Файл: Выбор стиля руководства в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Умение управлять – это приобретенное свойство человека, которое можно лишь сформировать в течение жизни, получая для этого важные знания, навыки и обдумывая личный опыт.

Эффективное руководство требует учета постоянно изменяющихся условий жизнедеятельности людей, уровня их осознания себя как личностей, степени их образованности, а также информированности. Комбинация перечисленных обстоятельств составляет основу того, что называется подходом к руководству. Под последним следует понимать признанная в этот момент обществом общность принципов отношения к сотруднику, руководства им.

Предприятия, которые добиваются успеха, отличаются от остальных тем, что имеют более быстрое и эффективное управление. Вопросы эффективного управления вызывали интерес людей со стародавних времен, но систематический, целенаправленный анализ начался лишь со времен Ф. Тейлора. За этот период было сделано огромное количество исследований. Не смотря на это, до сих пор нет полного согласия по поводу того, как правильно руководить, чтобы это было более эффективно.

Сегодня формируются новые, исключительно положительные возможности для становления высокорезультативного стиля управления, что до недавнего времени занижалось, в частности, слабость демократии в руководстве, господством коммерческо-бюрократических рабочих приемов, отсутствием необходимой личной ответственности и другими недоработками.

В работе изучено многообразие понятий, определений стилей управления, личного воздействия, власти, лидерства, которые можно встретить в современной научной литературе по руководству, это многообразие определений говорит о трудности социального явления, показанного в них.

Тема курсовой работы не явилась случайной, так как, подбор стиля руководства оказывает влияние не только на эффективность работы фирмы в целом, но и на морально-психологический климат в коллективе. Работа управленцев и его показанный стиль руководства виден на итогах работы предприятия, что особенно актуально в сегодня.

Целью курсовой работы считается оценка работы фирмы при современных условиях.

Согласно поставленной цели создаются такие задачи:

- нахождение роли управленца в системе руководства персоналом.

- изучение параметров, которые определяют стиль руководства на фирме.

- нахождение роли управленца в увеличении эффективности работы фирмы.

Объектом исследования для выполнения данной работы выбрано ТОО «Оскемен-Пласт». Предмет исследования - знаечение управленческого поведения директора фирмы и его воздействие на итоги работы предприятия


Практическая часть исследования кроется в том, что она дает возможность оценить стиль управления и эффективность управленческой работы с психологической стороны, а также найти воздействие стиля руководства на эффективность работы предприятия в целом.

1 ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ

    1. 1.1 Экономические методы оценки труда руководителей

Производительность деятельности – это показатель экономической эффективности рабочей деятельности сотрудников. Она может определяться отношением количества выпущенного товара или услуг к трудовым затратам т.е. выработкой на единицу трудовых затрат. От уровня и динамики трудовой производительности зависят формирование общества и степень благосостояния всех его членов. Более того, степень производительности деятельности определяет и способ производства, и даже сам общественно-политический строй.

Степень производительности деятельности характеризуется 2-мя показателями: отработка продукции в единицу времени (прямой показатель) и трудоемкость изготовления товаров (обратный показатель).

Отработка продукции в единицу времени – самый популярный и универсальный показатель трудовой производительности. Увеличение трудовой производительности на фирмах проявляется в виде:

  • повышения массы товаров, формируемой в единицу времени при постоянном её качестве;
  • увеличение качества товаров при постоянной их массе, формируемых за единицу времени;
  • уменьшения затрат труда на единицу производимого товара;
  • изменения баланса затрат живого и прошлого труда в сторону роста части затрат прошлого труда при едином уменьшении трудовых затрат;
  • уменьшение времени производства и товарного обращения;
  • повышения массы и нормы прибыли.

Имеет место также понятие трудовой эффективности. Она больше, чем производительность, и несет в себе кроме экономического (производительность труда) ещё психофизиологический и социальный аспекты. Психофизиологическая трудовая эффективность может определяться влиянием трудового процесса на человеческий организм. С этой точки зрения правильным может быть признан только такой труд, который вместе с некоторой производительностью гарантирует безвредные, положительные санитарно - гигиенические условия и безопасность; полную трудовую содержательность и соблюдение периметра его деления; возможности всестороннего формирования физических, умственных сил и способностей человека в трудовом процессе; предотвращает негативное воздействие производственной обстановки на сотрудника. Отсюда может вытекать и понятие социальной трудовой эффективности, которое несет в себе требования правильного развития личности каждого сотрудника, увеличение его квалификации и увеличение производственного профиля, создание благоприятного социального климата в рабочих коллективах, повышение социально-политической активности и усовершенствование всего образа жизни.


Если заявленные требования не будут соблюдаться, то неизбежно понижаются и уровни роста трудовой производительности. Так, отрицательные санитарно-гигиенические и вредные для здоровья трудовые условия вызывают потери трудового времени из-за болезней, предоставлением незапланированных отпусков, уменьшение самого активного времени рабочей деятельности человека. Очень дробное деление труда выставляет границы возможности увеличение производственного профиля человека и повышения его квалификации. Отрицательные социальные взаимоотношения в рабочих коллективах могут также значительно понизить трудовую производительность при других одинаковых условиях предприятия.

Итак, трудовая эффективность поясняется его производительностью в их тесной взаимосвязи, что важно всегда учитывать при нахождении факторов и резервов увеличения трудовой производительности.

1.2 Лидерство и характеристика стилей руководства

Проблема лидерства и управления считается одной из самых крупных проблем. Первоначально лидер объяснялся как член группы, который выставляется в итоге взаимодействия членов группы при решении определенной задачи. Он показывает более высокий, чем иные члены группы, степень активности, участия, воздействия в решении этой задачи. Иными словами, лидер выставляется в определенной ситуации, беря на себя некоторые функции. Другие члены группы берут лидерство, то есть строят в отношении к лидеру такие отношения, которые предусматривают, что он будет их вести, а они будут его ведомыми.

