ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.07.2020
Просмотров: 1656
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
8.РАЗВИТИЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОГО КАПИТАЛИЗМА В США В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX В.
3. Железнодорожное строительство.
16. ЭКОНОМИКА ГЕРМАНИИ (1918—1939 гг.)
17. Экономическое развитие Японии в 1919 – 1939
18. Экономический кризис 1929–1933 гг. в Германии. Экономическая политика фашизма
23. Восстановление экономики Германии. Реформы Л. Эрхарда
24. Экономическое развитие Франции после второй мировой войны. Политика Дирижизма
Идеи корпоративной экономики, равно как и фашизма, в чистом виде не были германскими. Первый фашистский режим в 20-х годах устанавливается в Италии, а идеи корпоративной экономики как альтернативы либеральному капитализму являлись составной частью социальной доктрины католической церкви (энциклика Rerum novarum – 1891 г.).
Особенностью германской корпоративной модели была гипертрофированность принципа автаркии хозяйства. Свою роль здесь сыграли труды германского экономиста В. Зомбарта, считавшего международное разделение труда порождением торговых народов (прежде всего Англии), использующих его для экономической экспансии, т.е. обогащения за счет других. Германии в таких построениях отводится роль индустриальной державы с интегрированными в ее экономику соседними сырьевыми и продовольственными зонами под защитой протекционистских барьеров.
Концепция корпоративной экономики служила теоретическим обоснованием для милитаризации экономики с наращиванием военного бюджета, усилением эксплуатации трудящихся и политической экспансии германского империализма, стремившегося к переделу мира.
Главным стержнем экономической политики фашизма стала всеобщая милитаризация Германии. Она проводилась ускоренными темпами и рассматривалась фашистским правительством как главное средство выхода из кризиса. Были построены новые заводы по выпуску танков, боевых самолетов, орудий и т.д. Расширялось производство подводных лодок, боеприпасов. Запасы сырья и продовольствия, денежные фонды различного рода передавались в руки военных.
Фашисты стимулировали перерастание монополистического капитализма в государственно-монополистический. Они объединили все промышленные и финансовые компании, транспорт, торговлю, ремесленные предприятия в отраслевые и территориальные группы, поставив во главе руководителей из числа крупных капиталистов. Промышленники Крупп, Тиссен, Феглер, банкир Шредер вошли в состав генерального совета хозяйства при министерстве народного хозяйства.
Организационные принципы новой экономической системы были заложены законом «О подготовке к органическому построению германского хозяйства» от 27 февраля 1934 г. По этому закону министр экономики получал полномочия на создание хозяйственных объединений. Были образованы 7 главных имперских групп: промышленности, энергетики, ремесла, торговли, банковского и страхового дела, транспорта, через которые и проводились государственные решения в области экономики. Главный упор в руководстве экономикой неизменно делался на методы прямого, административного диктата. Это отличительная особенность государственно-монополистического капитализма в гитлеровской Германии.
Дальнейшая милитаризация экономики проводится по принятому в 1936 г. четырехлетнему плану мобилизации ресурсов Германии, накопления дефицитных материалов и расширения производства военного снаряжения. Были поставлены задачи: через четыре года Германия должна иметь боеспособную армию, а экономика страны должна быть готова к войне.
Преимущественное развитие получили отрасли тяжелой и военной промышленности. Сюда направлялось 3/5 всех инвестиций. В итоге тяжелая промышленность, достигшая предкризисного уровня уже в 1934 г., к 1939 г. превысила его на 50%. Ведущее место в германской промышленности занимало машиностроение, дававшее 25% всей промышленной продукции. С 1932 по 1938 г. военные расходы увеличились в 25 раз. Их удельный вес поднялся с 26% до 76%.
Государственный контроль над рынком труда был установлен принятым в 1934 г. Законом «Об организации национального труда». Он декларировал прекращение классовой борьбы, а рабочие превращались в «солдат труда». Каждый предприниматель объявлялся их «фюрером» и получал все права по выработке «правил внутреннего распорядка», обязательных для выполнения всеми работниками. Все коллективные тарифные договоры перестали существовать, а установленные в них ставки заработной платы и нормы продолжительности рабочего дня аннулировались. Все эти величины определялись предпринимателем, игравшим ведущую роль в созданных на предприятиях «социальных судах чести». Ими принималось решение о немедленном увольнении работника, штрафе или предупреждении.
