Файл: Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности менеджеров по персоналу (Профессиограмма и психограмма менеджера по персоналу).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 260

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы психофизиологии в профессиональной деятельности

1.1 Предмет психофизиологии. Основные задачи психофизиологии профессиональной деятельности

1.2 Методы исследования в психофизиологии профессиональной деятельности

Вывод по первой главе.

Глава 2. Психофизиология профессионального отбора и профессиональной пригодности

2.1 Профессиональный отбор

2.2 Профессиограмма и психограмма как способы изучения профессии

2.3 Психофизиологические компоненты работоспособности

2.4 Психофизиологические основы адаптации к профессиональной деятельности

Глава 3. Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности менеджеров по персоналу

3.1 Методы изучения профессии

3.2 Профессиограмма и психограмма менеджера по персоналу

3.3 Адаптация менеджера по персоналу

Вывод по главе 3.

Заключение

Библиография

Введение

Актуальность. В системе управления персоналом много различных аспектов, и работа менеджера по персоналу требует не только определенных знаний в профессии, но и предполагает проявление его психофизиологических свойств. Это связано с тем, что каждый человек - это личность, со своим характером, со своими эмоциями. Именно изучение этого аспекта необходимо при рациональной организации трудовой деятельности менеджера по персоналу.

Предмет исследования - профессиональная деятельность менеджеров по персоналу.

Объект исследования – анализ деятельности менеджера по персоналу с точки зрения психофизиологии.

Основной целью данной работы является изучение психофизиологических свойств человека, проявляющихся в профессиональной деятельности менеджера персонала и оказывающих влияние на эффективность и качество этой деятельности. Такие свойства служат надежности и работоспособности человека, укреплению его психического состояния, удовлетворенности трудом.

Основными задачами курсовой работы являются:

- раскрыть теоретические основы психофизиологии в профессиональной деятельности;

- сформировать представления о профессиональном отборе и профессиональной пригодности;

- произвести психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности менеджеров по персоналу.

Работа состоит из трех глав. В первой главе раскрываются теоретические основы психофизиологии в профессиональной деятельности, описываются основные методы в психофизиологии. Вторая глава посвящена психофизиологии профессионального отбора и профессиональной пригодности, рассматриваются аспекты профессионального отбора. В третьей главе дан психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности менеджеров по персоналу.

Глава 1. Теоретические основы психофизиологии в профессиональной деятельности


1.1 Предмет психофизиологии. Основные задачи психофизиологии профессиональной деятельности

Предметом психофизиологии профессиональной деятельности являются психофизиологические компоненты, способствующие направлению и регулированию трудовой активности работника, которая реализуется в исполнительских действиях и свойствах личности.[1]

Психофизиология рассматривает профессиональную деятельность человека в совокупности его биологических, психических и социальных проявлений. К числу основных исследовательских задач психофизиологии профессиональной деятельности относят:

• исследование особенностей психических процессов (внимания, представления, памяти, мышления и др.) как регуляторов трудовой деятельности личности;

• изучение основных психофизиологических свойств субъекта труда и их структуры как факторов организации трудовой деятельности и ее эффективности;

• изучение особенностей и структуры функциональных состояний в трудовой деятельности, а также их связи с динамикой трудового процесса и его эффективностью;

• раскрытие и учет индивидуальных психофизиологических особенностей субъекта труда. [2]

Существует и категория традиционных задач: разработка профессиографического направления, которое заключается в психофизиологической характеристики основных профессий, изучении требований профессий к личности, изучение профессий в целом.[3]

Психофизиологические закономерности рассматривает и карьеровая психология, начиная от этапов профессиональной ориентации и обучения и кончая завершающими этапами профессиональной биографии.

Психофизиология базируется на естественных и гуманитарных дисциплинах. Она изучает свойства нервной системы, роль биологических факторов в реализации психической деятельности.[4]

Наиболее близка к психофизиологии физиологическая психология. Это отрасль психологической науки, которая изучает физиологические механизмы психической деятельности от низших до высших уровней ее организации.

Исходя из этого определения, видно, что у психофизиологии и физиологической психологии задачи практически совпадают. И только в терминологическом характере заключаются различия между ними.

Предметом изучения физиологической психологии является изучение отдельных физиологических функций. Предметом психофизиологии является поведение человека или животного.[5] При этом считается, что поведение является независимой переменной в отличии от физиологических процессов.


Современная психофизиология объединяет физиологическую психологию, физиологию высшей нервной деятельности (это процессы, происходящие в высших отделах центральной нервной системы животных и человека),[6] «нормальную» нейропсихологию и системную психофизиологию.

