ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2020

Просмотров: 2268

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 2. Литературное развитие и литературное образование младших школьников

Глава 1. Литературное развитие младших школьников

1.1. Содержание понятия «литературное развитие»

1.2. Специфика литературного творчества и литературные способности

1.5. Способы выявления уровня литературного развития школьников

Глава 3. Содержание литературного образования на первом этапе

3.1. Содержание литературного образования (СЛО)

Практические задания к теме «Литературное развитие и литературное образование младших школьников»

Вопросы для повторения

Раздел 3. Научные основы организации урока литературы в начальной школе

Глава 1. Принципы изучения литературного произведения в начальной школе

1.1. Принцип целенаправленности

1.2. Принцип опоры на целостное, непосредственное эмоциональное восприятие прочитанного

1.4. Принцип учета потребностей ребенка

1.5. Принцип внимательного отношения к тексту произведения

1.6. Принцип изучения произведения в единстве его формы и содержания

1.8. Принцип целостности

1.10. Принцип синтеза

Глава 2. Структура урока литературы в начальной школе

2.1. Организационный этап.

2.2. Этап проверки домашнего задания.

4.2. Постановка диагностических целей

Глава 5. Школьный анализ литературного произведения

Практические задания к разделу «Научные основы организации урока литературы в начальной школе»

Вопросы и задания для повторения

Учитель выразительно читает стихотворение.

Вы улыбались, слушая стихотворение. Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Попробуйте выразить свое настроение в цвете. (Дети рисуют минуты две, не отвечая на вопрос. Лишь после того, как класс зафиксировал свое восприятие в цвете, начинается обсуждение того, что вызвало улыбки учеников. Ребята показывают выбранную ими цветовую палитру и пытаются объяснить, почему они именно так нарисовали.

Вместе с учениками учитель делает выводы: улыбки вызвали необычные явления и то, что поэтесса радуется им. Это очень веселый мир: там танцуют, поют, веселятся. И мы тоже веселимся, играем.

Учитель: – Оказывается, вам передалось настроение автора, который открывает вам свою необычную страну.

Почему же страна названа «чуднόй», а не «чУдной»? Ведь там происходят чудеса!

Учитель вместе с ребятами выясняет значение слов чудо, чудеса, чудесный, чудный. Потом работают со словами чуднόй, чудить, чудак.

Давайте разберемся, происходят ли в стране, о которой написала Ирина Петровна Токмакова, чудеса.

Ребята перечитывают стихотворение про себя, отмечая в тексте необычные факты.

Эвристическая беседа после перечитывания:

Почему поэтесса утверждает, что в чудной стране «не бывать тебе и мне»? Так ли это? А откуда она знает об этой стране?

Дети: Эта страна выдумана Токмаковой.

Учитель: Что же помогло поэтессе придумать «чудную страну»? Ну-ка, откройте этот секрет!

Помогая детям, учитель может показать им названные в стихотворении предметы и спросить:

Есть ли язычок у ботинка, глазок у картошка, горлышко у бутылки и ножки у стула?

Затем дети сравнивают язычок ботинка со своим собственным язычком:

Что у них общего?

Есть ли что-нибудь общее у ботинка и котенка?    

Придумайте ситуацию, когда котенка можно принять за ботинок или наоборот.

Есть ли глазки у картошки? (Да, только они называются не глăзки, а глазкǔ.)

Как родилось это значение? Что общего у глаз человека с глазками картошки? Похожа ли картофелина на лицо человека? Чем? (Можно принести в класс какую-нибудь выразительную картофелину и превратить ее с помощью ножика в смешную мордашку.)

А у бутылки есть горлышко?

Почему удлиненную часть бутылки назвали горлышком?

Есть ли ноги у стула? Как родилось это значение? Почему в стихотворении ножки названы «гнутыми»? А что еще стул заимствовал у человека? (Спинку).

Учитель в конце познавательной беседы помогает детям сделать вывод о том, что у одного слова может быть несколько значений. Многозначные слова часто помогают писателям и поэтам создавать смешные, забавные ситуации.

