ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2020

Просмотров: 2269

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 2. Литературное развитие и литературное образование младших школьников

Глава 1. Литературное развитие младших школьников

1.1. Содержание понятия «литературное развитие»

1.2. Специфика литературного творчества и литературные способности

1.5. Способы выявления уровня литературного развития школьников

Глава 3. Содержание литературного образования на первом этапе

3.1. Содержание литературного образования (СЛО)

Практические задания к теме «Литературное развитие и литературное образование младших школьников»

Вопросы для повторения

Раздел 3. Научные основы организации урока литературы в начальной школе

Глава 1. Принципы изучения литературного произведения в начальной школе

1.1. Принцип целенаправленности

1.2. Принцип опоры на целостное, непосредственное эмоциональное восприятие прочитанного

1.4. Принцип учета потребностей ребенка

1.5. Принцип внимательного отношения к тексту произведения

1.6. Принцип изучения произведения в единстве его формы и содержания

1.8. Принцип целостности

1.10. Принцип синтеза

Глава 2. Структура урока литературы в начальной школе

2.1. Организационный этап.

2.2. Этап проверки домашнего задания.

4.2. Постановка диагностических целей

Глава 5. Школьный анализ литературного произведения

Практические задания к разделу «Научные основы организации урока литературы в начальной школе»

Вопросы и задания для повторения

5. Расширять культурное поле ребенка (развивающая)

Проблемы целеполагания связаны именно с тем, что из общего вида учитель не переводит их в конкретную форму. Результативность урока связана с достижением поставленных целей. Но как проверить, достиг ли учитель желаемого результата, т.е. что именно он развил, сформировал, чему научил? Мы предлагаем посмотреть на итоги учительской деятельности с позиций ребенка, который в современном образовательном процессе становится не объектом воздействия, а полноправным, наравне с учителем, субъектом образовательной деятельности: учитель учит – ребенок учится. Поэтому цели урока нужно научиться формулировать как можно конкретнее, исходя из результатов деятельности ученика.

4.2. Постановка диагностических целей

Цели, поставленные так, что допускают объективный и однозначный контроль степени их достижения, называют диагностическими. Для того чтобы поставить обучающие и развивающие цели урока не формально, а в диагностической форме, следует сначала сформулировать их в общем виде, а потом задать себе вопрос: как я проверю, достигнуты ли эти цели в ходе урока? Иначе говоря, какие результаты какой деятельности учеников будут свидетельствовать о том, что цели достигнуты?

Для примера рассмотрим постановку целей урока по стихотворению С.Маршака «Кот и лодыри» во 2 классе.

1. Сформулируем обучающие и развивающие цели урока в общем виде: познакомить детей с произведениями С.Маршака, формировать систему читательских умений, развивать представление об отношении автора к героям произведения на основе стилистического анализа, обучать выразительному чтению.

2. Теперь эти цели нужно перевести в диагностическую форму, т.е. переформулировать так, чтобы на первый план вышла деятельность ученика, по которой можно будет судить о результате работы.

Алгоритм диагностической постановки целей урока

Задаем себе вопросы и отвечаем на них:

1. Что смогут узнать дети из нашего урока?

Узнают о том, что С.Маршак написал много произведений для детей, в том числе забавные загадки, сказки, переводил произведения для детей с английского и др. иностранных языков (этап подготовки к восприятию).

2. Какие понятия дети освоят на уроке или будут продолжать осваивать?

Будут продолжать осваивать представления об авторском отношении и способах его выражения в тексте; начнут знакомство с антитезой как противопоставлением (эта анализа).

3. Чему научатся? Какие умения будут осваивать, на каком уровне? – Научатся находить в данном тексте:

примеры антитезы;

определять авторское отношения к персонажам и их поступкам на основе приемов повтора, антитезы; по оценке персонажем, вызывающим у читателя положительное отношение, по финальным словам;

Будут осваивать:

умение в чтении интонационно передавать настроение героев и их отношение друг к другу;


умение соотносить название произведения с его идеей (этап анализа).

4. В какой самостоятельной деятельности учеников проявятся их знания, понимание и умения? Что они смогут сделать во время урока и после него дома?

Ученики смогут в конце урока выразительно прочитать стихотворение, объяснить, что такое антитеза, и привести примеры антитезы в изученном стихотворении, аргументированно объяснить смысл названия стихотворения и как и почему автор относится к своим персонажам (этап обобщения).

Ответ на последний, четвертый, вопрос и содержит цели, сформулированные диагностически.

Диагностическая формулировка целей содержит в себе в сжатом виде содержание урока, т.к. учитель сразу же видит, над чем он будет работать, чему учить, какие приемы работы помогут детям освоить учебный материал, какие виды деятельности обязательно должны предлагаться детям на уроке, чтобы они смогли выполнить их самостоятельно в конце урока. Соотнеся таким образом сформулированные цели с содержанием урока и его итогами, легко определить, действительно ли учитель достиг их, если нет или не всех, то почему это произошло.

