Добавлен: 15.11.2018
Просмотров: 3654
Скачиваний: 15
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Краткая характеристика предприятия
1.2 Описание существующей информационной системы
1.3 Экономическая сущность задачи СВСЭЧ
1.4 Разработка постановки задачи СВСЭЧ
1.4.1 Цели и назначения решения задачи СВСЭЧ
1.4.2 Выбор метода решения задачи СВСЭЧ
2 Информационное обеспечение задачи CВСЭЧ
2.1 Информационная модель задачи CВСЭЧ и ее описание
2.2 Используемые классификаторы и системы кодирования задачи СВСЭЧ
2.3 Описание входной оперативной информации задачи СВСЭЧ
2.5 Характеристика базы данных задачи СВСЭЧ
2.6 Архитектура web-сайта «Энциклопедия чая»
2.7 Описание контрольного примера задачи СВСЭЧ
3.1 Оценка параметров надежности сайта
3.2. Эффективность применения информационных технологий
3.3 Оценка эффективности использования программных средств вычислительной техники
К
статическим страницам сайта относятся
основные страницы сайта, содержащие
информацию о компании, способах оплаты,
а также информацию о продуктах. К
динамическим,
относятся дополнительные страницы,
информация на которых изменяется в
зависимости от того, кто зашел на сайт.
Выходная информация должна соответствовать следующим требованиям - полнота данных, непротиворечивость данных, актуальность, точность.
Формирование выходных документов происходит по мере обновления каталога товаров и его движения. Перечень и описание выходных сообщений представлены в таблице 2.10, а перечень и описание структурных единиц информации выходных сообщений – в таблицах 2.10-2.16
Таблица 2.10 - Перечень и описание выходной информации задачи СВСЭЧ
Сообщение |
Идентификатор |
Форма представления |
Периодичность выдачи |
Получатель информации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Отчет по продажам |
Отчет по продажам |
Документ, массив |
По мере необходимости |
Директор, Маркетолог |
Заявка на покупку товара |
Заявка на покупку товара |
Документ |
По мере необходимости |
Поставщик |
Каталог товаров |
Каталог товаров |
Документ, массив |
По мере необходимости |
Покупатель |
Продолжение таблицы 2.10
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Страница товара |
Страница товара |
Документ, массив |
По мере необходимости |
Покупатель |
Чек |
Чек |
Документ |
По мере необходимости |
Специалист доставки |
Ведомость доставки |
Ведомость доставки |
Документ |
По мере необходимости |
Специалист доставки |
Таблица 2.11 - Перечень и описание структурных единиц информации по выходному сообщению «Отчет по продажам»
Наименова-ние структурных единиц информации |
Идентификатор |
Идентифи-катор выходного сообщения |
Размер-ность |
|
В программе |
В математи-ческом описании |
|||
Код заказа |
Код заказа |
id_order |
Отчет по продажам |
4 байта |
Код пользователя |
Код пользователя |
id_user |
Отчет по продажам |
4 байта |
Код клиента |
Код клиента |
id_client |
Отчет по продажам |
4 байта |
Дата заявки |
Дата заявки |
date_z |
Отчет по продажам |
20 байт |
Цена |
Цена |
price |
Отчет по продажам |
10 байт |
Код товара |
Код товара |
id_products |
Отчет по продажам |
4 байта |
Таблица 2.12 - Перечень и описание структурных единиц информации по выходному сообщению «Заявка на покупку товара»
Наименова-ние структурных единиц информации |
Идентификатор |
Идентифи-катор выходного сообщения |
Размер-ность |
|
В прог-рамме |
В математи-ческом описании |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Код товара |
Код товара |
id_products |
Заявка на покупку товара |
10 байт |
Наименование товара |
Наименование товара |
N_products |
Заявка на покупку товара |
50 байт |
Количество товара |
Количество товара |
C_products |
Заявка на покупку товара |
8 байт |
Изготовитель |
Изготовитель |
IZg_pr |
Заявка на покупку товара |
48 байт |
Наименование поставщика |
