Файл: Стратегии взаимодействия фирм в теории и на практике (Факторы рыночной структуры, оказывающие влияние на взаимодействия фирм).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) Доминирующая фирма - это та фирма, которая владеет большей долей на рынке. Как следствие, она обладает большими ресурсами, которые позволяют значительно дольше других, выдерживать борьбу в ценовой войне. Та фирма, которая доминирует, зачастую выпускает продукт, более высокого качества, чем отстающие фирмы. В тоже время, высокое качество продукта, может быть определено не только внутренними свойствами того товара, который выпускается, но и рекламой, репутацией фирмы, или тем, что данная фирма, уже давно производит данный товар (в результате этого, у потребителей, вырабатывается приверженность к марке). [9, с. 314]

2) Группа относительно небольших фирм, которые заключили картельное соглашение, между собой. Координация деятельности тех фирм, которые заключили соглашение, оказывает аналогичное влияние на рыночную цену, что и одна огромная фирма.

3) Фирма, у которой минимальные издержки, которые позволяют ей установить значительно низкую цену чем у остальных конкурентов, и тем самым, выиграть ценовую войну. В качестве причин значительно низких издержек, может выступать использование более эффективных технологий, а также более качественных ресурсов. Сюда можно отнести эффективный менеджмент и возрастающую отдачу от масштаба.

4) Барометрический лидер - это та фирма, которая более тонко, чувствует конъюнктуру спроса. Это дает ей возможность, получать большие прибыли, по сравнению с конкурентами. Соответственно, она может дольше выдерживать ценовую войну. Помимо этого, барометрический лидер, зачастую обладает способностью более эффективно использовать накопленный им опыт. [8, с. 202]

Те барьеры для входа в отрасль, которые создаются олигополистами, являются аналогичными тем барьерам, которые защищают монополию. В этом случае, также является возможным, существование естественной олигополии. Это связано с тем, что возрастающий эффект масштаба, может существование многих фирм, сделать неприбыльным на рынке. Патентование, а также лицензирование технологии, могут исключить потенциальных конкурентов. [17, с. 323] А существующая необходимость по расходованию средств на рекламу фирмы, а также её товаров, и утверждение их репутации на рынке, могут выступить в качестве препятствия для вступления новых фирм на рынок. Таковыми, являются «естественные» преграды. Они находятся в основе структуры отдельно взятого рынка. Помимо этого, ведущие фирмы, смогут предпринимать различные стратегические действия, направленные на то, чтобы затруднить вступление новичков на рынок. К примеру, они конкуренты могут начать угрожать, что переполнят рынок товарами, и тем самым, снизят цены, в случае входа новой фирмы на рынок. А для того, чтобы данная угроза, была реальной, такие фирмы, могут создать дополнительные производственные мощности. Стоит отметить, что преграды к вступлению на рынок, могут возникнуть, в любое время. [16, с. 570]


В связи с этим, в качестве одной из причин ценовой конкуренции, в условиях олигополии, выступает создание барьера, для входа в отрасль, новых конкурентов. Те сверхприбыли, которые получают олигополисты, будут привлекать новые фирмы в данную отрасль. [14, с. 352]

В связи с этим, старые фирмы, которые имеют прочное положение в отрасли, должны будут предпринимать, определенные действия, направленные на воспрепятствование появлению на рынке новых фирм, или вытеснению этих фирм с рынка, до того момента, как они, смогут закрепится на нём. Последнее, осуществлено быть может следующим образом. [11, с. 148]

Зачастую, все крупные фирмы, содержат у себя в распоряжении, дополнительные производственные мощности. Такое положение означает то, что при нормальных условиях, олигополистами, производится гораздо меньше продукции, чем им могут позволить производить, запасы их оборудования, а также сырья. Такое обстоятельство, приводит к поддержанию цены находящегося на рынке продукта, на более высоком уровне. Выбирая за основу существующую высокую цену в отрасли, «новичок», который собирается войти в отрасль, сопоставляет данную цену, со своим средними издержками. В последствии, видя то, что цена, значительно их превышает, в данной отрасли открывает собственное производство, при этом, рассчитывая на его прибыльность. Необходимо обратить внимание на то, что средние издержки новой фирмы, всегда будут значительно выше средних издержек тех фирм, которые уже давно закрепились в отрасли. Такое положение связано с тем, что новая фирма, помимо обычных издержек связанных с производством, будет нести дополнительные издержки, необходимые для вступления в отрасль. Как правило, такие издержки, довольно значительные. Не малую часть издержек, составляют расходы на рекламу. Ведь продукцию старых фирм, уже хорошо знают, и любят потребители. А вот продукция новичка, еще остается неизвестной. Из этого следует, что необходимо провести весьма мощную рекламную компанию, для того, чтобы завоевать доверие потребителей. [8, с. 202]

