Файл: ПЛАН СЛЕС.ПРАКТИКИ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2020

Просмотров: 4813

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Учебное пособие для студентов

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 3 Слесарно-монтажные инструменты и

трубопроводные работы

Ручной инструмент. Типовой набор ручного инструмента (рис.3.1) делится на:

1) режущий инструмент – зубила, крейцмейселя, набор напильников, ножовки, спиральные сверла, цилиндрические и конические развертки, круглые плашки, метчики, абразивный инструмент (бруски и пасты) и др.;

4.7 Типичные дефекты при выполнении разметки,

причины их появления и способы предупреждения

Тема 5 РУБКА

6.1 Правила выполнения работ при разрезании металла

Правила резания металлов в значительной мере различаются в зависимости от используемого инструмента и материала, который подвергается разрезанию. Рассмотрим правила резания применительно к различным его методам.

6.2 Правила безопасности труда

6.6 Типичные дефекты при резании металла, причины их появления

и способы предупреждения

Контрольные вопросы:

Контрольные вопросы:

Контрольные вопросы:

Контрольные вопросы:

Стационарное оборудование для притирки и доводки

Контрольные вопросы:

14.1 Механизация клепки

14.2 Типичные дефекты клепки, причины их появления

Контрольные вопросы:

Для разжигания лампы надо налить в ванночку 3 немного бензина и поджечь его. Перед разжиганием лампы вентиль 4 закрывают, а воздушный клапан 2 открывают. К моменту полного сгорания бензина в ванночке 3 следует закрыть клапан 2, подкачать воздух в резервуар 1, слегка открыть вентиль 4 и поставить лампу около защитного устройства (или кирпича) на расстоянии 10...15 см, прогреть змеевик лампы малым пламенем, а затем отрегулировать интенсивность горения. Гасят лампу закрытием вентиля 4 и выпуском воздуха из резервуара 1 клапаном 2. При засорении ниппеля лампы его прочищают примусной иголкой.

Для нагрева паяльник помещают в специальное устройство (рис.15.6, а), следя, чтобы его рабочая часть (обушок) находилась в некоптящей зоне пламени. Нагретый паяльник в перерывах между пайкой кладут на подставку, согнутую из стального прутка (рис.15.6, б).

Нагретую деталь перед погружением в закалочную среду выдерживают (подстуживают) некоторое время на воздухе. При подстуживании необходимо, чтобы температура детали не опускалась ниже точки Аr3 для конструкционных сталей и ниже точки Аr1 для инструментальных. Цель этого способа закалки – уменьшение внутренних напряжений и коробления деталей, особенно цементованных.

В зависимости от расположения шва на свариваемом изделии различают швы нижние (обыкновенные), верхние (потолочные), горизонтальные и вертикальные. Наиболее труден процесс сварки потолочных швов.

Одним из признаков классификации способов сварки является применение давления для сжатия деталей в процессе сварки. Сварка может осуществляться:

При сварке горелку продвигают вдоль шва, соблюдая необходимый угол наклона мундштука и проволоки к свариваемой поверхности. Угол наклона мундштука (рис. 17.4, а) колеблется от 150 (для сварки листов толщиной 1 мм) до 800 (при толщине 15 мм и выше).

Подвод газового пламени осуществляется сварочной горелкой (рис.17.4, а), в которой происходит смешивание кислорода и горючего газа, а корпус 1 позволяет удерживать горелку в рабочем положении. На корпусе расположены вентили 2, регулирующие подвод кислорода и ацетилена. На конце горелки имеется мундштук 3, через который выходит из смесительной камеры горючая смесь.

Алмазы. Алмаз самый твердый из всех материалов, химически малоактивный, имеет высокие теплостойкость и износостойкость, обеспечивает получение у инструмента острой режущей кромки. Недостатки алмаза – хрупкость и высокая стоимость. Синтетические алмазы получают из графита при высоких температурах и давлениях. Полученные кристаллы алмаза дробят в порошок определенных размеров, который затем используют для изготовления алмазно-абразивного инструмента (кругов, дисков, брусков, надфилей, хонов, паст и др.). В зависимости от технологии получения синтетические алмазы обозначают следующими марками: шлифпорошки АС2 (АСО), АС4 (АСР), АС6 (АСВ), АС15 (АСК), АС32 (НСС); микропорошки АСМ, АС; поликристаллические алмазы – баллас и карбонадо. Алмазные порошки выпускают различной зернистости.

Цветные металлы. Большое распространение получили в машиностроении бронза, латунь, сплавы алюминия, магния, титана и др.

Бронза – сплав меди с оловом, алюминием, фосфором, никелем и другими элементами. В зависимости от состава бронзы делятся на оловянные и безоловянные. Маркируются бронзы следующим образом Бр ОФ 6,5 – 0,4 – оловянофосфористая бронза, содержащая 6,5 % олова, 0,4 % - фосфора, остальное – медь.

