ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2020

Просмотров: 2405

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 2. Литературное развитие и литературное образование младших школьников

Глава 1. Литературное развитие младших школьников

1.1. Содержание понятия «литературное развитие»

1.2. Специфика литературного творчества и литературные способности

1.5. Способы выявления уровня литературного развития школьников

Глава 3. Содержание литературного образования на первом этапе

3.1. Содержание литературного образования (СЛО)

Практические задания к теме «Литературное развитие и литературное образование младших школьников»

Вопросы для повторения

Раздел 3. Научные основы организации урока литературы в начальной школе

Глава 1. Принципы изучения литературного произведения в начальной школе

1.1. Принцип целенаправленности

1.2. Принцип опоры на целостное, непосредственное эмоциональное восприятие прочитанного

1.4. Принцип учета потребностей ребенка

1.5. Принцип внимательного отношения к тексту произведения

1.6. Принцип изучения произведения в единстве его формы и содержания

1.8. Принцип целостности

1.10. Принцип синтеза

Глава 2. Структура урока литературы в начальной школе

2.1. Организационный этап.

2.2. Этап проверки домашнего задания.

4.2. Постановка диагностических целей

Глава 5. Школьный анализ литературного произведения

Практические задания к разделу «Научные основы организации урока литературы в начальной школе»

Вопросы и задания для повторения

Задание 6. Ознакомьтесь с фрагментами уроков. Какой способ в каждом из уроков выбирает учитель для подготовки детей к самостоятельному восприятию? Какой из них кажется вам более удачным, почему?

1. Фрагмент урока по сказке Г.Цыферова «Паровозик»


Деятельность учителя


Деятельность учеников


Этап подготовки к восприятию
– Ребята, вы любите сказки?
– А кто может быть героем сказки?
– Верно. Попробуйте угадать, кто будет героем нашей сегодняшней сказки. (Учитель ставит магнитофонную запись гудка паровоза и стука паровозных колес.)
– Конечно. Сегодня мы будем читать сказку о паровозе. Ее написал Геннадий Михайлович Цыферов (вы уже читали его произведения), и она называется «Паровозик». (Учитель приклеивает на доску бумажный паровозик, на котором написана тема урока.


– Да, конечно!
– Люди, животные, вещи.
– Это паровоз.

2. Фрагмент урока по сказке Г.Цыферова «Паровозик»


Деятельность учителя


Деятельность учеников


Этап подготовки к восприятию
– Ребята, сегодня мы продолжим путешествие по сказочной стране и познакомимся со сказкой Геннадия Михайловича Цыферова. Но прежде чем мы ее прочитаем, я хочу, чтобы вы послушали одно музыкальное произведение. Это «Попутная песня» Михаила Ивановича Глинки на слова Нестора Васильевича Кукольника. Послушайте ее и угадайте, о ком написал сказку Цыферов.
– Вам понравилась песня! Я это вижу по вашим лицам. Какое настроение она у вас вызвала?
– Да, темп этого произведения очень быстрый. Почему, как вы думаете?
– Вы и угадали, и ошиблись!
– Дело в том, что вы верно услышали слово пароход, но ведь в тексте песни есть и слово поезд: «Мчится поезд в чистом поле».
– Нет, на поезде! Только паровоз раньше называли пароходом. Всмотритесь в слова
пароход и паровоз. Какие у них корни?
– Вот видите, как бывает в языке. А текст Нестора Васильевича Кукольника помог вам узнать, что раньше пароходом назывался паровоз. Так кто же будет героем сказки, которую мы сейчас прочитаем?
– Да, она так и называется – «Паровозик».


Дети слушают «Попутную песню».
– Очень живое!
– Радостное!
– Все быстро, как несешься куда-то
– Потому что люди едут на пароходе! Героем сказки будет пароход!
Дети недоумевает, как такое может быть.
– Так что же едут и на пароходе, и на поезде?
– Да это же одно и то же! Пароход – тот, кто ходит с помощью пара, а паровоз – тот, кто возит с помощью пара.
– Паровоз!

3. Фрагмент урока по сказке Г.Цыферова «Паровозик»

Деятельность учителя


Деятельность учеников


Этап подготовки к восприятию
– Ребята, многие из вас летом отдыхают на даче, да и осенью, и зимой, и весной там бывают. А как вы туда добираетесь?
– Конечно, хорошо, если есть своя машина, но если ее нет, то нам на помощь приходит транспорт. Как вам кажется, что можно написать о транспорте?
– Это очень интересная мысль! А вы знаете, какой транспорт раньше был, когда еще не придумали электропоезда?
– Да, раньше поезда тянули паровозы: их топили углем кочегары, из его трубы валил черный дым, и скорость была гораздо меньше, чем у современных поездов. Сегодня пар по-прежнему работает на железных дорогах, только топят не углем, а мазутом. Такие локомотивы называют тепловозами. Мы обязательно сходим с вами в музей паровозов, чтобы вы своими глазами увидели, каким был железнодорожный транспорт. А сейчас вернемся к моему вопросу: что же можно написать о транспорте, в частности – о паровозе?
– А сказку можно написать?
– Хотите послушать такую сказку?
– Тогда приготовьтесь слушать внимательно. Автор сказки Геннадий Михайлович Цыферов. Называется она «Паровозик».


