ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2020
Просмотров: 5706
Скачиваний: 81
Разводя понятия «обучение», «воспитание» и «педагогическая поддержка» в рамках развиваемой им гуманистической концепции образования, О.С. Газман писал: «“Обучение” означает, что школа должна дать систематические знания об окружающем человеке мире природы и общества; научить способам познания мира. Под “воспитанием” понимается процесс предъявления детям для самоопределения принятых в данной культуре (обществе, нации, государстве) ценностей, нравственных норм отношений к людям и предметам их труда, образцов поведения. Под “педагогической поддержкой” в настоящий момент мы понимаем превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией, с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением)»178.
Педагогическая
поддержка призвана помочь растущему
человеку ответить на вопросы: «Каким
быть именно мне?», «Кем быть?», «Как
жить?». Она помогает ему сконструировать
индивидуально-неповторимый образ жизни,
выбрать оптимальный режим физических,
интеллектуальных и эмоциональных
нагрузок, определить способы реагирования
на удачи и невзгоды, формы проведения
досуга и т. п.
О.С.
Газман обращал особое внимание на то,
что поддерживать можно лишь то, что у
ребенка уже имеется в наличии (его
«самость», самостоятельность) и требует
дальнейшего развития, реализации.
«Предметом педагогической поддержки,
таким образом, - писал О.С. Газман, -
становится процесс совместного с
ребенком определения его собственных
интересов, целей, возможностей и путем
преодоления препятствий (проблем),
мешающих ему сохранить свое человеческое
достоинство и самостоятельно достигать
желаемых результатов в обучении,
самовоспитании, общении, образе жизни.
Ключевые слова воспитания [образования
– Г.
К.]:
проблема
педагога
как представителя государства, общества,
поскольку это ему надо приобщить ребенка
к должному. Ключевые слова педагогической
поддержки: проблема
ребенка»179.
Н.Н. Михайлова и С.М. Юсфин видят задачу воспитателя, работающего в режиме педагогической поддержки, в совместной с ребенком рефлексией ситуации жизнедеятельности питомца и таким образом в обучении его умению видеть собственные жизненные ситуации (и себя в этих ситуациях), анализировать их с точки зрения, определения, во-первых, мотивов и интересов («чего хочется»), во-вторых, того, с чем ребенок объективно может справиться сам («что можется»), в-третьих, существующей проблемы («что бы хотелось мочь, и что этому мешает»), в-четвертых, целей и путей взаимодействия с необходимыми людьми («что объективно еще не под силу, какая и от кого нужна помощь»). Педагогическая поддержка, по мнению Н.Н. Михайловой и С.М. Юсфина, таким образом, оказывается помощью ребенку в развитии себя как субъекта собственной жизнедеятельности, что невозможно без самоопределения и самореализации, в повторении субъект-субъектных отношений с другими людьми, общение с которыми необходимо ему для разрешения собственных проблем180.
158. Вентцель К.Н. Освобождение ребенка. М., 1923.
159. Вентцель К.Н. Свободное воспитание. М., 1993. С. 18.
160. Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад // Вентцель. М., 1999. С. 44. (Антология гуманной педагогики).
161. Вентцель К.Н. Культура и воспитание // Там же.
162. Вентцель К.Н. Нравственное воспитание и свобода // Там же.
163. Вентцель К.Н. О религиозном воспитании // Там же.
164. Вентцель К.Н. Провозглашение Декларации прав ребенка // Там же. С. 194, 193.
165. Вентцель К.Н. Идеальная школа будущего и способы ее осуществления // Там же. С. 117.
166. Там же. С. 139, 141.
167. Нилл А. Саммерхилл: Воспитание свободой / Пер. с англ. М., 2000. С. 12.
168. Валеева Р.А. Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике (первая половина ХХ века). Казань, 1997. С. 34 – 35.
169. Цит. по: Саффарж Ж. Ф. Александр Сатерфенд Нейл // Перспектиы. 1989. № 2. С. 139.
170. Пилиповский В.Я. Неогуманистические идеи в западной педагогике // Педагогика. 1993. № 6;. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. М., 1986.
171. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции / Отв. ред. Б.Л. Вульфсон. М. 1994. С. 95.
172. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / Пер. с англд. СПб. 1997. С. 1997. С. 195.
173. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. М, 1994. С. 350.
