Файл: истор экономики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2020

Просмотров: 1541

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Определяющим моментом НЭПа, – отметил Н.И.Бухарин, – является существование – в той или иной мере – рыночных отношений. Этоважнейший критерий, определяющий сущность НЭПа».
Еще точнее и конкретнее раскрыл сущность НЭПа Н.И.Рыков в речи на IВсероссийском съезде представителей биржевой торговли 11января 1923г. «Очередные задачи торговой политики и практика». Характеризуя коренную разницу между новой экономической политикой и старой, он подчеркнул, что «она заключается прежде всего в господстве при НЭПе товарного и денежного обращения, замене продразверстки продналогом, развязывании торговли, установлении связи между потребителем и промышленностью не на основе снабжения, а на основе свободного обмена. Основа, узел новой экономической политики заключается в торговле».

НЭП–долговременная стратегия, предполагающая строить социализм не на голом энтузиазме непосредственно, а при помощи энтузиазма, рожденного революцией, на личной материальной заинтересованности, на хозяйственном расчете.

Руководству страны была понятна и опасность НЭПа: появление новой буржуазии, возникновение реставраторских тенденций и возможность «термидора», мелкобуржуазной контрреволюции, а также «тихой» реставрации капитализма. Однако в тот момент положительный исход НЭПа связывался с тем, что в руках Советского государства находились все командные высоты , а «нэпманы» не допускались к участию в политической жизни. Поэтому делалось все, чтобы социалистический сектор экономики контролировал и регулировал другие социально–экономические уклады народного хозяйства страны. Следовательно, развитие социалистического уклада несло в себе гарантию успешного решения задач переходного периода. Таким образом, НЭП позволил оживить и социалистический уклад, повысить его системообразующую роль в переходной многоукладной экономике.

К числу основных направлений НЭПа следует отнести, во–первых, укрепление экономической смычки на основе торговли между рабочим классом и крестьянством, между городом и деревней. Это означало подведение под политический союз рабочих и крестьян материальной основы, что обусловливало их более активное вовлечение в сложный процесс строительства социализма.

Во–вторых, определение нового отношения к частному капиталу, его рамок в модернизированных производственных отношениях по принципу: контроль за его «допущением, регулированием и вытеснением». Эта возможность реализовывалась посредством командных высот, принадлежавших диктатуре пролетариата.
В–третьих, НЭП позволил реорганизовывать крупную государственную промышленность на основе самостоятельных, хозрасчетных трестов, синдикатов, а также концессий. Это позволяло с помощью внутренних источников накопления постепенно перейти к расширенному воспроизводству, а в дальнейшем – к ускоренной, форсированной индустриализации экономики страны.


В–четвертых, новая экономическая политика закладывала основы кооперирования в деревне, ибо поощряла развитие сети снабженческо–бытовых, потребительских, кредитных, извозных, подсобно–промышленных кооперативов.
В–пятых, выдвигались задачи проведения финансовой реформы, укрепления рубля, преодоления инфляции, перехода от «эмиссионной системы» к здоровому денежному обращению.

В–шестых, новая экономическая политика предполагала решение сложной задачи планомерно–пропорционального регулирования рыночных отношений, позволяла выровнять экономический фронт, поднять его уровень и эффективность, привести в адекватное состояние с уровнем политического уклада советского социалистического общества.

Следует отметить, что цели и задачи экономического строительства решались не без труда, не без ошибок и недостатков. Практика показала, что поспешили с арендой земли, и поэтому в Законе «Отрудовом землепользовании» от 22 мая 1922г. была разрешена трудовая аренда как временная переуступка прав на землепользование. Однако арендатор не имел права эксплуатировать при этом наемный труд, а должен был обрабатывать землю только силами членов своей семьи.
Пришлось отменить действие Постановления ВСНХ от 29ноября 1920г., согласно которому национализировались все предприятия, имеющие число рабочих свыше 5человек при механическом двигателе и 10человек – без двигателя.

Сталаразвиваться кустарная промышленность. Разрешалась аренда предприятий. На рельсах НЭПа более одной трети мелких и средних промышленных предприятий были сданы в аренду. Разрешилась сдавать в аренду средства производства. На основании Декрета СНК от 7июля 1921г. частным лицам разрешалось открывать предприятия с числом рабочих до 20человек. Начиная с 1921г. Советское правительство пошло по пути создания концессий. Концессионер становился арендатором национализированного государственного предприятия. К1933г. в СССР насчитывалось 229таких концессий.
Имели место просчеты и недоработки в реализации НЭПа. Смычка города с деревней еще не была создана, хотя деревенские жители были довольны новой политикой. Не удалось полностью поставить, как намечалось, частный капитал в рамки контроля и регулирования со стороны государства. В 1923г. возник серьезный кризис по причине «ножниц» цен на промышленные и сельскохозяйственные товары, что вызвало недовольство крестьян. В 1924г. – очередной кризис, но уже на торговом фронте, возникший вследствие неумелого и преждевременного наступления на частный капитал, что расстроило рыночный оборот.
В 1925г. дали о себе знать серьезные диспропорции в развитии отношений города и деревни, что проявилось в обострении товарного голода на продукцию промышленности. Следствием этого стало уменьшение предложения рынку продукции сельского хозяйства. Экономические отношения с промышленностью вновь «зашатались». В1926–1927гг. с новой силой встала проблема государственного регулирования цен, возникла так называемая «кулацкая хлебная стачка», а в 1928г. пришлось вновь пойти на изымание хлеба у зажиточных крестьян и кулаков.


Несмотря на эти досадные недоразумения, ошибки и недостатки, в итоге реализации НЭПа удалось поднять жизненный уровень народа. К середине 20–х годов сельское хозяйство по многим показателям превзошло довоенный уровень (1913г.), а затем, к 1928–1930гг., заметно превысило его. Посевные площади к концу 1926г. увеличились на 5,3млн. га по сравнению с 1913г., в 1928г. – на 8 млн. га. Средняя урожайность зерновых культур в 1922–1925гг. составляла 7,6 ц. с га (в1909–1913гг. – 6,9 ц. с га). В 1925г. в целом по СССР было произведено хлеба на 1,7млрд. пудов больше, чем в 1920г., то есть увеличение составило 1,6раза. В итоге в 1926г. крестьяне стали больше, чем в 1923г., потреблять: молока и молочных продуктов – почти в два раза, сала – в 3 раза, масла коровьего – в 1,5раза. Заметно повысилась рождаемость, прирост населения.
Выполнение намеченных НЭПом реформ позволило восстановить работу тяжелой и легкой промышленности. Так, в 1925г. уже 41,5% всех расходов крупной индустрии покрывалось за счет собственных ее ресурсов. Одновременно шла работа над выполнением плана ГОЭЛРО.
Наряду с развитием товарно–денежных и рыночных отношений Совнарком придавал важное значение регулированию этих процессов, называя первые советские планы планами «экономического и социального развития», позволяющими устанавливать сроки для производства коренных социальных изменений. Не случайно, что почти одновременно с концепцией
НЭПа (март 1921г.), в феврале 1921г., был сформирован Госплан с большими функциями и полномочиями. ПланГОЭЛРО был досрочно выполнен к исходу первой пятилетки (1928–1932гг.).
Реализация НЭПа подняла благосостояние горожан. Так, в 1927–1928гг. горожане стали потреблять свыше 41 кг мяса на душу населения, а жители деревни – 22,6 кг (в 1913г. среднедушевое потребление мяса составляло 29 кг). Население было обеспечено хлебом: примерно 180 кг зерна на человека в городе и 229 кг, в деревне; а также молоком, крупой, растительным маслом.
На рубеже 20–30–х годов И.В.Сталин и его сторонники в Политбюро ЦК ВКП(б) встали на путь свертывания и пересмотра принципов новой экономической политики. Началась полоса ликвидации многоукладности в экономике, укрепления командно–административной системы управления народным хозяйством СССР.

48