С приближением войны институты корпоративной экономики все больше подменяются административным диктатом, право принятия экономических решений переходит от корпораций к центральной власти. Были определены единые для всей страны стандарты заработной платы.
Проблема занятости в стране достигалась за счет принудительного привлечения безработных к общественным работам. Квалифицированным работникам запрещалось менять место работы. Рабочий день был удлинен до 10–14 часов.
В заключение необходимо отметить, что если в США получил развитие либерально-реформистский вариант развития ГМК, то в Германии хозяйственный механизм ГМК был принципиально иным. Свободный рынок перестал служить регулятором экономического процесса, и сложилась тоталитарная модель ГМК с централизованным хозяйственным механизмом.
Экономическая
политика фашизма. Главным содержанием
экономической политики фашизма стала
всеобщая милитаризация Германии. Она
проводилась ускоренными темпами,
рассматривалась нацистскими главарями
как главное средство выхода из кризиса.
В сентябре 1936 года был утвержден
четырехлетний план. Мобилизации
экономических ресурсов, накопления
дефицитных материалов и. расширения
производства военного снаряжение Его
цели формулировались следующим образом:
«Немецкая армия должна быть в четыре
года готова к действию».
В итоге
тяжелая промышленность, достигшая
предкризисного уровня уже в 1934 г., к 1939
г. превысила его па 50%. Военное производство
выросло за 1932 -1938 гг. В целях милитаризации
экономики гитлеровское руководство
широко использовало иностранный капитал.
Германская задолженность загранице в
сентябре 1940 г. равнялась 14,8 млрд. марок.
Монополии США щедро финансировали
фашистскую Германию.
Фашисты создали сложный аппарат для государственного регулирования хозяйства, его регламентации, выдавая милитаризацию экономики за общенародное дело. Жесткий контроль фашистского государства устанавливался и над валютными расчетами, внешней торговлей. Широко применялись методы налогового регулирования, выдача субсидии, кредитов, государственное предпринимательство.
Но главный упор в руководстве экономикой неизменно делался на методы прямого, административного диктата В этом заключалась отличительная особенность государственно-монополистического капитализма в гитлеровской Германии.Гитлеризм верно служил интересам германских монополий. Стимулируемая им концентрация производства, политика принудительного синдицирования позволила 6 банкам и 70 крупнейшим акционерным обществам захватить контроль над 2/3 промышленного потенциала Германии. При этом фаворитами фашизма всегда были концерны, производящие вооружение, военные материалы. Как внутренний, так и внешнеэкономический курс фашизма с самого начала был связан с подготовкой второй мировой войны. Сразу после прихода к власти Гитлер нарушил условия Версальского договора и начал открытое перевооружение Германии: создал министерство авиации 1933 г., ввел всеобщую воинскую повинность 1935 г. и, разорвав Локарнские соглашения 1936 г., послал войска в Рейнскую область (демилитаризованную). Но империалисты Англии, Франции и США игнорировали все это, делали вид, будто ничего особенного не происходит, отвергали советские предложения о коллективных санкциях и тем самым поощряли агрессора. Больше того, монополии этих стран обильно финансировали фашистскую Германию, снабжали ее стратегическим сырьем, помогали оснащению ее армии. 1 сентября 1939 г. фашистские орды обрушились на Польшу. Началась вторая мировая война, развязанная фашизмом. Но Гитлер не оправдал доверия своих западных покровителей. В 1940 г. Франция была оккупирована и ограблена. Угроза гитлеровского вторжения нависла над Англией. Лишь исторические победы Советской Армии, достигнутые ценой величайших жертв и беспримерного героизма советского народа, сокрушили военную машину фашистского рейха и освободили народы Европы от гитлеровской тирании.
19. Экономическое развитие Англии после первой мировой войны. План по национальной экономики Дж.Мэя.
Экономический
застой первого послевоенного десятилетия.
Принимая участие в первой мировой войне,
Англия преследовала несколько целей:
сохранить экономическое и политическое
влияние, а также устранить своего
главного конкурента в Европе –
Германию.
