Файл: Корнетов Базовые модели обр.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2020

Просмотров: 5505

Скачиваний: 80

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Разводя понятия «обучение», «воспитание» и «педагогическая поддержка» в рамках развиваемой им гуманистической концепции образования, О.С. Газман писал: «“Обучение” означает, что школа должна дать систематические знания об окружающем человеке мире природы и общества; научить способам познания мира. Под “воспитанием” понимается процесс предъявления детям для самоопределения принятых в данной культуре (обществе, нации, государстве) ценностей, нравственных норм отношений к людям и предметам их труда, образцов поведения. Под “педагогической поддержкой” в настоящий момент мы понимаем превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией, с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением)»178.

Педагогическая поддержка призвана помочь растущему человеку ответить на вопросы: «Каким быть именно мне?», «Кем быть?», «Как жить?». Она помогает ему сконструировать индивидуально-неповторимый образ жизни, выбрать оптимальный режим физических, интеллектуальных и эмоциональных нагрузок, определить способы реагирования на удачи и невзгоды, формы проведения досуга и т. п.
        О.С. Газман обращал особое внимание на то, что поддерживать можно лишь то, что у ребенка уже имеется в наличии (его «самость», самостоятельность) и требует дальнейшего развития, реализации. «Предметом педагогической поддержки, таким образом, - писал О.С. Газман, - становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путем преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Ключевые слова воспитания [образования –
Г. К.]: проблема педагога как представителя государства, общества, поскольку это ему надо приобщить ребенка к должному. Ключевые слова педагогической поддержки: проблема ребенка»179.

Н.Н. Михайлова и С.М. Юсфин видят задачу воспитателя, работающего в режиме педагогической поддержки, в совместной с ребенком рефлексией ситуации жизнедеятельности питомца и таким образом в обучении его умению видеть собственные жизненные ситуации (и себя в этих ситуациях), анализировать их с точки зрения, определения, во-первых, мотивов и интересов («чего хочется»), во-вторых, того, с чем ребенок объективно может справиться сам («что можется»), в-третьих, существующей проблемы («что бы хотелось мочь, и что этому мешает»), в-четвертых, целей и путей взаимодействия с необходимыми людьми («что объективно еще не под силу, какая и от кого нужна помощь»). Педагогическая поддержка, по мнению Н.Н. Михайловой и С.М. Юсфина, таким образом, оказывается помощью ребенку в развитии себя как субъекта собственной жизнедеятельности, что невозможно без самоопределения и самореализации, в повторении субъект-субъектных отношений с другими людьми, общение с которыми необходимо ему для разрешения собственных проблем180.


158. Вентцель К.Н. Освобождение ребенка. М., 1923.

159. Вентцель К.Н. Свободное воспитание. М., 1993. С. 18.

160. Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад // Вентцель. М., 1999. С. 44. (Антология гуманной педагогики).

161. Вентцель К.Н. Культура и воспитание // Там же.

162. Вентцель К.Н. Нравственное воспитание и свобода // Там же.

163. Вентцель К.Н. О религиозном воспитании // Там же.

164. Вентцель К.Н. Провозглашение Декларации прав ребенка // Там же. С. 194, 193.

165. Вентцель К.Н. Идеальная школа будущего и способы ее осуществления // Там же. С. 117.

166. Там же. С. 139, 141.

167. Нилл А. Саммерхилл: Воспитание свободой / Пер. с англ. М., 2000. С. 12.

168. Валеева Р.А. Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике (первая половина ХХ века). Казань, 1997. С. 34 – 35.

169. Цит. по: Саффарж Ж. Ф. Александр Сатерфенд Нейл // Перспектиы. 1989. № 2. С. 139.

170. Пилиповский В.Я. Неогуманистические идеи в западной педагогике // Педагогика. 1993. № 6;. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. М., 1986.

171. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции / Отв. ред. Б.Л. Вульфсон. М. 1994. С. 95.

172. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / Пер. с англд. СПб. 1997. С. 1997. С. 195.

173. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. М, 1994. С. 350.

174. Газман О.С. Потери и обретения в воспитании после десяти лет перестройки // Инновационное движение в российском школьном образовании. М., 1997; Газман О.С. Гуманизм и свобода (Введение в гуманистическую педагогику) // Гуманизация воспитания в современных условиях. М., 1995.

175. Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования. Вып. 2. Содержание гуманистического образования. М., 1995. С. 19.

176. Газман О.С. Педагогика свободы? Педагогика необходимости? // Учительская газета. 1997. № 18. С. 15.

177. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности в образовании. Вып. 3. Десять концепций и эссе. М., 1995. С. 59.

178. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей // Народное образование. 1998. № 6. С. 109.

«…Поддержка является не только помощью ребенку, попадающему в жернова обучения и воспитания. У нее есть собственная, лежащая вне этих процессов задача – выращивание индивидуальности… Если мы говорим о педагогической поддержки, то нужно выделить собственно образовательный слой этой работы. «Поддерживатель» не просто помогать школьнику. Он передает ему средства разрешения внутренних и внешних конфликтов, установления отношений, самоопределения и внешних конфликтов, установления отношений, самоопределения. Мягче говоря, речь не столько о передаче средств, сколько о помощи в их выработке». (Фрумин И. Педагогическая поддержка: между помощью и выращиванием // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. М., 1996. С. 27).


179. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века // Новые ценности образования. Вып. 6. Забота – поддержка – консультирование. М., 1996. С. 29.

180. Михайлова Н., Юсфин С. Понимать детство // Народное образование. 1998. № 4. С. 124.

181. Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Новые ценности в образовании. Вып. 6. Забота – поддержка – консультирование. М., 1996. С. 77.

182. Михайлова Н. Квалификационные требования к педагогу, работающему в сфере педагогической поддержки // Народное образование. 1998. № 6.

183. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. М., 2001; Педагогическая поддержка. Ульяновск, 2001 (Сер. «Воспитание 2000». Вып. 1.)

184. Анохина Т., Вастром К., Зваал П, Маклафин К, Понте П, Романо Д. Идеи и технологии поддержки в образовании США, Великобритании, Голландии // Воспитание и педагогическая поддержка детей. М., 1996; Маклафин К. Исследование системы педагогической помощи и поддержки в школах Англии и Уэльса // Новые ценности в образовании. Вып. 6. Забота – поддержка – консультирование. М., 1996.



По мнению Т.В. Анохиной «ОСНОВНЫМИ ПРИНЦИПАМИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ могут служить следующие:

  • Согласие ребенка на помощь и поддержку.

  • Опора на наличные силы и потенциальные возможности личности.

  • Вера в эти возможности.

  • Ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия.

  • Совместность, сотрудничество, содействие.

  • Конфиденциальность (анонимность).

  • Доброжелательность и безоценочность.

  • Безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства.

  • Реализация принципа «Не навреди».

  • Рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату».181

Т.В. Анохина также определила этапы педагогической поддержки: диагностический, поисковый, договорный, деятельностный. Рефлексивный. Диагностический этап имеет своей целью осознание ребенком собственной проблемы в контексте имеющихся у него ценностных смыслов. Задача педагога – помочь воспитаннику в формулировании, вербализации этой проблемы. Цель поискового этапа - принятие ребенком на себя ответственности за возникновение проблемы и ее разрешение. Задача педагога сводится к поддержке любого выбора, сделанного ребенком, к выражению готовности помочь ему в любом случае. Договорный этап позволяет на добровольной основе распределить между воспитателем и воспитанником действия, направленные на решение проблемы, определить, что каждый из них берет на себя. Деятельностный этап является таковым и для ребенка, который пытается решить проблему, и для педагога, который поддерживает его в этом, оказывает необходимую помощь. На рефлексивном этапе наставник создает условия, способствующие тому, что бы ребенок сам оценил свои действия и достигнутый результат.

Говоря о квалификационных требованиях к воспитателю, работающему в сфере педагогической поддержки детей, Н.Н. Михайлова выдвигает на первый план следующие:


  • способность педагога к личностно-профессиональному самоопределению в ценностях педагогической деятельности;

  • его способность строить рефлексивную практику, и, в-третьих;

  • децентрацию педагога с собственных личностных проблем на проблемы ребенка;

  • понимание педагогом собственной недостаточности в разрешении многих проблем ребенка и способность обеспечить кооперацию с другими людьми в целях привлечения их к деятельности по поддержке ребенка;

  • способность педагога проектировать деятельность по педагогической поддержке, учитывая все реалии, которые содержит конкретная ситуация конкретного ребенка, и те возможности, которыми обладает он сам, ребенок, система и другие люди;

  • способность педагога быть адекватным любой ситуации, используя для этого все имеющиеся ресурсы, а не только те стереотипы, которые ошибочно принимаются как целостное и незыблемое;

  • способность человека строить свой собственный сценарий профессиональной деятельности: от ценностного смысла и целей до конкретного разового действия, которое видится как одно из звеньев единой цепи182.

