Файл: истор экономики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.07.2020

Просмотров: 1537

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Денежная реформа проводилась поэтапно в 1895-1897 гг. по указу царя, изданного в 1897 г., минуя Государственный совет. Техническая сторона реформы сводилась к свободному обмену кредитных билетов на золотые монеты. С.Ю.Витте видел суть и стержень денежной реформы в установлении золотого паритета рубля. Золотой запас в 1896 г. составил 103% номинальной суммы кредитных билетов (5). Кредитный рубль приравнивался к 66 2/3 коп. золота, что означало понижение его золотого содержания на 1/3. Аналогично уменьшился вес золотой монеты. Существовавшие до реформы 10-рублевые золотые монеты превращались в 15-рублевые империалы, а 5-рублевые - в 7,5-рублевые полуимпериалы. Затем стали снова выпускать 10 и 5-рублевые золотые монеты, но с пониженным весом. Кроме того, для удобства расчетов в обращение вводились вспомогательные серебряные - 1 рубль, 50, 25, 15, 10, 5 копеек и медные монеты. К 1901 г. в обращении находилось золотой и серебряной монеты на 856,5 млн. руб. (6). Поскольку проведенная девальвация носила скрытый характер, то реформа прошла сравнительно безболезненно и не вызвала существенного изменения товарных цен, вследствие приспособления золотого рубля к курсу банкнот.
В результате реформы Государственный банк становился центральным и единственным эмиссионным учреждением. По закону от 29 августа 1897 г, ему был разрешен выпуск кредитных билетов на сумму в 600 млн. рублей, при этом золотое обеспечение должно было составлять не менее 300 млн. рублей, то есть половину суммы. В действительности это право никогда не использовалось. Для обеспечения обращающихся кредитных билетов было предусмотрено наличие в стране большого запаса золота, что делало российскую валюту одной из самых надежных в мире.
К этому времени заметно усилилась финансовая мощь акционерных коммерческих и ипотечных банков. Считая кредит основой промышленности, Витте содействовал укреплению молодых российских банков, концентрации в крупнейших из них финансовых средств, используя иностранные капиталы. При нем разрабатывались принципы деятельности зарубежных банков в России и первые проекты совместных банков. Постепенно министр финансов пришел к заключению, что в условиях недостатка отечественных капиталов иностранные инвестиции помогут развить промышленность и наполнить внутренний рынок товарами. Тем более что в условиях высоких пошлин на готовые товары, иностранцы с большой охотой стали ввозить в Россию капитал, инвестировали его в производство, создавая собственные или смешанные предприятия. Витте содействовал привлечению иностранного капитала, несмотря на законодательные ограничения для бизнесменов-иностранцев. Увидев в иностранных инвестициях гораздо меньшее зло, чем правительственные займы, Витте всячески содействовал пересмотру правовых норм деятельности иностранцев. Министру финансов пришлось отбиваться от нападок мощной оппозиции в лице поместного дворянства, некоторых российских предпринимателей и Комитета министров. Витте пишет записку Государственному совету, начинает широкую кампанию в прессе, воздействует на императора, используя письмо профессора Д.И.Менделеева с обоснованием необходимости притока иностранных капиталов; наконец, сам обращается к Николаю II с секретным докладом, в котором излагает программу торгово-промышленной политики империи. Витте настаивал на разрешении иностранцам покупать не только предприятия, но и землю, на которой они располагались. Но предлагаемые меры по смягчению ограничений в деятельности иностранных инвесторов не получили поддержки из-за сопротивления большей части бюрократического аппарата.
Привлечению капиталов на финансовый рынок страны способствовала активность фондовых и товарно-сырьевых бирж, но их работу сковывали многочисленные регламентации операций. Ограничения распространялись на некоторые категории лиц, по религиозному и национальному принципам, на отрасли (в сахарной и нефтедобывающей не допускались акции на предъявителя), господствовала высокая номинальная стоимость акций (250 рублей). Взамен разрозненных уставов отдельных бирж была попытка создать единый биржевой устав. В 1895 г. для этой цели при Минфине образовали специальную комиссию. Подготовленный устав не был утвержден. Правительство ограничилось лишь реформой Петербургской биржи.
Пока Витте возглавлял финансовое ведомство России, государственный бюджет более чем удвоился: с 1 млрд. рублей в 1892 г. он составлял около, до более 2-х миллиардов в 1903 г. Среднегодовой прирост бюджета составлял 10,5%, против 2,7 % в предшествующем десятилетии, а в последующем - 5%.
Денежная реформа СЮ. Витте способствовала интеграции России в мировую экономику. Золотой монометаллизм поставил Россию в финансовом отношении в один ряд с развитыми европейскими государствами и ускорил модернизацию ее индустрии. Стабилизация курса рубля и золотой стандарт сделали российскую промышленность привлекательной для иностранных инвесторов. Министр финансов, зная, как отечество небогато внутренними источниками капитала, предлагал изъять из российского законодательства ограничения для иностранного капитала на владение землей и занятие некоторыми промыслами. В этом вопросе Витте добился лишь частичных успехов. В 1899 г. был разрешен допуск иностранных капиталов и предпринимателей к участию в развитии отраслей российской обрабатывающей промышленности.




