Файл: Стратегии взаимодействия фирм в теории и на практике (Факторы рыночной структуры, оказывающие влияние на взаимодействия фирм).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для подробного раскрытия темы, рассмотрим следующий основной фактор взаимодействия фирм, в переходной экономике.

Концентрация покупателей, также как и концентрация производителей, способна оказать воздействие, на масштабы монопольной власти, действующей на рынке. [18, с. 595]

Очевидным является то, что одна и та же фирма, будет выставлять различные цены, и тем самым, получать различную прибыль (в том случае, когда она продает товар, множеству мелких покупателей, и если она, сталкивается с несколькими крупными заказчиками. Чем крупнее будет покупатель, по отношению ко всему объему реализации фирмы, тем большей монопсонической властью, он будет обладать, и пользоваться ею, для оказания давления на действующие цены, в сторону их понижения.

Крупные покупатели, имеют возможность оказания влияния на продавцов, во время заключения контрактов. Это может происходить таким образом, что условия контракта, будут оговариваться, в пользу покупателя. К примеру, существуют многочисленные ценовые скидки, предоставляемые крупным заказчикам. Это отражает, объективную экономию на масштабах производства, а также сбыта партии товара, одному лицу. [21, с. 362]

Ситуация, в которой одновременно существуют крупный потребитель и высокий уровень по концентрации производителей на рынке, носит название - «противоборствующая власть». Каким образом будут развиваться события, в этом случае, полностью зависит от результатов переговоров, между сторонами, у которых преобладают противоположные интересы. Любопытным является то, что в данном случае, даже наиболее точная экономическая модель, может предсказать, только возможные границы, для установления равновесной цены. Окончательный исход переговоров, зачастую не определен. Все может решить, переговорная сила сторон. То есть то, какая из сторон, окажется в большей степени устойчивой психологически, против давления со стороны другого партнера. [22, с. 556]

Анализ тех факторов, от которых, зависит тип взаимодействия фирм на определенном рынке (в той или иной отрасли), является важным, с точки зрения, определения возможных отношений экономических агентов. Также, весьма важной, является точка зрения, о применении, а также эффективности мер государственного воздействия, на экономическую структуру страны. [23, с. 184]

Специфика нашей экономики, заключается в наличии «скрытых монопольных эффектов». Другими словами, реализации монопольной власти, которая в силу особенностей по ее проявлению, не может быть обнаружена, на национальном уровне, при помощи традиционных методик по оцениванию уровня концентрации в отрасли. В связи с этим, на уровне экономики, в целом, монопольная власть, оказывается скрытой другими экономическими отношениями. На примере, рассмотрим это, на примере рынка растительных товаров. Существует, регионализация данного рынка. Существуют фирмы-посредники, которые доминируют, и оказывают влияние, на производителей, а также потребителей. В рамках определенного региона, происходит локализация рынка. С того момента, с которого происходит регионализация рынка, начинают появляться, специфические зоны монопольных эффектов. наличие таких зон, невозможно выявить, на национальном уровне. Официальные индексы, способны демонстрировать, незначительную величину по концентрации рынка. Из этого следует, что и правительством, не предпринимаются антимонопольные меры, направленные против агентов подобных рынков. Данные рынки, оказываются областями скрытой монополии. При этом, достаточно часто, в роли субъектов монопольных отношений, выступают не сами производители, а непосредственно финансовые посредники (или оптовые организации). [20, с. 216]


Можно утверждать о том, что доминирующая фирма, в силу своих особенностей институционального характера, способна оказаться основным типом взаимодействия фирм. [24, с. 272]

В рамках отдельных локальных рынков, развиваются процессы скрытой концентрации, в экономике.

На рынке, в качестве доминирующих агентов, могут выступать как традиционные предприятия по оптовой торговле, так и новые коммерческие структуры, не носящие торговый характер. Взаимодействие между такими фирмами, будет определять, рыночную ситуацию, способную сложиться на ближайшую перспективу. [22, с. 556]

В качестве еще одного вида взаимодействий между фирмами, в переходной экономике, выступают кооперативные взаимодействия. К примеру, в российских условиях, монопольные эффекты, также проявляются, через формирование картельных отношений. Существующее стремление предприятия к сохранению своей целостности, толкает его, к сотрудничеству с другими предприятиями, а также, к сотрудничеству с источниками финансовых ресурсов. В качестве них, выступают финансовые компании и банки. [16, с. 570]

