Файл: Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности менеджеров по персоналу (Профессиограмма и психограмма менеджера по персоналу).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 266

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы психофизиологии в профессиональной деятельности

1.1 Предмет психофизиологии. Основные задачи психофизиологии профессиональной деятельности

1.2 Методы исследования в психофизиологии профессиональной деятельности

Вывод по первой главе.

Глава 2. Психофизиология профессионального отбора и профессиональной пригодности

2.1 Профессиональный отбор

2.2 Профессиограмма и психограмма как способы изучения профессии

2.3 Психофизиологические компоненты работоспособности

2.4 Психофизиологические основы адаптации к профессиональной деятельности

Глава 3. Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности менеджеров по персоналу

3.1 Методы изучения профессии

3.2 Профессиограмма и психограмма менеджера по персоналу

3.3 Адаптация менеджера по персоналу

Вывод по главе 3.

Заключение

Библиография

Стадия срыва или прогрессивного снижения продуктивности отличается тем, что функциональные возможности человека значительно нарушены. [36]

Стадия «конечного порыва» характеризуется продолжающимся снижением работоспособности. Работа в такой стадии может привести к переутомлению и хроническим заболеваниям.

Стадия восстановления работоспособности характеризуется развитием восстановительных процессов в организме. Различают текущее восстановление — в процессе работы после завершения ее наиболее напряженных этапов, срочное восстановление — непосредственно после окончания всей работы, отставленное восстановление — на протяжении многих часов после завершения работы и медико-психологическая реабилитация — восстановление после острых и хронических рабочих перенапряжений с применением активных средств воздействия на психические, физиологические и физические функции и качества субъекта труда.[37]

Работоспособность человека как субъекта труда рассматривается на трех уровнях: морфофизиологическом, психологическом и поведенческом.

На морфофизиологическом уровне учитывается состояние здоровья человека, влияние на его организм неблагоприятных воздействий.

При анализе работоспособности субъекта труда на психологическом уровне обращается внимание на трудовую нагрузкуобсуждаются функциональное содержание трудовой нагрузки, а также трудовую мотивацию, побуждающую работника к деятельности.

Когда рассматривается работоспособность на поведенческом уровне, можно исследовать трудовой опыт, навыки, стиль деятельности. [38]

Для оценки уровня работоспособности используется ряд показателей. Прямые (профессиональные) показатели характеризуют эффективность и надежность выполнения трудовых задач в реальной деятельности или при решении «рабочих тестов». На практике оценка работоспособности часто производится на основе использования именно ее прямых показателей.

Косвенные (функциональные) показатели отражают текущее функциональное состояние организма, его резервные возможности и уровень активации профессионально значимых психических функций. Для этого используются физиологические методы и тесты. [39]

Качество труда зависит от профессиональной надежности субъекта труда.

Основным критерием профессиональной надежности являются понятия «отказ» — прекращение действий или деятельности, и «ошибка» — неправильное действие, приводящее к отклонению в деятельности управляемой техники (или человека) за допустимые пределы.[40]


Для рассмотрения работоспособности необходим комплексный подход, при котором учитываются показатели эффективности или продуктивности деятельности, показатели самочувствия человека и психофизиологические показатели состояния систем и функций организма.

2.4 Психофизиологические основы адаптации к профессиональной деятельности

Когда человек только начинает трудовую деятельность, он проходит через процесс адаптации.

Адаптация к труду — это процесс перестройки и приспособления личностных, энергетических, информационных, операциональных и других структур и систем субъекта труда к особенностям трудовой деятельности в целях наиболее эффективной его саморегуляции на этапах профессионального пути.[41]

В процессе адаптации можно выделить три периода: адаптивное напряжение, стабилизация, адаптивное истощение. Эти периоды отражают соотношение состояния энергетических, информационных, поведенческих ресурсов субъекта труда и требований производственной среды. Профессиональная адаптация проявляется в форме производственных, физиологических, психологических и социальных факторов регуляции приспособительных процессов и признаков адаптации.[42]

Профессиональная (производственная) адаптация характеризуется повышением производительности труда, ростом самостоятельности и проявлением творчества в работе.