Латунь – сплав меди с цинком. Различают простые (двухкомпонентные) латуни, состоящие из меди и цинка, и специальные (многокомпонентные), содержащие некоторое количество легирующих элементов (свинец, олово, железо, марганец). Наименование таких латуней дается по легирующим элементам, например, свинцовая латунь. Простые латуни маркируются следующим образом, например, Л 68 содержит 68 % меди, остальное – 32 % цинка. Специальные латуни – ЛАЖ Мц – 66-6-3-2 латунь алюминиево-железистомарганцевистая содержит 66 % меди, 6 % алюминия, 3 % железа, 2 % марганца, остальное – 23 % цинка.

Дуралюмин (дюралюминий) – сплав алюминия с медью, магнием, марганцем, кремнием, железом и другими элементами. Дуралюмин широко применяют во всех областях народного хозяйства, особенно в авиации. Отдельные марки сплавов хорошо свариваются точечной сверкой, обрабатываются резанием, штампуются, термически обрабатываются, подвергаются анодированию. Наиболее распространенные алюминиевые сплавы, подвергаемые обработке резанием, являются сплавы Д16, Д19, Д20, Д21, АК-4 и литейные алюминиевые сплавы АЛ2, АЛ4, АЛ9 и др.

Магниевые сплавы. Сплавы магния по удельной прочности превосходят некоторые конструкционные стали, чугуны и алюминиевые сплавы. Магниевые сплавы хорошо прессуются, куются, прокатываются и обрабатываются резанием. Наиболее распространены следующие группы магниевых сплавов: литейные магниевые сплавы марок от МЛ2 до МЛ15 применяются для деталей, от которых требуется повышенная коррозионная стойкость и герметичность; сверхлегкие магниевые сплавы марок ИМВ2, ВМД5 имеют низкую прочность (1,4…1,6 г/см2), повышенную пластичность, хорошие механические свойства при криогенных (низких) температурах; сплав с высокой деформацией способностью МЦИ предназначен для деталей, работающих в условиях воздействия вибрационных нагрузок; протекторные магниевые сплавы марок МЛ14п4 и МЛ16п4 предназначены для защиты от коррозии газонефтепроводов и других подземных сооружений.


Титановые сплавы. Титановые сплавы отличаются малой плотностью, высокими механическими свойствами и коррозионной стойкостью 0,01 мм в 1000 лет. При трении титана его сплавы склонны к схватыванию с другими металлами, поэтому механическая обработка резанием сложна и требует особых приемов. Применяют для деталей реакторов с агрессивными средами, холодильников, резервуаров для органических кислот, аппаратуры для изготовления медикаментов, медицинского инструмента, внутренних пронизов, каркасов и обшивки самолетов, топливных баков и т.п. Наибольшее значение имеют сплавы титана с хромом, алюминием, ванадием (в небольшом количестве) при малом содержании углерода (десятые доли процента). Например, сплав ВТ-2, содержащий 1-2 % алюминия и 2-3 % хрома, а также сплав ВТ5, содержащий 5 % алюминия, имеют высокую прочность и пластичность, применяются для изготовления листового металла. Сплав ВТ3, содержащий 5 % алюминия, 3 % хрома имеет жаропрочность до 400 0С. Многие сплавы титана подвергаются термической обработке, чем достигается еще большая прочность, соответствующая прочности высоколегированных сталей.

Материалы для пайки. Припой – промежуточные металлы или сплавы, которые в расплавленном состоянии вводят в зазоры между двумя или несколькими соединяемыми деталями. В зависимости от температуры плавления tпп припоя и вида основного металла делятся на следующие группы:

оловянно-свинцовые (tпп 210-280 0С)

медноцинковые (tпп 800-890 0С)

серебряные (tпп 600-875 0С).

Припой маркируют буквой П, за которой идут буквы, обозначающие легирующие элементы: О – олово, С – свинец, К – кадмий, Су – сурьма, Ср – серебро. Например, ПОС Су 18-2 или ПСр-72, где первое число – процент серебра или олова, второе – содержание сурьмы.

Флюсы – материалы, защищающие при пайке место спая от окисления при нагреве, обеспечивают необходимую смачиваемость его расплавленным припоем и растворяют на поверхности паяемого металла окисную пленку. При пайке легкоплавкими припоями пользуются хлористым цинком, канифолью, нашатырем, пастами. При пайке тугоплавкими припоями флюсами служат бура, борная кислота, плавиковый шпат, а также материалы, созданные на основе фтористых и хлористых соединений металла.