Наименование поставщика |
Name_post |
Заявка на покупку товара |
48 байт |
Номер заявки |
Номер заявки |
Num_zayav |
Заявка на покупку товара |
4 байта |
Дата заявки |
Дата заявки |
date_z |
Заявка на покупку товара |
20 байт |
Продолжение таблицы 2.12
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Код группы товара |
Код группы товара |
id_grproducts |
Заявка на покупку товара |
4 байта |
Код пользователя |
Код пользователя |
id_user |
Заявка на покупку товара |
4 байта |
Сумма заказа |
Сумма заказа |
summa_z |
Заявка на покупку товара |
4 байта |
Таблица 2.13 - Перечень и описание структурных единиц информации по выходному сообщению «Каталог товаров»
Наименова-ние структурных единиц информации |
Идентификатор |
Идентифи-катор выходного сообщения |
Размер-ность |
|
В прог-рамме |
В математи-ческом описании |
|||
Код товара |
Код товара |
id_products |
Каталог товаров |
4 байта |
Наименование товара |
Наименование товара |
N_products |
Каталог товаров |
50 байт |
Остаток товара |
Остаток товара |
C_products |
Каталог товаров |
20 байт |
Код группы товаров |
Код группы товаров |
id_gproducts |
Каталог товаров |
4 байта |
Цена товара |
Цена товара |
Price |
Каталог товаров |
50 байт |
Изготовитель |
Изготовитель |
Izg_pr |
Каталог товаров |
50 байт |
Таблица 2.14 - Перечень и описание структурных единиц информации по выходному сообщению «Страница товара»
Наименова-ние структурных единиц информации |
Идентификатор |
Идентифи-катор выходного сообщения |
Размер-ность |
|
В программе |
В математи-ческом описании |
|||
Наименование товара |
Наименование товара |
N_products |
Каталог товаров |
50 байт |
Цена товара |
Цена товара |
Price |
Каталог товаров |
50 байт |
Изготовитель |
Изготовитель |
Izg_pr |
Каталог товаров |
50 байт |
Описание товара |
Описание товара |
- |
Каталог товаров |
- |
Таблица 2.15 - Перечень и описание структурных единиц информации по выходному сообщению «Чек»
Наименова-ние структурных единиц информации |
Идентификатор |
Идентифи-катор выходного сообщения |
Размер-ность |
|
В программе |
В математи-ческом описании |
|||
Код заказа |
Код заказа |
number_z |
Чек |
4 байта |
Код клиента |
Код клиента |
id_client |
Чек |
4 байта |
Код товара |
Код товара |
id_products |
Чек |
4 байта |
Количество |
Количество |
C_products |
Чек |
50 байт |
Сумма заказа |
Сумма заказа |
summa |
Чек |
50 байт |
Код пользователя |
Код пользователя |
id_user |
Чек |
4 байта |
Дата заказа |
Дата заказа |
date_z |
Чек |
20 байт |
Таблица 2.16 - Перечень и описание структурных единиц информации по выходному сообщению «Ведомость доставки»
Наименова-ние структурных единиц информации |
Идентификатор |
Идентифи-катор выходного сообщения |
Размер-ность |
|
В прог-рамме |
В математи-ческом описании |
|||
Код пользователя |
Код пользователя |
id_user |
Ведомость доставки |
4 байта |
Код клиента |
Код клиента |
id_client |
Ведомость доставки |
50 байт |
ФИО клиента |
ФИО клиента |
FIO_C |
Ведомость доставки |
50 байт |
ФИО пользователя |
ФИО пользователя |
FIO_U |
Ведомость доставки |
50 байта |
Количество товара |
Количество товара |
C_products |
Ведомость доставки |
4 байта |
Дата заказа |
Дата заказа |
date_z |
Ведомость доставки |
20 байт |
Телефон |
Телефон |
tell |
Ведомость доставки |
20 байт |
Наименование товара |
Наименование товара |
N_products |
Ведомость доставки |
50 байт |
2.5 Характеристика базы данных задачи СВСЭЧ
Целью инфологического моделирования является обеспечение наиболее естественных для человека способов сбора и представления той информации, которую предполагается хранить в создаваемой базе данных. Поэтому инфологическую модель данных пытаются строить по аналогии с естественным языком. Основными конструктивными элементами инфологических моделей являются сущности, связи между ними и их свойства — атрибуты.
