ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.07.2020
Просмотров: 730
Скачиваний: 6
200
201
ской жизни, то в условиях происходящего сейчас процесса глобализации экономическая жизнь становится единой для представителей многих наций, при этом этнические различия, связанные с особенностями языка, культуры, менталь-ности не устраняются.
В современных исследованиях широкое распространение получил термин «этнос». Понятия «нация» и «этнос» следует считать взаимозаменимыми, их изначальные смыслы тождественны. Нация происходит от латинского слова, этнос — от греческого, смысл этих слов одинаков — народ. Термин «этнос» употребляется при необходимости подчеркнуть ментальные, языковые или культурные различия между людьми, в термине «нация» подчеркивается единство экономической жизни и компактность проживания тех или иных народов.
В интерпретации социально-исторических общностей существует два подхода: классовая теория и концепция социальной стратификации и мобильности.
Классовая теория была предложена марксизмом и напрямую связана с формационным подходом к пониманию истории (6.7). Основной социально-исторической формой общности в марксизме считаются классы. Классы — большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классовое деление определяется экономической структурой общества.
Классовая теория, предложенная К. Марксом, была адекватна той социальной и экономической реальности, в которой она создавалась — середина XIX в. Однако выде- -. ление классов как основных социальных единиц современного общества нельзя считать удачным. Теория социальной стратификации и мобильности более приемлема для описания социальной структуры общества конца XX — начала XXI в. Согласно этой концепции основной формой социально-исторической общности является страта — группа людей, объединенных общим социально-экономическим
202
статусом, уровнем культуры и образования, групповым самосознанием, политическими ориентациями, особенностями быта и досуга. Основным критерием для выделения страты является социально-экономический статус, который определяется родом занятий, источником и размером дохода, местом в социальной иерархии.
В современном обществе выделяют до шести основных страт. Основную часть населения в развитых обществах составляет средний класс. Средний класс — относительно зажиточная, социально самостоятельная и политически активная часть общества, осознающая свои групповые интересы. Именно в силу активности и самостоятельности средний класс является основой гражданского общества и выступает стабилизатором всей социальной системы. В экономически и политически развитых обществах средний класс имеет тенденцию к росту.
Теория социальной мобильности описывает возможности перемещений внутри социальной структуры из одной страты в другую, существующие в различных общественных системах. Выделяют горизонтальную и вертикальную социальную мобильность. Горизонтальная мобильность — изменение положения в социальной структуре без качественного изменения социально-экономического статуса: смена места жительства или рода занятий. Вертикальная социальная мобильность связана с заметным качественным изменением социального статуса — переходом из одной страты в другую. Общество с большими возможностями вертикальной мобильности называют открытым, с ограниченными — закрытым. При этом в закрытом обществе могут сохраняться возможности для горизонтальной мобильности, но и они, как правило, ограничены.
В отличие от классовой теории, концепция социальной стратификации и мобильности предполагает развитие социальной структуры общества без катастрофических, революционных преобразований. В открытых обществах человек имеет возможность перемещаться из страты в страту, повышать свой социально-экономический статус без кардинального переустройства всего общественного целого. Теория социальной стратификации и мобильности является наиболее распространенной в современной социальной науке и философии.
203
6.5. Духовная сфера общества
Духовная сфера общества совпадает с духовной культурой (1.1) и, так же как и другие подсистемы, имеет сложную структуру. К духовной сфере относят философию, религию, науку, искусство, право, мораль. Особенности политического и правового сознания были рассмотрены в 6.3. О науке подробно говорилось в 5.4—5.12. Прояснению особенностей философии как элемента духовной культуры посвящена тема 1, религии —- 1.8 и 5.4. В данном параграфе подробно будет говориться об искусстве и морали и, соответственно, эстетическом и нравственном сознании.
Мораль — исторически сложившаяся система норм и правил поведения, совокупность устоявшихся оценок, в которой находят выражение общепринятые ценности и смыслы, способы различения добра и зла. Истоки нравственности следует искать в обычаях и традициях. Важно отметить, что мораль не зафиксирована в законах, т.е., в отличие от политики и права, не институциональна. Нравственные нормы — это неписанные законы, существующие как невидимая регулятивная сеть. Мерой воздаяния за соблюдение или нарушение нравственных норм является одобрение или осуждение. Главная функция морали — регуляция поведения посредством оценки. Возможность оценки базируется на способности человека различать добро и зло, именно поэтому проблема различения добра и зла является ключевым вопросом нравственности.
Нравственное сознание имеет свою структуру, в которой выделяют нравственные категории, нравственные чувства, нравственные идеалы. Нормы морали формируются в практике общения людей, затем, интериоризируясь, они превращаются во внутренние убеждения, чувства и идеалы, определяющие поведение и оценку этого поведения. В исторически изменяющихся формах нравственного сознания можно обнаружить преемственность, некоторые нормы являются общими для различных эпох и культур. Эту устойчивую со-; вокупность называют общечеловеческими ценностями.