Пластические массы (пластмассы) – это материалы, получаемые на основе полимеров (смол) и способные под влиянием нагревания и давления формироваться в изделия, а затем устойчиво сохранять свою форму. Основой пластмасс является смола, от типа и количества которой зависят физические, механические и технологические свойства пластмасс. По составу пластмассы делятся на 2 группы: без наполнителя и с наполнителем. Пластмассы без наполнителя – это полимеры в чистом виде, например, полиэтилен, капрон, полистирол, органическое стекло и др. Пластмассы с наполнителем – это сложные композиции, содержащие кроме полимера различные добавки. К добавкам относятся наполнители (стеклоткань, хлопчатобумажная ткань, древесная мука, сажа, графит), пластификаторы для повышения пластичности, красители для окраски материала в нужный цвет, стабилизаторы для предотвращения старения и сохранения полезных характеристик, отвердители для ускорения отвердения смол. В зависимости от вида связей между молекулами полимеров пластмассы разделяют на термопластичные (термопласты) и термореактивные (реактопласты). Термопласты могут много раз смягчаться при нагревании и твердеть при охлаждении без потери своих первоначальных свойств. Реактопласты в результате прочных химических связей в полимерах превращаются в жесткие неплавящиеся и нерастворимые вещества.


В машиностроении, станкостроении и электротехнической промышленности и ремонтно-монтажном деле наиболее широкое распространение получили капрон, органическое стекло, гетинаксы, винипласты, древесно-волокнистые пластики и др.


    1. Приобретение первичных профессиональных навыков и умений

при ручной (слесарной) и механической обработке металлов


Учебная практика для приобретения первичных профессиональных навыков при ручной и станочной обработке металлов проводится в 2 этапа.

Учебная (слесарная и станочная) практика проводится в учебно-производственных мастерских (УПМ). Государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования УПМ должны иметь слесарный, механический и сварочный участки с достаточным количеством рабочих мест, быть оснащены оборудованием, инструментами, индивидуальными и коллективными средствами защиты согласно нормам техники безопасности, противопожарной безопасности, экологии и промышленной санитарии. Особое внимание обращается на технику безопасности при ручной обработке металла, при работе на металлорежущих станках, при сварочных работах, транспортировке и укладке тяжелых деталей, использовании электрифицированных инструментов, сверлильных и замочных станках, нагревательных приборов и устройств, при работе с применением кислот, щелочей, флюсов, легковоспламеняющихся и вредных жидкостей и т.п.

Основным оборудованием мастерской при прохождении слесарной практики являются верстаки, на которых устанавливают тиски с необходимым набором инструментов и приспособлений, требуемых для выполнения изучаемой на данном занятии операции. Кроме того, в мастерских должны находиться разметочные плиты, двухсторонний заточный станок, несколько вертикально-сверлильных станков для различных диапазонов диаметров сверл, в том числе настольно-сверлильные, ручные и электрические дрели, винтовой пресс и гибочные приспособления. Для работы с огнеопасными материалами, выделяющими вредные газы и дым, например, при разжигании паяльной лампы, нагревании паяльников, пайке и т.п. должно быть выделено отдельное место, оборудованное специальной вытяжной вентиляцией для отсоса вредных выделений. Кроме того, здесь должны находиться средства для пожаротушения. В мастерской должно быть место мастера, оснащенное классной доской, демонстрационным верстаком, набором образцов типовых работ, которые учащиеся должны выполнять в период практики, комплектами слесарного и контрольно-измерительного инструмента, необходимыми плакатами, стендами, инструкционными картами по выполнению определенных слесарных операций, чертежами и справочной литературой. При наличии технических средств обучения (фильмоскопа и др.) в мастерской должно быть оборудовано место для демонстрации диафильмов или диапозитивов по обработке металлов.


Приобретение практических навыков при механической обработке металлов на металлообрабатывающих станках на механическом участке учебных мастерских требует особого соблюдения техники безопасности, связанной с работой на металлообрабатывающем оборудовании. С организацией рабочих мест токари, фрезеровщики, строгальщики лучше всего ознакомятся у специально оснащенных необходимыми инструментами и приспособлениями соответствующих станков: токарного, фрезерного, строгального и др.

В период механической практики по привитию навыков работы на металлорежущих станках учащиеся получают первоначальные сведения о станках, технологической оснастке, инструментах и приспособлениях и осваивают операции обработки на металлорежущих станках, предусмотренные учебной программой.

Основным оборудованием механического участка учебных мастерских являются 5-8 токарно-винторезных станков моделей 1К62, 1Л616, 16К20, 2-3 вертикально-фрезерных и горизонтально-фрезерного, в том числе 1 – строгальный, механическая ножовка, 1-2 заточных станка.


