Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Проблемы развития антимонопольного законодательства в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Антимонопольное регулирование в зарубежных странах
1.1 Развитие антимонопольного законодательства в зарубежных странах
1.2 Антимонопольное законодательство в странах Азии
1.3 Реализация антимонопольной политики в странах Содружества Независимых Государств (СНГ)
Глава 2. Проблемы развития антимонопольного законодательства в российской федерации
2.1. Эволюция антимонопольного регулирования в Российской Федерации
2.2. Проблемы и перспективы развития антимонопольного законодательства в России
2.2. Проблемы и перспективы развития антимонопольного законодательства в России
Антимонопольная политика в современной России представлена двумя видами: в отношении естественных монополий и в отношении искусственных монополий.
В основном антимонопольно-правовые отношения регулируются Федеральным законом "О защите конкуренции" и органами ФАС. Одной из важнейших задач антимонопольного регулирования является недопущение монополизации рынка организациями. Опираясь на ст. 8 Конституции РФ, можно говорить о том, что государство гарантирует единство экономического пространства, поддержку конкуренции, тем самым оно обязуется локализовать власть монополий и принять меры, способствующие влиянию на их поведение [14].
На современном этапе развития экономики антимонопольная политика РФ направлена на выполнение конкретных целей в сфере регулирования монополий (Рис.1).
Рис. 1. Структура реализации антимонопольной политики РФ
К 2013 году в Российской Федерации сформирована современная правовая и организационная основа защиты и развития конкуренции:
- правовые институты защиты и развития конкуренции соответствуют лучшим практикам ведущих антимонопольных органов мира и при этом учитывают специфику формирования внутренних экономических отношений;
- взаимодействие антимонопольных органов, судов, объединений предпринимателей, профессиональных сообществ юристов и экономистов создало действующий организационный механизм защиты конкуренции, позволяющий вырабатывать стандарты и практические требования антимонопольной политики в отношении важнейших товарных рынков Российской Федерации [16].
Особенностью современного этапа государственной политики в области защиты конкуренции является необходимость её выхода за пределы охранительной функции с ориентацией на мероприятия системного макроэкономического характера, которые должны привести к формированию проконкурентной правовой и институциональной среды в ключевых отраслях российской экономики.
Для эффективной реализации Миссии ФАС России разработаны документы, определяющие основные направления развития деятельности службы: Политика в области управления качеством государственных функций и услуг, а также Кадровая Политика. Результативность и эффективность системы антимонопольного надзора в первую очередь зависит от синтеза личных и профессиональных качеств сотрудников службы. Именно поэтому Кадровая Политика по приоритетности занимает равное место с задачей формирования качественной системы надзора за соблюдением антимонопольного законодательства на товарных рынках.
В целях совершенствования институтов защиты конкуренции и ее развития ФАС России разработана стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг. (далее - Стратегия). Стратегия учитывает рекомендации Комитета по конкуренции ОЭСР, а также предложения бизнес ассоциаций.
Федеральная антимонопольная служба была создана в соответствии с Указом Президента России №314 от 9 марта 2004. ФАС России - федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.
Основные функции и задачи ФАС России [20]:
- Решение вопросов связанных с недобросовестной конкуренцией;
- Предупреждение, пресечение и ограничение действий со стороны антимонопольного органа по отношению к организациям, стремящихся преобразоваться в монополии или являющиеся ими;
- Надзор за соблюдением положений правительства, постановлений, контроль за правонарушениями антимонопольного законодательства;
- Разрабатывает дополнения к уже действующему антимонопольному законодательству.
Структура ФАС РФ представлена в рисунке 2.2 Приложения 2.
Руководителем ФАС на сегодняшний день является Игорь Юрьевич Артемьев, осуществляет личный контроль над следующими направлениями антимонопольного органа:
- Правовое управление
Данный отдел включает в себя четыре направления: судебной экспертизы, правовой экспертизы, административного производства, нормативно - правовой работы.
- У правление общественных связей
Обязанности: управление информационными проектами и общественными связями.
- Административное управление
Состоит из двух отделов: административного и отдела закупок.
- Отдел защиты информации
Статс-секретарь - заместитель руководителя - А.В. Цариковский регулирует деятельность следующих отделов:
- Управление контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов
Состоит из пяти отделов: контроля ЖКХ; контроля торгов; АМЗ и экологии и природных ресурсов; контроля экономической концентрации, проверок и анализа; контроля земельно-имущественного комплекса и строительства.
- Управление контроля размещения государственного заказа
Включает в себя пять отделов: правовой; рассмотрения жалоб; проверок; нормотворчества и взаимодействия с территориальными органами; правоприменительной практики и методологии.
- Управление контроля промышленности и оборонного комплекса
Состоит из четырех отделов: машиностроения и оборонно-промышленного комплекса; рудно-сырьевого комплекса и драгметаллов; металлургии; строительных материалов и легкой промышленности.
Заместитель руководителя - А.В. Доценко отвечает за деятельностью следующих направлений:
- Управление информационных технологий
Включает в себя три отдела: информационной безопасности; эксплуатации и поддержки; развития.
- Финансовое управление
Состоит из трех отделов: планирования, денежного содержания и социальных гарантий государственных служащих; финансирования, бухгалтерской отчетности и анализа исполнения бюджета; финансово-кассового обслуживания, бухгалтерского отчета.