Глава 5. Школьный анализ литературного произведения

Учитель, получивший литературоведческую подготовку в вузе, придя в школу, сталкивается с серьезными вопросами: как трансформировать полученные им литературоведческие знания и умения анализировать текст художественного произведения, чтобы передать свой опыт ученикам, в каком объеме, на каком уровне следует знакомить учеников с тем или иным понятием? Поэтому проблемасоотношения филологического и школьного анализа литературного произведенияпредставляется актуальной для будущих учителей.

В основе школьного анализа литературного произведения лежит литературоведческий, точнее, филологический анализ. Учитель должен владеть литературоведческим и лингвистическим видами анализа текста, чтобы выявить идею произведения, понять авторские намерения, эстетически оценить мастерство писателя. Но ученик, безусловно, не может выполнить все необходимые литературоведческие и лингвистические операции. И с этим необходимо считаться. Кроме того, цель обучения не только в выявлении истины, но и воспитании читателя, в сохранении эмоционального сопереживания ученика, которое может быть разрушено схематизацией и формализацией аналитической работы. У маленького читателя нет потребности в анализе текста, ему кажется, что он во всем хорошо разобрался, а потому не нуждается в перечитывании произведения.

Литературоведческий и школьный анализ отличаются друг от друга и по целям, и по объему и по характеру изучения художественного произведения.

Цель литературоведческого анализа – выявление исторической проблематики произведения, его художественного своеобразия в литературном процессе.


Цель школьного анализа – коррекция первоначального восприятия художественного произведения, которое всегда бывает неполным и неточным, объективным смыслом произведения, для того чтобы ученики могли создать собственную читательскую интерпретацию произведения. Методика призвана выяснить, какой слой содержания литературы необходим и посилен ученикам, найти пути усвоения этого содержания. Задача школьного анализа не научное исследование, а читательское освоение художественного произведения.

Объем литературоведческого анализа определяется самим исследователем, теми конкретными целями и задачами, которые он перед собой ставит. И тогда объем может быть узким: роль одного эпитета или цветовых прилагательных – или очень широким: целостный анализ текста. Но при этом литературовед обязательно опирается на то, что уже сделано в науке, и стремится к выявлению еще недостаточно изученных элементов. В поле его зрения находятся все элементы художественного целого, которые он должен учитывать. Литературоведческий анализ может заканчиваться целостной интерпретацией произведения, а может и не приводить к ней, рассматривая только один аспект произведения: стиль, проблематику, композицию, систему образов персонажей, образ персонажа, интертекстовые и метатекстовые связи и т.п.

Объем школьного анализа строго ограничен как возрастными возможностями учеников, так и их практическими умениями. По сравнению с литературоведческим школьный анализ более избирателен по материалу, вовлекаемому в разбор (вспомните о принципе избирательности). Далеко не все возможно и нужно использовать на уроке. Школьный анализ опирается на самые яркие элементы произведения, откровенные по своему идейно-художественному значению, ведущие к общему представлению о произведении. Школьный анализ всегда должен стремиться к целостности, т.е. к охвату произведения во всех его основных элементах: композиции, языка и содержания – и приводить ребенка к освоению авторского отношения и авторской идее (вспомните о принципе целостности). Целостность оказывается обязательным качеством школьного изучения литературы как искусства.

Характер анализа. Учитель организует на уроке не просто учебную деятельность, а общение своих учеников с художественным текстом. Для этого произведение должно быть интересным и нравственно актуальным для сознания детей, а приемы интерпретации текста адекватны художественному мышлению автора.

Эмоциональность маленького ребенка хорошо известна. На уроке она не должна заглушаться сухими разбором. Поэтому школьный анализ отличается большей субъективностью и художественностью и напоминает работу с оркестром: учитель-дирижер дает возможность солировать разным инструментам – ученикам, – следя за общим звучанием всего оркестра и его адекватностью партитуре – художественному произведению. Понимание идеи произведения колеблется и не может быть сведено к строгой формуле. Но при этом у каждого есть своя формулировка, которую он имеет право отстаивать и доказывать. И учитель, входя в класс, должен иметь свою формулировку, допуская, однако, что она может быть уточнена и даже изменена в процессе коллективной работы.


Повторим еще раз: школьный анализ отличается большей субъективностью, тогда как литературоведческий анализ требует объективности.

Практические задания к разделу «Научные основы организации урока литературы в начальной школе»

Вопросы и задания для повторения

1. Назовите принципы изучения литературного произведения в школе.

2. Назовите этапы урока литературы в начальной школе.

3. Объясните, как связаны между собой принципы изучения литературного произведения и структура урока литературы.

4. Чем отличается школьный анализ литературного произведения от литературоведческого?

5. Что такое учебная задача?

6. Назовите способы постановки учебной задачи.

7. Что такое проблемный вопрос? Назовите его признаки.

8. Какие цели называют диагностическими? Какую роль они играют в работе учителя?

9. Как связаны между собой этапы урока?

10. Чем объясняется разнообразие уроков по одной теме?

