ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.07.2020
Просмотров: 2389
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 2. Литературное развитие и литературное образование младших школьников
Глава 1. Литературное развитие младших школьников
1.1. Содержание понятия «литературное развитие»
1.2. Специфика литературного творчества и литературные способности
1.5. Способы выявления уровня литературного развития школьников
Глава 3. Содержание литературного образования на первом этапе
3.1. Содержание литературного образования (СЛО)
Практические задания к теме «Литературное развитие и литературное образование младших школьников»
Раздел 3. Научные основы организации урока литературы в начальной школе
Глава 1. Принципы изучения литературного произведения в начальной школе
1.1. Принцип целенаправленности
1.2. Принцип опоры на целостное, непосредственное эмоциональное восприятие прочитанного
1.4. Принцип учета потребностей ребенка
1.5. Принцип внимательного отношения к тексту произведения
1.6. Принцип изучения произведения в единстве его формы и содержания
Глава 2. Структура урока литературы в начальной школе
2.2. Этап проверки домашнего задания.
4.2. Постановка диагностических целей
Глава 5. Школьный анализ литературного произведения
Практические задания к разделу «Научные основы организации урока литературы в начальной школе»
Учитель выразительно читает стихотворение.
–Вы улыбались, слушая стихотворение. Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Попробуйте выразить свое настроение в цвете. (Дети рисуют минуты две, не отвечая на вопрос. Лишь после того, как класс зафиксировал свое восприятие в цвете, начинается обсуждение того, что вызвало улыбки учеников. Ребята показывают выбранную ими цветовую палитру и пытаются объяснить, почему они именно так нарисовали.
Вместе с учениками учитель делает выводы: улыбки вызвали необычные явления и то, что поэтесса радуется им. Это очень веселый мир: там танцуют, поют, веселятся. И мы тоже веселимся, играем.
Учитель: – Оказывается, вам передалось настроение автора, который открывает вам свою необычную страну.
– Почему же страна названа «чуднόй», а не «чУдной»? Ведь там происходят чудеса!
Учитель вместе с ребятами выясняет значение слов чудо, чудеса, чудесный, чудный. Потом работают со словами чуднόй, чудить, чудак.
– Давайте разберемся, происходят ли в стране, о которой написала Ирина Петровна Токмакова, чудеса.
Ребята перечитывают стихотворение про себя, отмечая в тексте необычные факты.
Эвристическая беседа после перечитывания:
– Почему поэтесса утверждает, что в чудной стране «не бывать тебе и мне»? Так ли это? А откуда она знает об этой стране?
Дети: Эта страна выдумана Токмаковой.
Учитель: Что же помогло поэтессе придумать «чудную страну»? Ну-ка, откройте этот секрет!
Помогая детям, учитель может показать им названные в стихотворении предметы и спросить:
– Есть ли язычок у ботинка, глазок у картошка, горлышко у бутылки и ножки у стула?
Затем дети сравнивают язычок ботинка со своим собственным язычком:
– Что у них общего?
– Есть ли что-нибудь общее у ботинка и котенка?
– Придумайте ситуацию, когда котенка можно принять за ботинок или наоборот.
– Есть ли глазки у картошки? (Да, только они называются не глăзки, а глазкǔ.)
– Как родилось это значение? Что общего у глаз человека с глазками картошки? Похожа ли картофелина на лицо человека? Чем? (Можно принести в класс какую-нибудь выразительную картофелину и превратить ее с помощью ножика в смешную мордашку.)
– А у бутылки есть горлышко?
– Почему удлиненную часть бутылки назвали горлышком?
– Есть ли ноги у стула? Как родилось это значение? Почему в стихотворении ножки названы «гнутыми»? А что еще стул заимствовал у человека? (Спинку).
Учитель в конце познавательной беседы помогает детям сделать вывод о том, что у одного слова может быть несколько значений. Многозначные слова часто помогают писателям и поэтам создавать смешные, забавные ситуации.
– Почему же вы улыбались, читая стихотворение?
Учитель помогает детям наводящими вопросами, способствующими зрительной конкретизации:
– Когда вы слышали сточку «Ботинок черным язычком…», что вы представляли? (Ботинок.)
– А когда читали «С утра лакает молочко…»? (Котенка, щенка.)
– Что же происходит, что мы видим, прочитав обе строчки? (И ботинок, и котенка. То есть понимаем, что речь идет о ботинке, который напоминает автору котенка или щенка, и потому автор и превращает ботинок в маленькое животное.)