Почему же вы улыбались, читая стихотворение?

Учитель помогает детям наводящими вопросами, способствующими зрительной конкретизации:

Когда вы слышали сточку «Ботинок черным язычком…», что вы представляли? (Ботинок.)


А когда читали «С утра лакает молочко…»? (Котенка, щенка.)

Что же происходит, что мы видим, прочитав обе строчки? (И ботинок, и котенка. То есть понимаем, что речь идет о ботинке, который напоминает автору котенка или щенка, и потому автор и превращает ботинок в маленькое животное.)

Есть ли слова «котенок», «щенок» в стихотворении? (Нет.)

Откуда же они взялись в вашем воображении? (Мы догадались: язычком лакает молоко дома котенок или щенок.)

А важно на самом деле, о каком животном думала Токмакова? (Нет. Ведь и котенок, и щенок – маленькие домашние животные, ласковые, забавные.)

Как же поэтесса превращает неживые предметы в живые? Как бутылка ожила?

Как ожил стул?

Что помогло поэтессе оживить мир?

Учитель обобщает ответы детей: оживление неодушевленных предметов происходит в стихотворении с помощью воображения, фантазии, отличного знания поэтессой русского языка, в котором есть многозначные слова.)

Поверили ли вы поэтессе? К кому, как вы думаете, она обращается с вопросом «Ты почему не веришь мне?»?

Вместе с детьми приходим к выводу о том, что в вопросе автора сквозит улыбка: он словно сам смеется над своей фантазией, понимая, что так не бывает; но это смех радостный. Может быть, вопрос обращен к тем, у кого не очень хорошо развита фантазия, к тем, кто никак не может поверить в возможность таких превращений?

Почему же страна названа «чуднОй»?

Она непохожа на реальный мир, она сказочная, там происходят чудеса, поэтому она чуднАя, а не чУдная (красивая).

Какой жанр устного народного творчества напомнило вам это стихотворение? Чем? (Небылицы и перевертыши, неживые вещи ведут себя как живые.)

Как нужно читать это стихотворение: весело или серьезно? (Дети (2–3 человека) читают вслух, обсуждение чтения в классе.)

Можно ли побывать в стране, о которой рассказала Ирина Петровна Токмакова? При каком условии?

Домашнее задание.Давайте отправимся туда ненадолго. Дома вы совершите путешествие и на следующем уроке расскажете, какие еще необычные явления вы увидели в чудной стране? (Истории можно записать с помощью родителей, но можно и подготовить устно.)

Подготовьтесь выразительно читать это стихотворение. Кто хочет, может выучить его наизусть.

Нарисуйте иллюстрации (по желанию).

2. Урок по стихотворению И.Токмаковой «В чудной стране»

Цели урока:

I. Содержательная цель. Помочь детям осознать идею стихотворения.

II. Обучающие и развивающие цели

1. Формировать систему читательских умений.

2. Познакомить с понятием многозначное слово.

3. Развивать воображение учеников и их речь.

Ход урока

Учитель: Знаете ли вы, что такое многозначное слово?

Ученики: У него, наверное, много значений.

Учитель: Посмотрите на доску: я написала несколько предложений. Какие же слова в них многозначные?

Дети читают:

1. Когда мы с мамой вошли в магазин, то у меня глаза разбежались: так много детских игр я увидела!


2. Бабушка все время ругается, когда мы с братом играем в карты: азартные игры, мол, не для детей.

Учитель: Какое слово встречается и в том, и в другом предложении? (Игра) В каком значении оно употреблено в первом случае (что вы видите?)? (Коробки, в которых лежат приспособления для разных игр, т.е. комплекты предметов для игры.) А во втором? (Это уже что-то конкретное, то, во что играют: в карты, в шахматы, т.е. способ игры, а не комплект для нее.) Вот это и есть многозначное слово. Мы сегодня с вами отправимся в такую страну, где игра воображения – любимейшая из игр. А что вы понимаете под выражением «игра воображения»? (Фантазия, выдумка, сочинение и т.п.)