Задание 1. Ознакомьтесь с методическими рекомендациями М.П.Воюшиной к урокам.Основываясь на содержании каждого урока, переведите его цели в диагностическую форму.

1. Урок по народной сказке «Царевна-лягушка» (СНОСКА:Воюшина М.П. Изучение литературы во 2 классе. Ч. 3. – СПб.: Папирус, 1998. – С. 18–19.) (Это второй урок в системе, поэтому отсутствуют некоторые этапы)

Цели урока: 1) учить детей сказывать сказку, провести наблюдения за устойчивыми сказочными выражениями, за особенностями языка сказки; 2) развивать представления о композиции волшебной сказки; 3) формировать систему речевых умений.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания. Из каких частей состоит «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»? Почему в двух волшебных сказках, которые мы прочитали так много общего?

2. Постановка учебной задачи. Будем учиться сказывать сказку.

3. Сказывание сказки

Положите перед собой карточки с названиями частей в нужной последовательности. Каждый сказитель может рассказывать сказку по-своему, подбирая свои слова, выражения, но не меняя основного смысла сказки. Дома вы отмечали в тексте особые «сказочные» обороты речи, их можно использовать. Итак, начинаем сказывать сказку. (Рассказывание целесообразно проводить по частям, обсуждая удачность выбора языковых конструкций, интонации рассказывания, исправляя ошибки и недочеты речи.)

4. Домашнее задание

1) Самостоятельно прочитать сказку «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что». 2) Сформулировать вопросы, которые хотелось бы обсудить на уроке.

2. Урок по рассказу В.Драгунского «На Садовой большое движение». (первый урок в системе) (СНОСКА: Воюшина М.П. Изучение литературы во 2 классе. Ч. 1. – СПб.: Папирус, 1998. – С. 20–31.)

Цели урока: 1) развивать представление о роли рассказчика, об авторской позиции, о способах изображения персонажей; 2) обучать выразительному чтению.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания


Анализ иллюстраций, сделанных детьми.

2. Первичное восприятие. Чтение учителя.

3. Проверка первичного восприятия. Понравился ли рассказ? Как менялось ваше настроение, когда вы его слушали? Кто из персонажей рассказа вам понравился, а кто не понравился? Почему? От чьего лица написан рассказ? Почему автор выбирает такую форму повествования?

4. Постановка учебной задачи. Это трудный вопрос, и вы по-разному на него отвечаете. Как и многие рассказы Драгунского, этот рассказ написан от лица Дениски. Но совпадают ли позиция автора и точка зрения Дениски? Перечитаем рассказ и подумаем над этим.

5. Вторичное восприятие и анализ текста.

1) Чтение до слов: «И вот однажды…»

Как вы думаете, почему Дениска так подробно рассказывает, как у Ваньки Дыхова появился велосипед?

А зачем автор дает такое вступление к рассказу?

Прочитайте эту часть выразительно, подумайте, с какой интонацией нужно читать слова Ванькиного папы? Как произносит реплику папа, и какой смысл вкладывает в эти слова автор?

2) Чтение до слов «И вот тут-то…»

Какие чувства испытывал Дениска, глядя, как Ванька катается на велосипеде? Отчего у Дениски «сердце радовалось», когда он смотрел на багажник? Почему настроение Дениски названо «удивительным»? Дениска рассказывает о том, что переживает он, но можем ли мы догадаться, какие чувства испытывает Ванька? Что нам помогает это сделать? Обоснуйте текстом свое мнение.

6. Домашнее здание

Прочитайте рассказ до конца. Подготовьте выразительное чтение первой части рассказа.

Задание 2. Ознакомьтесь с тремя конспектами уроков по одному и тому же произведению. Сравните структуру этих уроков, выделив их этапы. Какие из этих уроков похожи, а какой отличается от них? Почему вы так решили? В каком конспекте цели урока сформулированы диагностически? Почему вы так решили? Цели уроков, сформулированные в общем виде, представьте в диагностической форме. Текст стихотворения см. в разделе 2; 1.5.

1. Урок по стихотворению И.Токмаковой «В чудной стране»

Цели урока.

I. Содержательная цель: ученики освоят идею произведения: с помощью воображения мы можем творить чудеса.

II. Обучающие и развивающие цели. После этого урока ученики смогут:

1. Объяснить, как в этом стихотворении создается настроение.

2. Найти в тексте элементы, сближающие стихотворение с небылицами.

3. Сочинить свою миниатюру о чудной стране по аналогии со стихотворением.

4. Выразительно прочитать стихотворение.

Ход урока

Учитель просит детей вспомнить, с какими фольклорными жанрами они познакомились на прошлых уроках, какие из этих жанров им больше понравились и почему, какие из них непосредственно связаны со смехом. Затем учитель говорит:

Мы прощаемся с фольклорной страной и отправляемся в страну Литературия. Но это не значит, что вы можете забыть о предыдущих встречах, вам обязательно понадобятся полученные знания. Даже сегодня. Итак, мы уже в новой стране, которую поэтесса Ирина Петровна Токмакова назвала «чудной» и написала о ней стихотворение. Хотите его послушать?