Психологическая адаптация проявляется в повышении функциональной надежности, эмоциональной устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов деятельности, в адекватности эмоциональных переживаний профессиональных успехов и неудач.

Социальная адаптация отражается в процессах принятия и усвоения норм поведения, свойственных для конкретной организации, и своей социальной роли в группе.[43] Можно выделить две стратегии процесса профессиональной адаптации:

• конформную, отражающую стремление соответствовать нормам конкретной профессиональной среды;

• творческую, проявляющуюся в стремлении к самостоятельности, в поиске более совершенных приемов работы.[44]

Адаптация работников зависит от уровня пластичности нервной системы. Лица с низким уровнем выраженности таких свойств адаптируются к социальному окружению в основном за счет эмоционально-волевого компонента личности. У лиц с высоким уровнем пластичности адаптация происходит преимущественно за счет коммуникативных характеристик личности и рационального поведения. Важное место среди психологических механизмов адаптации занимает самооценка. При завышенной самооценке у человека проявляется уверенность в деле, при заниженной происходит пассивность, боязнь ответственности.


При экстремальных ситуациях у человека нарушается душевное равновесие. Чтобы его восстановить, необходима психическая переадаптация, направленная на восстановление душевного равновесия, и психическая реадаптация. Реадаптация необходима, когда человек возвращается в обычную, не связанную с опасными экстремальными факторами жизнь.

Вывод по главе 2. Для того, чтобы определить профпригодность человека, проводять профессиональный отбор. Различают четыре аспекта профессионального отбора: медицинский, физиологический, педагогический и психологический. Самое оптимальное, когда отбор проводится в комплексе.

Для обозначения внутренних, субъектных факторов, влияющих на продуктивность труда был введен термин «работоспособность».

Работоспособность зависит от многих характеристик: инженерно- психологических, гигиенических, содержания, условий и организации труда, системы отбора и подготовки специалистов. Уровень работоспособности отражает потенциальные возможности человека выполнять конкретную работу, его личные резервы, а также возможность проявить их.

В процессе становления трудовой деятельности, человек проходит период адаптации, в процессе которой можно выделить три периода: адаптивное напряжение, стабилизация, адаптивное истощение.

Таким образом, психофизиология профессионального отбора и профессиональной пригодности – процесс достаточно сложный, который проходит через ряд этапов.

Глава 3. Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности менеджеров по персоналу

3.1 Методы изучения профессии

В психофизиологическом анализе можно выделить следующие методы:

- анализ рабочих документов с целью ознакомления со спецификой конкретной деятельности;

- наблюдение за рабочим процессом – для сбора визуальной информации о содержании деятельности;

- опрос (беседа, анкетирование, экспертные оценки);

- самонаблюдение и самоотчет – воспроизведение субъектом своих личных впечатлений, суждений в связи с выполнением трудовых задач;


- трудовой метод – информация об особенностях деятельности от экспериментатора, включенного в трудовой процесс;

- биографический метод – анализ жизненного и профессионального пути;

- физиолого-гигиенические методы – изучение условий деятельности;

- эксперимент (естественный и лабораторный) – изучение психологических особенностей субъекта труда (психометрические тесты, личностные опросники, психофизиологические, физиологические и биохимические методы). [45]

Существует несколько классификаций методов изучения профессиональной деятельности. Если их обобщить, можно выделить две больших группы:

- группу не экспериментальных методов (изучение профессиональной деятельности в естественных условиях);

- группу экспериментальных методов (целенаправленное изучение организации условий и способов выполнения деятельности).[46]

В первую группу входят два основных метода: метод наблюдения и метод опроса, а также ряд дополнительных методов. Вторая группа включает эксперимент лабораторный и естественный (производственный), а также метод тестов.

