Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Проблемы развития антимонопольного законодательства в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Проблемы и перспективы развития антимонопольного законодательства в России

Антимонопольная политика в современной России представлена двумя видами: в отношении естественных монополий и в отношении искусственных монополий.

В основном антимонопольно-правовые отношения регулируются Федеральным законом "О защите конкуренции" и органами ФАС. Одной из важнейших задач антимонопольного регулирования является недопущение монополизации рынка организациями. Опираясь на ст. 8 Конституции РФ, можно говорить о том, что государство гарантирует единство экономического пространства, поддержку конкуренции, тем самым оно обязуется локализовать власть монополий и принять меры, способствующие влиянию на их поведение [14].

На современном этапе развития экономики антимонопольная политика РФ направлена на выполнение конкретных целей в сфере регулирования монополий (Рис.1).

Рис. 1. Структура реализации антимонопольной политики РФ

К 2013 году в Российской Федерации сформирована современная правовая и организационная основа защиты и развития конкуренции:

  • правовые институты защиты и развития конкуренции соответствуют лучшим практикам ведущих антимонопольных органов мира и при этом учитывают специфику формирования внутренних экономических отношений;
  • взаимодействие антимонопольных органов, судов, объединений предпринимателей, профессиональных сообществ юристов и экономистов создало действующий организационный механизм защиты конкуренции, позволяющий вырабатывать стандарты и практические требования антимонопольной политики в отношении важнейших товарных рынков Российской Федерации [16].

Особенностью современного этапа государственной политики в области защиты конкуренции является необходимость её выхода за пределы охранительной функции с ориентацией на мероприятия системного макроэкономического характера, которые должны привести к формированию проконкурентной правовой и институциональной среды в ключевых отраслях российской экономики.

Для эффективной реализации Миссии ФАС России разработаны документы, определяющие основные направления развития деятельности службы: Политика в области управления качеством государственных функций и услуг, а также Кадровая Политика. Результативность и эффективность системы антимонопольного надзора в первую очередь зависит от синтеза личных и профессиональных качеств сотрудников службы. Именно поэтому Кадровая Политика по приоритетности занимает равное место с задачей формирования качественной системы надзора за соблюдением антимонопольного законодательства на товарных рынках.


В целях совершенствования институтов защиты конкуренции и ее развития ФАС России разработана стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг. (далее - Стратегия). Стратегия учитывает рекомендации Комитета по конкуренции ОЭСР, а также предложения бизнес ассоциаций.

Федеральная антимонопольная служба была создана в соответствии с Указом Президента России №314 от 9 марта 2004. ФАС России - федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.

Основные функции и задачи ФАС России [20]:

  1. Решение вопросов связанных с недобросовестной конкуренцией;
  2. Предупреждение, пресечение и ограничение действий со стороны антимонопольного органа по отношению к организациям, стремящихся преобразоваться в монополии или являющиеся ими;
  3. Надзор за соблюдением положений правительства, постановлений, контроль за правонарушениями антимонопольного законодательства;
  4. Разрабатывает дополнения к уже действующему антимонопольному законодательству.

Структура ФАС РФ представлена в рисунке 2.2 Приложения 2.

Руководителем ФАС на сегодняшний день является Игорь Юрьевич Артемьев, осуществляет личный контроль над следующими направлениями антимонопольного органа:

  1. Правовое управление

Данный отдел включает в себя четыре направления: судебной экспертизы, правовой экспертизы, административного производства, нормативно - правовой работы.

  1. У правление общественных связей

Обязанности: управление информационными проектами и общественными связями.

  1. Административное управление

Состоит из двух отделов: административного и отдела закупок.

  1. Отдел защиты информации

Статс-секретарь - заместитель руководителя - А.В. Цариковский регулирует деятельность следующих отделов:

  1. Управление контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов

Состоит из пяти отделов: контроля ЖКХ; контроля торгов; АМЗ и экологии и природных ресурсов; контроля экономической концентрации, проверок и анализа; контроля земельно-имущественного комплекса и строительства.

  1. Управление контроля размещения государственного заказа

Включает в себя пять отделов: правовой; рассмотрения жалоб; проверок; нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами; правоприменительной практики и методологии.

  1. Управление контроля промышленности и оборонного комплекса

Состоит из четырех отделов: машиностроения и оборонно-промышленного комплекса; рудно-сырьевого комплекса и драгметаллов; металлургии; строительных материалов и легкой промышленности.

Заместитель руководителя - А.В. Доценко отвечает за деятельностью следующих направлений:

  1. Управление информационных технологий

Включает в себя три отдела: информационной безопасности; эксплуатации и поддержки; развития.

  1. Финансовое управление

Состоит из трех отделов: планирования, денежного содержания и социальных гарантий государственных служащих; финансирования, бухгалтерской отчетности и анализа исполнения бюджета; финансово-кассового обслуживания, бухгалтерского отчета.

  1. Управление делами

Включает в себя три отдела: канцелярия; корреспонденции; административно-хозяйственного обеспечения.

