ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2020
Просмотров: 1645
Скачиваний: 3
Надо научить их строить храмы, дома, дороги, мосты, строить прочно, надёжно и красиво.
Надо сделать их золотыми, тончайшими инструментами мастера, которому предназначено творить восхищение и удивление.
Надо воспитывать каждый палец – каждый должен знать своё дело и своё место среди десяти. Они должны стать умными и чуткими.
Пусть указательный палец действительно станет указующим на необходимое, и никогда – знаком надменности и угрозы.
Пусть большой палец станет гарантом надёжности для всех остальных, и пусть мизинец, как ребёнок, глаголет истину для всех.
А все пальцы пусть научатся сжиматься в кулак, чтобы защитить слабого и обиженного, а не для того, чтобы обидеть слабого. Пусть рука не поднимается, чтобы свершить зло.
Они уберут камни с дороги, чтобы не споткнулся прохожий.
Надо, чтобы они крепко освоили то, что для них есть самое главное: отдавать, протягивать руку помощи, трудиться. И чтобы для них было чуждым: отнимать, завладевать, присваивать, брать чужое.
Пусть они поймут, за что надо держаться и за что нельзя цепляться.
Надо, чтобы они умели ласкать, успокаивать, утирать слёзы плачущему. Надо, чтобы они были заботливыми.
Надо знать, как защищать, а не нападать. И не надо знать, как нажимать на курок, как убивать, как душить.
Пусть научатся обнимать ближнего.
Надо, чтобы их прикосновение радовало Природу, радовало животных, даже камни.
Пусть они научатся зажигать свечку, креститься.
Пусть чаша из ладоней станет носительницей влаги жизни. Пусть несут люди факелы жизни. Пусть поднимут они Планету над собой к высшей Культуре, защищая её от тьмы.
Пусть тянутся они к Небу, к Звёздам, к Богу.
Чистые, а не испачканные руки есть знак здоровья духа и тела.
Ножки!
Какие они крошечные!
Даже не верится, что пройдёт время, и они смогут повести своего хозяина, куда глаза глядят.
Но надо идти не туда, куда глаза глядят, а туда, куда надо, где жизнь и где утверждение.
Иисус Христос сказал: «Входите тесными вратами; потому что широки врата и просторен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их».
Ноги нуждаются в воспитании.
Вначале мы научим их бегать, прыгать, держаться, шагать уверенно и спокойно.
Приучим быть услужливыми: «Будь добр, принеси, пожалуйста... Прошу тебя, отнеси, пожалуйста...»
А дальше будем прививать любовь ходить в походы, бродить по лесу, лазить по скалам, подниматься на вершины.
Приучим ходить через узкие проходы, опасные тропинки над обрывами, научим подниматься и спускаться по канату, прыгать с высоты, перепрыгивать через ограды, искать непроходимые места, чтобы пробовать пройти сквозь них.
Они должны ходить в ногу и двигаться против течения.
Они должны спешить помочь, спешить порадовать.
Они не будут спотыкаться о камни видимые и невидимые.
Они у нас научатся танцевать, а не кривляться.
Они не будут бегать по пустякам и не захотят шататься бесцельно.
Бродяжничать не их дело.
Они не будут подчиняться дурной голове.
Они будут знать, кому поклоняться, перед кем стоять на коленях, к кому спешить.
Они не будут бросаться вперёд, чтобы быть первыми, опередить другого, снести кого-то.
Они не будут открывать дверь ногой, не полезут на стол.
Они не будут знать, что такое подставить кому-то ножку.
Не будут знать, что такое ударить, когда надо помочь, спасти, защитить.
Будут ходить тихо, на цыпочках, чтобы не нарушать сон спящего или уединённое спокойствие мечтателя.
Они научатся прямо держаться и ходить, не мешая другим.
Будут знать: как заходить, как выходить, как отходить, как обходить, чтобы всё это было естественно и красиво.
Они всюду будут искать своё место и не занимать чужое. Не будут лезть туда, куда их не приглашали.
Не будут нигде задерживаться, ибо будут знать: надо спешить – дорога длинная, и её надо пройти, а где её оборвёт жизнь, неизвестно.
Ходить по миру и спешить станет стихией для воспитанных нами ног.
Открывать в себе свой Путь и пройти его с честью – станет целью для воспитанных нами ног.
Искать узкие тропинки и ходить по ним будет естеством для воспитанных вами ног.
Головка!
Голова!
Она есть вместилище внутреннего мира, где проходит духовная жизнь. Там происходит уникальное человеческое творение – мышление; рождаются мысли, мыслеформы, мыслеобразы, и они становятся самостоятельными живыми существами.
Но мысли бывают светлые и тёмные, они и есть свет или тьма в человеке.
Сказал Иисус Христос: «Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?»
Голова должна быть занята светлыми мыслями, а не саранчой мысли.
Надо воспитывать мышление, чтобы смогла голова обуздать мысли. Надо научить голову не подпускать к себе, в своё святилище, недостойные мысли. Подобного рода мысли, которые проникают из внешнего мира, должны быть отражены, а те, которые вырастают внутри, как сорняки, должны быть вырваны с корнями и отброшены.