Вопрос 32 АГРАРНАЯ РЕФОРМА СТОЛЫПИНА ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

Революция 1905—1907 гг. стала толчком к дальнейшим буржуазным преобразованиям в России. Одним из важнейших актов этих преобразований стала аграрная реформа Столыпина. Этой реформой председатель Совета министров П. А. Столыпин стремился направить развитие сельского хозяйства по буржуазному, фермерскому пути. Для этого надо было разрушить крестьянскую общину, которая сковывала предприимчивость крестьян и тормозила развитие капитализма в сельском хозяйстве. Указ 9 ноября 1906 г., который стал в 1910 г. после принятия его Государственной Думой законом, разрешил крестьянам выходить из общины вместе с землей. Выделенные участки земли стали называть отрубами, а если крестьянин переносил туда свою усадьбу, — хуторами. Как крестьяне воспользовались разрешением выходить из общины? За 10 лет действия столыпинского указа, к 1916 г„ в европейской России вышли из общины и получили землю в собственность 2,5 млн. крестьянских хозяйств, т. е. менее четверти всех крестьян. Большинство не только не стремились выделяться, но даже защищали общину с оружием в руках.
Кто выходил? Крайние полюса деревни — кулаки и беднота. Впрочем, не вся беднота. По расчетам В. И. Ленина, вместе кулаки и сельские пролетарии в конце XIX в. составляли 70% всего числа крестьянских дворов. Но вышли из общины, как уже сказано, менее 25%. Русский крестьянин предпочитал иметь землю не в собственности, а в виде общинного надела — ведь это была гарантированная земля, которую нельзя было потерять даже при самом безалаберном хозяйствовании. А пока есть земля,; живет надежда снова купить лошадь и стать "справным" хозяином, не хуже других. Ведь бедные крестьяне совсем не рвались в ряды пролетариата, поэтому в ходе
реформы за сохранение общины выступили не только середняки, но и большинство бедняков. Сильна была вера у русского крестьянина и в мудрость "мира", отражавшего вековые традиции стабильности. Поэтому выходили из общины, очевидно, лишь те бедняки, которые практически перестали быть крестьянами, которые имели постоянный заработок на стороне. Они продавали полученную в собственность землю, чтобы укрепиться в новом, положении наемных рабочих.

Второй стороной Столыпинской реформы было переселение крестьян в Сибирь. Правительство вело пропаганду переселенчества, обеспечивало переселение, выделяя транспорт и проводя землеустроительные работы в районах Переселения.

Этой мерой старались убить сразу трех зайцев. Во-первых, таким образом отправляли подальше наиболее активную, беспокойную часть крестьян. "Дальше едешь — тише будешь", — говорили помещики. Во-вторых, так решалась проблема крестьянского малоземелья. Уезжали в Сибирь именно те крестьяне, которые наиболее остро нуждались в земле, причем уезжая, они продавали землю соседям, так что и у тех становилось больше земли. В-третьих, крестьянская колонизация позволяла осваивать новые, ранее пустовавшие земли. За первые три года действия реформы в Сибирь было перевезено более 2 млн. переселенцев. Крестьяне охотно ехал на новые земли, потому что ходоки сообщали, что земли там много и земля хорошая. Потом поток переселенцев стал иссякать, и уже половина их стала возвращаться в свои прежние деревни. Дело в том, что в одиночку освоить новые целинные участки земли в новых, незнакомых климатических условиях было чрезвычайно трудно. К тому же и условия переселения были тяжелыми. В дороге часто погибал скот, а без лошади на новом месте крестьянину делать было нечего. Те переселенцы, которые путем неимоверных усилий преодолевали трудности, действительно становились зажиточными.
Сибирь получила репутацию района богатого крестьянства Здесь преобладающими стали крупные фермерские хозяйства, дававшие большое количество товарной продукции.


