Файл: "Система источников предпринимательского права".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, можно сделать вывод, что НПА - это односторонний акт выражения государственной воли, принимаемый с соблюдением определенной процедуры, чье действие носит обязательный характер, обеспечивается мерами государственного принуждения и имеет четкие временные, пространственные и субъектные пределы действия. [11]

Нормативный правовой акт является основным источником права в Российской Федерации. К нормативным правовым актам, регулирующую предпринимательскую деятельность, относятся:

Конституция РФ.

Закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (п. 1 ст. 8); защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (п. 2 ст. 8); разные виды собственности на землю и другие ресурсы (п. 2 ст. 9); право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (п. 1 ст. 34), предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 71-73) и др.

Устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен: равная защита всех форм собственности (п. 2 ст. 8); гарантия судебной защиты прав и свобод (п. 1 ст. 46); возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55);

) Далее в иерархической структуре источников права следует назвать кодексы РФ: Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Об административных правонарушениях, Уголовный. В частности, Гражданский кодекс РФ содержит множество норм, регулирующих предпринимательство. Начиная от самого понятия предпринимательской деятельности, организационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и заканчивая видами предпринимательских договоров - все это представлено в ГК РФ.

Федеральные законы.

Помимо кодексов, ведущую роль в системе источников предпринимательского права играют федеральные законы, классификация которых может быть изложена следующим образом:

а) законы, регулирующее общее состояние определенного вида рынка, например Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»;


б) законы, устанавливающие правовое положение субъектов, действующих на рынке, например Федеральные законы «Об акционерных обществах», «О производственных кооперативах», «О финансово-промышленных группах»;

в) законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности, например Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности», Федеральные законы «О связи», «О рекламе» и др.;

г) законы, совмещающие в себе сферы регулирования второй и третьей группы, то есть устанавливающие правовое положение субъектов, занимающихся каким-либо видом предпринимательства, например Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» и др.;

д) законы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности, например Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Закон РФ «О сертификации продукции и услуг», Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и др.

Устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности: от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании», от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Определяющие основные правила устройства и функционирования рынка: от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Закон РФ от 20 февраля 1992 г. №2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле».

Устанавливающее правовое положение хозяйствующих субъектов: от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах», от 8 февраля 1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», от 8 мая 1996 г. №41-ФЗ «О производственных кооперативах», от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и др.

Регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности: от 29 октября 1998 г. №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», от 7 августа 2001 г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», от 30 декабря 2008 г. №307-ФЗ, от 29 ноября 2001 г. №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» и др.

) Подзаконные нормативные акты.

Указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»).


Постановления Правительства РФ (например, постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. №584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества»).

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных агентств и служб и др.

Нормативные правовые акты субъектов РФ.

Издаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах компетенции, установленной ст. 71-71 Конституции и не могут противоречить федеральному законодательству.

Муниципальные правовые акты.

Принимаются по вопросам, касающимся реализации права собственности на принадлежащее муниципальным образованиям имущество.

1.3 Иные источники российского предпринимательского права

В мировом юридическом пространстве, где сосуществуют и взаимно влияют друг на друга различные правовые системы, известны и иные виды источников права: правовой обычай; договор нормативного содержания; правовые доктрины; религиозные тексты, судебная (или шире - правоприменительная) практика, правосознание. Некоторые ученые также к источникам права относят общие принципы права, естественное право, нормативные акты общественных объединений и т.д. [14]

Одним из древнейших источников права принято считать правовой обычай. Правовой обычай (обычное право) - «более или менее устойчивое, исторически сложившееся правило (норма) общественного поведения людей, их образа жизни, быта, которые устанавливаются в обществе в результате многократного применения этого правила людьми, передается ими от поколения к поколению и охраняется силой общественного мнения».

Л.Г. Свешникова пишет, что «огромное влияние в формировании национальной правовой системы принадлежит национальным, религиозным и иным особенностям, присущим конкретному этническому образованию (или их совокупности), а также тем привычкам, традициям и обычаям, которые, повторяясь и закрепляясь в сознании индивидов, становятся нормами поведения». Далее она пишет о том, что с дальнейшей эволюцией правовых установлений общества обычаи не теряют своего значения, а продолжают действовать как на обыденном уровне, так и играя существенную роль при формировании новой правовой системы.

Источники (формы) права - это официально определенные формы внешнего выражения содержания права.