Процесс лидерства бывает довольно противоречивым: мера «притязаний» лидера и мера готовности остальных членов группы брать его ведущую роль могут не быть одинаковыми. Определить реальные возможности лидера – это означает, в том числе определить, как понимают лидера иные члены группы. Мера воздействие лидера на группу также не считается величиной постоянной: при некоторых обстоятельствах лидерские возможности могут увеличиваться, а при остальных обстоятельствах, наоборот, уменьшаться.

Требует особого изучения проблема баланса 2-х понятий – «руководство» и «управление». Руководство - это более широкое понятие, которое означает ориентированное влияние на систему или некоторые процессы, которые происходят в ней, с целью изменения ее положения или придания ей новых качеств и свойств. Понятие «руководство» относится как к техническим, так и социальным системам. Управление же есть частный случай руководства. Его главные отличия в том, что управление:


1) ограничивается влиянием на людей и их общество;

2) предусматривает влияние руководителей на подчиненных;

3) призвано вызвать чью-то работу соответственно намерениями управленца.

Значит, руководство – это произвольное (целенаправленное) влияние на руководимых сотрудников и их общности, которое ведет к их правильному и активному поведению и работе, соизмеримо намерениям управленца. Поэтому управление можно назвать управлением, но далеко не всякое руководство есть управление.

Главные различия между лидерством и управлением сводятся к такому:

1) наполнение понятий: управление предполагает организацию всей работы группы, а лидерство объясняет психологические отношения, появляющиеся в группе «по вертикали», то есть с точки зрения баланса доминирования и подчинения;

2) появление: руководство есть закономерный и важный атрибут процесса появления официальной фирмы, в то время как лидерство появляется спонтанно как следствие совместной работы людей, соответственно этому управленец обычно либо может назначаться официально или же избирается, а лидер выставляется стихийно;

3) функционирование: управление выступает как ход правовой организации и руководства совместной работы членов предприятия, а лидерство – ход внутренней социально-психологической организации и руководства общением и работой;

4) социальная роль управленца и лидера: управленец есть посредник социального контроля и власти, а лидер – субъект групповых норм и ожиданий, которые спонтанно создаются в межличностных отношениях.

5) регламентация работы: работа менеджер определяется соответствующим правовым обеспечением, работа лидера гарантируется морально-психологическими нормами совместной работы.

6) режим внешних связей: управленец представляет группу во внешней организации и может решать вопросы, которые связаны с ее официальными отношениями вовне; лидер в своей активности делает границы внутригрупповыми отношениями.

7) управление – это явление более постоянное, менее подверженное перепадам во мнениях и настроениях членов предприятия.

Изложенные отличия подводят к таким определениям руководства и лидерства.

Управление есть процесс правового влияния, который осуществляется правленцем на основе власти, которую ему дало государство или группа (в случае, если управленец избирается) [20].

Управление в наибольшей степени есть социальная характеристика отношений в группе, в первую очередь точки зрения деления ролей руководства и подчинения. Управление базируется на принципах правовых отношений, социального контроля и использования дисциплинарной практики.


В свою очередь лидерство - это такой процесс психологического воздействия одного человека на остальных при совместной жизнедеятельности, который проводится на базе восприятия, подражания, внушения, понимания друг друга. Лидерство - это чисто психологическая характеристика поведения некоторых членов группы. Лидерство базируется на принципах свободного общения и добровольности подчинения.

Итак, управленческую работу в большом смысле слова может проводить не только управленец, но и лидер. Социально возможным и эффективным при современных условиях считается руководство людьми, проводимое по типу лидерства. В идеале эти 2 роли исполняет один и тот же человек, но так бывает не каждый раз.

Несмотря на то, что управление – значительный компонент эффективного руководства, эффективные лидеры не всегда считаются одновременно и эффективными руководителями. Об эффективности лидера можно говорить по тому, в какой мере он или она оказывает влияние на других. Порой и эффективное лидерство может быть помехой формальной организации. К примеру, имеющий влияние неформальный лидер может сделать так, что рабочий коллектив начнет ограничивать выпуск товаров или делать товары или услуги плохого качества. Файли, Хаус и Керр делают отличие между управлением и лидерством. «Управление можно показать как умственный и физический процесс, который ведет к тому, что подчиненные исполняют предписанные им официальные задачи и поручения. Лидерство же, наоборот, считается процессом, при помощи которого одно лицо дает влияние на членов коллектива».

Руководитель становится во главе предприятия в итоге намеренного действия формальной организации – передачи полномочий. Лидерами, с другой стороны, являются не по воле предприятия, хотя возможности вести за собой людей тоже можно повысить с помощью передачи полномочий. Члены предприятия знают, кто из управленцев, а вот ведомые не всегда знают, что их ведут. Наконец, работа лидеров не ограничиваются пределами каких – либо полномочий и структур. Довольно часто управленец считается лидером совершенно без всякой привязки к его или ее настоящей должности в иерархии. Как мы знаем, в определенных ситуациях подчиненные могут вести за собой более старших по должности.

Управленец предприятия – это человек, который в одно и тоже время считается лидером и эффективно руководит своими работниками. Его цель – оказывать влияние на других так, чтобы они исполняли работу, которая была поручена организацией. В своих понятиях лидерства на предприятиях многие авторы желали ясно сформулировать тот особый компонент, который дает сам лидер. В определении лидерства Питер Друкер указывает: «Лидерство – это желание поднять человеческое видение на степень большего кругозора, вывести эффективность работы человека на уровень высоких стандартов, а также желание создать личность, выходя за обычные рамки».