Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Проблемы развития антимонопольного законодательства в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Реализация антимонопольной политики в странах Содружества Независимых Государств (СНГ)

В странах СНГ антимонопольные законы были приняты в начале периода рыночных преобразований и после распада СССР в 1991 – 1993 годах. Так, например, в Республике Беларусь закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» вступил в силу в 1993 году. Проведение последовательной антимонопольной и конкурентной политики стало одной из постоянных функций государственного управления. С этого момента антимонопольная политика Республике Беларусь была направлена на устранение сложившейся в экономике страны монопольной структуры производства.

В Республике Таджикистан закон «Об ограничении монополистической деятельности и развитии конкуренции» введён в действие с 1993 года. Основные положения этого закона дублировали положения аналогичного закона Российской Федерации. [18.C.54]

Закон Украины «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности» был принят в 1992 году и определял правовые основы ограничения и предупреждения монополизма. Антимонопольным комитетом Украины в соответствии с его компетенцией. В 2000 – 2001 годах были приняты четыре закона, касающихся ограничения монополизма, в том числе закон «О защите экономической конкуренции», разработка которого осуществлялась под эгидой ЮНКТАД.

Аналогичные законы были приняты во всех государствах на постсоветском пространстве. Опыт реализации антимонопольной политики в странах ближнего зарубежья позволяет сделать некоторые выводы.

  1. Разработка и реализация антимонопольной политики принятие соответствующего законодательства осуществлялись параллельно с проведением радикальной экономической реформы.
  2. Антимонопольная политика наряду с мерами, направленными на недопущение образования новых монополий и ликвидацию существующих, реализует комплекс мер, ориентированных на ограничение сферы монополистической деятельности. [13.C.65]
  3. Антимонопольная политика проводилась в два этапа. На первом этапе основное внимание уделялось политике демонополизации, предполагавшей преодоление всеобщей монополизации хозяйственных связей. Второй этап связан с конкретизацией законов, регулирующих конкурентные отношения, гармонизацией отечественного законодательного поля с общеевропейским, преодоление структурных диспропорций в народном хозяйстве и разработкой комплекса мер, направленных на поддержание конкуренции.

В целях совершенствования правовых и организационных основ сотрудничества государств СНГ по проведению согласованной антимонопольной политики и развитию конкуренции на основе Договора о проведении согласованной антимонопольной политики государствами – участниками Содружества Независимых Государств 23 декабря 1993 года создан Межгосударственный совет по антимонопольной политике (МСАП). [19.C.21]

Межгосударственный совет – самостоятельной координирующий орган, выполняющий функции планирования, организации и контроля за деятельностью антимонопольных органов стран – участниц Договора по созданию правовых основ предупреждения, ограничения, пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В соответствии с решениями, принимаемыми Советом, регулярно проводится сравнительный анализ антимонопольного законодательства стран СНГ с целью его гармонизации и выработки комплекса методических рекомендаций, обеспечивающих более эффективное проведение политики в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и контроля за процессами экономической концентрации. [18.C.54]

Выводы:

Право конкуренции на сегодняшний день является наиболее развивающейся отраслью в праве Европейского Союза и в странах мира. Во многом это связано с динамикой эволюции внутреннего рынка ЕС, которое требует создания оптимальных условий конкуренции на всей его территории.

Функционирование внутреннего рынка Евросоюза в условиях рыночной экономики невозможно без соблюдения правил конкуренции. Европейские интеграционные объединения создали уникальную постоянную систему регулирования конкурентных отношений. И фактически можно наблюдать за процессами «европеизации» антимонопольного законодательства. Сегодня более чем в ста странах мира существует антимонопольное законодательство [16. C. 1] и, соответственно, действуют конкурентные ведомства. Хотя только 15 лет назад таких конкурентных ведомств насчитывалось лишь 14 в мире.

На сегодняшний день европейская и американская правовая доктрины защиты экономической конкуренции являются наиболее влиятельными в мире. Они разняться как с точки зрения их целей, так и точки зрения правореализации . Поэтому в данной работе впервые делается попытка проанализировать теоретико-правовые предпосылки для создания правовых механизмов регулирования конкуренции. Рассмотрение развития правового регулирования конкурентных отношений и их регулирования в сравнительном аспекте предлагается автором, учитывая видоизменения экономических и правовых доктрин.[22.C.51]


Итак, подытоживая анализ различных экономико-правовых доктрин о роли государства в конкурентной борьбе на рынке, стоит отметить, что две теории — кейнсианство и неолиберализм — формировались и существовали одновременно. Обе эти теории выражали реакцию на немарксистские теории на кризис 1929-1933 гг., что изменила традиционные представления о возможностях капитализма к саморегулированию. Кризис данного периода показал значимость государственного регулирования экономических процессов. Теория кейнсианства играла важную роль в развитии западной экономической мысли [15.C.61]. Она попыталась ответить на ряд важных вопросов, возникших в связи с кризисом в 30-х гг. ХХ в.

Глава 2. Проблемы развития антимонопольного законодательства в российской федерации

2.1. Эволюция антимонопольного регулирования в Российской Федерации

Решающая роль в достижении устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности российских товаров на мировых рынках отводится активной экономической политике. Поощрение инвестиционной активности российских компаний, стимулирование экспорта, адресная помощь отдельным фирмам — все это оказывает значительное влияние как на экономику страны в целом, так и на структуру рыночных отношений в рамках отдельных отраслей и регионов. Довольно частным «побочным» результатом экономической политики выступает тенденция к монополизации продуктовых и финансовых рынков со стороны компаний — целевых объектов экономической политики. [18.C.6]

Для предотвращения или, по крайней мере, смягчения антиконкурентных последствий подобных государственных мероприятий развитые страны выработали комплекс мер, называемых политикой поддержки конкуренции, включающей в себя как антимонопольное регулирование (с запретительными и разрешительными функциями), так и более сложные действия государства, касающиеся развития и поощрения конкуренции на отдельных рынках.


В этой связи возникает вопрос, в какой степени антимонопольная политика России справляется со своими функциями поддержки конкурентных начал в экономике?

Право на конкуренцию и реализацию конкурентных принципов в России основывается на конституционных принципах свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств и свободе экономической деятельности (п.1 ст. 8 Конституции РФ[1]) и на конституционном праве граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п.1 ст.34 Конституции РФ[1]).

Право на конкуренцию предпринимателя была предусмотрена еще законом РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990 г.), в соответствии с которым (ст.20) гарантировались:

  • равное право доступа всех субъектов предпринимательской деятельности на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, равные условия деятельности предприятий, независимо от вида собственности и их организационно-правовых форм;
  • свободный выбор предпринимателем сферы деятельности предприятия в пределах, установленных законодательством. [20.C.7]

Трудности при создании и осуществлении антимонопольной политики в России в первую очередь были вызваны тем, что антимонопольное регулирование по своей природе рассчитано на рыночную базу отношений в экономике и не предусматривает инструментария, пригодного для создания рыночных отношений — задача, которой приходилось заниматься антимонопольным органам в России с момента зарождения конкурентной политики. Поэтому эффективность антимонопольного регулирования в России напрямую зависела и зависит от взаимодействия антимонопольной политики и других видов экономической политики в большей степени, чем это наблюдается в зарубежных странах. [19.C.61]

Сложность формирования и реализации антимонопольного регулирования состояла в том, что оно создавалось в условиях, когда конкурентного рынка и рыночных отношений не было вообще. В России антимонопольное законодательство стало развиваться на начальном этапе перехода к рынку, и антимонопольная политика первоначально рассматривалась как часть политики разгосударствления и создания рыночных отношений. [21.C.8]

Первая версия Федерального Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» была принята в мае 1991 г. и в целом для ее создания использовались зарубежные модели (в частности, западноевропейские законы). Зарубежные страны играли также заметную роль в подготовке соответствующих кадров и первоначальном содействии антимонопольным органам. В отличие от многих других реформ создание и развитие антимонопольных институтов проходило довольно быстро и гладко, с наименьшим сопротивлением со стороны промышленных кругов России. [19.C.33]


Первоначально Антимонопольный комитет России руководствовался «презумпцией виновности» в отношении российских предприятий: регистрация новых предприятий была возможна лишь после одобрения со стороны антимонопольных органов. Тем самым антимонопольная политика создавала новые административные барьеры для конкуренции и свободного вхождения на рынок. [24.C.60]

Такая жесткость и даже в какой-то степени непродуманность антимонопольной политики объяснялись, главным образом, соответствующими целями экономической политики реорганизации экономики, выдвигаемыми на первом этапе реформ. Поскольку основная задача экономической политики состояла в обеспечении проведения приватизации и реорганизации приватизируемых предприятий, антимонопольный комитет создавался как раз для обеспечения соответствующих условий этому процессу. Антимонопольная политика России, таким образом, изначально мыслилась и закладывалась как пассивная защита возникающей конкуренции с преимущественно разрешительно-запретительной ролью. [24.C.81]

Назначение антимонопольной политики быть своего рода «придатком» экономической политики, как это, по-видимому, виделось на первом этапе реформ, проявлялось в активизации преимущественно регистрирующей функции Антимонопольного Комитета — составлении и ведении (периодическом пополнении) Реестра предприятий-монополистов, а также в чрезмерной деятельности Комитета по регулированию ценообразования. [26.C.81]

Таким образом, на первом этапе реформ цели экономической политики определяли не только нормативные положения зарождающейся антимонопольной политики, но и доминировали в практическом осуществлении последней, даже в ущерб ей самой. Конкурентная политика сводилась к государственному антимонопольному контролю и разработке реестра действий, подлежащих запрету. [18.C.31]

Узкая ориентация ГКАП на деконцентрацию и демонополизацию как главные (если и не единственные) способы развития конкуренции означала разработку таких программ антимонопольного регулирования, в которых не могло быть места согласованию целей с другими видами экономической политики, которые — в тех условиях — неизбежно сопровождались бы повышением концентрации на отдельных рынках. В силу этого сама антимонопольная политика становилась противоречивой, подменяя зачастую собственные задачи целями промышленной политики. Например, в Докладе ГКАП 1995 г., указывается, что «целью антимонопольной политики на рынке сырой нефти является повышение конкурентоспособности продукции нефтедобывающих предприятий на внутреннем и мировом рынках...». Причем данная цель дается в разделе предложений по развитию конкуренции, а среди мероприятий, способствующих повышение конкурентоспособности отрасли, называются такие как: льготное кредитование инвестиций и снижение налогового бремени — меры, создающие неравные условия конкуренции для разных хозяйствующих субъектов. [26.C.100]