Склонность предприятий, к сохранению длительных отношений между друг другом, в первую очередь, зависит от особенностей самого производства. К примеру, чем длительнее производственный цикл ( выпуск продукции тяжелого, и транспортного машиностроения, тепловозов, мощных турбин, оборудования для горнодобывающей промышленности и т.д.), тем больше предприятия, будут нуждаться в координации усилий, на протяжении длительного периода времени, и тем сильнее, будут стимулы, к созданию, а также поддержанию картельных отношений. [15, с. 323]

Кроме того, учитывая то, что стабильность картельных соглашений, зависит от того, каким образом, фирмы оценивают возможность по дальнейшему контакту друг с другом, тенденция к созданию картелей, является, характерной, для данного этапа переходной экономики. Это является положительным моментом, для развития экономической системы, тем самым, доказывая косвенным образом то, что российские предприятия, переходят в фазу стремления, к поддержанию прочных отношений в отрасли. Это подтверждает определенную необратимость экономических преобразований.

2.2 Факторы рыночной структуры, оказывающие влияние на взаимодействия фирм.


В переходной экономике, действует ряд факторов, способных облегчить сохранение картельного соглашения, и тем самым, поддержать дисциплину в картеле. [6, с. 336]

В первую очередь, способность картеля, повысить цены в отрасли, и тем самым, удерживать их на долгом протяжении, на высоком уровне, для всех тех фирм, которые входят в него, выступает в качестве намного более действенной меры в переходной системе, чем в развитой экономике.

Чем менее гибким будет спрос в отрасли, тем значительно легче, осуществлять действия, связанные с увеличением цен. В связи с этим, может быть выше, сам уровень картельной цены, а также совокупной выручки фирм. Потребитель, который вышел из недр централизованной системы, с ее дефицитностью практически всех товаров, может быть охарактеризован, меньшей степенью гибкости спроса, чем достаточно насыщенный спрос, в рыночной экономике. С обратной стороны, недостаточной гибкость, вновь отличается спрос, имеющийся в отраслях машиностроения, в которых потребителями, выступают крупные индустриальные производства. [8, с. 202]

Во вторую очередь, в переходной экономике, существуют низкие ожидания, наказания со стороны правительства, за создание нелегального картельного формирования.

Если фирмы, которые являются участниками картеля, ожидают того, что картельное соглашение, вскоре будет обнаружено правительством, и в результате, будут применены строгие санкции, фирмы, будут в меньшей степени, склонны к заключению данного рода соглашений. Обратной является ситуация, при которой фирмы полагают, что наказание, не будет к ним применено, или будет для них не таким существенным, то они в значительной степени, будут лояльны, ко всевозможным кооперативным взаимодействиям. [13, с. 198]

В условиях российской экономики, картельные соглашения, довольно часто, поощряются правительством, официально поддерживающим и регламентирующим деятельность различных финансово-промышленных групп, а также других структур, холдингового типа. Из этого, неудивительным является ожидание «расцвета» картелей, в экономике России. Но это, только субъективное мнение ряда теоретиков. [10, с. 752]

Переходная экономика, характеризуется весьма низкими издержками, по организации картеля.

Издержки на организацию картеля, включают в себя, в первую очередь, издержки по ведению переговоров, между предполагаемыми участниками. Величина данных издержек, может быть определена, тремя факторами:

1) значение имеет число фирм, находящихся в отрасли. Чем больше будет число фирм, тем труднее будет договориться между собой. В связи с этим, картельные соглашения, в основном являются характерными, для олигопольных рынков, присущих индустриальным товарам. Другими словами, на тех рынках, в которых спрос и предложение, выступают как узкоспециализированные. А из этого следует то, что они, требуют относительно небольшого числа участников. [18, с. 595]