Заместитель руководителя - А.Н. Г оломолзин контролирует:

  1. Управление контроля топливно-энергетического комплекса

Состоит из трех отделов: нефтяной и нефтехимической промышленности; газовой и угольной промышленности; анализа и методологии правоприменительной практики.

  1. У правление контроля транспорта и связи

Включает четыре отдела: железнодорожного транспорта; воздушного и автомобильного транспорта; водного транспорта; рынков услуг связей.

  1. Управление контроля электроэнергетики

Состоит из трех отделов: электроэнергетики; мониторинга и контроля на рынках электроэнергии; анализа и методологии правоприменительной практики.

Заместитель руководителя - А.Б. Кашеваров контролирует следующие направления:

  1. Управление контроля финансовых рынков

Включает в себя четыре отдела: рынка банковских услуг; фондового рынка, негосударственных пенсионных фондов и иных финансовых услуг; страхового рынка; методологии антимонопольного контроля на финансовых рынках.

  1. Управление контроля рекламы и недобросовестной конкуренции

Состоит из четырех отделов: контроля законодательства о рекламе; методологии законодательства о рекламе; защиты от недобросовестной конкуренции; антимонопольного контроля в сфере рекламы и средств массовой информации.

  1. Управление контроля социальной сферы и торговли

Включает в себя три отдела: здравоохранения и социальной политики; образования, культуры, науки, спорта и туризма; торговли и непроизводственных услуг.

Заместитель руководителя - П.Т. Субботин осуществляет надзор над следующими направлениями:


  1. Управление государственной службы

Состоит из пяти отделов: государственной службы территориальных органов; кадров и государственной службы центрального аппарата; организации обучения; организационно - штатной работы; по противодействию коррупции.

  1. Территориальные органы ФАС России

Регулируется отдел лично П. Т. Субботиным и И. Ю. Артемьевым.

Заместитель руководителя - А.Г. Цыганов, осуществляет контроль над:

  1. Управлением контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса

Состоит из трех отделов: сельского хозяйства; химической промышленности; пищевой промышленности.

  1. Аналитическим управлением

В его составе четыре отдела: анализов рынка, реестров и НИОКР; обобщения практики право применения и методического сопровождения; информационно - политический отдел; целевого планирования, анализа и аудита результативности.

  1. Управлением международного экономического сотрудничества

Состоит из четырех отделов: экономической интеграции со странами СНГ; антимонопольного надзора при осуществлении внешнеэкономической деятельности; международного сотрудничества и международных проектов.

  1. У правлением контроля иностранных инвестиций

Включает в себя три отдела: методологии и информационного обеспечения; рассмотрение ходатайств и уведомлений; правовой отдел.

Организации, работающие на рынках России, чьи объемы продаж более 35% от общего по стране, заключены в специальный государственный реестр. Данный документ позволяет отслеживать органам антимонопольной службы имеющиеся монополии, осуществлять контроль за их деятельностью и возлагает ответственность на монополии за несоблюдение требований антимонопольного законодательства.

В органах ФАС РФ существует законодательная база, которая подразделена на два основных направления и по которым ФАС осуществляет регулирование деятельности организаций. К первому направлению относится антимонопольное законодательство, его положения направлены против организации-монополиста и искусственно созданной ценовой дискриминации.

Вторым направлением является регулирование специально созданных государством, так называемых естественных монополий. Естественными монополиями на территории РФ признаются ЖКХ, железная дорога, водоснабжение, нефтяная и угольная промышленность, создаются с целью выхода на новый уровень, как организаций, так и экономики страны в целом. Помимо выделенных примеров существуют и другие стратегически важные организации, относящиеся также к естественным монополиям [15].


Следовательно, можно сделать вывод, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

Помимо этого, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.

Вкратце рассмотрим основные аспекты антимонопольного регулирования в РФ. Согласно Федеральному Закону «О защите конкуренции» наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на том или ином рынке в соответствии с российским законодательством не является противоправным [3].

Однако попытки субъекта, который доминирует на товарном рынке, сохранить или укрепить свою рыночную власть, используя определённые методы, воздействующие на общие условия конкуренции и ограничивающие её, наносящие ущерб конкурентам, а также другим хозяйствующим субъектам или физическим лицам, являются нарушением антимонопольного законодательства и должны пресекаться и устраняться антимонопольными органами.

В 2013-2014 гг. были приняты изменения в нормативном регулировании защиты конкуренции в РФ. Остановимся на них более подробно.

В связи с принятием ФЗ от 28.12.2013 №423 отменяется уведомительный контроль (expost) за сделками (действиями) по экономической концентрации это позволяет не только значительно сократить административную нагрузку на средний бизнес (предпринимательство) но и дает возможность органам антимонопольной политики уделить большое внимание крупным сделкам (действиям), которые оказывают значительное влияние на конкуренцию, отсюда можно сделать вывод, данное изменение к повышению эффективности антимонопольного регулирования РФ.

Так, ст.19 Кодекса административных правонарушений (КоАП РФ) пополнилась 7 и 8 частями, в которых установлена административная ответственность за непредставление информации, несвоевременное представление информации, а также предоставление заведомо ложной информации в органы ФАС Российской Федерации или его территориальный орган по их требованию необходимой для расчета размера административного штрафа [8].