Нужно понять, что мысль есть величайшая творящая энергия. Она – детище духа, и потому, так же как сам дух, обретает самостоятельную бессмертную жизнь.
Нужно вместить в себя понимание, что в том бытии, где нет ни времени, ни пространства, мысли объединяются по принципу: подобное притягивает подобное, то есть, наши мысли, сразу после их возникновения, тут же множат себе подобные мысли.
Мысли, по законам космоса, возвращаются к своему родителю, чтобы воздать ему должное. Но возвращается не только наша крохотная мысль; она влечёт за собой целое сообщество мыслей, в которых сама оказалась. Если человек насыщает пространство добрыми и светлыми мыслями, то они притягивают сообщество таких же мыслей, и человеку будет сопутствовать в жизни успех. Но если мысли были тёмные, злые, то такое же сообщество мыслей будет поражать его, он будет терпеть жизненные неудачи, потери, его посетят болезни.
Из всего этого будет сделан вывод: каждый несёт ответственность за свои мысли, ибо они будут влиять не только на судьбу его же самого, но и на многих других, которые живут сейчас или будут жить в будущем.
Дадим голове возможность закаляться в добрых, светлых, прекрасных мыслях; поможем, чтобы внутренний мир наполнялся достойными для духа мыслями и образами, направим мышление на познание внутреннего мира, духа, на познание природы, на созидание блага.
Голова должна научиться: воображать бытие в разных духовных сферах, строить в себе свои города и государства, обустраивать и перестраивать жизнь, постигать единство духовного и материального, созерцать будущее, устремляться к Высшим мирам, мыслить о прекрасном, заботиться о всеобщем благе, думать о служении и подвиге.
Голова должна рождать своё мнение, и она должна крепко стоять на плечах.
Не оборачиваться из-за пустяков, а устремить всё тело к перетягиванию радужного будущего в сегодняшний день.
Сердце!
Что голова, что ноги, что руки, язык, глаза, уши – без сердца! Но не всякого, не тёмного, каменного, злобного, а великодушного, благородного, любящего, сострадающего.
Голова без сердца – то же самое, что и тело без головы.
Сердце питает корни разума мудростью, чувствознанием, благородными чувствами.
Сердце подаёт голос совести.
Сердце предупреждает, поощряет, воодушевляет.
Сердце направляет всему телу любовь и тепло.
Сердце хранитель веры и надежды.
Сердце – храм духа.
Воспитание сердца – есть основа всех основ.
Надо сделать сердце вместилищем Света.
Надо научить его, как бороться с тьмою, не допускать её в своё обиталище.
Пусть торжествует дух, имея совершенный инструмент для творчества и утверждения своих даров.
Речитатив
Не бойтесь конфликтов
Кто нам сказал, что наказание есть лучший метод воспитания, испытанный веками, оправданный жизнью?
Тот, кто не верит в добрые начала в Ребёнке, а верит злому началу. Тот, кто сросся с авторитаризмом, сделал его своим педагогическим характером.
В учебнике «Букваря», изданном в 1679 году, мы находим длинные стихи, восхвалявшие не Ребёнка, а инструменты его наказания. В них Ребёнок изначально виновен: он не захочет учиться и воспитываться, если не принуждать. Потому – да здравствует наказание, оно приучит его уму-разуму!
Вот эти стихи:
«Хочеши чадо благ разум стяжати,
Тщития во трудах сыну пребывати;
Временем раны нужда есть терпети,
Ибо тех кроме безчинуют дети.
Розга малому, бича большим требе,
А жезл подрастшим, при нескудном хлебе.
Та орудия глупых исправляют,
Плоти целости ничтоже вреж дают.
Розга ум острит, память возбуждает,
И волю злую в благу прелагает...
Целуйте розгу, бич и жезл лобзайте:
Та путь безвинна; тех не проклинайте,
И рук, яже вам язвы налагают,
Ибо не зла вам, а добра желают».
Кто-то нам скажет: «Это уж слишком! Не о таких наказаниях идёт сегодня речь!»
А о каких?
Физическое наказание детей в семьях сплошь и рядом.
Оскорбления, унижения, запрещения, угрозы, крики, гнев, страх лишения... Всё это изощряется в воспитательном «творчестве» многих родителей. Есть и более гнусные способы наказания, которые не назовёшь кроме как родительским злом по отношению к собственному Ребёнку.
А каков результат таких наказаний?
Воспитательного эффекта мы тут не найдём никакого. Этот архаический метод только и делает, что настраивает ребёнка против нас. Провоцирует в нём искать способы самозащиты, а таковыми для него могут стать: ложь и обман, грубость, дерзость, отчуждение, замкнутость, скрытность. Но не только это.
Бесконфликтный воспитательный процесс пока ещё никто не придумал. И даже в условиях гуманной педагогики то и дело возникают конфликты разного рода и сложности, требующие разрешения. Дело не в том, чтобы у нас при воспитании нашего Ребёнка не возникали никакие конфликты с ним. Пусть они будут. Однако всё дело будет заключаться в том, как и в пользу кого мы будем их решать. Нам ведь важно, чтобы в любом нашем действии по отношению ребёнка происходило питание его духовного мира. И какое будет это питание, если на Ребёнка обрушивается наш гнев, наше раздражение? Какие способы будем искать при нашем гневе? Такие, которые покажут Ребёнку, кто в доме хозяин и в чьих руках власть, в чьих руках он сам.
