Файл: философия_скан_соц.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2020

Просмотров: 730

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

200

201


ской жизни, то в условиях происходящего сейчас процесса глобализации экономическая жизнь становится единой для представителей многих наций, при этом этнические разли­чия, связанные с особенностями языка, культуры, менталь-ности не устраняются.

В современных исследованиях широкое распростране­ние получил термин «этнос». Понятия «нация» и «этнос» следует считать взаимозаменимыми, их изначальные смыс­лы тождественны. Нация происходит от латинского слова, этнос — от греческого, смысл этих слов одинаков — на­род. Термин «этнос» употребляется при необходимости подчеркнуть ментальные, языковые или культурные разли­чия между людьми, в термине «нация» подчеркивается единство экономической жизни и компактность прожива­ния тех или иных народов.

В интерпретации социально-исторических общностей существует два подхода: классовая теория и концепция со­циальной стратификации и мобильности.

Классовая теория была предложена марксизмом и на­прямую связана с формационным подходом к пониманию истории (6.7). Основной социально-исторической формой общности в марксизме считаются классы. Классы — боль­шие группы людей, различающиеся по их месту в истори­чески определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, роли в обще­ственной организации труда, по способам получения и раз­мерам той доли общественного богатства, которой они рас­полагают. Классовое деление определяется экономической структурой общества.

Классовая теория, предложенная К. Марксом, была адекватна той социальной и экономической реальности, в которой она создавалась — середина XIX в. Однако выде- -. ление классов как основных социальных единиц современ­ного общества нельзя считать удачным. Теория социальной стратификации и мобильности более приемлема для описа­ния социальной структуры общества конца XX — начала XXI в. Согласно этой концепции основной формой соци­ально-исторической общности является страта — группа людей, объединенных общим социально-экономическим

202

статусом, уровнем культуры и образования, групповым са­мосознанием, политическими ориентациями, особенностя­ми быта и досуга. Основным критерием для выделения страты является социально-экономический статус, который определяется родом занятий, источником и размером дохо­да, местом в социальной иерархии.

В современном обществе выделяют до шести основных страт. Основную часть населения в развитых обществах со­ставляет средний класс. Средний класс — относительно за­житочная, социально самостоятельная и политически ак­тивная часть общества, осознающая свои групповые интересы. Именно в силу активности и самостоятельности средний класс является основой гражданского общества и выступает стабилизатором всей социальной системы. В экономически и политически развитых обществах средний класс имеет тенденцию к росту.


Теория социальной мобильности описывает возможнос­ти перемещений внутри социальной структуры из одной страты в другую, существующие в различных обществен­ных системах. Выделяют горизонтальную и вертикальную социальную мобильность. Горизонтальная мобильность — изменение положения в социальной структуре без каче­ственного изменения социально-экономического статуса: смена места жительства или рода занятий. Вертикальная социальная мобильность связана с заметным качественным изменением социального статуса — переходом из одной страты в другую. Общество с большими возможностями вертикальной мобильности называют открытым, с ограни­ченными — закрытым. При этом в закрытом обществе мо­гут сохраняться возможности для горизонтальной мобиль­ности, но и они, как правило, ограничены.

В отличие от классовой теории, концепция социальной стратификации и мобильности предполагает развитие со­циальной структуры общества без катастрофических, рево­люционных преобразований. В открытых обществах чело­век имеет возможность перемещаться из страты в страту, повышать свой социально-экономический статус без кар­динального переустройства всего общественного целого. Теория социальной стратификации и мобильности являет­ся наиболее распространенной в современной социальной науке и философии.

203

6.5. Духовная сфера общества

Духовная сфера общества совпадает с духовной культу­рой (1.1) и, так же как и другие подсистемы, имеет сложную структуру. К духовной сфере относят философию, религию, науку, искусство, право, мораль. Особенности политическо­го и правового сознания были рассмотрены в 6.3. О науке подробно говорилось в 5.4—5.12. Прояснению особеннос­тей философии как элемента духовной культуры посвящена тема 1, религии —- 1.8 и 5.4. В данном параграфе подробно будет говориться об искусстве и морали и, соответственно, эстетическом и нравственном сознании.

Мораль — исторически сложившаяся система норм и правил поведения, совокупность устоявшихся оценок, в ко­торой находят выражение общепринятые ценности и смыс­лы, способы различения добра и зла. Истоки нравственнос­ти следует искать в обычаях и традициях. Важно отметить, что мораль не зафиксирована в законах, т.е., в отличие от политики и права, не институциональна. Нравственные нормы — это неписанные законы, существующие как не­видимая регулятивная сеть. Мерой воздаяния за соблюде­ние или нарушение нравственных норм является одобре­ние или осуждение. Главная функция морали — регуляция поведения посредством оценки. Возможность оценки бази­руется на способности человека различать добро и зло, именно поэтому проблема различения добра и зла является ключевым вопросом нравственности.