174. Газман О.С. Потери и обретения в воспитании после десяти лет перестройки // Инновационное движение в российском школьном образовании. М., 1997; Газман О.С. Гуманизм и свобода (Введение в гуманистическую педагогику) // Гуманизация воспитания в современных условиях. М., 1995.
175. Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования. Вып. 2. Содержание гуманистического образования. М., 1995. С. 19.
176. Газман О.С. Педагогика свободы? Педагогика необходимости? // Учительская газета. 1997. № 18. С. 15.
177. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности в образовании. Вып. 3. Десять концепций и эссе. М., 1995. С. 59.
178. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей // Народное образование. 1998. № 6. С. 109.
«…Поддержка является не только помощью ребенку, попадающему в жернова обучения и воспитания. У нее есть собственная, лежащая вне этих процессов задача – выращивание индивидуальности… Если мы говорим о педагогической поддержки, то нужно выделить собственно образовательный слой этой работы. «Поддерживатель» не просто помогать школьнику. Он передает ему средства разрешения внутренних и внешних конфликтов, установления отношений, самоопределения и внешних конфликтов, установления отношений, самоопределения. Мягче говоря, речь не столько о передаче средств, сколько о помощи в их выработке». (Фрумин И. Педагогическая поддержка: между помощью и выращиванием // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. М., 1996. С. 27).
179. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века // Новые ценности образования. Вып. 6. Забота – поддержка – консультирование. М., 1996. С. 29.
180. Михайлова Н., Юсфин С. Понимать детство // Народное образование. 1998. № 4. С. 124.
181. Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Новые ценности в образовании. Вып. 6. Забота – поддержка – консультирование. М., 1996. С. 77.
182. Михайлова Н. Квалификационные требования к педагогу, работающему в сфере педагогической поддержки // Народное образование. 1998. № 6.
183. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. М., 2001; Педагогическая поддержка. Ульяновск, 2001 (Сер. «Воспитание 2000». Вып. 1.)
184. Анохина Т., Вастром К., Зваал П, Маклафин К, Понте П, Романо Д. Идеи и технологии поддержки в образовании США, Великобритании, Голландии // Воспитание и педагогическая поддержка детей. М., 1996; Маклафин К. Исследование системы педагогической помощи и поддержки в школах Англии и Уэльса // Новые ценности в образовании. Вып. 6. Забота – поддержка – консультирование. М., 1996.
По мнению Т.В. Анохиной «ОСНОВНЫМИ ПРИНЦИПАМИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ могут служить следующие:
-
Согласие ребенка на помощь и поддержку.
-
Опора на наличные силы и потенциальные возможности личности.
-
Вера в эти возможности.
-
Ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия.
-
Совместность, сотрудничество, содействие.
-
Конфиденциальность (анонимность).
-
Доброжелательность и безоценочность.
-
Безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства.
-
Реализация принципа «Не навреди».
-
Рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату».181
Т.В. Анохина также определила этапы педагогической поддержки: диагностический, поисковый, договорный, деятельностный. Рефлексивный. Диагностический этап имеет своей целью осознание ребенком собственной проблемы в контексте имеющихся у него ценностных смыслов. Задача педагога – помочь воспитаннику в формулировании, вербализации этой проблемы. Цель поискового этапа - принятие ребенком на себя ответственности за возникновение проблемы и ее разрешение. Задача педагога сводится к поддержке любого выбора, сделанного ребенком, к выражению готовности помочь ему в любом случае. Договорный этап позволяет на добровольной основе распределить между воспитателем и воспитанником действия, направленные на решение проблемы, определить, что каждый из них берет на себя. Деятельностный этап является таковым и для ребенка, который пытается решить проблему, и для педагога, который поддерживает его в этом, оказывает необходимую помощь. На рефлексивном этапе наставник создает условия, способствующие тому, что бы ребенок сам оценил свои действия и достигнутый результат.
Говоря о квалификационных требованиях к воспитателю, работающему в сфере педагогической поддержки детей, Н.Н. Михайлова выдвигает на первый план следующие:
-
способность педагога к личностно-профессиональному самоопределению в ценностях педагогической деятельности;
-
его способность строить рефлексивную практику, и, в-третьих;
-
децентрацию педагога с собственных личностных проблем на проблемы ребенка;
-
понимание педагогом собственной недостаточности в разрешении многих проблем ребенка и способность обеспечить кооперацию с другими людьми в целях привлечения их к деятельности по поддержке ребенка;
-
способность педагога проектировать деятельность по педагогической поддержке, учитывая все реалии, которые содержит конкретная ситуация конкретного ребенка, и те возможности, которыми обладает он сам, ребенок, система и другие люди;
-
способность педагога быть адекватным любой ситуации, используя для этого все имеющиеся ресурсы, а не только те стереотипы, которые ошибочно принимаются как целостное и незыблемое;
-
способность человека строить свой собственный сценарий профессиональной деятельности: от ценностного смысла и целей до конкретного разового действия, которое видится как одно из звеньев единой цепи182.
