Файл: "Система источников предпринимательского права".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обычаи, противоречащие обязательным для участников соответству­ющего отношения положениям законодательства или договору, не применя­ются. Например, Международной торговой палатой разработаны Междуна­родные правила толкования торговых терминов ИНКОТЕРМС. Они приме­няются только в том случае, если есть на них ссылка в договоре между сто­ронами, но МКАС (Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ) признает ИНКОТРЕМС в качестве обы­чаев делового оборота.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует отметить, что на сегодняшний день обычаи делового обора в сфере предпринимательской деятельности играют важную роль. Это проявляется в том, что предпринима­тельство - это одна из сфер деятельности, которая развивается вместе с раз­витием всего государства, его экономики в целом. Конечно же, представляет­ся невозможным урегулировать все отдельные элементы деятельности, кото­рая носит коммерческий характер. В связи с этим одном из основных источ­ников является обычаи делового оборота, которые наряду с нормативно - правовой базой и международными договорами является неотъемлемой ча­стью правовой системы государства.

2.3 Правовая природа и значение ИНКОТЕРМИС для регулирования предпринимательских правоотношений

Вступление предпринимателей в правоотношения, как друг с другом, так и с потре­бителями их товаров, работ, услуг, как правило, осуществляется путем заключения между ними договоров, контрактов, соглашений. При этом, достаточно серьезный комплекс проблем порождает, порой незнание, как юридической, так и предпринимательской (торговой) терминологии, а порой отсутствие у сторон единообразного понимания того или иного термина. Конечно же, в тех случаях, когда стороны находятся на территории одного государства и подчиняются национальному законодательству, оптимальным спо­собом разрешения данной терминологической проблемы будет обращение к вышена­званному законодательству и применение в договоре определения термина, сформули­рованного в тексте нормативного акта. Но, при этом, нужно заметить, что не всегда зако­нодательные органы власти успевают оперативно реагировать на изменения обществен­ных отношений в предпринимательской сфере и, соответственно, давать определение возникшего или проникшего из-за рубежа понятия. В частности, можно отметить, что ни в одном нормативном акте, действующем на территории РФ, не раскрываются понятия дилера, трейдера, стокиста. Между тем, данные обозначения уже давно и прочно про­никли в российский как юридический практический, так и научный лексикон. Частично их понимание может определяться обычаями делового оборота, деловыми обыкнове­ниями и т.п. Но вряд ли это можно считать оптимальным способом решения проблемы. Особенно, учитывая тот факт, что даже в одной стране, нередко дается различное, порой противоречивое, толкование обычаев и обыкновений.


Еще более сложной, данная ситуация становится при участии в сделке иностранно­го элемента, когда каждая из сторон имеет не только собственное национальное законо­дательство, но и, чаще всего, свой язык со сложившимися определениями юридических терминов (в некоторых случаях не соответствующих иностранным в части, а в некоторых с абсолютно противоположным значением). Как отмечают многие исследователи, такая ситуация весьма отрицательно сказывалась на темпах развития международной торгов­ли, создавала значительные трудности контрагентам на пути выработки и толкования условий заключаемых ими договоров и вытекающих из них взаимных обязательств. Са­мо собой, проблема единообразного понимания как предпринимательских, так и торго­вых терминов, а равно обычаев и обыкновений в международной практике, занимает как ученых, так и практикующих юристов достаточно давно. И в этой связи, достаточно сложно переоценить роль такого документа как Инкотермс (Международные правила толкования торговых терминов).

Согласно проводившимся исследованиям, образование деловых обычаев и обыкно­вений в торговом обороте происходит в результате приобретения практики, на основе которой формируется обычная норма более единообразного и стабильного характера, распространения ее на все более широкий круг лиц, т.е. приобретения практикой харак­терных черт обычного поведения. Если говорить кратко, в ходе указанного процесса за­веденный порядок как установившаяся практика взаимоотношений между данными сто­ронами многократно воспроизводится, получает распространение среди большего числа лиц, в результате чего она начинает носить общий характер, становясь обыкновением. Обыкновение, таким образом, может пониматься как «возведенный в степень заведен­ный порядок». При этом, как справедливо отмечает О.В. Фонотова, само обыкновение есть этап на пути становления обычая. Переход заведенного порядка в обыкновение, а обыкновения — в обычай ни в коем случае не носит автоматического характера, этот про­цесс может прерваться на любой стадии и, более того, пойти в обратном направлении.