Достаточно распространенной в философии является по- I зиция морального релятивизма, утверждающего относитель- • ность всех без исключения нравственных норм. Моральный
релятивизм отражает некоторые объективные процессы, происходящие в обществе. Так, например, экономические, политические, социальные и культурные катаклизмы, сопровождающиеся изменением основных мировоззренческих ориентиров, провоцируют трансформацию не только формы, но и содержания нравственных норм. Однако при этом такие правила, как не убивай, не причиняй страданий другим, будь справедлив и т.п., остаются неизменными.
Внутренним камертоном нравственного сознания является совесть — субъективное переживание соответствия или несоответствия своего поведения нравственным ценностям. И. Кант считал, что совесть — это внутреннее сознание долга. Только поведение, сообразное с долгом, можно назвать моральным. Если человек внешне действует в соответствии с общепринятыми нормами, но при этом извлекает пользу или испытывает удовольствие, то его действия нельзя назвать моральными, утверждал немецкий философ. Этику И. Канта называют этикой долга—ригоризмом.
Другой немецкий философ, М. Хайдеггер, называет совесть призывом заботы. Совесть возвращает человека из состояния заброшенности и потерянности в состояние бы-тия-вместе-с-другими, которое в свою очередь делает возможным собственное свободное самостановление человека.
Внешним выражением нравственного сознания является общественное мнение. В современных демократических системах общественное мнение становится важнейшим фактором политический и социальной жизни. Но с другой стороны, повышается вероятность манипулирования им, использования в угоду частным интересам.
По мысли античных философов, красота — наиболее адекватная форма выражения бытия, атрибут космоса. Красота — синоним разума, а устроенный по законам разума мир не может быть некрасивым. Разум человека является выражением его внутренней красоты, однако в античном миропонимании важным является и представление о внешней, физической красоте.
Средневековая философия отодвинула на периферию Ценность внешней красоты, сосредоточившись на понятии
204
205
красоты внутренней. Внутренняя красота является след-* ствием праведной жизни. Ортодоксальное христианство, особенно в период своего восхождения, запрещало театр и живопись, соотносимые с представлением о внешней, физической красоте, как нечто противоречащее аскетической морали и праведному образу жизни.
Реабилитация эстетического начала произошла в философии эпохи Возрождения, обратившейся к античным идеалам. Именно в эпоху Возрождения эстетика выделяется в особый раздел философского знания. В отличие от античных философов мыслители Возрождения местом пребывания красоты называли не мир сам по себе, а искусство как результат творческой деятельности человека. Искусство -высшая реальность, находящаяся вне познания и морали, незамутненный мир духа, в котором находит адекватное выражение жажда творчества. Именно искусство позволяет человеку выразить свою сущность, и поэтому в искусстве следует эту сущность искать.
В философии Возрождения красота стала рассматриваться в качестве самоцели, тем самым отрываясь от истины и добра. В позднейшей философии этой позиции придерживались немецкие романтики А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. При этом параллельно продолжают существовать концепции, в которых утверждается неразрывная связь красоты и добра, эстетического и нравственного начал. Эта позиция была широко распространена в русской философии XIX в. По мнению русских философов, искусство есть прежде всего средство воспитания и морального воздействия; эстетическое начало, очищенное от нравственных смыслов, утрачивает свои свойства, перестает быть ценностью.
В немецкой классической философии развернутую эстетическую концепцию предложил И. Кант. Система его критической философии оказалась законченной, когда между миром природы и миром свободы он обнаружил мир красоты. И. Кант пришел к идее преодоления дуализма науки и нравственности путем апелляции к художественным способностям человека. Рассудок конституирует правила в сфере познания, разум — в сфере поведения и нравственности, а способность эстетической оценки — в сфере красоты. Эстетическое имеет две ипостаси: прекрасное, обращенное к знанию, и возвышенное, обращенное к морали. '
206
Прекрасное связано с четкой формой, возвышенное можно обнаружить и в бесформенном объекте; прекрасное привлекает, возвышенное привлекает и отталкивает одновременно; прекрасное само по себе есть предмет удовольствия, тогда как получить наслаждение от возвышенного без «умствования» невозможно. Суждение о возвышенном, по мнению И. Канта, требует культуры в большей степени, чем суждение о прекрасном. Наличие морального закона в душе каждого человека создает условия для наслаждения возвышенным. И. Кант, таким образом, связывает эстетическое и этическое, но, в отличие от русских философов или И.В. Гете, не подчиняет эстетическое этическому.