмоциональная устойчивость, личностная зрелость и др.).; особенности рабочего поведения (дисциплина, помощь товарищам по работе и др.).

Критерии, используемые при оценке персонала должны отвечать трем основным требованиям:[4]

1. Валидность – самое важное требование к критериям оценки работы персонала Критерий оценки является валидным, если с его помощью можно максимально точно оценить эффективность работы конкретной категорий персонала.

2. Надежность – критерий оценки работы, обеспечивающий постоянство результатов измерения.

3. Достаточная различительная способность – это такой показатель, который позволяет выявлять различия в уровне профессиональной успешности сотрудников. Важнейшими требованиями к системе оценки являются ее действенность и практичность. Система оценки считаться действенной, когда в результате ее применения обеспечивается четкая связь результатов труда и его оплаты, высокий уровень мотивации и максимальная отдача от работников. Требование практичности к системе оценки – это удобство использования системы оценки на практике людям, производящим оценку и тем, кто оценивается.


1.2 Критерии эффективности оценки персонала

Основной смысл оценки эффективности работы персонала состоит в том, чтобы на ее основе руководители имели возможность определить, в какой степени рабочие результаты подчиненных соответствуют установленным требованиям, а организация могла создать такие программы управления персоналом (стимулирование труда, обучение и развитие работников, кадровое планирование и др.), которые позволяли бы максимально использовать потенциал человеческих ресурсов организации. АО «ОМК» не сможет использовать имеющиеся в ее распоряжении человеческие ресурсы эффективно, не имея в своем распоряжении системы оценки эффективности труда работников, которая на регулярной основе будет использоваться при подведении итогов.

Эффективная, с максимальной отдачей работа исполнителей – это решающее условие достижения успеха организации, так как только при этом условии можно наиболее рационально использовать все ресурсы, находящиеся в ее распоряжении.

Рассмотрим экономическую эффективность системы оценки работы персонала АО «ОМК».

Для того чтобы количественно оценить влияние проектируемой системы оценки персонала на показатели трудовой деятельности сотрудников АО «ОМК», а также на показатели эффективности данной организации необходимо решить две взаимосвязанные задачи.

Во-первых, необходимо оценить изменение эффективности (производительности) работы персонала, и если обнаружится, что она выросла под влиянием разработки и внедрения новой системы оценки персонала, то на базе этого сделать соответствующие выводы.

Во-вторых, учитывая, что отдельные методы оценки персонала для упрощения могут быть признаны взаимозаменяемыми в расчетной модели (хотя в реальности они обладают различным эффектом), необходимо правильно оценить, как отражается на затратах АО «ОМК» построение новой системы оценки персонала.

Первая задача решается с помощью определения показателей производительности труда сотрудников компании.

Вторая задача базируется на данных, полученных в решении первой, и дополнительно на данных о затратах на трудовые ресурсы АО «ОМК».

В такую денежную оценку издержек, непосредственно связанных с трудом работников АО «ОМК», должны входить не только суммы, непосредственно израсходованные на оплату труда в виде заработной платы, но и премии, бонусы, материальная помощь, начисления и внутренние штрафы, а также возможная (альтернативная) оценка нематериальных форм мотивации по результата оценки работника.