– На машине! На электричке! На автобусе!
– Статью в газету, если он плохо работает!
– Научное произведение, которое расскажет о том, какой раньше был транспорт.
– Раньше ездили на паровозах. Я был в таком музее паровозном!
Дети молчат.
– Наверное, можно, сказка может быть о чем угодно.
– Конечно!


Задача 7. Какие способы подготовки к восприятию, его выявления и постановки учебной задачи в приведенных фрагментах уроков кажутся вам более целесообразным. Свое мнение обоснуйте. Нуждаются ли этапы уроков в коррекции? Почему? Внесите коррективы или предложите свой вариант.

1. Фрагмент урока по стихотворению С.А.Есенина «Береза»


Деятельность учителя


Деятельность учеников


Этап подготовки к восприятию
– Ребята, сегодня на нашем уроке мы будем читать стихи Сергея Александровича Есенина. Но начнем урок необычно. Я предлагаю вам внимательно рассмотреть одну репродукцию. (Открывает репродукцию.) Это репродукция картины русского художника Игоря Эммануиловича Грабаря. Посмотрите на нее и подумайте, как можно назвать картину.
Варианты названий записываются на доске:
«Березы», «Березы зимой», «Зимние березы».
– Ваши названия прежде всего отражают предмет изображения. Посмотрите внимательно, что же привлекло внимание художника, почему ему захотелось написать эти березы? Что в них необычного?
– Вот, вы уже увидели детали. А теперь еще внимательнее вглядитесь в картину. Я подскажу вам немного: в ее названии вообще нет слова береза. Что еще необычного в цветовой гамме вы заметили?
– Вы почти угадали. А главное, заметили именно то, на что рассчитывал художник, на всевозможные оттенки синего цвета. Игорь Эммануилович Грабарь назвал свою картину «Февральская лазурь». Слово «лазурь» означает оттенок синего цвета, яркий, с красноватым отливом. Не правда ли именно таким художник написал снег и небо?
– А вы видели когда-нибудь такой пейзаж?
– А может быть, не обратили внимания? Ведь это самый обычный российский пейзаж: березовая роща, снег… Но художник и отличается от нас тем, что он очень внимательно всматривается в окружающий нас мир и подмечает в нем что-то особенное – это особенное он и стремится открыть нам.
И сегодня мы познакомимся со стихотворением Сергея Есенина, написанном о березе.


Дети рассматривают иллюстрацию и предлагают свои названия, объясняя свое решение.
Рассматривают репродукцию.
– На первом плане береза чуть изогнутая, сильная, высокая. А подальше тоже березы, но все они разные: где-то два ствола, три, где-то рядом несколько деревьев.
– И на всех листья, хотя лежит снег. Листья высохли, они красноватые, медные такие. Это неожиданно: зима, а на березах листья медные, так летом не бывает.
– Снег синий! Не синий, а сиреневато-розоватый, а на нем тени от стволов, и там он темнее.
– А небо синее-синее, а к горизонту светлеет.
– Оно выцветает. Там, где лес уже оно даже зеленоватое.
– И на этом синем-разносинем фоне стволы берез бело-черно-рыжие и их ветви с медными листьями. Оно еще на солнце горят, ведь тени бывают в солнечные дни. День зимний, а так солнечно!
– Может быть, она называется «Зимний день»? Или «Разноцветный зимний день»?
– Нет!


Этап первого восприятия
Учитель выразительно читает стихотворение наизусть.


Ученики слушают, книги закрыты


Этап проверки восприятия
– Как бы вы одним-двумя словами определили свое отношение к стихотворению Есенина, передали свои чувства?
– Похоже ли стихотворение С.Есенина на картину Грабаря?
 – А есть ли отличия у картин, которые написали художник и поэт?
 


– Красиво! Сказка! Волшебная белизна! Сияние! Сказочный блеск! Чарующая береза!
– Оно похоже настроением: поэту очень нравится эта береза, он восхищается ею!
– Грабарь удивился, увидев такие краски, оттенки синего, а Есенин удивился, сколько оттенков у белого!
– Есенин пишет про одну березу, а на картине художника их много, хотя в центре тоже одна – главная, самая красивая!


Этап постановки учебной задачи
– Вот мы и попробуем на уроке сравнить с вами эти две березы: ту, которая изображена на первом плане картины Грабаря, и ту, которую увидел поэт Есенин. Это нелегко, так как картину, которую создал поэт, нам придется воссоздать и удержать в своем воображении. Согласны? Попробуем? Я помогу вам вопросами.