В формировании предпринимательских обычаев и обыкновений, несомненно ог­ромную роль сыграли решения судов и арбитражей по рассмотрению коммерческих спо­ров, возникающих между контрагентами вступающими в международные торговые от­ношения. Учитывая тот факт, что коммерческие арбитражи, как правило, создаются и действуют либо при национальных торгово-промышленных палатах, либо при различ­ных международных союзах и ассоциациях, их деятельность носит определяющий харак­тер для членов соответствующих объединений. А, следовательно, достаточно быстро ре­шения коммерческого арбитража приобретает силу если не закона, то, как минимум, обычая делового оборота. Причем в этом случае, обычай формируется оптимальным об­разом, в результате профессиональной деятельности арбитров, как правило, обладающих глубокими специальными познаниями в области предпринимательских отношений.


Независимо от способа возникновения обычаев, обыкновений (т.е. возникновения их стихийно, в результате многократного повторения, или же напротив, формирование обычая на основе акта суда или коммерческого арбитража, профессионально разрешаю­щего возникшие противоречия) их появление, в общем-то, носит позитивный характер, поскольку позволяет сторонам ускорить процесс разработки условий договора, опреде­лить взаимные права и обязанности, ответственность. Однако же, возникновение множе­ства обычаев имеет и обратную, негативную сторону. В частности, возможным становится появление обычаев дублирующих друг друга, или же противоречащих один другому. Нельзя также отрицать тот факт, что даже один обычай или обыкновение, существующее на практике и передаваемое в рамках делового сообщества устно, может трактоваться по- разному фактически каждым участником коммерческих правоотношений, что сводит их ценность фактически к нулю. В этой связи, на наш взгляд, огромное значение приобрета­ет процесс документирования обычаев делового оборота, и среди международных орга­низаций, осуществляющих деятельность по систематизации и документации обычаев де­лового оборота, центральное место занимает Международная торговая палата.

Правила Инкотермс стали важной частью механизма осуществления торговли: их включают в контракты купли-продажи товаров во всем мире, они устанавливают правила и инструкции в сфере международной торговли для импортеров, экспортеров, юристов, перевозчиков и страховщиков. Идея, которая впервые была разработана Международной торговой палатой в 1921 году и воплощена в жизнь с выходом правил Инкотермс в 1936 году, положила начало длительной истории правил Инкотермс, которая продолжается и сегодня с выходом правил Инкотермс 2010, вступивших в действие во всем мире с 1 янва­ря 2011 года.

Комитет по торговым терминам при поддержке национальных комитетов МТП в 1923 году разработал первые шесть правил: FOB, FAS, FOT, FOR, CIF и C&F, которые стали пред­шественниками будущих правил Инкотермс. Во времена, когда производство и торговля ре­гулировались исключительно национальными законодательствами разных стран, МТП соз­дала и внедрила стандартные торговые правила Инкотермс, ставшие важным шагом к еди­ному их применению в различных торговых и правовых системах мира.

С 1936 года правила Инкотермс периодически пересматривались для того, что­бы соответствовать изменениям, которые происходят в мировой торговле и отражать со­временную практику осуществления компаниями сделок купли-продажи. Поправки и дополнения к правилам Инкотермс были позднее сделаны в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000, 2010 годах.


Несмотря на такую продолжительную историю существования и совершенствова­ния, вопрос правовой природы Инкотермс до настоящего времени является открытым и дискуссионным, как в России, так и за рубежом. И как показывает анализ, зарубежные государства рассматривают Инкотермс, как источник норм, абсолютно различных по си­ле. Так в ряде стран, среди которых находится и наш ближайший сосед — Украина, за Ин- котермс признают силу закона (Испания, Ирак).

Причем узаконение происходит, на наш взгляд не всегда корректными способами, в частности в той же Украине, статус закона был придан путем издания специального Указа Президента, что вряд ли можно назвать правильным путем, при наличии специ­ального органа, ответственного за принятие законов. Справедливости ради, следует заме­тить, что данный декрет, а соответственно и юридическая сила Инкотермс как закона, были отменены абсолютно аналогичным образом, посредством издания другого Указа.

