ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2020
Просмотров: 5708
Скачиваний: 81
В реальной жизни элементы педагогики авторитета, педагогики манипуляции и педагогики, как правило, сочетаются в рамках конкретных технологий образования, и говорить можно лишь о превалировании той или иной парадигмы. Все три педагогические парадигм не исключают, а дополняют друг друга, являясь необходимыми для полноценного целостного развития человека.
Известно, что человек появляется на свет как индивид, представляющий биологический вид Homo sapiens. Он лишь потенциально может стать социальным и культурным существом, то есть обрести человеческий образ. Образоваться человек может лишь живя в культурной среде, вступая в социальные отношения с другими людьми, распредмечивая общественно-исторический опыт, опредмечивая себя в процессах деятельности и общения, реализую свою способность к научению. Человек в ходе своего онтогенетического становления предстает в единстве трех ипостасей, как индивид, являясь таковым от рождения, как личность и как индивид.
В нашем контексте личность – это человек, рассматриваемый с точки зрения тех ролей и функций, которые он выполняет, живя в обществе, в системе социальных отношений и институтов. Личностью человек становится в процессе социализации. Образование, как целенаправленно организованная часть процесса социализации, способствует становлению личностной ипостаси человека. Оно направлено на его «встраивание» в социокультурной пространство, помогает овладеть накопленными в обществе способами деятельности, нормами поведения, способами коммуникации, знаковыми системами и системами ценностями. На создание условий для становления личности в основном ориентирована педагогика авторитета.
Индивидуальность – это уникальное неповторимое качество человека, его самобытная экзистенция и связанный с ней лишь ему одному присущий жизненный путь. В ходе индивидуализации человек осознает самого себя, свое отличие от других, свой потенциал и его уникальность, смысл своего существования, простраивает свою неповторимую жизненную траекторию. Помочь человеку в его самоидентификации, самоопределении, самореализации, в его индивидуализации прежде всего призвана педагогика поддержки.
Если педагогика авторитета преимущественно тяготеет к решению задач социализации человека, а педагогика поддержки преимущественно тяготеет к решению задач его индивидуализации, то педагогика манипуляции в силу своего промежуточного положения является своеобразным полиотивом, тяготеющим к решению обеих групп задач. В реальной жизни процессы социализации и индивидуализации не изолированы друг от друга, а теснейшим образом переплетены между собой, как переплетены способствующие им педагогические механизмы образования.
Если педагог в качестве стратегической цели ставит задачу целостного развития человека, обретающего свой образ, то он должен стремиться таким образом организовать образовательное пространство развития ребенка, чтобы в нем сочетались подходы, ориентированные на различные педагогические парадигмы. Следовательно, используемые технологии воспитания и обучения следует анализировать с точки зрения их соответствия установка педагогики авторитета, педагогики манипуляции и педагогики поддержки.
Человечество в своей образовательной деятельности преимущественно ориентировалось на парадигму педагогики авторитета. В нашей стране на протяжении многих десятилетий советской истории в силу социально-политических причин она была единственной официально признанной. А педагогика поддержки для советского тоталитарного государства, уготовившего своим гражданам роль строителей земного коммунистического рая, была не только не нужна, но и опасна, ибо признавала ценность человеческой уникальности и предполагала выработку собственной независимой жизненной позиции.
В начале третьего тысячелетия общемировая тенденция становления постиндустриальной цивилизации, сопровождающаяся в нашей стране попытками перейти к обществу либерально-демократического типа актуализирует педагогику поддержки, ставит на повестку дня вопрос о ее возможно более широком использовании в практике образования.
Современная педагогика становится все более полифоничной и полипарадигмальной. Она стремиться расширить образовательные возможности для каждого конкретного человека, актуализируя максимально большее количество аспектов его индивидуальной жизни, к числу которых относятся пол, анатомические и психофизиологические особенности, задатки и способности, потребности и запросы, мотивы и интересы с учетом всего многообразия его социокультурного бытия (этнического, социально-классового, религиозно-конфессионального, профессионального и т. д.). Все это, заостряя внимание на автономных индивидах, позволяет представить их существование в конкретном социокультурном контексте.
Педагогика XXI столетия призвана не только «преодолеть власть» единого универсального дискурса, задающего строго определенные рамки подхода к постановке решению проблем образования. Она все более тяготеет к тому, чтобы стать максимально и индивидуализированной, чтобы научиться видеть образовательный процесс (его субъектов, цели, средства, результаты, детерминанты) с возможно большего числа позиций, признавая их не взаимоисключающими, не просто рядоположенными, а взаимодополняющими друг друга.
© Корнетов Г.Б., 2004
© OIM.RU, 2004 (Электронное издание).