Файл: "Система источников предпринимательского права".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Законом РСФСР от 15.12.1990 № 423-1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основ­ного Закона) РСФСР»7 положения ст. 17 Консти­туции РСФСР изменились, теперь: «Российская Федерация создает условия и поощряет хозяй­ственную инициативу, направленную на дина­мичное развитие производства, рост произво­дительности труда и повышение благосостояния общества и каждого труженика. Государство регулирует хозяйственную деятельность, обе­спечивает развитие рыночного механизма, не допускает монополизма, защищает интересы трудящихся; охраняет окружающую среду; осу­ществляет единую налоговую, финансовую по­литику; разрешает споры между участниками экономической жизни, пресекает злоупотребле­ния в хозяйственной деятельности».

Переплетение норм частного и публичного права в регулировании предпринимательско-пра­вовых отношений прослеживается в нормах Кон­ституции РФ (1993 г.). Поскольку единство эконо­мического пространства обеспечивается установ­лением единого правопорядка в масштабах всей страны, академик В.В. Лаптев говорит о том, что правотворчество в сфере предпринимательства в основном носит федеральных характер, но вместе с этим должно дополняться региональными ис­точниками права с учетом специфики субъектов федерации Предпринимательское законодатель­ство, нормы которого устанавливают правовые основы единого рынка, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, недро­пользования, охраны окружающей среды и мно­гие другие вопросы, находятся как в ведении РФ (ст. 71 Конституции РФ), так и совместном ведении РФ и субъектов федерации (ст. 72 Конституции РФ). Такое положение дел подчеркивает особенности рынка, экономические границы которого и усло­вия осуществления предпринимательства должны учитывать интересы субъектов федерации и госу­дарства в целом.

Конституция РФ закрепила основы (принци­пы) ведения экономической деятельности в стра­не с учетом общепризнанных норм и принципов международного права, политики руководства страны, курса на обеспечение демократического правового государства и развитие рыночной эко­номики. В.К. Андреев отмечает, что «Конституция признает и гарантирует права и свободы граждан и объединений, а не регулирует общественные отношения с их участием». Действительно, за­кладывая основы предпринимательского право­порядка, Конституция РФ выступает «точкой от­счета» для остальных внутригосударственных форм предпринимательского права. Однако, по мнению Верховного Суда РФ, заложенного в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.09.1995 № 8 «О некоторых вопросах примене­ния судами Конституции РФ при осуществлении правосудия», Конституция РФ определяется как «акт прямого действия», который может при­меняться судами непосредственно, в частности когда для использования ее норм не требуется дополнительной регламентации (или издания нормативного правового акта) или когда Консти­туционный Суд РФ выявил пробел в правовом ре­гулировании посредством признания неконсти­туционным нормативного правового акта или его отдельных положений.


Конституция РФ априори не содержит не­определенности, а закрепляет лишь то, что в ней буквально написано, поскольку она сама по себе выступает всенародной волей россий­ского общества. Неопределенность может быть свойственна иным актам, например закону (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8). Вместе с этим, как справедливо отмечает В.Е. Чиркин, несмотря на то, что Кон­ституция России содержит базовые ценности, она не идеальна, как и любая конституция не яв­ляется абсолютной ценностью. [1]

Учитывая истинные ценности Конституции, следует согласиться с мнением В.В. Ершова, что проблеме конкретизации Конституции в отече­ственном правоведении не уделяется должного внимания, несмотря на то, что в ней заложены основы для правотворчества во всех сферах жизне­деятельности общества и в каждой отрасли права.

Принцип предпринимательского права — ос­новополагающее положение, лежащее в основе всей системы правового регулирования предпри­нимательства и определяющее сущность системы. Переход от командно-плановой к рыночной систе­ме экономики во многом обеспечивается осново­полагающими принципами предпринимательства, закрепленными непосредственно в Конституции РФ или принятых (санкционированных) в соответ­ствии с ней иных формах права. Надо отметить, что в кругу ученых-правоведов в области предпри­нимательского права, среди которых В.К. Андреев, В.С. Белых, Е.П. Губин, И.В. Ершова, С.С. Занковский, М.И. Клеандров, В.В. Лаптев, В.С. Мартемьянов и др., наблюдается негласный единый подход к во­просу выделения конкретных принципов предпри­нимательского права.