Если в европейской России с десятины посева собирали в среднем 45 пудов зерна, то в Сибири — 60—150 пудов. Конечно, сказывалось и то обстоятельство, что земля здесь была еще не истощена. Количество скота на душу населения здесь было намного больше, чем в Европейской России. Сибирские фермеры пришли к идее кооперации. Группы многокоровных хозяйств объединялись, строили на кооперативных началах маслодельные заводы (таких кооперативных заводов насчитывалось по Сибири до 1,5 тысяч) и на кооперативных же началах сбывали масло. Надо сказать, что это кооперативное сибирское маслоделие находилось под влиянием иностранного, особенно английского капитала. Крупные английские фирмы снабжали сибирскую кооперацию кредитами, а также сепараторами и машинами. Они экспортировали масло.
Ну а те, кто не мог преодолеть трудностей по налаживанию хозяйства на новом месте, возвращались назад, где у них стояли заколоченные избы и уже не было земли, так как они продали ее, уезжая в Сибирь. Эти возвращавшиеся из Сибири крестьяне часто становились участниками новой волны крестьянских выступлений.
П. А. Столыпин говорил, что на капиталистическое переустройство России ему потребуется 50 лет. Он не смог этого осуществить: в 1911 г. он был убит. Но все же начатая
реформа стимулировала развитие сельского хозяйства.
В хозяйстве все шире стали применяться сельскохозяйственные машины. В стране стало развиваться сельскохозяйственное машиностроение. Конечно, машины применялись лишь в кулацких и помещичьих хозяйствах, но и техника крестьянского хозяйства сделала некоторый шаг вперед. Перед войной в России было 8 млн. сох и 9 млн. плугов, т. именно в это время плуг начал побеждать соху. Несколько повысилась урожайность, хотя и оставалась еще очень низко. С десятины посева в России собирали в среднем 45 пуд. зерна, т. е. в 2 раза меньше, чем во Франции, и в 3 раза меньше, чем! в Германии. Повысилась товарность, но 3/4 товарного хлеба давали хозяйства кулаков и помещиков, т. е. капиталистические, фермерские хозяйства, тогда как многомиллионное крестьянство — только одну четверть. Крестьянское хозяйство в основе своей оставалось натуральным.


33 Первые экономические мероприятия советской власти

Уже 26 октября(8 ноября по новому стилю) 1917г. Был принят декрет «О земле», в основу которого был положен крестьянский наказ. Он вводил уравнительное землепользование, т.е. в сущности закреплял общинные отношения в деревне – общественную собственность на землю и общинное уравнительное землепользование. Аренда и залог земли запрещались. По сути дела декрет отражал не большевистскую, а эсэровскую аграрную программу, т.е. это была мера не социальной, а буржуазно-демократической революции. Крестьяне получили безвозмездно 150 млн га земли. Они были освобождены от ежегодной арендной платы. Был аннулирован и 3млрд долг банкам. В результате количество земли, приходящейся на одну крестьянскую семью, увеличилось в среднем на 60%.


Правда, уже в декрете «О земле» было записано, что разделу не подлежат высококультурные хозяйства помещиков: сады, питомники, оранжереи. На их основе должны были создаваться коллективные хозяйства. Это направления на проведение социалистического переустройства деревни, т.е. создание коллективных хозяйств было подкреплено декретом «О социализации земли» (январь 1918), где не только содержалось требование об оказании преимущества коллективным хозяйствам перед единоличными, но и были перечислены их возможные формы: коммуны, товарищества, сельские общества. Помимо этого создавались и государственные сельские хозяйственные предприятия- совхозы.

Сложнее обстояли дела с промышленностью. Во-первых, она переживала острейший кризис, вызванный войной и революционными событиями. Во-вторых, было ясно, что рабочие сразу же не смогут начать управлять современными предприятиями. Поэтому 27 октября (ноября) 1917г. Был принят декрет «О рабочем контроле». Он законодательно закреплял функции тех комитетов, которые возникли на заводах еще при Временном правительстве.