Учитель выразительно читает стихотворение И.Токмаковой и задает вопросы:

Понравилось вам стихотворение? Чем? (Дети делятся своими впечатлениями.)

Какой жанр устного народного творчества оно вам напомнило? (Небылицы, перевертыши.)

Чем же похоже стихотворение Токмаковой на небылицы? (там все не так, как в реальном мире: стул танцует, бутылка поет, ботинок лакает молоко…)

Перечитайте его внимательно и подумайте, на чем основаны чудеса, происходящие в чудной стране.

Дети перечитывают стихотворение.

Учитель предлагает им назвать первое чудо (ботинок лакает молоко) и организует эвристическую беседу:

Как могла родится у поэтессы такая картинка?

Ботинок черный, он издалека похож на маленького зверька.

У него тоже есть язычок! Это многозначное слово!

Молодцы: слова язык, язычок многозначные. А как бы вы определили их значения?

У человека во рту язык, и у обуви – язык. Они похожи.

Правильно. А теперь найдите еще многозначные слова в стихотворении.

Глазок, горлышко, ножки.

Как же поэтесса придумывает свои чудеса?

У стула есть ножки, как у человека, поэтому он и пляшет в стихотворении. А у бутылки – горлышко, значит, она может петь.

Правильно. Поэтесса использует многозначные слова и оживляет предметы. Вы очень точно определили, что поэтесса переносит основное значение слова на другой предмет. Ножка у человека – прямое значение, а ножка у стула – переносное.

Что же вызвало ваш смех?

Все так необычно, как в сказке, а на самом деле теперь понятно, как можно придумать такие веселые ситуации.

Вот и придумайте дома, что еще могло произойти в чудной стране. Нарисуйте к вашему рассказу картинки. Какой это будет рассказ: серьезный или смешной?

Смешной! Ведь будет путаница, как в небылицах.

Учитель: Итак, что же мы узнали сегодня? Что помогло Ирине Токмаковой создать волшебную страну?

Ученики: Мы узнали о том, что есть многозначные слова, у которых есть прямое и переносное значение; что можно создавать веселые истории, используя многозначные слова, обыгрывая их переносные значения.

3. Урок по стихотворению И.Токмаковой «В чудной стране»

Цели урока:

1. Познакомить учеников со стихотворением И.Токмаковой.


2. Формировать навыки выразительного чтения.

3. Воспитывать любовь к слову, развивать чувство юмора.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, дети. Вы готовы к уроку? Сегодня мы будем читать стихотворение И.Токмаковой «В чудной стране». Это очень веселое стихотворение, оно вам понравится. Я вам его прочитаю, а вы подумайте, почему вам было смешно.

Учитель читает стихотворение, дети слушают.

Учитель: Вам понравилось стихотворение?

Дети: Да. Оно веселое.

Учитель: А что смешного в нем? Ира, ты над чем смеялась?

Ира: Мне понравилось, что в стихотворении все живое, даже обычнее вещи.

Учитель: Правильно. Молодец! А тебе, Миша, что понравилось?

Миша: Похожие слова.

Учитель: Какие похожие слова?

Миша: Язычок у ботинка и щенка, горлышко у бутылки и певицы, ноги у стула и у человека.

Учитель: Да, я поняла, ты совершенно прав. Давайте прочитаем стихотворение выразительно. Сначала Маша.

Маша читает стихотворение.

Учитель: Ребята, Маша хорошо прочитала?

Дети: Она запиналась! Она читала одинаково и очень тихо.

Учитель: Да, Маша, ты делала ошибки и не передала настроение. Попробуй, Володя.

Володя читает стихотворение.

Учитель: Ребята, а у Володи получилось?

Дети: Да, он все слова правильно произнес, четко, громко. Все было понятно.