Педагогическая поддержка рассматривается ее теоретиками как образовательная деятельность, которую должны осуществлять специально подготовленные люди. К их числу они прежде всего относят освобожденных классных воспитателей, а также социальных педагогов.

Актуализация идей педагогики в нашей стране, частным случаем которой является рассмотренная схема педагогической поддержки, связана с крушением тоталитарного коммунистического режима и распространения идеалов свободы и демократии, реализация которых неразрывно связаны с развитием человеческой индивидуальности, на что, собственно, и направлена рассматриваемая модель образования183.
        В странах, имеющих прочные демократические традиции, педагогика поддержки уже сегодня проникает в массовую практику образования. Так, например, педагогический институт г. Икаста (Дания) готовит социальных педагогов, призванных работать в рамках этой образовательной парадигмы. Их главная задача – содействовать человеку любого возраста и состояния здоровья максимально полно реализовать свой жизненный потенциал. В статьях современных исследователей анализируется опыт разработки и применения педагогической поддержки (в смысле О.С. Газмана) за рубежом
184.

        Выводы

Исторически возникновение и развитие идей педагогики поддержки и их парадигмальное оформление отражало объективную потребность в поиске механизмов, обеспечивающих индивидуализацию человека, формирование у него способности к самоопределению и самореализации.

В истории педагогики модели поддерживающего образования была неразрывно связана со становлением либерально-демократических традиций общественной жизни, с возрастанием внимания к человеческой индивидуальности.


Позиции педагогики поддержки заметно усиливаются по мере утверждения такой социальной ситуации, которая акцентирует внимание на ценности человека не как дисциплинированного и прилежного исполнителя, а как уникального творческого существа, подлинного субъекта собственной жизни.

Одна из особенностей педагогики поддержки заключается в том, что она не поддается алгоритмизации и технологическим описаниям. Это объясняется предельной индивидуализацией образовательной деятельности, ориентированной на ситуацию «здесь и теперь», на неповторимость человеческой экзистенции. Для распространения рассматриваемой модели образования основным является, кроме необходимых общественных условий, формирование соотвествующей позиции педагога, его способности и желания познать каждого конкретного ребенка и поддержать питомца в самоопределении и самореализации.

        Вопросы и задания

  • Сформулируйте принципы педагогики поддержки.

  • Проследите, как представители свободного воспитания решали проблему создания условий для саморазвития и самореализации личности.

  • Какие трудности могут возникнуть при попытках внедрения в массовую практику образования принципов педагогики поддержки? Какие вы видите способы их преодоления?

  • Почему на протяжении ХХ столетия идеи педагогики поддержки наиболее интенсивно развивались в демократических странах Запада? Как вы оцениваете перспективы использования педагогики в поддержки в нашей стране?

  • Проанализируйте опыт известных вам образовательных учреждений, попытайтесь выявить в их практической деятельности элементы педагогики поддержки.

  • Смоделируйте ситуации использования подходов педагогики поддержки в практике семейного воспитания.


Литература

Вентцель / Сост. Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. М., 1999. (Антология гуманной педагогики).

Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании / Под ред. О.С. Газмана. М., 1996.

Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей // Народное образование. 1998. № 6.

Корнетов Г.Б. Парадигма педагогики поддержки // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО. Вып. 8. М., 2001.

Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. М., 2001.

Нилл А. Саммерхилл: Воспитание свободой / Пер. с англ. М., 2000.

Пилиповский В.Я. Неогуманистические идеи в западной педагогике // Педагогика. 1993. № 6.

Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. М., 1994.

Свободное воспитание: Хрестоматия / Сост. Г.Б. Корнетов. М., 1995.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предложенная типология базовых моделей образовательного процесса дает одну из возможных систем координат, которая позволяет ориентироваться в огромном многообразии педагогических систем и технологий, улавливать их существенные особенности и родовое единство, проектировать полноценное пространство развития детей.