Английская промышленность
развивалась в годы войны крайне
неравномерно. Производство в старых
отраслях сокращалось в связи с отвлечением
рабочей силы в армию и на военные
предприятия, в связи с нехваткой сырья
и увеличивавшейся изношенностью
оборудования.
Рост производства в
годы войны происходил за счет расширения
новых отраслей промышленности:
автомобильной, химической, авиационной,
изготавливающей вооружение, и
сталелитейной, снабжавшей металлом
военные заводы. В 1916 г. была создана
Федерация британской промышленности
(ФБП) с целью "нахождения средств для
установления более тесной связи между
работниками правительства и нуждами
промышленности страны в целом".
Английский
капитал создал ФБП для того, чтобы единым
блоком выступать против иностранных
конкурентов в борьбе за рынки сбыта,
источники сырья и сферы приложения
капитала.
Внешний долг к концу войны
составил 1150 млн. ф.ст., из которых большая
часть – 850 млн. ф.ст. – приходилась на
долю США. Таким образом, Англия из
кредитора превратилась в должника
американских банкиров и вслед за утратой
промышленной монополии на рубеже веков
она начинает терять и свое финансовое
превосходство в мире.
Из общей суммы
иностранных капиталов, участвовавших
в акционерных обществах царской России,
Англии принадлежало 22,66%. Весьма ощутимой
для нее была утрата России и как рынка
сбыта промышленных товаров, а также
источника сырьевого и продовольственного
импорта.
Поэтому Англия приняла самое
активное участие в развязывании
иностранной интервенции против Советской
России. Еще в декабре 1917 г. военный
министр Англии лорд Мильнер и
премьер-министр Франции Ж.Клемансо
подписали соглашение, которое
предусматривало организацию
англо-французской интервенции в Россию.
Продолжением этого внешнеполитического
курса была позиция Англии на конференции
в Париже по итогам первой мировой войны
в 1919 г.
Англия
смогла добиться на Парижской конференции
крупного выигрыша. Львиная доля
колониальных территорий досталась ей.
И самое главное – Германия как конкурент
была на долгие годы устранена с мирового
рынка. Однако после Парижской конференции
обострились противоречия между Англией,
с одной стороны, и Францией и США – с
другой.
В послевоенный период была
подорвана традиционная военная стратегия
Англии. В частности, под давлением США,
что привело к утрате ее военно-морской
монополии.
Таким образом, результаты
первой мировой войны для .экономики
Англии были достаточно противоречивыми
и в итоге, привели к замедлению темпов
экономического развития в послевоенные
годы, хотя сразу после окончания войны
была и полоса кратковременного
оживления.
Оживление в экономике
Англии было вызвано, во-первых, резким
повышением спроса на потребительские
товары на внутреннем рынке, во-вторых,
некоторым улучшением внешнеторговой
конъюнктуры.
Оживлению в торговле и
промышленности Англии содействовали
восстановительные работы, проводившиеся
в различных странах после войны, а также
большие затраты государства на пособия
демобилизованным солдатам и военным
морякам, рабочим военных заводов,
оказавшимся без работы.
Главной
задачей правительства Ллойд Джорджа,
сформированного в конце 1918 г., был перевод
экономики на мирные рельсы.
Вместе с тем это не означало полного возврата к довоенному положению. За годы войны в Англии резко усилилась концентрация и монополизация производства и капитала, что неизбежно должно было привести к расширению государственного вмешательства в экономику.
В
1921 г. правительство приняло решение о
частичном восстановлении контроля над
железными дорогами и с этой целью
объединило железнодорожные компании
в четыре региональные группы.
в 1918
г. был принят закон о реформе народного
образования, согласно которому вводилось
обязательное обучение детей до 14-летнего
возраста, общее начальное обучение
объявлялось бесплатным.
Послевоенное
оживление в промышленности и торговле
сопровождалось бурной инфляцией. В 1920
г. в обращении находилось 350 млн. ф.ст.
по сравнению с 33 млн. ф.ст. в 1914 г., что
вызвало рост цен.
Торгово-промышленное
оживление 1919 – 1920 гг. не было долговременным,
так как разоренные войной и обнищавшие
европейские страны не имели средств,
чтобы приобретать дорогие английские
товары.