Учитель: Мне тоже понравилось, как прочитал Володя. Дети, у нас осталось время, давайте нарисуем к этому стихотворению иллюстрации. Аня, ты что будешь рисовать?

Аня: Я нарисую комнату и в ней разные вещи: ботинок, стул, бутылку, картошку.

Учитель: А ты, Коля?

Коля: Я нарисую большой ботинок, который лакает молоко из блюдца.

Учитель: Хорошо. Рисуйте, мы потом посмотрим, у кого что получилось. А дома выучите стихотворение наизусть и подготовьтесь читать его выразительно.

Детирисуют и в конце урока сдают свои рисунки учителю.

Задание 3. Определите, какую цель преследуют вопросы учителя и задания, которые он предлагает детям на разных этапах урока. Исправьте допущенные авторами уроков ошибки и неточности (в том числе и речевые).

1. Фрагмент из протокола урока по рассказу Н.Тихонова «Поединок» из цикла «Ленинградские рассказы»


Деятельность учителя


Деятельность учеников


1. Орг. момент


Проверяется готовность учеников к уроку


2. Этап подготовки к восприятию всего цикла рассказов
– Сегодня мы с вами начнем знакомство с творчеством Николая Семеновича Тихонова на примере его цикла «Ленинградские рассказы».
– Молодец, Сергей! Может быть, ты уже знаешь, что такое цикл?
– Ребята, может быть, кто-нибудь из вас знает, что такое цикл рассказов?
– А бывает цикл стихов?
– Любые ли несколько рассказов или стихотворений можно назвать циклом?
– Конечно, вы правы. Все произведения в цикле созданы одним автором. Но только ли по этому признаку объединяют произведения в цикл?
– Мы с вами на нескольких уроках познакомимся с циклом рассказов Николая Семеновича Тихонова и попробуем догадаться, как связаны эти рассказы между собой, почему они составляют цикл. Согласны?


Сережа: А я уже читал!
Сережа отрицательно качает головой.
– Наверное это несколько рассказов…
– Бывает.
– Нет, только если их написал один автор.
Дети молчат.
Ученики кивают головами, выражая одобрение.


– Ребята, кто из вас знает, как назывался наш город во время Великой Отечественной войны?
– А что вы знаете об этой войне?
– Спасибо, Сережа, я вижу, что ты много знаешь о войне. Я бы хотела, чтобы ты рассказал нам об этом 23 февраля, на празднике. А что было с нашим городом в эту войну?
– Да, почти у каждого из нас кто-то из предков был на этой войне: не нашлось человека, которого война бы не затронула! А как жил Ленинград в блокаду?
– Да, ребята, голодные, замерзшие люди совершили чудо: сумели выстоять и не пустить фашистов в город. И рассказы, которые мы будем читать, – рождены этой войной. Что вы можете сказать о них только по названию?
– Какие еще будут предположения?
– Сегодня мы с вами прочитаем первый рассказ из этого цикла. Послушайте его внимательно. (Учитель намеренно не сообщает классу название рассказа.)


– Ленинград!
Сережа: Она началась в 1941 и закончилась в 1945 году, самое знаменитое сражение – Сталинградская битва!
– Фашисты атаковали нашу страну. Много людей погибло, а Ленинград оказался в кольце врагов – в блокаде. У меня прадедушка был на войне.
– И у меня.
– Людям было нечего есть, город все время бомбили, рушились дома, люди погибали и обстрелов и голода.
– Они о Ленинграде.
– О ленинградцах!


2. Первое восприятие рассказа
Учитель читает


Дети слушают (книги закрыты).


3. Проверка восприятия
– Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
– А что особенно потрясло вас?
– Я не сказала вам, как называется рассказ. Пожалуйста, те, кто не читал рассказ, скажите, как бы вы его назвали? (Версии учеников записываются на доске)
– Какие из предложенный вариантов кажутся вам наиболее удачными и почему?
 