Педагогическая поддержка рассматривается ее теоретиками как образовательная деятельность, которую должны осуществлять специально подготовленные люди. К их числу они прежде всего относят освобожденных классных воспитателей, а также социальных педагогов.
Актуализация
идей педагогики в нашей стране, частным
случаем которой является рассмотренная
схема педагогической поддержки, связана
с крушением тоталитарного коммунистического
режима и распространения идеалов свободы
и демократии, реализация которых
неразрывно связаны с развитием
человеческой индивидуальности, на что,
собственно, и направлена рассматриваемая
модель образования183.
В
странах, имеющих прочные демократические
традиции, педагогика поддержки уже
сегодня проникает в массовую практику
образования. Так, например, педагогический
институт г. Икаста (Дания) готовит
социальных педагогов, призванных
работать в рамках этой образовательной
парадигмы. Их главная задача –
содействовать человеку любого возраста
и состояния здоровья максимально полно
реализовать свой жизненный потенциал.
В статьях современных исследователей
анализируется опыт разработки и
применения педагогической поддержки
(в смысле О.С. Газмана) за рубежом184.
Выводы
Исторически возникновение и развитие идей педагогики поддержки и их парадигмальное оформление отражало объективную потребность в поиске механизмов, обеспечивающих индивидуализацию человека, формирование у него способности к самоопределению и самореализации.
В истории педагогики модели поддерживающего образования была неразрывно связана со становлением либерально-демократических традиций общественной жизни, с возрастанием внимания к человеческой индивидуальности.
Позиции педагогики поддержки заметно усиливаются по мере утверждения такой социальной ситуации, которая акцентирует внимание на ценности человека не как дисциплинированного и прилежного исполнителя, а как уникального творческого существа, подлинного субъекта собственной жизни.
Одна из особенностей педагогики поддержки заключается в том, что она не поддается алгоритмизации и технологическим описаниям. Это объясняется предельной индивидуализацией образовательной деятельности, ориентированной на ситуацию «здесь и теперь», на неповторимость человеческой экзистенции. Для распространения рассматриваемой модели образования основным является, кроме необходимых общественных условий, формирование соотвествующей позиции педагога, его способности и желания познать каждого конкретного ребенка и поддержать питомца в самоопределении и самореализации.
Вопросы и задания
-
Сформулируйте принципы педагогики поддержки.
-
Проследите, как представители свободного воспитания решали проблему создания условий для саморазвития и самореализации личности.
-
Какие трудности могут возникнуть при попытках внедрения в массовую практику образования принципов педагогики поддержки? Какие вы видите способы их преодоления?
-
Почему на протяжении ХХ столетия идеи педагогики поддержки наиболее интенсивно развивались в демократических странах Запада? Как вы оцениваете перспективы использования педагогики в поддержки в нашей стране?
-
Проанализируйте опыт известных вам образовательных учреждений, попытайтесь выявить в их практической деятельности элементы педагогики поддержки.
-
Смоделируйте ситуации использования подходов педагогики поддержки в практике семейного воспитания.
Литература
Вентцель / Сост. Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. М., 1999. (Антология гуманной педагогики).
Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании / Под ред. О.С. Газмана. М., 1996.
Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей // Народное образование. 1998. № 6.
Корнетов Г.Б. Парадигма педагогики поддержки // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО. Вып. 8. М., 2001.
Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. М., 2001.
Нилл А. Саммерхилл: Воспитание свободой / Пер. с англ. М., 2000.
Пилиповский В.Я. Неогуманистические идеи в западной педагогике // Педагогика. 1993. № 6.
Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. М., 1994.
Свободное воспитание: Хрестоматия / Сост. Г.Б. Корнетов. М., 1995.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предложенная типология базовых моделей образовательного процесса дает одну из возможных систем координат, которая позволяет ориентироваться в огромном многообразии педагогических систем и технологий, улавливать их существенные особенности и родовое единство, проектировать полноценное пространство развития детей.