Огромный
государственный долг, на погашение
которого ежегодно расходовалось около
40% государственного бюджета, способствовал
сохранению высокого уровня налогов,
что в свою очередь приводило к росту
цен и падению платежеспособности
населения. Дополнительные трудности в
экономике были вызваны демобилизацией
четырех миллионов военнослужащих,
которые из-за крайне низких темпов
перестройки промышленного производства
на мирные рельсы не могли найти себе
работу. Следовательно, государство
должно было выделять еще больше средств
на социальные программы. В результате
экономический подъем оказался очень
недолгим и уже осенью 1920 г. разразился
первый послевоенный экономический
кризис. К концу того же года кризис был
в основном преодолен, но нового подъема
не наступило и в 1922 – 1923 гг. экономика
Англии переживала застой.
Непрочность
частичной стабилизации экономики Англии
в 20-е гг. во многом была обусловлена
традиционной структурой британского
хозяйства. Основную долю своих огромных
доходов английский финансовый капитал
получал от так называемого "невидимого
экспорта" (вывоз капитала, международные
банковские операции, морской транспорт),
пренебрегая капиталовложениями в
промышленность собственной страны. Это
привело к техническому отставанию
британской промышленности, снижению
темпов экономического роста и падению
конкурентоспособности английских
товаров на мировом рынке. А это в свою
очередь углубило хронический дефицит
торгового баланса Великобритании.
Утрата
Англией четверти зарубежных инвестиций
и усиление в ходе первой мировой войны
основных ее соперников, прежде всего
США, обострили конкурентную борьбу на
рынках экспорта капитала.
В этих условиях в 1924 г. на выборах лейбористам удалось победить и правительство Макдональда, несмотря на экономические трудности, провело ряд социальных реформ. Так, был составлен план государственного финансирования строительства жилья для рабочих, несколько повышены размеры пособий для некоторых категорий безработных, а также была усовершенствована система страхования по безработице.
Восстановление
и поддержка довоенного паритета фунта
стерлингов являлось краеугольным камнем
экономической политики страны в
послевоенные годы. Благодаря тому, что
к 1924 г. в Англии был преодолен экономический
застой и установилось достаточно
стабильное экономическое положение,
правительство в 1925 г. приняло решение
о восстановлении золотого паритета
фунта стерлингов. Теперь его стоимость
равнялась 4,86 дол., что соответствовало
довоенному соотношению между английской
и американской валютами.
В свою
очередь внешняя торговля и промышленность
оказались в затруднительном положении,
так как цены на английские товары на
мировых рынках повысились примерно на
12 % и стали менее конкурентоспособными.
В 20-е гг. британское хозяйство развивалось
неравномерно. Сравнительно быстро росло
производство в новых отраслях
промышленности, в которых наиболее
быстро шли процессы технической
реконструкции предприятий, увеличения
их энерговооруженности, широкой
механизации, электрификации и химизации
производственных процессов, увеличивалась
производительность труда.
Не менее
важную роль в увеличении выпуска
промышленной продукции играла
рационализация производства, резко
усилившая интенсивность труда рабочих.
Новые, более эффективные методы
организации фабричного производства
включали детальный хронометраж рабочих
операций, широкое внедрение стандартизации,
массовое изготовление типовых деталей
и последующую их скоростную сборку на
конвейерных линиях.
Развитие новых
отраслей промышленности – автомобилестроения,
авиационной, электротехнической, -
находившихся на передовых рубежах
технического прогресса и требовавших
особенно крупных капиталовложений,
усилили концентрацию и централизацию
производства и капитала.
Происходил
процесс свертывания сельскохозяйственного
производства, несмотря на меры,
предпринятые со стороны правительства.
По
темпам развития английская экономика
отставала от ведущих капиталистических
держав, ее доля в мировой экономике
падала..
Таким образом, в первое
послевоенное десятилетие экономика
Англии развивалась сложно и противоречиво.
Это было обусловлено, с одной стороны,
приверженностью основной массы
английского общества к старым традиционным
методам экономического развития –
"жизнь за счет колоний" – и нежеланием
вкладывать крупные суммы в развитие
собственной экономики. С другой стороны,
возраставшая мировая конкуренция более
молодых и энергичных государств все-таки
заставляла правительства консерваторов
и лейбористов предпринимать определенные
шаги в направлении совершенствования
управления экономикой, однако они не
всегда давали желаемые результаты и
страна все более уступала свои позиции.