- Управление делами
Включает в себя три отдела: канцелярия; корреспонденции; административно-хозяйственного обеспечения.
Заместитель руководителя - А.Н. Г оломолзин контролирует:
- Управление контроля топливно-энергетического комплекса
Состоит из трех отделов: нефтяной и нефтехимической промышленности; газовой и угольной промышленности; анализа и методологии правоприменительной практики.
- У правление контроля транспорта и связи
Включает четыре отдела: железнодорожного транспорта; воздушного и автомобильного транспорта; водного транспорта; рынков услуг связей.
- Управление контроля электроэнергетики
Состоит из трех отделов: электроэнергетики; мониторинга и контроля на рынках электроэнергии; анализа и методологии правоприменительной практики.
Заместитель руководителя - А.Б. Кашеваров контролирует следующие направления:
- Управление контроля финансовых рынков
Включает в себя четыре отдела: рынка банковских услуг; фондового рынка, негосударственных пенсионных фондов и иных финансовых услуг; страхового рынка; методологии антимонопольного контроля на финансовых рынках.
- Управление контроля рекламы и недобросовестной конкуренции
Состоит из четырех отделов: контроля законодательства о рекламе; методологии законодательства о рекламе; защиты от недобросовестной конкуренции; антимонопольного контроля в сфере рекламы и средств массовой информации.
- Управление контроля социальной сферы и торговли
Включает в себя три отдела: здравоохранения и социальной политики; образования, культуры, науки, спорта и туризма; торговли и непроизводственных услуг.
Заместитель руководителя - П.Т. Субботин осуществляет надзор над следующими направлениями:
- Управление государственной службы
Состоит из пяти отделов: государственной службы территориальных органов; кадров и государственной службы центрального аппарата; организации обучения; организационно - штатной работы; по противодействию коррупции.
- Территориальные органы ФАС России
Регулируется отдел лично П. Т. Субботиным и И. Ю. Артемьевым.
Заместитель руководителя - А.Г. Цыганов, осуществляет контроль над:
- Управлением контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса
Состоит из трех отделов: сельского хозяйства; химической промышленности; пищевой промышленности.
- Аналитическим управлением
В его составе четыре отдела: анализов рынка, реестров и НИОКР; обобщения практики право применения и методического сопровождения; информационно - политический отдел; целевого планирования, анализа и аудита результативности.
- Управлением международного экономического сотрудничества
Состоит из четырех отделов: экономической интеграции со странами СНГ; антимонопольного надзора при осуществлении внешнеэкономической деятельности; международного сотрудничества и международных проектов.
- У правлением контроля иностранных инвестиций
Включает в себя три отдела: методологии и информационного обеспечения; рассмотрение ходатайств и уведомлений; правовой отдел.
Организации, работающие на рынках России, чьи объемы продаж более 35% от общего по стране, заключены в специальный государственный реестр. Данный документ позволяет отслеживать органам антимонопольной службы имеющиеся монополии, осуществлять контроль за их деятельностью и возлагает ответственность на монополии за несоблюдение требований антимонопольного законодательства.
В органах ФАС РФ существует законодательная база, которая подразделена на два основных направления и по которым ФАС осуществляет регулирование деятельности организаций. К первому направлению относится антимонопольное законодательство, его положения направлены против организации-монополиста и искусственно созданной ценовой дискриминации.
Вторым направлением является регулирование специально созданных государством, так называемых естественных монополий. Естественными монополиями на территории РФ признаются ЖКХ, железная дорога, водоснабжение, нефтяная и угольная промышленность, создаются с целью выхода на новый уровень, как организаций, так и экономики страны в целом. Помимо выделенных примеров существуют и другие стратегически важные организации, относящиеся также к естественным монополиям [15].
Следовательно, можно сделать вывод, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.
Помимо этого, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Вкратце рассмотрим основные аспекты антимонопольного регулирования в РФ. Согласно Федеральному Закону «О защите конкуренции» наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на том или ином рынке в соответствии с российским законодательством не является противоправным [3].
Однако попытки субъекта, который доминирует на товарном рынке, сохранить или укрепить свою рыночную власть, используя определённые методы, воздействующие на общие условия конкуренции и ограничивающие её, наносящие ущерб конкурентам, а также другим хозяйствующим субъектам или физическим лицам, являются нарушением антимонопольного законодательства и должны пресекаться и устраняться антимонопольными органами.
В 2013-2014 гг. были приняты изменения в нормативном регулировании защиты конкуренции в РФ. Остановимся на них более подробно.
В связи с принятием ФЗ от 28.12.2013 №423 отменяется уведомительный контроль (expost) за сделками (действиями) по экономической концентрации это позволяет не только значительно сократить административную нагрузку на средний бизнес (предпринимательство) но и дает возможность органам антимонопольной политики уделить большое внимание крупным сделкам (действиям), которые оказывают значительное влияние на конкуренцию, отсюда можно сделать вывод, данное изменение к повышению эффективности антимонопольного регулирования РФ.
Так, ст.19 Кодекса административных правонарушений (КоАП РФ) пополнилась 7 и 8 частями, в которых установлена административная ответственность за непредставление информации, несвоевременное представление информации, а также предоставление заведомо ложной информации в органы ФАС Российской Федерации или его территориальный орган по их требованию необходимой для расчета размера административного штрафа [8].