2) определенную роль, играет концентрация производителей. В том случае, когда несколько крупных фирм, определяют основной объем по выпуску в отрасли, данные фирмы, могут достаточно легко, договориться между собой, при этом, не привлекая к ведению переговоров, другие (более мелкие) фирмы. Зачастую, крупные фирмы, в силу своей информационной прозрачности рынка, способны проводить, одинаковую политику в отрасли, при этом, не прибегая к каким-либо формальным соглашениям. Прекрасна зная о своей взаимозависимости, а также о параметрах поведения конкурентов, фирмы, для того, чтобы сохранить стабильность на рынке, способны выбрать такие значения по выпуску и ценам, которые позволят им, реализовать монопольную власть в отрасли. В соответствии с данными, по экономическим исследованиям, проведенными ВЦИОМ, в 45% случаев, степень концентрации четырех фирм в отрасли, составляла 80%. В 30% случаев, она равнялась от 46 до 63%. И только в 5% случаев, степень концентрации, была равна 20%. Учитывая то, что на региональных рынках, как правило, степень концентрации, является значительно выше, то создание картелей, также является характерной в значительной степени, для местных рынков. Примерно половина картельных сговоров, было обнаружено, на местных или региональных рынках. А вот 34,2%, уже на рынках национального уровня, и только лишь 5,2%, в международной торговле. [19, с. 296]

Учитывая тот факт, что российская экономика, является высококонцентрированной (с небольшими участниками как локальных, так и региональных, а достаточно часто, и национальных рынков), аналогичные закономерности, будут проявляться, и на всех российских рынках.

3) стабильность картеля, напрямую зависит от однородности продукта отрасли. Чем больше в отрасли будет товарного разнообразия (чем выше будет степень по дифференциации продукта), тем значительно труднее, будет фирмам договориться, о поддержании единого уровня цен, действующих на рынке. Своей цены, может потребовать каждая модификация товара. Также, она может потребовать пересмотра относительного уровня цен, во всей отрасли. Это делает действующее картельное соглашение, достаточно непрочным. В тоже время, с другой стороны, весьма трудно контролировать тот факт, придерживаются ли фирмы, соглашения о ценах. Не проводя снижения номинального уровня цены, фирма, для того чтобы привлечь дополнительных потребителей, и добиться роста по совокупному сбыту продукции, может выпустить, более качественный продукт (или увеличить объем ус луг, которые предоставляются вместе с выпускаемым товаром). Данные действия, которые с точки зрения действующего картеля являются «незаконными», практически невозможно осуществить на том рынке, в котором преобладает однородный продукт. К таким рынкам, можно отнести, почти все отрасли, которые выпускают средства производства. [20, с. 216]


Факторы стабильности картеля, указывают на явную нишу в переходной экономике, по жизнеспособности взаимодействий фирм: это рынок индустриальных товаров (в первую очередь, машиностроительные отрасли). [21, с. 362]

Картельные формы, при наличии высоких трансакционных издержек по самостоятельному ведению дела, а также высокого риска хозяйствования в переходной экономике, наряду с неразвитостью рыночной инфраструктуры, а также отсутствием информационной открытости рынка, вместе со слабостью государственной антимонопольной политики, делает весьма вероятным типом взаимодействия фирм. В частности, это выражается, в создании финансово-промышленных групп. Такие группы, можно трактовать, в качестве картелей, относящихся к новому поколению. Проведенный анализ общих закономерностей развития картельных взаимодействий, способен показать на то, что финансово-промышленные группы, способны и будут являться особенно эффективными в тех отраслях, в которых соблюдаются условия стабильности картеля. В первую очередь, это относится к отрасли структурной монополии. [23, с. 184]

Выводы:

Таким образом, проведенный анализ особенностей взаимодействия фирм, при переходной экономике, дает возможность выделить такие характеристики рынка, который развивается в России, как:

- высокая инерционность поведения экономических агентов,

- сильную связь монопольных эффектов, с контрактными отношениями фирм,

- внутренняя нестабильность взаимоотношений фирм, как органической черты их стратегического поведения,

- преобладание «аморфных» отношений, между субъектами рынка,

- высокая скованность

- малая мобильность ресурсов, между отраслями.

Высокая степень монополизации рыночных структур, также выступает в качестве существенной черты российского рынка. Со стороны средних предприятий, а также посреднических структур, наблюдается тенденция к монополии. Можно выделить, положительную роль картельных взаимодействий, в переходный период, в качестве координаторов экономической деятельности агентов отрасли, а также способа преодоления барьера, по нехватке финансовых средств, для осуществления инвестирования. При этом, проблема по взаимодействию фирм в переходной экономике России, является достаточно сложной, и требует дополнительного развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В экономической теории, достаточно большое внимание, уделяется существующим проблемам структуры рынка. Как правило, выделяется совершенную и несовершенную конкуренция. В том случае, при котором совершенная конкуренция, представляет собой несколько идеализированную модель структуры рынка, то несовершенная, является вполне реальной.