Обычай делового оборота - это сложившиеся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Обычаи делового оборота применяются в случаях прямо, указанных в законодательстве. Отсылки к обычаям делового оборота содержатся в ряде статей ГК РФ (309, 311, 314, 315, 474 и др.).

Правовой обычай создается в результате сложения двух элементов: внутреннего, т.е. соблюдения сложившегося правила участниками гражданского оборота, и внешнего - в результате придания обязательной силы путем прямого указания об этом в правовых нормах. Следовательно, для того, чтобы стать источником права, обычай должен быть санкционирован государством.

Обычай делового оборота следует отличать от обыкновения. Обычай существует независимо от сторон, заключающих договор, и применяется в качестве общего правила (если стороны не договорились об ином или иное не установлено в законе), в то время как деловые обыкновения применяются, если в договоре стороны прямо договорились об этом либо если договор позволяет предложить намерение сторон руководствоваться тем или иным обыкновением. Деловое обыкновение - это подразумеваемое условие договора. Если такого условия в договоре нет, обыкновение не учитывается как обязательное правило.

Одним из видов источников российского предпринимательского права являются также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. В числе международных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность, можно назвать:

- Конвенцию о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 года;

- Конвенцию о договоре международной купли-продажи товаров 1980 года;

- Конвенцию о договоре международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 года;

- Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА);

- Евразийскую патентную конвенцию 1994 г. и др.

Вопросы соотношения международных и внутренних источников предпринимательского права решаются в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК РФ: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ имеют приоритет по отношению к нормам национального законодательства.

В определенном смысле источником права следует считать и правосознание, ибо это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. Любой источник права не может не отражать правосознание того, кто его создает. Подобно тому, как автор всегда (вольно или невольно) отражается в своем произведении, правосознание отдельного человека, группы лиц или целого народа будет отражаться в тех нормах права, которые они примут. В этом смысле правосознание следует считать одним из базовых источников права (хотя формально отнюдь не все системы права его признают).


Глава 2 Анализ некоторых источников предпринимательского права

2.1 Конституция Росси как основной источник предпринимательского права

Конституция РФ (1993 г.) закрепила основы го­сударственности, суверенитета, стабильности внутренних и внешних отношений. Общепри­нятое в правоведении обозначение действующей Конституции РФ как «основного закона» не выте­кает из ее буквального содержания, а скорее ста­ло исторической традицией правоведов с учетом наименования прежней — Конституции (Основ­ной Закон) РСФСР (1978 г.).

Двадцатилетний юбилей Конституции Рос­сии стал предметом глубоких научных исследо­ваний достигнутых результатов в установлении правопорядка в стране. Направление развития экономики страны, уровень общественно-эко­номической формации, основы («фундамент») правопорядка и перспективы развития обще­ства нашли свое отражение в Конституции.

Динамику экономической политики России можно проследить на примере Конституции РСФСР (1978 г.). Так, в ст. 10 Конституции РСФСР (в первоначальной редакции) была закреплена в качестве основы экономической системы стра­ны социалистическая собственность (государ­ственная и колхозно-кооперативная собствен­ность). Спустя почти 15 лет, ст. 10 Конституции РСФСР с изменениями и дополнениями, внесен­ными Законом РФ от 09.12.1992 № 4061-1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основ­ного закона) РФ — России», закрепила частную (юридических лиц и граждан, коллективную), государственную, муниципальную и собствен­ность общественных объединений. Плюрализм и равная защита различных видов собственно­сти стали основой дальнейшего развития эко­номических отношений в стране и явно свиде­тельствовали о политическом курсе в сторону рыночной экономики.

Видится, что прообраз предпринимательской деятельности был закреплен еще в ст. 17 Кон­ституции РСФСР (в первоначальной редакции), согласно которой допускалась индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремес­ленных промыслов, сельского хозяйства, бытово­го обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Конеч­но, с данным утверждением можно поспорить, поскольку основным признаком такой деятель­ности выступал личный труд граждан (а не цель извлечения прибыли). Тем не менее подлинной целью выступала возможность получения дохода от ведения индивидуальной трудовой деятельно­сти. Кстати, к термину «доход» вернулся законо­датель и в действующей редакции Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), закрепив в п. 5 ст. 50 «деятельность, приносящую доход», уйдя от ра­нее закрепленной возможности некоммерческих организаций осуществлять «предприниматель­скую деятельность».[1]