Нравственное сознание имеет свою структуру, в которой выделяют нравственные категории, нравственные чувства, нравственные идеалы. Нормы морали формируются в практи­ке общения людей, затем, интериоризируясь, они превраща­ются во внутренние убеждения, чувства и идеалы, определя­ющие поведение и оценку этого поведения. В исторически изменяющихся формах нравственного сознания можно об­наружить преемственность, некоторые нормы являются об­щими для различных эпох и культур. Эту устойчивую со-; вокупность называют общечеловеческими ценностями.

Достаточно распространенной в философии является по- I зиция морального релятивизма, утверждающего относитель- • ность всех без исключения нравственных норм. Моральный

релятивизм отражает некоторые объективные процессы, происходящие в обществе. Так, например, экономические, политические, социальные и культурные катаклизмы, сопро­вождающиеся изменением основных мировоззренческих ориентиров, провоцируют трансформацию не только фор­мы, но и содержания нравственных норм. Однако при этом такие правила, как не убивай, не причиняй страданий дру­гим, будь справедлив и т.п., остаются неизменными.

Внутренним камертоном нравственного сознания являет­ся совесть — субъективное переживание соответствия или несоответствия своего поведения нравственным ценностям. И. Кант считал, что совесть — это внутреннее сознание дол­га. Только поведение, сообразное с долгом, можно назвать моральным. Если человек внешне действует в соответствии с общепринятыми нормами, но при этом извлекает пользу или испытывает удовольствие, то его действия нельзя на­звать моральными, утверждал немецкий философ. Этику И. Канта называют этикой долга—ригоризмом.

Другой немецкий философ, М. Хайдеггер, называет со­весть призывом заботы. Совесть возвращает человека из состояния заброшенности и потерянности в состояние бы-тия-вместе-с-другими, которое в свою очередь делает воз­можным собственное свободное самостановление человека.

Внешним выражением нравственного сознания является общественное мнение. В современных демократических системах общественное мнение становится важнейшим фактором политический и социальной жизни. Но с другой стороны, повышается вероятность манипулирования им, использования в угоду частным интересам.

По мысли античных философов, красота — наиболее адекватная форма выражения бытия, атрибут космоса. Кра­сота — синоним разума, а устроенный по законам разума мир не может быть некрасивым. Разум человека является выражением его внутренней красоты, однако в античном миропонимании важным является и представление о внеш­ней, физической красоте.

Средневековая философия отодвинула на периферию Ценность внешней красоты, сосредоточившись на понятии


204

205


красоты внутренней. Внутренняя красота является след-* ствием праведной жизни. Ортодоксальное христианство, особенно в период своего восхождения, запрещало театр и живопись, соотносимые с представлением о внешней, фи­зической красоте, как нечто противоречащее аскетической морали и праведному образу жизни.

Реабилитация эстетического начала произошла в фило­софии эпохи Возрождения, обратившейся к античным иде­алам. Именно в эпоху Возрождения эстетика выделяется в особый раздел философского знания. В отличие от антич­ных философов мыслители Возрождения местом пребыва­ния красоты называли не мир сам по себе, а искусство как результат творческой деятельности человека. Искусство -высшая реальность, находящаяся вне познания и морали, незамутненный мир духа, в котором находит адекватное выражение жажда творчества. Именно искусство позволяет человеку выразить свою сущность, и поэтому в искусстве следует эту сущность искать.

В философии Возрождения красота стала рассматривать­ся в качестве самоцели, тем самым отрываясь от истины и добра. В позднейшей философии этой позиции придержива­лись немецкие романтики А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. При этом параллельно продолжают существовать концепции, в которых утверждается неразрывная связь красоты и добра, эстетического и нравственного начал. Эта позиция была широко распространена в русской философии XIX в. По мнению русских философов, искусство есть прежде всего средство воспитания и морального воздействия; эстетиче­ское начало, очищенное от нравственных смыслов, утрачи­вает свои свойства, перестает быть ценностью.

В немецкой классической философии развернутую эсте­тическую концепцию предложил И. Кант. Система его кри­тической философии оказалась законченной, когда между миром природы и миром свободы он обнаружил мир кра­соты. И. Кант пришел к идее преодоления дуализма науки и нравственности путем апелляции к художественным спо­собностям человека. Рассудок конституирует правила в сфере познания, разум — в сфере поведения и нравствен­ности, а способность эстетической оценки — в сфере кра­соты. Эстетическое имеет две ипостаси: прекрасное, обра­щенное к знанию, и возвышенное, обращенное к морали. '

206

Прекрасное связано с четкой формой, возвышенное можно обнаружить и в бесформенном объекте; прекрасное при­влекает, возвышенное привлекает и отталкивает одновре­менно; прекрасное само по себе есть предмет удоволь­ствия, тогда как получить наслаждение от возвышенного без «умствования» невозможно. Суждение о возвышенном, по мнению И. Канта, требует культуры в большей степени, чем суждение о прекрасном. Наличие морального закона в душе каждого человека создает условия для наслаждения возвышенным. И. Кант, таким образом, связывает эстети­ческое и этическое, но, в отличие от русских философов или И.В. Гете, не подчиняет эстетическое этическому.