С другой стороны, Австрия, Франция, Германия в целом относятся к Инкотермс как к правовому обычаю, который применяется, если стороны не оговорят иное. В Беларуси это также обычай, в Польше Правила рассматриваются как торговый обычай. Различные мнения относительно правовой природы Инкотермс высказывались в доктрине Англии и США. Как отмечают ученые, ситуация, когда «одно и то же правило может квалифициро­ваться по-разному с точки зрения своей юридической природы: по французскому праву — в качестве обычая, а по праву Англии и США — как обыкновение», является свойственной не только Инкотермс, но и ряду других документов в области международного торгового права.

При этом, нас конечно же в большей степени интересует правовой статус Инко- термс на территории РФ. И здесь, к сожалению можно констатировать только один факт.

Инкотермс на территории Российской Федерации не является законом. Данное утверждение, по сути, не оспоримо, поскольку Инкотерсмс не был принят как нормативно-правовой акт в форме закона в установленном Конституцией РФ порядке. Придание какому-либо тексту силы закона Указом Президента в России не допускается, что, впрочем, и не осу­ществлялось. Да и при условии, признания за Инкотермс определенной юридической силы, посредством прямого указания в законе, данное признание нельзя бы было при­равнять к признанию международных правил законом, так как это явно не укладывается в логику законотворческого процесса, сложившегося и закрепленного Конституцией РФ. С данным утверждением согласно и большинство российских ученых юристов, в частно­сти О.В. Фонотовой отмечает, что очевидным является то, что в России Инкотермс не яв­ляются законом. Поэтому в рамках отечественной системы правовых актов проблема оп­ределения места Инкотермс сводится к разрешению вопроса о том, являются ли данные Правила обыкновением, обычаем, обычаем делового оборота, торговым обычаем или чем-то совершенно иным.


Продолжить попытку определить видовую принадлежность Инкотермс (как источ­ника права в России), хотелось бы с обращения к акту принятому Торгово­промышленной палатой РФ. Согласно части четвертой постановления Правления ТПП РФ от 28.06.2001 «Развитие законодательства о предпринимательстве и роль торгово­промышленных палат в этом процессе» правила Международной торговой палаты для толкования торговых терминов «Инкотермс-2000», а соответственно и последующие ре­дакции признаются торговым обычаем.

Казалось бы, данное постановление раз и навсегда разрешает проблему с определе­нием Инкотермс в системе источников права, как торгового обычая, с чем в той или иной степени соглашается ряд российских исследователей. Причем М.Г. Розенберг, прямо ука­зал, что после признания Торгово-промышленной палатой РФ действия на территории России в качестве обычаев правил Инкотермс... отпадает сложившийся в практике подход, в силу которого положения Инкотермс использовались... как правило, при наличии ссылки на них в контракте либо лишь в определенной мере в качестве ориентира при толковании условий контракта о базисе поставки, сформулированного недостаточно ясно.

На наш взгляд, как сам акт Торгово-промышленной палаты РФ, так и выводы уче­ных, сделанные на его основе, являются, по меньшей мере, опрометчивыми и неодно­значными. Во-первых, Торгово-промышленная палата РФ, несмотря на огромные потен­циальные возможности по участию в регулировании как предпринимательских, так и не­посредственно торговых отношений, органом государственной власти никогда не явля­лась и не является. В своей деятельности Торгово-промышленная палата, по отношению к нормотворчеству наделена лишь одним правом — принимать участие в подготовке за­трагивающих интересы предпринимателей проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Соответственно, вышеуказанное поста­новление, можно рассматривать только как рекомендацию и только для членов Торгово­промышленной палаты РФ или палат субъектов РФ. Никакой юридической силы данный локальный акт при рассмотрении спора органом государственной власти иметь не будет, а значит суды могут самостоятельно определять правовую природу Инкотермс.

Во-вторых, само отнесение Инкотермс к исключительно торговым обычаям, на наш взгляд, представляется нецелесообразным и ограничивающим его потенциальные воз­можности воздействия на предпринимательские отношения.