Дети выражают свое одобрение


2. Фрагмент урока по стихотворению С.А.Есенина «Береза»



Деятельность учителя


Деятельность учеников


Этап подготовки к восприятию
Рассказ учителя о поэте:
– Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина. Он родился и вырос в селе Константиново под Рязанью. Это удивительно красивые места. Если подняться на холм, то на многие километры вперед видны деревни и села, луга и перелески, вьющаяся лентой река и небольшие озера.
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости, до боли
Твою озерную тоску, –
Писал Есенин в одном из стихотворений.
Его детство прошло среди полей и тепей. С ранних лет он полюбил свой край, неброскую русскую природу. Вместе со своими друзьями, деревенскими ребятами, он ходил в ночное. «Ночью луна, – вспоминал он, – при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну. И радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов». Один из друзей его детства писал в своих воспоминаниях: «… очень любил Есенин цветы. Весной до покоса наши луга – разноцветный ковер. Каких только цветов в них нет! Для него цветы – что живые друзья были».
Стихи Есенин начал писать очень рано, лет в восемь. Эти стихи в большинстве своем не дошли до нас. А первое стихотворение, появившееся в печати, было написано Есениным в восемнадцать лет. Обычно молодые поэты подражают известным художникам, мастерам слова. Но уже в первом стихотворении Есенина слышится голос большого поэта, по-своему воспринимающего мир. Послушайте это стихотворение.



Этап первого восприятия
Учитель выразительно читает стихотворение.


Дети слушают


Этап выявления восприятия
– Понравилось ли вам стихотворение?
– Какую музыку вы бы подобрали к нему и почему?


– Да, очень!
– Нежную. Тихую, медленную, красивую. Потому что стихотворение очень красивое, в нем все так тихо, плавно. Все спит.


Этап постановки учебной задачи
Я прочитаю вам еще одно стихотворение, которое написал знаменитый русский поэт Афанасий Фет, живший в ХIX веке. Есенин хорошо знал и любил стихи Фета. (Учитель читает стихотворение Фета «Печальная береза».)
– Похоже ли стихотворение Есенина на стихотворение Фета?
– Сегодня на уроке мы сравним тексты этих двух стихотворений и постараемся определить, в чем своеобразие есенинской лирики, что нового привнес он в поэзию.


– Да. Они оба о березе, о зимней березе, которая стоит у окна, и которой любуется автор.

Задание 8. Ознакомьтесь с вариантами организации этапа обобщения. Какой из них кажется вам боле удачным, почему? Внесите свои коррективы в вариант этап, который вы отвергаете, или предложите свой способ.


1. Фрагмент урока по стихотворению С.А.Есенина «Береза»


Деятельность учителя


Деятельность учеников


Этап обобщения
– Мы проанализировали стихотворение С.Есенина «Береза» и смогли открыть, в чем своеобразие авторского взгляда на мир. Кроме того, мы решили нашу задачу. Кто же сможет самостоятельно объяснить, чем похожи и чем отличаются друг от друга картины Есенина и Грабаря?
– Что же помогло вам найти ответ на сложный вопрос?
– Значит, вы поняли, что только внимательное чтение стихотворения приведет вас к его автору, поможет увидеть мир глазами автора, что нужно обязательно как можно точнее представить себе ту картину, которую рисует автор словами.
Молодцы! А сейчас я предлагаю вам познакомиться с еще одной картиной, на которой изображена береза. Ее написал Аркадий Александрович Пластов и назвал ее «Первый снег». Попробуйте самостоятельно определить, есть ли сходство между картиной и стихотворением.


– Береза Есенина так хороша, что, кроме нее, словно и нет ничего в мире, только свет солнца и снег. И картина, нарисованная поэтом, все белая, с оттенками из-за света солнца, зари. Береза сияет в лучах восходящего и заходящего солнца. Она напоминает поэту девушку-невесту, украшенную к свадьбе. У Грабаря картина в сине-голубых тонах, с отливами красновато-розового – лазурь. В ней тоже много солнца. И его береза чуть изогнута, но все же это красота деревьев, снега, неба. Все замерло, застыло. А у Есенина живет, дышит, хотя внешне кажется неподвижным (заря ходит вокруг березы, и переливы на снегу меняются). У Грабаря – праздник лазури, а у Есенина – праздник белого и самой березы. У Есенина больше связь с миром людей. (Обобщенный коллективный ответ учеников)
– Мы обратили внимание на детали текста, увидели оттенки цвета, заметили в стихотворении движение. Мы проследили, как меняется картина от строфы к строфе. Выяснили значение некоторых не очень понятных слов, устно описали то, что видели внутренним зрением. Детали помогли нам понять, что береза для поэта не просто береза, а девушка-невеста.
Дети рассматривают репродукцию, обсуждают ее в группах и представляют свои варианты ответов.

2. Фрагмент урока по стихотворению С.А.Есенина «Береза»

Деятельность учителя


Деятельность учеников


Этап обобщения
– Перечитайте про себя обо стихотворения (Фета и Есенина) и подумайте, почему стихотворение Есенина называется «Береза», а стихотворение Фета не имеет названия.
– Уже в самом юношеском стихотворении Есенин предстал перед нами как поэт, не похожий на других, по-своему видящий мир, передающий в стихах жизнь природы.


Дети размышляют и отвечают на вопрос