1. Законность. Данный общеотраслевой принцип присущ всем отраслям российского права. Законность, являясь основным принци­пом российского права, обеспечивает реальное действие права, а следовательно, правовое го­сударство, идеи которого заложили Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье и др. В силу ст. 15 Кон­ституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должност­ные лица, граждане и их объединения обяза­ны соблюдать Конституцию РФ и иные законы. Принцип законности во многом обеспечивается судебной системой, а именно: в части экономи­ческих споров — арбитражными судами.

Принцип законности формирует важнейшие производные от него межотраслевые принципы добросовестности и запрета злоупотреблени­ем правом (ст. 10 ГК РФ), которые обеспечивают стабильность существующего правопорядка. Кон­ституционный Суд РФ в Определении от 21.06.2011 № 807-О-О также отмечает, что установленный в ст. 10 ГК РФ запрет злоупотребления правом в любых формах прямо направлен на реализацию принципа, закрепленного в ст. 17 (ч. 3) Конститу­ции РФ, и не может рассматриваться как наруша­ющий какие-либо конституционные права и сво­боды (см. также: Определение Конституционного Суда РФ от 18.01.2011 № 8-О-П и др.).


Принцип законности заложен в положениях ст. 55 и 74 Конституции РФ, в силу которых права и свободы человека и гражданина могут быть огра­ничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ кон­ституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспече-

  1. См.: Российское предпринимательское право: учебник / отв. ред. И.В. Ершова. М.: Проспект, 2012; Предпринима­тельское (хозяйственное) право: учебник / под ред. В.В Лап­тева, С.С. Занковского. М.: Волтерс Клувер, 2006; Пред­принимательское право РФ: учебник / отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М.: Норма, 2010; Белых В.С. Правовое регули­рование предпринимательской деятельности в России. М.: Проспект, 2010 и др.

ния обороны страны и безопасности государства. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасно­сти, защиты жизни и здоровья людей, охраны при­роды и культурных ценностей.

Допустимость установления ограничений, обязанности либо ответственности субъектов экономической деятельности исключительно законами объясняет значительное количество поправок, вносимых в такие законы, как, напри­мер, Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ) или Кодекс РФ об административных правонаруше­ниях (далее — КоАП РФ).

  1. Свобода экономической деятельности. Конституционный принцип свободы экономиче­ской, в том числе предпринимательской, деятель­ности (ст. 8 и 34 Конституции РФ) обеспечивает су­ществование и развитие рыночных отношений в стране. Не случайно Н.С. Бондарь, анализируя он­тологию Конституции РФ, выделяет универсаль­ное значение для динамики конституционного развития трех категорий: «власть — свобода — собственность».

Каждый имеет право на свободное использо­вание своих способностей и имущества для пред­принимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34 Конститу­ции РФ). Данный принцип предпринимательского права корреспондирует с признаком «самостоя­тельности» предпринимательской деятельности и имущественной ответственности по предпринима­тельско-правовым обязательствам, возникающим в процессе ведения такой деятельности.

Единственным ограничением экономиче­ской свободы становится запрет на незаконное осуществление предпринимательской деятель­ности (ст. 171 и 289 УК РФ). При этом суть огра­ничения свободы предпринимательства заклю­чается не в лишении права ее осуществления, а связано лишь с требованиями легитимации и со­блюдения публичных процедур, в результате ко­торых приобретается легитимный статус участ­ника (субъекта) экономической деятельности и правоспособность. Такой же подход, в частно­сти, прослеживается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 № 23 «О су­дебной практике по делам о незаконном пред­принимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приоб­ретенных преступным путем».


  1. Свобода конкуренции и ограничение монополий. Развитие экономических отноше­ний возможно при обеспечении их правовыми средствами «здоровой» конкуренции, то есть состязательности хозяйствующих субъектов, при которой каждый пытается эффективно реали­зовывать свою продукцию посредством повы­шения качества товара, снижения цены, увели­чения потребительских свойств товара, гаран­тийных сроков обслуживания и сроков службы товара, иными экономическими факторами.

