Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Проблемы развития антимонопольного законодательства в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Для любой страны гармоничное развитие и совершенствование экономики в целом является одной из самых наиважнейших задач правительства. Немаловажным условием непринуждённого развития и стабильности экономики является отсутствие диктата монополий, свободное развитие мелкого и среднего бизнеса. В связи с этим изучение вопроса развития антимонопольного регулирования остаётся одной из самых важных и главных проблем экономики не только в России, но и для зарубежных стран и требует дальнейшего более подробного изучения и решения.

На данном этапе развития экономики огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России и зарубежных стран необходимости экономических реформ в данной сфере. Проблема монополизации привлекает сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоёв населения.

Степень научной разработанности темы. Исследованию антимонопольного регулирования в связи с проблемами предпринимательского права были посвящены труды С.Э. Жилинского, Н.И. Клейн, Н.Ю. Кругловой, B.C. Мартемьянова и других.

Объектом исследования выступают урегулированные нормами права общественные отношения, связанные с поддержкой конкуренции и ограничением монополистической деятельности.

Предмет исследования – история антимонопольного законодательства в России, США и отдельных странах Европы , Азии и СНГ.

Цель работы: изучить опыт и понятие к решению проблем антимонопольной политики, сделать сравнительный анализ направлений антимонопольной политики в России и за рубежом.

В рамках достижения поставленной цели нам были определены следующие задачи:

  1. Изучить эволюцию антимонопольного регулирования в зарубежных странах
  2. Рассмотреть антимонопольное законодательство в России
  3. Сделать сравнительный анализ направлений антимонопольного регулирования российской и зарубежной экономики.

Методологической основой исследования являются научные методы познания общественных процессов.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Глава 1. Антимонопольное регулирование в зарубежных странах

1.1 Развитие антимонопольного законодательства в зарубежных странах

Антимонопольное регулирование предусматривает эпизодическое вмешательство в структуру рынка и процесс экономического воспроизводства для внесения коррективов в поведение нарушителей или поддержание такой структуры рынка, чтобы результативность дальнейшего поведения обеспечивалась далее автоматически. [7.C.22]

В основе политики антимонопольного регулирования, реализуемой в 100 странах мира, лежат законодательство о конкуренции (competitionlaw) и антимонопольное законодательство (antitrustlaw). Их цели – содействие развитию рыночных структур в рамках отдельного государства или группы государств и ограничение монопольной власти одного или нескольких субъектов, а также регулирование отношений между участниками рынка в различных государствах. [12.C.6]

Изучение хронологии развития и содержания основных положений антимонопольной политики в разных странах мира позволило выделить пять концептуальных этапов развития антимонопольного законодательства и теории антимонопольного регулирования. Каждый из обозначенных этапов имеет своё историческое место, содержание и тактику реализации основных положений и производен от важнейших теоретических и концептуальных этапов развития экономической теории. [19.C.3]

  • Первые два этапа политики антимонопольного регулирования характеризуются как период становления и апробации методов активного вмешательства в конкуренцию на рынке. Антимонопольное регулирование, применяющееся в большинстве стран мира и предполагающее методы воздействия на состояние рынка с целью недопущения ограничения конкуренции, впервые законодательно было закреплено в Канаде и США. [11.C.7]
  • Третий этап развития антимонопольного законодательства сопряжён с началом принятия норм, ограничивающих монопольное поведение компаний в некоторых европейских странах. Япония и Германия приняли антимонопольные законы в 1947 году под политическим давлением США и в течении последующего десятилетия внесли в них значительные коррективы. В Германии были приняты Правила об отмене карателей, установленные странами – союзниками как меры против высококонцентрированной и милитаризованной экономики. [19.C.3]

В 1947 году американское правительство настояло на принятии в Японии закона «О запрещении частных монополий и обеспечении справедливости торговли», который способствовал роспуску конгломератов «дзайбацу», занимающих господствующее положение в экономике страны до 1945 года.

  • Период 1970 – 1980 годов можно выделить в четвёртый этап антимонопольного регулирования. Регулирование конкуренции антимонопольными органами подчинено главной задаче – недопущению монополизации рынка фирмами. В то же время экономические исследования теории отраслевых рынков и организации промышленности [8, 10] продемонстрировали высокую эффективность функционирования крупных производства на олигополистическом рынке. Успехов в конкурентной борьбе на мировых рынках стали достигать крупнейшие транснациональные компании. В этих условиях государство изменило концептуальные походы в политике антимонопольного регулирования. [15.C.21]
  • Изменение политической карты мира, революционные экономические изменения на европейском континенте, активная международная интеграция и глобализация экономики формируют принципиально новый, пятый этап в развитии антимонопольного регулирования.
  • Главные особенности этого этапа – многогранность и принципиально новые экономические и юридические подходы к самой политике антимонопольного регулирования. [8.C.22]

Таблица 1 – Этапы развития конкурентного и антимонопольного законодательства

  1. Формирование прецедентов законодательного ограничения монополистического поведения на рынках. Конец XIX века.