1.6 Организация рабочего места слесаря


Под рабочим местом понимается определенный участок производственной площади, цеха участка, мастерской, закрепленной за данным рабочим (или бригадой рабочих), предназначенной для выполнения определенной работы и оснащенной в соответствии характером этой работы оборудованием, приспособлениями, инструментами и материалами. Организация рабочего места является важнейшим звеном организации труда. Правильный выбор и размещение оборудования, инструментов и материалов на рабочем месте создают наиболее благоприятные условия работы, при которых при наименьшем затрате сил и средств труда обеспечиваются безопасные условия работы, достигается высокая производительность и высокое качество продукции.

Основным оборудованием рабочего места слесаря является, как правило, одноместный слесарный верстак с установленными на нем тисками и представляет собой каркас сварной конструкции из стальных или чугунных труб, стального профиля (уголка).

Крышку (столешницу) верстаков изготавливают из досок толщиной 50-60 мм (из твердых пород дерева). Столешницу покрывают листовым железом толщиной 1-2 мм. Кругом столешницу окантовывают бортиком, чтобы с неё не скатывались детали. Остальные элементы слесарного верстака см. рис. 1.2.

1-регулировочный винт; 2 - каркас верстака; 3 - хвостовик тисков; 4 - защитная сетка; 5 - полочка для измерительного инструмента; 6 - планшет для рабочего инструмента; 7 - планка-бортики; 8 - маховичок

Рисунок 1.2 Слесарный верстак с регулируемыми

по высоте тисками

Рисунок 1.3 Тиски слесарные параллельные,

поворотные
























На верстаке располагаются параллельные поворотные тиски. Тиски устанавливают на верстаках и используют при различных слесарных работах: стуловые при рубке, гибке и других видах обработки с ударными нагрузками; параллельные, неповоротные и поворотные – при выполнении более сложных и точных работ, не связанных с сильными ударами по заготовке; ручные – для закрепления небольших заготовок, если их неудобно или опасно держать руками. Параллельные поворотные тиски (рис. 1.3) состоят из плиты основания – 3, поворотной части – 4 с неподвижной губкой – 9, подвижной губки – 7 со сквозным прямоугольным вырезом, в котором находятся гайка – 10 и зажимной винт – 11. Перемещение подвижной губки осуществляется упорной планкой – 6 при вращении рукоятки – 5.


Для поворота тисков на требуемый угол по круговому Т-образному пазу в основании тисков перемещается болт с рукояткой – 2, с помощью которой поворотная часть – 4 прижимается к основанию – 3. Для увеличения срока службы тисков к рабочим поверхностям губок привертывают стальные термически обработанные губки – 8 с насечкой. Тиски можно регулировать по высоте винтом – 8 (рис. 1.2).

Правильный выбор высоты тисков по росту рабочего влияет на точность слесарной обработки и предупреждает его преждевременную утомляемость. Для выполнения опиловочных работ правильный выбор тисков по высоте будет на рис. 1.4 а, 1.4 б. На рис. 1.4 в показана правильная высота стуловых тисков при рубке.

Рисунок 1.4 Высота установки тисков

Рисунок 1.5 Пример рационального расположения

инструмента на слесарном верстаке

















Большое внимание на производительность труда слесаря оказывает правильная организация и оснащенность рабочего места. Пример удачной планировки и организации рабочего места изображен на рис. 1.5.

Хранить инструмент следует в выдвижных ящиках верстака в таком порядке, чтобы режущий и измерительный инструменты – напильники, молотки, зубила, ключи, сверла, угольники и т.п. – не портились от ударов, царапин и коррозии. Подробное описание и способы пользования слесарным инструментом даны при изучении конкретного вида работы.


1.7 Техника безопасности, производственная санитария и

противопожарные мероприятия в учебных мастерских.

Научная организация труда. Охрана труда


Техника безопасности – это система организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов.

Основное содержание мероприятий по технике безопасности и производственной санитарии заключается в профилактике травматизма, т.е. предупреждении несчастных случаев на производстве, в частности в период прохождения учебной практики, регламентируется по отдельным справочникам Ю.К.Недоступова "Охрана труда в образовательных учреждениях", издательство УПЦ "Талант" – 2002. Каждый учащийся при выходе на практику обязан получить своевременный качественный инструктаж по технике безопасности, производственной санитарии и противопожарной защите. Ответственность за своевременное проведение инструктажа возлагается на мастера производственного обучения или заведующего мастерскими. Инструктаж учащихся желательно проводить в учебных мастерских, оборудованных наглядными пособиями, в форме живой беседы, подкрепляя примерами безопасных методов работы, а также подробным разбором случаев нарушения производственно-учебной дисциплины, правил и инструкций о безопасных приемах и методах работы и последствий, которые произошли или могли произойти в результате допущенных нарушений.