С того момента, с которого новая фирма приходит на рынок, старые фирмы, начинают применять все возможные варианты по использованию дополнительных производственных мощностей, молниеносному увеличению объёмов производства, и наводнению рынка своей продукцией. Расширение предложения продукции, способствует резкому снижению рыночных цен, на такую продукцию. В принципе, старые фирмы, способны снизить цены, до уровня своих собственных средних издержек. При этом, они могут на время отказаться от получения прибыли. Но принимая во внимание то обстоятельство, согласно которому, средние издержки новой фирмы, являются выше средних издержек у старых фирм, легко понять то, что новичок, будет обречён на несение значительных убытков. Это связано с тем, что цена, упадёт ниже его средних издержек. Нашему «новичку», не остается ничего другого, как по доброй воле уйти из данной отрасли. В последствии, как конкурент, будет с рынка вытеснен, старыми фирмами, будет сокращен объём выпуска. результатом этого, будет являться то, что цены на их продукцию, значительно возрастут, и тем самым, они благополучно вернут себе, всю недополученную прибыль. [6, с. 336]


В тоже время, понижение цены - является экономически невыгодным мероприятием, так как, способно привести, к сокращению прибылей всех фирм, находящихся в отрасли. В связи с этим, ценовые войны на олигополистических рынках, происходят достаточно редко. В обычных ситуациях, на рынках преобладает стабильность цен. [11, с. 456]

Выводы:

Теория рыночных структур, выступает как логическое продолжение теории фирмы (или теории производства). Это связано с тем, что она посвящена поведению фирм на рынке, какого-либо продукта, или ресурса. Естественным будет предположить то, что возможности, а также желания фирмы, находящейся в конкурентной борьбе, будут в том числе определятся, ее производственной функцией, и кроме этого, ее принципами поведения. то есть теми обстоятельствами, которые выступают предметом теории фирмы.

Олигополия - представляет собой, наличие на рынке, определённого товара, принадлежащего нескольким очень крупным фирмам, которые контролируют, значительную часть производства, а также сбыта. И при этом, они конкурируют друг с другом. Каждая из таких фирм, осуществляет самостоятельную рыночную политику. Но при этом, любая фирма, зависит от своих конкурентов, и тем самым, должна с ними считаться. Товар, который реализуется олигополистическими фирмами, может быть дифференцированным (как при монополистической конкуренции), а также может быть стандартизированным (как при совершенной конкуренции). В любом случае, олигополистическая фирма, обладает монопольной властью. Другими словами, она может оказывать влияние на цену своей продукции.

2. Взаимодействие фирм. Факторы рыночной структуры.

2.1 Взаимодействие фирм

Взаимодействия фирм, представляют собой, определенную систему отношений. Перед тем, как проводить анализ механизма взаимодействия фирм, находящихся в переходной экономике, следует исследовать то, что такое взаимодействия фирм, и какова их роль, а также место, в экономической системе современного общества. [21. с. 362]

Взаимодействие фирм, предполагает собой определенную систему отношений, действующих на микроуровне. Такая система, включает в себя, следующие отношения:

- между действующими продавцами на рынке,


- между продавцами и покупателями,

- между реальными и потенциальными продавцами.

Взаимодействия фирм, могут быть выражены, в установлении фирмами, рыночной цены, а также определении объемов по выпуску и продажам. Помимо этого, они могут быть выражены: в качественных характеристиках товара, величиной затрат, которые требуются, для создания барьеров для конкурентов, при выходе их на рынок. Из этого следует, что взаимодействия фирм, способны отразить весь комплекс мер, которые позволяют фирме, оказывать влияние как на спрос, так и на предложение. [20, с. 216]

По общему правилу, выделяется несколько видов взаимодействия фирм:

1) По степени согласованности стратегий фирм на рынке, выделяют:

- конкурентные (несогласованные) взаимодействия. Это взаимодействия, при которых фирмы, конкурируют друг с другом, и в значительной степени, осуществляют самостоятельную политику на рынке,

- кооперативные (согласованные) взаимодействия. Это взаимодействия, в которых фирмы, предварительно договариваются о своих совместных действиях. На рынке, они выступают как «единый фронт». [22, с. 556]

Такие типы отношений, являются характерными, для развитой рыночной экономики.