Не экспериментальные методы.

В процессе наблюдения можно получить данные о разных проявлениях рабочего поведения, об условиях труда, других рабочих моментов. Выделяют внешнее (непосредственное) наблюдение и внутреннее (самонаблюдение).

Внешнее, или непосредственное, наблюдение позволяет описать действия, приемы и движения работника, их соответствие нормативным целям. Обычно наблюдение проводится по специально заготовленному плану. Важным принципом наблюдения является сравнительный подход. При этом идет сравнение совершенно разных людей, с разным стажем работы, разной степенью успешности. Это позволяет выяснить причины успеха в труде и овладении профессией. К недостаткам метода наблюдения можно отнести недоступность некоторых элементов. Например, очень сложно выявить посредством наблюдения процесс принятия решения у хирурга при выполнении операции. [47]

Для повышения объективности и точности наблюдения применяют ряд дополнительных приемов и методов, которые в первую очередь касаются регистрации результатов профессиональной деятельности. Это могут быть фотографии рабочего дня, хронометраж, анализ продуктов трудовой деятельности. Применение фото- и видеосъемки позволяет фиксировать действия и движения работника во время выполнения основной деятельности, мимику, маршруты передвижения во время работы. Резуль- таты фотографии рабочего дня представляются в виде графиков. Хронометраж — измерение времени трудовых операций. Он позволяет определить их длительность, частоту повторяемости в определенные промежутки времени, интенсивность трудового процесса. Здесь надо соблюдать необходимый такт. Человек с секундомером за спиной во время выполнения работы может вызвать негативные эмоции, поэтому работнику заранее необходимо объяснить, для чего и зачем проводится хронометраж.


Анализ продуктов трудовой деятельности может быть существенным дополнением к методу непосредственного наблюдения. В качестве таковых могут выступать как продукты деятельности, а также поведенческие проявления активности работников. Использование этого метода позволяет; - определить некоторые требования, предъявляемые профессией к психическим качествам человека, проанализировать динамику работоспособности путем прослеживания изменения качества продукции в течение рабочего дня. Вариантом данного метода является и анализ ошибочных действий, сбоев в работе, несчастных случаев и аварий. Это позволяет вскрыть психологические особенности профессий. Самонаблюдение выступает в двух формах: самоотчета профессионала и включенного наблюдения (трудового метода).[48]

В первом случае специалисту предлагают думать вслух во время своей деятельности, проговаривая каждую операцию, каждое наблюдение за процессом труда. Это помогает работникам обратить внимание на те элементы деятельности, на которые они раньше внимания не обращали.

Во втором случае психолог сам становится учеником и, начиная изучать профессию, совершенствуется в ней все больше и больше.

Опросные методы традиционно представлены в двух формах: устного опроса (беседа, интервью) и письменного опроса (анкетирование). Беседа используется при освещении самого широкого круга проблем. Она строится по определенному плану, предполагает обоюдную активность как со стороны опрашивающего, так и опрашиваемого. Анкетирование предполагает получение ответов опрашиваемых в письменной форме на заранее сформулированные вопросы. Оно проводится в тех случаях, когда нужно получить данные от большого количества людей в короткие временные сроки. Анкетирование более экономично по времени.[49]

Метод экспертных оценок предполагает опрос специалистов о тех или иных элементах рабочей ситуации или личности профессионала с целью построения ответственного заключения. Как правило, при этом используется целый комплекс методов.

Экспериментальные методы.

Традиционно выделяют два вида эксперимента с точки зрения условий его организации: лабораторный и естественный.

Лабораторный эксперимент представляет собой моделирование ситуаций профессиональной деятельности в условиях лаборатории. При таком эксперименте можно контролировать условия, проводить эксперимент несколько раз. Основной недостаток - искусственность созданной ситуации.[50]