В общем, конфликты будут, но будем разрешать их в пользу Ребёнка. В пользу – не в том смысле, что он победит нас, а в том, что духовный мир его получит направление к благоразумию и благородству.
Что же мы будем делать?
Мы же родители, то есть, мы хотим воспитать нашего Ребёнка. Потому мы понимаем, что решение конфликта с Ребёнком, – независимо от того, кто с кем конфликтует: мы с Ребёнком или он с нами, – будет справедливым не тогда, когда мы добиваемся своего или приходим к миру и согласию, а только тогда, когда он – наш Ребёнок – возвышается над самим собой.
Ребёнку предъявляем только такие требования и запреты, которые близки к его волевым усилиям и хотя бы отчасти затрагивают его жизненные интересы.
Находясь в конфликтной действительности, мы запрещаем самим себе:
– усугублять, обострять конфликт,
– обвинять Ребёнка, стать судьёй для него,
– возвышаться над Ребёнком, намекать на нашу власть над ним,
– стыдить, уличать, угрожать ему,
– грубить и повышать голос.
При конфликтной действительности:
– проявляем творящее терпение,
– стараемся склонить Ребёнка к взаимопониманию,
– относимся к нему как к взрослому и равноправному,
– выслушиваем внимательно,
– поддерживаем дружелюбный тон.
При конфликтной действительности, в зависимости от того, что именно в данной ситуации нужно, чтобы конфликт был приостановлен, завершён, разрешён, перенесён или исчерпан, мы выборочно пользуемся следующими формами – методами воздействия:
– просьба,
– напоминание,
– дорисовывание,
– доверие,
– надежда,
– сожаление,
– грусть,
– слёзы,
– обиженность,
– откровенность,
– объяснение,
– примирение,
– прощение,
– извинение,
– исповедь,
– возмущение духа.
Итак, Ребёнок нарушает семейный наказ: порядок и норму жизни, взаимоотношения, нравственные ценности, отношение к вещам, к природе, к животным. В общем, делает то, что мы допускать не можем, не желаем, потому что видим в этом: опасность для него же самого, нарушение этики, отход от нашей воли, тягу к дурным привычкам. Причин может быть много.
Ребёнок наш маленький.
Он знает: нельзя трогать вещи с рабочего стола отца. Но его манят настольные часы – у них необычная форма, звон. Ребёнок лезет на стол и крутит стрелки часов. Стрелка сломалась, но он продолжает исследовать часы. Мы застаём его при этом занятии.
Нам, конечно, обидно: часы испортились. Мы огорчены: сколько раз ему говорили не лезть на папин рабочий стол, не трогать вещи. А он нарушил наш запрет.
Увидев нас, Ребёнок быстро слезает со стола. В спешке задевает настольную лампу и сбрасывает. Он знает, что виновен и, боясь наказания, убегает от нас.
Причина для конфликта и наказания рождена.
Но мы не будем гнаться за Ребёнком, не будем ругать, тем более не собираемся шлёпать или грозить отцом. Но сделать вид, что ничего не случилось, тоже нельзя.
Мы собираем осколки разбитой настольной лампы, смотрим на часы и говорим с грустью: «Ой, ой, стрелка сломана, часы уже не работают... А как папа любит эти часы... Увидит, что сломались, расстроится... А мы не хотим его обижать... Иди сюда, давай попытаемся починить, может быть, получится?.. Скажи, что ты с ними делал, где крутил?.. Куда могла упасть стрелка?»
Ребёнок возвращается к столу, ищет пропавшую стрелку. А мы продолжаем: «Ты ведь любишь папу? Любишь, конечно... Как обидеть папу, он у нас хороший... А стрелки прикрепить не получается... Часы испортились, надо отнести мастеру... Как нам быть, чтобы папа не обиделся?.. Лучше ты сам ему скажи, что случилось, хорошо?»
Ребёнок озабочен, он в переживаниях: нарушил волю любимого папы, он расстроится из-за его поступка. Это переживание вины – хорошее переживание, оно воспитательное, в нём нотки самоосуждения, ответственности.
Папа не будет усложнять конфликт. Узнав от Ребёнка, что тот наделал, услышав его извинения, скажет с огорчением: «Часы сломались?! Мои любимые часы?! Их мне друзья подарили на день рождения. Пойдём, посмотрим, что с ними... Как жаль... Что поделаешь, ты же не нарочно, так случилось... В субботу пойдём вместе в мастерскую, сдадим на починку».
Наш ребёнок уже младший школьник.
Смотрит телевизор, но нужно готовить уроки. Напоминаем ему об этом. «Потом, – говорит он, – успею». Но мы по опыту знаем: потом будет поздно. «Прошу тебя, займись делом!» – говорим спокойно. «Это тоже дело!» – отвечает он дерзко.