Как и декрет о земле, рабочий контроль не вполне соответствовал программе большевиков, которая предполагала централизовать контроль за промышленностью в масштабах всего государства. Контроль за предприятиями передавался в руки завкомов. Создавались спец группы, куда на паритетных началах должны были входить представители завкомов, профсоюзов и администрации. На практике, чаще всего, заводские комитеты просто брали власть в свои руки. В ответ на это следовала естественная реакция администрации или хозяев – саботаж…

Рабочие в силу своей слабой компетенции не могли наладить должное управление предприятием. Поэтому рабочий контроль просуществовал недолго. В декабре 1917г. Был создан первый советский планирующий и управляющий орган ВСНХ – Высший совет народного хозяйства.

Первоначально ВСНХ должен был управлять гос сектором экономики, объединив деятельность центральных и местных органов (совнархозов), а также органов рабочего контроля. ВСНХ также получил право контролировать частные предприятия и проводить принудительное синдицирование. Так постепенно от прямого народного управления промышленностью был осуществлен переход к идее тотального огосударствления. Все это шаг за шагом приводит к национализации и жесткой централизации в управлении.

Национализация осуществлялась в России в простейшей форме – конфискация без возмещения. В ходе национализации можно выделить 3 этапа:

На 1 этапе (с октября 1917 да весны 1918) национализация проходила стихийно, как ответ на саботаж. Решение об этом принимали в основном комитеты рабочего контроля. К марту 1918 в руках Советского государства находилось 836 предприятий, главным образом топливной, металлургической, машиностроительной и др ведущих отраслей промышленности.


2 этап (с весны 1918 до июня 1918) был уже регламентирован. Он проводился под руководством ВСНХ. Национализировать не отдельные предприятия, а целые отрасли. В Первую очередь было объявлено о национализации нефтяной и сахарной промышленности (май 1918).

3 этап (июня 1918 – конец 1920). 28 июня был издан декрет о национализации крупной промышленности. В соответствии с ним национализировались предприятия в горнодобывающей, металлообрабатывающей, электротехнической, хлопчатобумажной и др отраслях народного хозяйства. Крупная промышленность была в основном национализирована к концу 1 квартала 1919г

В ходе гражданской войны в условиях политики «военного коммунизма», была проведена национализация всей промышленности. Заключительный этап национализации был связан с выходом декрета от 29 ноября 1920, по которому национализации подлежали предприятия с числом рабочих более 5 при наличии механического двигателя и с числом рабочих свыше 10 чел без механического двигателя.

Для обладания реальной экономической властью огромное значение имела банковская система. Овладение ею рассматривалось как важный шаг на пути налаживания новой экономической системы. Первым в руки нового государства перешел Государственный банк. Это не была национализация, поскольку он был государственным и раньше. 14 дек 1917 был опубликован декрет о национализации всех банков в стране и введена государственная монополия на банковское дело. Все активы и пассивы коммерческих банков передавались гос банку, который был переименован в Народный банк. Отдельными декретами были ликвидированы другие кредитные организации. Декретом 28 янв 1918 правительство аннулировало внешние и внутренние гос займы. Физ и Юр лица должны были сдать гос-ву принадлежащие им или находящиеся у них гос ценные бумаги.

След шагом Советской власти стала национализация транспорта : железных дорог, морского и речного транспорта.

23 янв 1918 была проведена национализация торгового флота страны, а вскоре после аннулирования долгов царского и Временного правительства. 22 апр 1918 введена гос монополия на внешнюю торговлю.

Все эти мероприятия: национализация земли, промышленности, транспорта, торговли, банковского дела и тд получили название «красногвардейской атаки на капитал». Эта атака в корне подорвала экономические позиции буржуазии и помогла Советскому государству овладеть командными высотами в экономике. Однако эконом эффективность этих мер оставляет желать лучшего , поэтому уже к весне 1918 руководство страны высказало озабоченность слишком быстрыми темпами «атаки на капитал».

Ставится задача приостановить прямой натиск на капитал и сместить акценты в эк политике гос-ва. В работе «очередные задачи Советской власти» Ленин выдвигает новую программу по переустройству экономики. Она носила довольно сдержанный характер. Теперь, когда задача подавления сопротивления буржуазии в главных чертах была решена на очередь выдвигаются след задачи: