Файл: истор экономики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2020

Просмотров: 1658

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обеспечение быстрых темпов экономического роста требовало высокого уровня накопления. Оно почти полностью обеспечивалось внутренними сбережениями, каждый компонент которых был крупным по международным стандартам. В связи с этим реальные учетные ставки были ниже, чем в других странах, что создавало условия для роста инвестиций (табл. 1).

Японская экономика отличалась высоким уровнем капиталовложений, который повышался многие годы, дойдя до огромной величины для промышленно развитых стран. Основные капиталовложения направлялись в активные элементы основного капитала. Их норма в 1,5– 2 раза превосходила соответствующий уровень других ведущих индустриальных стран, составляя 16–19,4% ВВП.

Высокая норма накопления отражала гигантский размах нового строительства и переоборудования существовавшего производственного аппарата. Основные средства шли на создание новых производственных мощностей. Это обеспечивало высокую степень новизны оборудования – на уровне 5,5–6 лет поддерживался его средний возраст (США – 9 лет). Организация серийного производства обеспечивала высокую эффективность капитальных вложений. В короткие сроки в стране были созданы развитые комплексы отраслей обрабатывающей промышленности.

Экономическое развитие в первые послевоенные десятилетия происходило в условиях стабильно низких цен на минеральное сырье. Это позволило Японии, базируясь на импорте, создать мощные энерго- и ресурсоемкие и капиталоемкие производства: черную и цветную металлургию, нефтепереработку, судостроение и т.д. За 1953–1971 гг. производство в обрабатывающей промышленности выросло в 10,6 раза.

Хозяйственное развитие Японии в 50–60‑е годы отмечался особенностями в инновационной политике, которая основывалась на заимствовании научных достижений других стран, на создании товаров, содержащих в себе незначительные технологические усовершенствования. Это позволило ей создать широкий набор производств как в традиционных, так и в современных отраслях, сэкономить значительные финансовые и материальные ресурсы и обеспечить большой выигрыш во времени.


23. Восстановление экономики Германии. Реформы Л. Эрхарда

Послевоенное состояние экономики Германии было крайне тяжелым. В 1946 г. промышленное производство составляло 1/3 от довоенного уровня, на десятилетия назад было отброшено сельское хозяйство, большая часть промышленных предприятий была разрушена. Высокая инфляция (600% по отношению к довоенному уровню), карточная система, разорение мелких предпринимателей, спекуляция катастрофически сказались на жизненном уровне населения. Товарный дефицит, низкая покупательная способность марки привели к натурализации товарного обмена не только в сфере потребления, но и сфере производства.

В этих условиях были решительно проведены реформы, которые обеспечили «немецкое чудо». Большое значение имела активная поддержка США в соответствии с планом Маршалла. Германии было предоставлено в общей сложности 3,12 млрд. долл.


Условия и конкретные направления реформ в Германии были разработаны профессором Л. Эрхардом. Основой реформ было представление Л. Эрхарда о социальном рыночном хозяйстве, основанном на решающей роли человека, о его естественном стремлении к личному благополучию, которое является условием и фактором общественного развития. Рыночная экономика, по мнению Эрхарда, эффективно функционирует только при реальной свободе потребления, выборе профессии и рабочего места, свободной предпринимательской деятельности и т.д.

В основе экономического возрождения страны должны были лежать свободная частная инициатива и конкуренция в сочетании с активным государственным регулированием экономики, направленным на формирование либеральной рыночной экономики, и юридическую защищенность предпринимательской деятельности. Такие меры государственного регулирования, как низкие налоги, свободные цены, антимонопольное законодательство, система льгот для частного предпринимательства, защита внутреннего рынка от внешней конкуренции, создавали условия для реализации потенциальных возможностей общества.

Реформа 1948 г. представляла собой сочетание денежной реформы и реформы цен. 21 июня рейхсмарки были объявлены недействительными и введены новые деньги - дойчмарки. Каждый гражданин страны получал 40 новых марок. Позже эта сумма была увеличена еще на 20. Пенсии, заработная плата и квартирная плата выплачивались в новых марках в соотношении 1:1. Одновременно половину сбережений и наличности разрешалось обменять в соотношении 1:10, а оставшаяся часть была заморожена и позже обменивалась по курсу 1:20. Большая часть денежных обязательств предприятий пересчитывалась в соотношении 1:10. Им ассигновались денежные средства, необходимые для выплаты первой получки, но в дальнейшем они могли развиваться только на основе своей самостоятельной коммерческой и производственной деятельности.

Одновременно проводилась и реформа цен, которые становились свободными. Отменялось административное распределение ресурсов и нормативные документы, которые ранее регулировали экономические отношения. Несколько позже были приняты законодательные акты в кредитной и налоговой политике, о мерах против произвольного повышения цен.

Реформы Эрхарда в короткие сроки дали значительные экономические результаты. Уже за два года производство потребительских товаров повысилось в два раза, исчез «черный рынок». Значительный рост производительности труда приводил к росту заработной платы, что снижало влияние инфляции. Ускоренными темпами развивалось машиностроение, приборостроение, оптика, электроэнергетика и др. Так, производство автомобилей в 1950 г. по сравнению с 1936 г. увеличилось на 60%, тракторов - на 189,8%, электроэнергии - на 61,6%. В целом в 1950 г. объем производства в ФРГ возрос на 25,8%, а в 1956 г. -превышал в два раза уровень производства 1936 г. Уже в 1952 г. при росте объемов производства, производительности труда и заработной платы прекратился рост цен, а с 1953 г. цены стабилизировались и даже снижались.


В 1947-1949 гг. была проведена аграрная реформа, сократившая число крупных юнкерских хозяйств. Основная часть земельных угодий стала принадлежать средним и мелким хозяйствам. Высокая интенсивность этой сферы экономики на основе механизации и электрификации привела к росту абсолютных объемов производства при сокращении численности сельскохозяйственного населения. К началу 70-х гг. ФРГ по количеству тракторов и комбайнов на единицу площади превосходила все страны Западной Европы.

В результате такого послевоенного курса к середине 50-х гг. по объему промышленного производства ФРГ занимала 3-е место в капиталистическом мире после США и Англии, ее доля в промышленной продукции возросла до 9,4%, а по объему золотых запасов ФРГ вышла на второе место после США.

Основными факторами, определяющими развитие ФРГ в 60-е годы были быстрое развитие научно-технического потенциала, усиление ориентации на внешний рынок, увеличение государственно-монополистического капитала. Особенностью развития научно-технического потенциала страны была ориентация в первоначальный период на внедрение иностранных патентов и лицензий. Однако опасность технологического отставания в области НИОКР потребовала усиления внимания к развитию собственных исследований. За период с 1960 по 1970 гг. расходы на это направление увеличились в 2,5 раза, а доля иностранных лицензий, используемых в промышленности, снизилась до 14%. НТР становится решающим фактором экономического роста страны. В результате структурной перестройки промышленности более чем в два раза сократилась доля добывающих отраслей. Быстрыми темпами развивались отрасли экспортной ориентации, автомобильная, химическая, электротехническая, авиационная и др. Основная часть капиталовложений направлялась преимущественно в отрасли, производящие новые виды сырья и материалов. Велика была роль иностранных инвестиций, преимущественно американских, направляемых главным образом в передовые отрасли, обеспечивающие НТП: машиностроение, нефтепереработку, химическую, электротехническую промышленности.

Большое значение для экономического роста ФРГ имело изменение государственного регулирования экономики. От использования обычных инструментов финансового, кредитного и налогового регулирования государство перешло к составлению общенациональных, отраслевых и региональных планов, предусматривающих военные расходы, научные исследования, образование, транспорт, контроль над ценами и т.д.

В 70-80-х гг. колебания и неустойчивость в мировой капиталистической экономике, развитие инфляции, массовая безработица, валютные проблемы и проблемы международной торговли привели к необходимости проведения реиндустриализации, перехода к наукоемким технологиям - информационным, ресурсосберегающим, к биотехнологии, генной инженерии, композиционным материалам и др. Значительно повышается роль малого и среднего бизнеса. Начиная с 1975 г. государство стало активнее оказывать финансовую поддержку мелким и средним предприятиям, предоставлять кредитные и налоговые льготы.


Происходит усиление государственного регулирования экономики на макроэкономическом уровне, разрабатываются долгосрочные цели и ориентиры экономического развития. Государство стало проводить политику сознательного форсирования постоянного равномерного экономического роста, включающую элементы долгосрочного и среднесрочного планирования.

Были пересмотрены государственные приоритеты в научно-технической политике, особое внимание стало уделяться разработке микропроцессорной техники, созданию современных систем связи и информации, энергосберегающим технологиям, проводится государственная поддержка подготовки научно-исследовательского персонала мелких и средних фирм. В результате к 1990 г. по затратам на НИОКР ФРГ занимала ведущую позицию вместе с Японией и добилась крупных успехов в создании наукоемких производств.

Важным элементом структурной перестройки экономики стал перенос в другие страны части промышленного производства, в основном нерентабельных и экологически вредных предприятий. В целом доля заграничных инвестиций у химических концернов составила 32,5% всех капиталовложений.

Для экономического развития ФРГ, как и для других стран, были характерны неравномерные темпы экономического роста. Подъем, длившийся 8 лет, достиг наивысшей точки в

1990 г., когда темпы роста ВНП - 4,5% - оказались максимальными за последние 14 лет. Но уже с 1991 г. в заподногерманской экономике наступает спад, и в 1993 г. начинается их снижение. Объем производства ВНП сократился на 3,7%, автомобилей - на 25%, продукции машиностроения - на 13%.

Большое влияние на экономическое развитие ФРГ оказало создание единого немецкого государства и перевод командно-административной экономики ГДР на принципы рыночного хозяйства. Была введена частная собственность, проведена денационализация государственных предприятий. При этом ГДР получила социально-экономические и политические формы организации общества сразу и в «готовом виде». Сжатые сроки переходной экономики были обусловлены интеграцией в высокоразвитую рыночную экономику, наличием правовой базы, государственных институтов, валютно-финансовой системы и т.д.

Интеграция двух стран выявила серьезные проблемы и привела к определенным негативным последствиям. На начало 1991 г. из 69 промышленных отраслей бывшей ГДР смогло успешно функционировать лишь 3, закрытие предприятий или уменьшение объемов производства приняло массовый характер. К 1993 г. сокращение общего объема промышленного производства достигло 40%. Безработица к концу 1990 г. составила 1,4 млн. человек. Из каждых 100 занятых 55 человек потеряли свои рабочие места.

Для проведения рыночных преобразований необходимы были значительные капиталовложения. Финансовые потоки из западной в восточную часть страны составляли в 1991 г. 140 млрд. марок, в 1992 г. - 152, в 1993 г. - 182, что привело к дефициту госбюджета и увеличению государственного долга.


Процесс трансформации экономических систем никогда не бывает быстрым и безболезненным и неизбежно сопровождается определенными социальными и экономическими потерями. Однако значительный экономический и научно-технический потенциал Германии, высокая квалификация и трудолюбие рабочей силы, исторический опыт развития являются весомыми аргументами дальнейшего благоприятного социально-экономического развития единой Германии.


24. Экономическое развитие Франции после второй мировой войны. Политика Дирижизма

После окончания второй мировой войны экономика Франции находилась в тяжелом положении. Почти на 70% сократилось промышленное производство, в 2 раза уменьшилось производство продукции сельского хозяйства, практически был ликвидирован торговый и военный флот, более 100 тыс. торговых и промышленных предприятий обанкротились, полностью была разрушена транспортная система.

Решение проблемы восстановления народного хозяйства в 1945-1947 гг. Франция начала на основе национализации таких отраслей, как электроэнергетика, добыча угля, газовая и авиационная промышленность, судоходство и воздушный транспорт, а также ряда банков, сберегательных касс и страховых компаний. В общей сложности национализация охватила примерно 20% производственных мощностей страны.

Национализация проводилась на основе компенсации, и полученные от нее средства вкладывали в наиболее рентабельные и прибыльные отрасли. Это позволило ускорить темпы промышленного производства, и к лету 1947 г. был достигнут его довоенный уровень.

Значительную помощь в послевоенном восстановлении Франции сыграл «план Маршалла». Франция получала от США наряду с продуктами и кредиты, основными потребителями которых стали автомобильные компании, металлургические и химические тресты. Большая часть этих средств была использована для импорта новейшего оборудования. Это в известной степени ограничивало экономический суверенитет страны, формировалась финансовая зависимость, усилились влияние США на направления экономического развития Франции и внедрение американского капитала в экономику Франции, но в тоже время позволило провести модернизацию производственного потенциала страны.

В 50-60-х гг. меняется экономическая стратегия правительства Франции. С 1954 г. в экономике страны начался период подъема. По темпам промышленного развития в 1954-1958 гг. Франция обогнала большинство капиталистических стран. Одной из причин быстрых темпов экономического роста стало обновление основного капитала, понимание бесперспективности дальнейшей опоры на ростовщичество. Основная доля капиталовложений приходилась на тяжелую промышленность и новые отрасли. К середине 50-х гг. общий объем ежегодных инвестиций в основной капитал увеличился по сравнению с довоенным периодом в 2,6 раза, а выпуск промышленной продукции к 1958 г. возрос более чем в два раза. При этом инвестиции (90%) в первую очередь направлялись в тяжелые отрасли промышленности, особенно на модернизацию химической промышленности, машиностроения, радиоэлектроники и приборостроения. Развитие НТР требовало структурной перестройки экономики. Быстрое развитие получают авиационная, химическая, автомобилестроительная промышленность, создаются новейшие отрасли военно-промышленного комплекса.