1.2 Методы исследования в психофизиологии профессиональной деятельности

Основными методами исследования в психофизиологии являются электрофизиологические методы, так как в физиологической активности клеток, тканей и органов особое место занимает электрическая составляющая. Электрические течения являются наиболее точными показателями любых физиологических процессов.[7]

Электрические показатели физической активности имеют неоспоримые технические удобства их регистрации. Более того, большую часть этих показателей можно регистрировать, никак не вмешиваясь в изучаемые процессы и не травмируя объект исследования. [8]

Самыми популярными методами являются: регистрация импульсной активности нервных клеток, регистрация электрической активности кожи, электроэнцефалография, электроокулография, электромиография и электрокардиография. В настоящее время начали использоваться еще метод регистрации электрической активности мозга — магнитоэнцефалография и изотопный метод (позитронноэмиссионная томография).[9]

Электроэнцефалография — метод регистрации и анализа электроэнцефалограммы (ЭЭГ). При нем определяется суммарная биоэлектрическая активность мозга. Метод основан на регистрации, анализе и интерпретации биотоков мозга животных и человека.[10]

Регулярная электрическая активность мозга может быть определена уже у плода и прекращается только с наступлением смерти. Мозговые волны можно наблюдать даже при наркозе и глубокой коме.

Существует так называемая система «10-20». Согласно этой системы у каждого испытуемого измеряется расстояние между серединой переносицы и твердым костным бугорком на затылке, а также между левой и правой ушными ямками.[11] Это позволяет точно указывать расположение электродов. Сегодня ЭЭГ является наиболее перспективным для психофизиолога, но еще требующим тщательного изучения.


Анализируют ЭЭГ двумя способами: визуальным (клиническим) и статистическим.

Первый способ используется в диагностических целях. При этом анализ основывается в соответствии с общепринятыми стандартами нормы, обнаруживаются ли у пациента признаки очагового поражения мозга и какова локализация очага поражения. Клинический анализ ЭЭГ всегда индивидуален, а качество его просмотра и интерпретации зависит от опыта электрофизиолога, его умения «читать» электроэнцефалограмму.

Второй способ исследования Статистические методы исследования исходит из того, что фоновая ЭЭГ стационарна и стабильна. Обработка данных состоит в том, что волна любой сложной формы математически идентична сумме синусоидальных волн разной амплитуды и частоты. В исследовании ВП можно выделить три уровня анализа: феноменологический; физиологический; функциональный.[12]

Магнитоэнцефалография (МЭГ) — метод регистрации и анализа параметров, магнитных полей организма человека и животных. С помощью данного метода можно дополнить информацию об особенностях функционирования мозга, получаемую с помощью ЭЭГ. [13]

Электромиография (ЭМГ) — метод исследования функционального состояния органов движения путем регистрации биопотенциалов мышц. Наиболее эффективно использовать этот метод в сочетании с другими методами.

Позитронн-оэмиссионная томография (ПЭТ) — метод исследования, в котором используются ультракороткоживущие позитронизлучающие изотопы — «красители», входящие в состав естественных метаболитов мозга, которые вводятся в организм внутривенно или через дыхательные пути. Этот метод позволяет наблюдать мозг объемно.[14]

Ядерная магнитная резонансная интроскопия (ЯМРИ) — метод исследования, основанный на определении в мозговом веществе распределения плотности ядер водорода (протонов) и на регистрации некоторых их характеристик при помощи мощных электромагнитов, рас- положенных вокруг тела человека. [15] С помощью этого метода можно получить информацию о структурах головного мозга не только анатомического, но и физикохимического характера. Плюс этого исследования также в том, что оно может быть многоплоскостным.

Когда появились психофизиологические исследования, при их проведении стали применяться вегетативные реакции: изменение проводимости кожи, сосудистые реакции, частота сердечных сокращений, артериальное давление и другие.


По некоторым вегетативным реакциям можно дифференцировать различные рефлексы. Так, например, ориентировочный рефлекс сочетается с расширением сосудов головы, тогда как оборонительный — с сужением. Сосуды рук в обоих случаях сужаются.[16]

Как прямой метод, вегетативные реакции использоваться не могут, так как они:

• слишком медленны и протекают с задержкой;

• слишком тесно связаны с изменением функционального состояния и эмоциями;

• неспецифичны в отношении стимулов и задач. [17]

Изменение проводимости кожи необходимо при оценке эмоционального состояния испытуемых. Очень важно исследовать показатели работы сердечно-сосудистой системы, так как она обеспечивает постоянство жизненной среды организма.

Психофизиологу важно выявить реакцию глаз. В частности определяется: сужение и расширение зрачка, мигание и глазные движения.

Все описанные методы получения психофизиологической информации имеют свои достоинства и недостатки, поэтому лучше всего их использовать в комплексе.

Нельзя отрицать роль эмоций в трудовой деятельности.

В психологии под эмоциями понимают психические процессы, которые выражаются переживаниями и отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. [18]С точки зрения физиологии эмоция — это активное состояние системы специализированных структур мозга, способствующее побуждать организм изменить поведенческую реакцию в направлении минимизации или максимизации этого состояния.[19]

Любые эмоции оказывают непосредственное влияние на деятельность человека. Отрицательные эмоции сказываются негативно, положительные – позитивно. Кроме того, через эмоции передается отношение человека к действительности. Эмоции служат управлением поведения человека. Например, при сильном волнении, человек может растеряться и даже забыть, какую работу он хотел выполнить.

Вывод по первой главе.

Психофизиология рассматривает профессиональную деятельность человека в совокупности его биологических, психических и социальных проявлений.

Основными методами исследования в психофизиологии являются электрофизиологические методы. При таких исследованиях очень важно понять эмоциональное состояние человека, ведь эмоции оказывают существенную роль на работоспособность.