Закон Шермана, США (1890)

  1. Формирование антитрестовского законодательства США. 1900-1950 годы.
  1. Закон Клейтона (1914).
  2. Закон о Федеральной комерческой комиссии (1914).
  3. Закон Робинсона – Патмана (1936).
  4. Закон Сэллара – Кифовэра (1950).
  1. Формирование антитрестовского законодательства в Европе и мире. 1950 – 1970 годы.
  1. Законы о конкуренции во всех странах Западной Европы, Японии.
  2. Римская конвенция, предполагающая единую политику ЕС в области конкуренции.
  3. Активизация принятия в мире жёсткого и ограничительного конкурентного законодательства по американской модели.
  1. Либерализация конкурентного законодательства вслед за либерализацией экономических моделей. 1970 – 1990 годы.
  1. Отказ от социальных и политических целей в антитрестовской политике, если отстаивание конкурентных ценностей может привести к ослаблению экономической эффективности.
  2. Либеральное отношение к слияниям и поглощениям, нотификации соглашений.
  3. Активизация в принятии послабляющих поправок в антимонопольные законы о конкуренции.
  1. Становление международной системы регулирования конкуренции. С 1990 года.
  1. Формирование конкурентной и антимонопольной политики в 100 странах мира.
  2. Глобализация мирохозяйственных связей и установление комплексных правил международной торговли в связи с соглашением в 1995 году ВТО.
  3. Формирование антимонопольного законодательства в России и бывших социалистических государствах.
  4. Прекращение использования метода деконцентрации олигополистического рынка в качестве инструмента антитрестовской политики.

1.2 Антимонопольное законодательство в странах Азии

В 1947 году американское правительство Японии закона «О запрещении частных монополий и обеспечении справедливости торговли», подготовленного американскими экспертами по образцу законов Шермана, Клейтона и о Федеральной торговой комиссии, что способствовало роспуску конгломератов «дзайбацу», занимавших господствующее положение в экономике страны до 1945 года. [18.C.3]

В Японское антимонопольное законодательство вносились изменения в 1951, 1953 и 1997 годах, которые касались вопросов либерализации в отношении слияний, заключения международных договоров компаниями, имеющими доминирующее положение, соглашений. Был обозначен комплекс антитрестовских запретов, которые впоследствии применялись Комиссией по справедливым сделкам Японии при осуществлении экспортно – импортных операций. [16.C.32]

Японский антимонопольный закон устанавливает критерии концентрации, предусматривает недопущение монополистической деятельности и необоснованного ограничения конкуренции.

В соответствии с законом монополия определяется как «чрезмерная концентрация экономической власти», а также неоправданное ограничение объёмов производства, цен, технологий и другое путём соглашения между конкурентами.

Комиссия по справедливым сделкам Японии рассматривает монополистические ситуации только по таким видам товаров и услуг, годовой объём продаж которых на внутреннем рынке составляет не менее 50 миллиардов иен (около 40 миллионов долларов). [20.C.2]

Для определения монополистической ситуации применяется критерий доли рынка. Закон признаёт доминирующим такое положение на рынке, при котором доля одного крупнейшего поставщика превышает 50% либо доля двух крупнейших 75%. На практике Комиссия постоянно ведёт мониторинг рынков по 485 товарным группам, рассчитывая и ежегодно публикуя индексы концентрации производства у одного, трёх и пяти крупнейших производителей.

В последнее время был принят ряд положений, направленных на ужесточение контроля за сделками слияний, приводящих к росту рыночной конкуренции. [5]

В Республике Корея антимонопольное регулирование осуществляется на основании закона «Об антимонопольном регулировании и справедливой торговле», принятого в 1980 году. До начала 1980 годов в экономической политике страны вопросам конкуренции уделялось незначительное место – основной упор делался на развитие промышленного сектора и крупных производств. Такая политика привела к несбалансированному развитию, чрезмерной экономической концентрации капитала и власти в крупнейших финансово - промышленных группах («чеболях») и росту ограничительной деловой практики. [11.C.7]


Принятый в 1980 году закон «Об антимонопольном регулировании и справедливой торговле» был призван обеспечить нормальное развитие конкуренции и рассматривался руководством страны как важнейший фактор эффективного развития рыночных отношений. [12]

Основными элементами антимонопольного законодательства, направленного на создание и развитие свободной и справедливой конкуренции, являются:

  • Запрещение злоупотребления доминирующим положением на рынке, при этом доминирующим положением на рынке, при этом доминирующим положением считается такое положение, когда компания контролирует более 50% рынка или когда суммарная доля трёх или менее ведущих компаний на рынке составляет 75% и более;
  • Недопущение чрезмерной экономической концентрации, пресечение карателей и антиконкурентной практики торговых ассоциаций;
  • Контроль за недобросовестной торговой практикой, то есть не допускается согласование цен, условий продаж, квот; запрещаются недобросовестная реклама и ущемление интересов потребителей. [13.C.6]

В законе подчёркивается, что данная политика стимулирует рост деловой активности, защищает права и интересы потребителей, поддерживает сбалансированное развитие национальной экономики.

Органом, ответственным за проведение антимонопольной политики в Корее, является Комиссия по справедливой торговле – KFTC, созданная в соответствии с законом «Об антимонопольном регулировании и справедливой торговле» в 1981 году как подразделение Совета по экономическому планированию. [12.C.43]

В 1994 году статус Комиссии был повышен – она была переведена на уровень министерства и стала независимым органом. В её состав входят девять комиссионеров, включая председателя и заместителя председателя, назначаемых президентом страны по предоставлению премьер – министра. KFTC имеет секретариат и несколько региональных отделений. Комиссия осуществляет антимонопольный контроль по всем направлениям и публикует, как это предусмотрено законом, подробные методологические документы по основным аспектам конкурентной политики [11].

В последние годы в связи с экономическими реформами, проходящими в Корее, значительное место в деятельности KFTC занимают вопросы, связанные с дерегулированием экономики.