2) Наряду с этим, выделяются аморфные взаимодействия. Это взаимодействия, при которых отношения между фирмами, основываются по большей части, на неформальных договоренностях (чем на институционально оформленных контрактах). Таким образом, высокой, остается степень риска получения морального ущерба, а также оппортунистического поведения. При аморфных взаимодействиях, большое распространение, получает полулегальный рынок "серый". [23, с. 184]

Данный тип отношений, является характерным, для переходной экономики.

В качестве основных факторов, влияющих на взаимодействия фирм, в переходной экономике, выступают:

- величина трансакционных издержек,

- неопределенность прав собственности,

- тонкая грань между финансовыми и реальными трансакциями,

- концентрация покупателей. [24, с. 272]

Рассмотрим данные факторы взаимодействия фирм более подробно.

Достаточно значительное влияние на взаимодействия фирм, в переходной экономике, оказывают трансакционные издержки.

Трансакционные издержки - это издержки на поиски партнера, заключения соглашения, а также обеспечения правильного выполнения договора. [21, с. 362]

Данные издержки, оказывают воздействие, на склонность фирмы к совершению самостоятельных действий. Чем выше будут трансакционные издержки, как на рынке, так и в отрасли, тем менее прочным, будет положение фирмы. Соответственно, будет выше риск хозяйствования в одиночку, а также увеличится склонность фирмы, к поиску партнеров значительно сильнее. Это к примеру может проявиться, через стремление фирмы, заключать вертикальные контракты, или войти в определенное отраслевое, или региональное промышленное объединение. Говоря иначе, большая величина трансакционных издержек, способна сократить стимулы фирмы, к конкурентным взаимодействиям, и тем самым, увеличить стремление, к кооперативным отношениям (или картелям). [20, с. 216]


В отличие от развитой рыночной экономики, в которой трансакционные издержки, являются незначительными, и в силу своей жесткости институциональных структур экономики, переходная экономика, может быть охарактеризована существенной величиной, такого рода издержек. Это способно видоизменить поведение экономических агентов, находящихся на рынке. А значит, сами рыночные структуры, изменяются в частности, в сторону тенденции, к большей концентрации. [21, с. 362]

В качестве еще одного фактора, который активно влияет на взаимодействия фирм, находящихся в переходной экономике, выступает неопределенность прав собственности.

Изменение сложившейся структуры собственности, влечет за собой, процесс по трансформации экономической системы. Происходит процесс возникновения и динамичного развития частной собственности, сокращение удельного веса и значимости государственной собственности, видоизменяется роль акционерной, а также кооперативной собственности, свое место, находит и смешанная собственность. В переходный период, разнообразие форм собственности, не является стабильным, а также жестким. Каждой форме собственности, еще только предстоит найти, свою нишу функционирования (в рамках целостной экономической системы). [18, с. 595]

В результате таких преобразований, отраслевая структура, приобретает весьма аморфный характер. Становится трудным определить то, кто же в действительности, выступает в качестве агента какого-либо рынка: собственник сырья, которым будет предприятие - производитель готовой продукции или непосредственно продавец товара.

Для финансовых и реальных трансакций, необходимо отвести, определенное место, во взаимодействии фирм, в переходной экономике необходимо отвести финансовым и реальным трансакциям. [23, с. 184]

В централизованной экономике, существующая малозначимость финансового сектора, в переходный период, выразилась в неопределенности, а также неурегулированности финансовых агентов рынка. Таким образом, с одной стороны, таких агентов, формально становится все больше и больше. А вот с другой стороны, только незначительная доля таких агентов, будет специализироваться только на финансовых операциях. Это является характерным, для развитой рыночной системы. В результате этого, происходит смешение агентов, которые действуют в реальном секторе экономики с теми агентами, которые функционируют в финансовой сфере. Такое положение, создает определенные трудности, в случае выявления экономических субъектов, какого-либо рынка, определенной отрасли экономики. К экономическим агентам, формально, следует относить, только производителей данного товара. На практике, в продуктовые цепочки, весьма активно, внедряются финансовые посредники. Такие посредники, не только обслуживают сам процесс по продвижению товара к конечному потребителю, но они также активно формируют рыночную структуру отрасли. Они осуществляют воздействие на рыночные цены, а также объемы поставок товара, и доли, принадлежащие отдельным производителям на рынке. Игнорирование данного рода финансовых агентов, способно в значительной мере, уменьшить уровень концентрации, а также степень монопольной власти в отрасли. [17, с. 323]