Перед каждым государством в части внутрен­ней экономической политики стоит задача обе­спечения конкурентной среды на рынке. В зару­бежной истории встречаются акты, закрепляющие жесткие последствия нарушения правил конку­ренции. Так, антитрестовский закон Шермана — Закон США, направленный на защиту торговли и коммерции от незаконных ограничений и монопо­лий (1890 г.), стал одним из первых исторических актов, позволивших запрещать монополии и сни­мать ограничения свободы конкуренции. Данным актом была закреплена уголовная ответственность за трестовый сговор на рынке.

Достижение данных целей обеспечивается ст. 8 и 34 Конституции РФ, которыми поддер­живается конкуренция и не допускается эко­номическая деятельность, направленная на монополизацию рынка. Видится, что не нужно толковать буквально данный принцип. Моно­полии существуют и всегда будут существовать в определенных сферах экономики, в частности естественные монополии (РЖД, транспорти­ровка нефти по трубным магистралям и т.д.) и легальные государственные монополии (про­изводство военного оружия, печать денежных банкнот и монет и др.). Однако государство соз­дает правовые механизмы регулирования таких монополий и контролирует исполнение требо­ваний в целях недопущения нарушения законо­дательства и прав третьих лиц.

Согласно ст. 10 ГК РФ запрещено злоупотре­бление правом, в том числе в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доми­нирующим положением на рынке. К.Ю. Тотьев отмечает, что «конкуренция является не столько правовым, сколько экономическим понятием, ко­торое не может быть (несмотря на упоминание о хозяйствующих субъектах в п. 7 ст. 4 Закона о за­щите конкуренции) привязано к статусным харак­теристикам субъектов экономической активно­сти», и законодателю в целях эффективности при­менения данной нормы приходится привязать «субъектов злоупотребления доминирующим положением к формальному статусу предприни­мателя (в широком смысле слова)». Налицо глу­бина проблемы соотношения права и экономики, содержание терминов и подходов, которые тес­ным образом переплетаются.


Высший Арбитражный Суд РФ, к примеру, в п. 8 Обзора практики применения арбитражными судами ст. 10 ГК РФ (утвержден инфор­мационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.11.2008 № 127) применительно к охране промышленной соб­ственности обращает внимание на ст. 10 bis Конвенции по охране промышленной собствен­ности, в силу которой актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промыш­ленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов, промышленной или торговой деятельности конкурента, а также лож­ные утверждения при осуществлении коммер­ческой деятельности предприятия. [1]

Еще до принятия в 1993 г. Конституции РФ в Рос­сии действовал Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистиче­ской деятельности на товарных рынках», сфера ре­гулирования которого впоследствии стала предме­том Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Заложенные в 90-х гг. ХХ в. основы конкуренции продолжают развиваться с учетом современного состояния экономики, раз­вития новых отраслей, а также появления новых форм и методов ведения предпринимательства.

  1. Плюрализм и равная защита всех форм собственности. Распад Советского Союза у мно­гих ассоциируется с изменением имущественной основы экономики, фундамент которой ранее со­ставляла государственная собственность, а затем стало возможным использование частного капи­тала в экономической деятельности. В Конститу­ции РФ много норм направлено на обеспечение частной собственности и множественности форм собственности в целом (ст. 8, 9, 34 и 35). Переход к развитию частного сектора экономики сопрово­ждался принятием Законов РСФСР от 14.07.1990 «О собственности на территории РСФСР», от 24.12.1990 «О собственности в РСФСР» и Зако­на РФ от 03.07.1991 № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», которыми закрепля­лось: имущество может находиться в частной, го­сударственной, муниципальной собственности; право собственности признается и охраняется за­коном; возможно приобретение у государства в частную собственность предприятий, оборудова­ния, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий, долей (паев, акций) государства в капитале акционерных обществ (товариществ).

Исследуя существующий нормативный мас­сив источников предпринимательского права, В.К. Андреев приходит к справедливому выводу об ошибочности признания ГК РФ экономиче­ской конституцией (наряду с другими кодексами и иными законами), поскольку в ряде существен­ных положений кодекс отходит от прямых «ука­заний» Конституции РФ и даже противоречит сути ряда ее положений. В частности, конститу­ционная дефиниция «частная собственность» в кодексе изменяется на «собственность граждан и юридических лиц».