– Я очень переживал за машиниста!
– Было страшно, что машиниста убьют!
– То, что машинист такой упорный!
– То, что летчик думал, что поезд легко подбить, а у него не вышло!
– «Храбрый машинист», «Неуловимый поезд», «Неудача фашиста», «Самолет и поезд», «Хитрый русский», «Неудачная охота».
Дети отвергают варианты «Хитрый русский», говоря о том, что машинист не просто хитрый, а смелый, мужественный человек, одной хитрости для победы ему было бы мало, поэтому название не отражает смысла рассказа. «Самолет и поезд» тоже не очень нравится ученикам, т.к. главное не в машинах, по их словам», а в людях. По этой же причине отвергается и название «Неуловимый поезд». Остаются три: «Храбрый машинист», «Неудача фашиста», «Неудачная охота».


4. Постановка учебной задачи
– Автор назвал рассказ «Поединок». Как вы думаете, почему именно так?
– Что же такое
поединок?
– Верно. Почему нельзя было назвать по-другому?
Давайте мы перечитаем рассказ и поищем ответ на этот вопрос.


– Ему показалось, что так будет лучше.
– Это когда бьются один на один.
Дети не могут ответить на этот вопрос.


2. Фрагмент из протокола урока по стихотворению А.А.Фета «Ласточки пропали…»

Деятельность учителя


Деятельность учеников


1. Орг. момент


Проверяется готовность учеников к уроку.


2. Проверка домашнего задания
– На прошлом уроке вы познакомились с творчеством русского поэта Федора Ивановича Тютчева. Что же вы запомнили о нем?
– А теперь проверим, как вы подготовились к чтению наизусть? Кто нам расскажет стихотворение четко, громко, с выражением?
– Молодцы! А кто скажет, как называется жанр, в котором трудился Тютчев? Напоминаю, ребята, что жанр – это вид художественного произведения, который характеризуется сюжетными линиями.
– Верно. А чем отличаются стихи от прозаических текстов?


– Тютчев писал о природе.
– Тютчева можно назвать поэтом-мыслителем, философом, т.к. его стихи заставляют задумываться.
– В своих стихах он выражает свое отношение к природе.
Отвечают 5 учеников (оценки).
– Стихи, поэзия.
– Рифмой.


3. Подготовка к восприятию
– Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним поэтом – Афанасием Афанасьевичем Фетом. Вы, наверное, слышали о нем, но не все знают, что Фет – это псевдоним, т.е. вымышленная фамилия. А настоящая фамилия поэта – Шеншин. Он жил в девятнадцатом веке и прожил очень долгую жизнь – 72 года. В его стихотворениях есть нотки грусти, это связано с трудностями, которые были у него в жизни. Он рано познал одиночество. Стихи Фета наполнены грустью, даже тоской, но это светлая грусть. На стихи поэта сложено много романсов, песен. И сегодня я предлагаю вам послушать один из таких романсов «На заре ты ее не буди…» в исполнении петербургского «Кавалер-дуэта».
– Понравилось ли вам? Какие эмоции и чувства вызвала у вас эта музыка?
– А сейчас я познакомлю вас со стихотворением Фета «Ласточки пропали…»


Дети слушают учителя
Слушают романс
– Понравилось; необычно; исполняется без сопровождения музыки; весело, радостно.


4. Первое восприятие
Учитель читает стихотворение


Дети слушают


5. Проверка восприятия
– Понравилось ли вам стихотворение? Чем?
– Какие чувства вы испытывали?
– Какие картины представляли?


– Да, красивое; о ласточках
– Грустно, тревожно, печаль, жалость, тоска
– Осень; птицы в небе; пасмурное небо; человек в поле.


6. Постановка учебной задачи
– Сегодня на уроке мы будем учиться выразительно читать это стихотворение.


Задача 4. Определите, в каком из приведенных выше уроков учитель формально соблюдает структуру урока, не связывая этапы логически? Свое мнение обоснуйте.

Задание 5. В каком из приведенных выше уроков учебная задача поставлена неудачно? Свое мнение обоснуйте.