– Есть ли слова «котенок», «щенок» в стихотворении? (Нет.)
– Откуда же они взялись в вашем воображении? (Мы догадались: язычком лакает молоко дома котенок или щенок.)
– А важно на самом деле, о каком животном думала Токмакова? (Нет. Ведь и котенок, и щенок – маленькие домашние животные, ласковые, забавные.)
– Как же поэтесса превращает неживые предметы в живые? Как бутылка ожила?
– Как ожил стул?
– Что помогло поэтессе оживить мир?
Учитель обобщает ответы детей: оживление неодушевленных предметов происходит в стихотворении с помощью воображения, фантазии, отличного знания поэтессой русского языка, в котором есть многозначные слова.)
– Поверили ли вы поэтессе? К кому, как вы думаете, она обращается с вопросом «Ты почему не веришь мне?»?
Вместе с детьми приходим к выводу о том, что в вопросе автора сквозит улыбка: он словно сам смеется над своей фантазией, понимая, что так не бывает; но это смех радостный. Может быть, вопрос обращен к тем, у кого не очень хорошо развита фантазия, к тем, кто никак не может поверить в возможность таких превращений?
– Почему же страна названа «чуднОй»?
– Она непохожа на реальный мир, она сказочная, там происходят чудеса, поэтому она чуднАя, а не чУдная (красивая).
– Какой жанр устного народного творчества напомнило вам это стихотворение? Чем? (Небылицы и перевертыши, неживые вещи ведут себя как живые.)
– Как нужно читать это стихотворение: весело или серьезно? (Дети (2–3 человека) читают вслух, обсуждение чтения в классе.)
– Можно ли побывать в стране, о которой рассказала Ирина Петровна Токмакова? При каком условии?
Домашнее задание.Давайте отправимся туда ненадолго. Дома вы совершите путешествие и на следующем уроке расскажете, какие еще необычные явления вы увидели в чудной стране? (Истории можно записать с помощью родителей, но можно и подготовить устно.)
Подготовьтесь выразительно читать это стихотворение. Кто хочет, может выучить его наизусть.
Нарисуйте иллюстрации (по желанию).
2. Урок по стихотворению И.Токмаковой «В чудной стране»
Цели урока:
I. Содержательная цель. Помочь детям осознать идею стихотворения.
II. Обучающие и развивающие цели
1. Формировать систему читательских умений.
2. Познакомить с понятием многозначное слово.
3. Развивать воображение учеников и их речь.
Ход урока
Учитель: Знаете ли вы, что такое многозначное слово?
Ученики: У него, наверное, много значений.
Учитель: Посмотрите на доску: я написала несколько предложений. Какие же слова в них многозначные?
Дети читают:
1. Когда мы с мамой вошли в магазин, то у меня глаза разбежались: так много детских игр я увидела!
2. Бабушка все время ругается, когда мы с братом играем в карты: азартные игры, мол, не для детей.
Учитель: Какое слово встречается и в том, и в другом предложении? (Игра) В каком значении оно употреблено в первом случае (что вы видите?)? (Коробки, в которых лежат приспособления для разных игр, т.е. комплекты предметов для игры.) А во втором? (Это уже что-то конкретное, то, во что играют: в карты, в шахматы, т.е. способ игры, а не комплект для нее.) Вот это и есть многозначное слово. Мы сегодня с вами отправимся в такую страну, где игра воображения – любимейшая из игр. А что вы понимаете под выражением «игра воображения»? (Фантазия, выдумка, сочинение и т.п.)
Учитель выразительно читает стихотворение И.Токмаковой и задает вопросы:
– Понравилось вам стихотворение? Чем? (Дети делятся своими впечатлениями.)
– Какой жанр устного народного творчества оно вам напомнило? (Небылицы, перевертыши.)
– Чем же похоже стихотворение Токмаковой на небылицы? (там все не так, как в реальном мире: стул танцует, бутылка поет, ботинок лакает молоко…)
– Перечитайте его внимательно и подумайте, на чем основаны чудеса, происходящие в чудной стране.
Дети перечитывают стихотворение.
Учитель предлагает им назвать первое чудо (ботинок лакает молоко) и организует эвристическую беседу:
– Как могла родится у поэтессы такая картинка?
– Ботинок черный, он издалека похож на маленького зверька.
