Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика источников российского предпринимательского права
1. Понятие и виды источников российского предпринимательского права
1.2 Нормативный правовой акт как основной источник предпринимательского права
1.3 Иные источники российского предпринимательского права
Глава 2 Анализ некоторых источников предпринимательского права
2.1 Конституция Росси как основной источник предпринимательского права
2.2 Обычай как источник предпринимательского права
2.3 Правовая природа и значение ИНКОТЕРМИС для регулирования предпринимательских правоотношений
Обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются. Например, Международной торговой палатой разработаны Международные правила толкования торговых терминов ИНКОТЕРМС. Они применяются только в том случае, если есть на них ссылка в договоре между сторонами, но МКАС (Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ) признает ИНКОТРЕМС в качестве обычаев делового оборота.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует отметить, что на сегодняшний день обычаи делового обора в сфере предпринимательской деятельности играют важную роль. Это проявляется в том, что предпринимательство - это одна из сфер деятельности, которая развивается вместе с развитием всего государства, его экономики в целом. Конечно же, представляется невозможным урегулировать все отдельные элементы деятельности, которая носит коммерческий характер. В связи с этим одном из основных источников является обычаи делового оборота, которые наряду с нормативно - правовой базой и международными договорами является неотъемлемой частью правовой системы государства.
2.3 Правовая природа и значение ИНКОТЕРМИС для регулирования предпринимательских правоотношений
Вступление предпринимателей в правоотношения, как друг с другом, так и с потребителями их товаров, работ, услуг, как правило, осуществляется путем заключения между ними договоров, контрактов, соглашений. При этом, достаточно серьезный комплекс проблем порождает, порой незнание, как юридической, так и предпринимательской (торговой) терминологии, а порой отсутствие у сторон единообразного понимания того или иного термина. Конечно же, в тех случаях, когда стороны находятся на территории одного государства и подчиняются национальному законодательству, оптимальным способом разрешения данной терминологической проблемы будет обращение к вышеназванному законодательству и применение в договоре определения термина, сформулированного в тексте нормативного акта. Но, при этом, нужно заметить, что не всегда законодательные органы власти успевают оперативно реагировать на изменения общественных отношений в предпринимательской сфере и, соответственно, давать определение возникшего или проникшего из-за рубежа понятия. В частности, можно отметить, что ни в одном нормативном акте, действующем на территории РФ, не раскрываются понятия дилера, трейдера, стокиста. Между тем, данные обозначения уже давно и прочно проникли в российский как юридический практический, так и научный лексикон. Частично их понимание может определяться обычаями делового оборота, деловыми обыкновениями и т.п. Но вряд ли это можно считать оптимальным способом решения проблемы. Особенно, учитывая тот факт, что даже в одной стране, нередко дается различное, порой противоречивое, толкование обычаев и обыкновений.
Еще более сложной, данная ситуация становится при участии в сделке иностранного элемента, когда каждая из сторон имеет не только собственное национальное законодательство, но и, чаще всего, свой язык со сложившимися определениями юридических терминов (в некоторых случаях не соответствующих иностранным в части, а в некоторых с абсолютно противоположным значением). Как отмечают многие исследователи, такая ситуация весьма отрицательно сказывалась на темпах развития международной торговли, создавала значительные трудности контрагентам на пути выработки и толкования условий заключаемых ими договоров и вытекающих из них взаимных обязательств. Само собой, проблема единообразного понимания как предпринимательских, так и торговых терминов, а равно обычаев и обыкновений в международной практике, занимает как ученых, так и практикующих юристов достаточно давно. И в этой связи, достаточно сложно переоценить роль такого документа как Инкотермс (Международные правила толкования торговых терминов).
Согласно проводившимся исследованиям, образование деловых обычаев и обыкновений в торговом обороте происходит в результате приобретения практики, на основе которой формируется обычная норма более единообразного и стабильного характера, распространения ее на все более широкий круг лиц, т.е. приобретения практикой характерных черт обычного поведения. Если говорить кратко, в ходе указанного процесса заведенный порядок как установившаяся практика взаимоотношений между данными сторонами многократно воспроизводится, получает распространение среди большего числа лиц, в результате чего она начинает носить общий характер, становясь обыкновением. Обыкновение, таким образом, может пониматься как «возведенный в степень заведенный порядок». При этом, как справедливо отмечает О.В. Фонотова, само обыкновение есть этап на пути становления обычая. Переход заведенного порядка в обыкновение, а обыкновения — в обычай ни в коем случае не носит автоматического характера, этот процесс может прерваться на любой стадии и, более того, пойти в обратном направлении.
В формировании предпринимательских обычаев и обыкновений, несомненно огромную роль сыграли решения судов и арбитражей по рассмотрению коммерческих споров, возникающих между контрагентами вступающими в международные торговые отношения. Учитывая тот факт, что коммерческие арбитражи, как правило, создаются и действуют либо при национальных торгово-промышленных палатах, либо при различных международных союзах и ассоциациях, их деятельность носит определяющий характер для членов соответствующих объединений. А, следовательно, достаточно быстро решения коммерческого арбитража приобретает силу если не закона, то, как минимум, обычая делового оборота. Причем в этом случае, обычай формируется оптимальным образом, в результате профессиональной деятельности арбитров, как правило, обладающих глубокими специальными познаниями в области предпринимательских отношений.
Независимо от способа возникновения обычаев, обыкновений (т.е. возникновения их стихийно, в результате многократного повторения, или же напротив, формирование обычая на основе акта суда или коммерческого арбитража, профессионально разрешающего возникшие противоречия) их появление, в общем-то, носит позитивный характер, поскольку позволяет сторонам ускорить процесс разработки условий договора, определить взаимные права и обязанности, ответственность. Однако же, возникновение множества обычаев имеет и обратную, негативную сторону. В частности, возможным становится появление обычаев дублирующих друг друга, или же противоречащих один другому. Нельзя также отрицать тот факт, что даже один обычай или обыкновение, существующее на практике и передаваемое в рамках делового сообщества устно, может трактоваться по- разному фактически каждым участником коммерческих правоотношений, что сводит их ценность фактически к нулю. В этой связи, на наш взгляд, огромное значение приобретает процесс документирования обычаев делового оборота, и среди международных организаций, осуществляющих деятельность по систематизации и документации обычаев делового оборота, центральное место занимает Международная торговая палата.
Правила Инкотермс стали важной частью механизма осуществления торговли: их включают в контракты купли-продажи товаров во всем мире, они устанавливают правила и инструкции в сфере международной торговли для импортеров, экспортеров, юристов, перевозчиков и страховщиков. Идея, которая впервые была разработана Международной торговой палатой в 1921 году и воплощена в жизнь с выходом правил Инкотермс в 1936 году, положила начало длительной истории правил Инкотермс, которая продолжается и сегодня с выходом правил Инкотермс 2010, вступивших в действие во всем мире с 1 января 2011 года.
Комитет по торговым терминам при поддержке национальных комитетов МТП в 1923 году разработал первые шесть правил: FOB, FAS, FOT, FOR, CIF и C&F, которые стали предшественниками будущих правил Инкотермс. Во времена, когда производство и торговля регулировались исключительно национальными законодательствами разных стран, МТП создала и внедрила стандартные торговые правила Инкотермс, ставшие важным шагом к единому их применению в различных торговых и правовых системах мира.
С 1936 года правила Инкотермс периодически пересматривались для того, чтобы соответствовать изменениям, которые происходят в мировой торговле и отражать современную практику осуществления компаниями сделок купли-продажи. Поправки и дополнения к правилам Инкотермс были позднее сделаны в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000, 2010 годах.
Несмотря на такую продолжительную историю существования и совершенствования, вопрос правовой природы Инкотермс до настоящего времени является открытым и дискуссионным, как в России, так и за рубежом. И как показывает анализ, зарубежные государства рассматривают Инкотермс, как источник норм, абсолютно различных по силе. Так в ряде стран, среди которых находится и наш ближайший сосед — Украина, за Ин- котермс признают силу закона (Испания, Ирак).
Причем узаконение происходит, на наш взгляд не всегда корректными способами, в частности в той же Украине, статус закона был придан путем издания специального Указа Президента, что вряд ли можно назвать правильным путем, при наличии специального органа, ответственного за принятие законов. Справедливости ради, следует заметить, что данный декрет, а соответственно и юридическая сила Инкотермс как закона, были отменены абсолютно аналогичным образом, посредством издания другого Указа.
С другой стороны, Австрия, Франция, Германия в целом относятся к Инкотермс как к правовому обычаю, который применяется, если стороны не оговорят иное. В Беларуси это также обычай, в Польше Правила рассматриваются как торговый обычай. Различные мнения относительно правовой природы Инкотермс высказывались в доктрине Англии и США. Как отмечают ученые, ситуация, когда «одно и то же правило может квалифицироваться по-разному с точки зрения своей юридической природы: по французскому праву — в качестве обычая, а по праву Англии и США — как обыкновение», является свойственной не только Инкотермс, но и ряду других документов в области международного торгового права.
При этом, нас конечно же в большей степени интересует правовой статус Инко- термс на территории РФ. И здесь, к сожалению можно констатировать только один факт.
Инкотермс на территории Российской Федерации не является законом. Данное утверждение, по сути, не оспоримо, поскольку Инкотерсмс не был принят как нормативно-правовой акт в форме закона в установленном Конституцией РФ порядке. Придание какому-либо тексту силы закона Указом Президента в России не допускается, что, впрочем, и не осуществлялось. Да и при условии, признания за Инкотермс определенной юридической силы, посредством прямого указания в законе, данное признание нельзя бы было приравнять к признанию международных правил законом, так как это явно не укладывается в логику законотворческого процесса, сложившегося и закрепленного Конституцией РФ. С данным утверждением согласно и большинство российских ученых юристов, в частности О.В. Фонотовой отмечает, что очевидным является то, что в России Инкотермс не являются законом. Поэтому в рамках отечественной системы правовых актов проблема определения места Инкотермс сводится к разрешению вопроса о том, являются ли данные Правила обыкновением, обычаем, обычаем делового оборота, торговым обычаем или чем-то совершенно иным.
Продолжить попытку определить видовую принадлежность Инкотермс (как источника права в России), хотелось бы с обращения к акту принятому Торговопромышленной палатой РФ. Согласно части четвертой постановления Правления ТПП РФ от 28.06.2001 «Развитие законодательства о предпринимательстве и роль торговопромышленных палат в этом процессе» правила Международной торговой палаты для толкования торговых терминов «Инкотермс-2000», а соответственно и последующие редакции признаются торговым обычаем.
Казалось бы, данное постановление раз и навсегда разрешает проблему с определением Инкотермс в системе источников права, как торгового обычая, с чем в той или иной степени соглашается ряд российских исследователей. Причем М.Г. Розенберг, прямо указал, что после признания Торгово-промышленной палатой РФ действия на территории России в качестве обычаев правил Инкотермс... отпадает сложившийся в практике подход, в силу которого положения Инкотермс использовались... как правило, при наличии ссылки на них в контракте либо лишь в определенной мере в качестве ориентира при толковании условий контракта о базисе поставки, сформулированного недостаточно ясно.
На наш взгляд, как сам акт Торгово-промышленной палаты РФ, так и выводы ученых, сделанные на его основе, являются, по меньшей мере, опрометчивыми и неоднозначными. Во-первых, Торгово-промышленная палата РФ, несмотря на огромные потенциальные возможности по участию в регулировании как предпринимательских, так и непосредственно торговых отношений, органом государственной власти никогда не являлась и не является. В своей деятельности Торгово-промышленная палата, по отношению к нормотворчеству наделена лишь одним правом — принимать участие в подготовке затрагивающих интересы предпринимателей проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Соответственно, вышеуказанное постановление, можно рассматривать только как рекомендацию и только для членов Торговопромышленной палаты РФ или палат субъектов РФ. Никакой юридической силы данный локальный акт при рассмотрении спора органом государственной власти иметь не будет, а значит суды могут самостоятельно определять правовую природу Инкотермс.
Во-вторых, само отнесение Инкотермс к исключительно торговым обычаям, на наш взгляд, представляется нецелесообразным и ограничивающим его потенциальные возможности воздействия на предпринимательские отношения.