– У него тоже есть язычок! Это многозначное слово!
– Молодцы: слова язык, язычок многозначные. А как бы вы определили их значения?
– У человека во рту язык, и у обуви – язык. Они похожи.
– Правильно. А теперь найдите еще многозначные слова в стихотворении.
– Глазок, горлышко, ножки.
– Как же поэтесса придумывает свои чудеса?
– У стула есть ножки, как у человека, поэтому он и пляшет в стихотворении. А у бутылки – горлышко, значит, она может петь.
– Правильно. Поэтесса использует многозначные слова и оживляет предметы. Вы очень точно определили, что поэтесса переносит основное значение слова на другой предмет. Ножка у человека – прямое значение, а ножка у стула – переносное.
– Что же вызвало ваш смех?
– Все так необычно, как в сказке, а на самом деле теперь понятно, как можно придумать такие веселые ситуации.
– Вот и придумайте дома, что еще могло произойти в чудной стране. Нарисуйте к вашему рассказу картинки. Какой это будет рассказ: серьезный или смешной?
– Смешной! Ведь будет путаница, как в небылицах.
Учитель: Итак, что же мы узнали сегодня? Что помогло Ирине Токмаковой создать волшебную страну?
Ученики: Мы узнали о том, что есть многозначные слова, у которых есть прямое и переносное значение; что можно создавать веселые истории, используя многозначные слова, обыгрывая их переносные значения.
3. Урок по стихотворению И.Токмаковой «В чудной стране»
Цели урока:
1. Познакомить учеников со стихотворением И.Токмаковой.
2. Формировать навыки выразительного чтения.
3. Воспитывать любовь к слову, развивать чувство юмора.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, дети. Вы готовы к уроку? Сегодня мы будем читать стихотворение И.Токмаковой «В чудной стране». Это очень веселое стихотворение, оно вам понравится. Я вам его прочитаю, а вы подумайте, почему вам было смешно.
Учитель читает стихотворение, дети слушают.
Учитель: Вам понравилось стихотворение?
Дети: Да. Оно веселое.
Учитель: А что смешного в нем? Ира, ты над чем смеялась?
Ира: Мне понравилось, что в стихотворении все живое, даже обычнее вещи.
Учитель: Правильно. Молодец! А тебе, Миша, что понравилось?
Миша: Похожие слова.
Учитель: Какие похожие слова?
Миша: Язычок у ботинка и щенка, горлышко у бутылки и певицы, ноги у стула и у человека.
Учитель: Да, я поняла, ты совершенно прав. Давайте прочитаем стихотворение выразительно. Сначала Маша.
Маша читает стихотворение.
Учитель: Ребята, Маша хорошо прочитала?
Дети: Она запиналась! Она читала одинаково и очень тихо.
Учитель: Да, Маша, ты делала ошибки и не передала настроение. Попробуй, Володя.
Володя читает стихотворение.
Учитель: Ребята, а у Володи получилось?
Дети: Да, он все слова правильно произнес, четко, громко. Все было понятно.
Учитель: Мне тоже понравилось, как прочитал Володя. Дети, у нас осталось время, давайте нарисуем к этому стихотворению иллюстрации. Аня, ты что будешь рисовать?
Аня: Я нарисую комнату и в ней разные вещи: ботинок, стул, бутылку, картошку.
Учитель: А ты, Коля?
Коля: Я нарисую большой ботинок, который лакает молоко из блюдца.
Учитель: Хорошо. Рисуйте, мы потом посмотрим, у кого что получилось. А дома выучите стихотворение наизусть и подготовьтесь читать его выразительно.
Детирисуют и в конце урока сдают свои рисунки учителю.
Задание 3. Определите, какую цель преследуют вопросы учителя и задания, которые он предлагает детям на разных этапах урока. Исправьте допущенные авторами уроков ошибки и неточности (в том числе и речевые).
1. Фрагмент из протокола урока по рассказу Н.Тихонова «Поединок» из цикла «Ленинградские рассказы»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Фрагмент из протокола урока по стихотворению А.А.Фета «Ласточки пропали…»
Деятельность учителя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задача 4. Определите, в каком из приведенных выше уроков учитель формально соблюдает структуру урока, не связывая этапы логически? Свое мнение обоснуйте.
Задание 5. В каком из приведенных выше уроков учебная задача поставлена неудачно? Свое мнение обоснуйте.