Сущность — с помощью нее моделируется класс однотипных объектов. Сущность имеет имя, уникальное в пределах моделируемой системы. Так как сущность соответствует некоторому классу однотипных объектов, то предполагается, что в системе существует множество экземпляров данной сущности. Объект, которому соответствует понятие сущности, имеет свой набор атрибутов — характеристик, определяющих свойства данного представителя класса. При этом набор атрибутов должен быть таким, чтобы можно было различать конкретные экземпляры сущности.
Инфологическая модель базы данных представлена на рисунке 2.1.
Для описания сценария реализации диалога (всех его прецедентов) построены диаграммы последовательности действий на языке UML для каждого прецедента. Примеры диаграмм последовательности действий представлены на рисунках 2.2-2.3.
Рисунок 2.2 — Диаграмма классов задачи СВСЭЧ
Рисунок 2.3 — Диаграмма последовательности действий для клиента.
Рисунок 2.4 — Диаграмма последовательности действий для маркетолога
2.6 Архитектура web-сайта «Энциклопедия чая»
Н
авигационная
структура
сайта представлена на рисунке 2.5. Она
включает в себя информационные страницы,
каталог продуктов, а также административную
часть сайта. Также на схеме отражено
формирование отчетов, входящих в число
выходных документов, описанных ранее.
Отчеты формируются автоматически и
сохраняются в документы формата .xls
посредством интегрированного в CMS
WordPress
дополнения.
Рисунок 2.5 — Архитектура web-сайта «Энциклопедия чая»
2.7 Описание контрольного примера задачи СВСЭЧ
В качестве контрольного примера рассмотрим формирование отчета по продажам.
В первую очередь, пользователю необходимо пройти процедуру авторизации на сайте. Форма авторизации приведена на рисунке 2.5.
Рисунок 2.6 — Форма авторизации преподавателя в системе
После прохождения процедуры авторизации, пользователю необходимо выбрать пункт «Отчеты» в меню слева экрана.
Далее, для формирования отчета на появившейся странице нужно выбрать временной период, за который будет сделан отчет и нажать кнопку «Выгрузить в Excel»
Рисунок 2.8 — Выбор периода отчета
После нажатия кнопки, в появившемся окне необходимо выбрать директорию, куда следует сохранить файл, в котором будет содержаться требуемый отчет.
Рисунок 2.9 —Сохранение файла
3 Надежность и эффективность применения программных средств вычислительной техники в задаче «Создание web-сайта «Энциклопедия чая»»
3.1 Оценка параметров надежности сайта
Надежность программы является категорией их потребительского качества. Ненадежность влечет за собой экономические потери. Причинами ненадежности являются ошибки, которые могут быть внутренними и также реакция на изменение внешней среды функционирования. Никогда нельзя с уверенностью утверждать, что в процессе эксплуатации не возникнут сбои. Бывают следующие классы ошибок:
а) ошибки вычислений;
в) логические ошибки;
г) ошибки ввода-вывода;
д) ошибки манипулирования данными;
г) ошибки сопряжения данных;
е) ошибки определения данных;
ж) ошибки в БД, неясности и другие.
Надежность – свойство программного средства сохранять такое состояние системы, при котором оно способно выполнять заданные функции в течение определенного периода времени в заданных условиях эксплуатации. К основным параметрам надежности относят вероятность безотказной работы, вероятность отказа, интенсивность отказов системы, среднее время восстановления и коэффициент готовности. Определение параметров надежности необходимо для оценивания и измерения характеристик надежности программного продукта.
Существуют модели надежности программного средства. Они подразделяются на две основные группы: аналитические и эмпирические.
Аналитические модели дают возможность рассчитать количественные показатели надежности, основываясь на данных о поведении программы в процессе тестирования. Эмпирические модели базируются на анализе структурных особенностей программы. Аналитические модели в свою очередь бывают динамические – рассмотрение появления отказов во времени и статические – учет количества ошибок от числа тестовых прогонов.
Определим надежность web-сайта «Энциклопедия чая» по статической модели, для этого используем модель Коркорена, В модели не используются параметры времени тестирования. В ней учитывается только результат n испытаний программной системы, в которой выявлено ni ошибок i-ого типа. При этом для различных типов ошибок должны быть известны вероятности их появления ai, при этом общая сумма вероятностей должна быть равна 1. Если до оценки надежности ПС отсутствует информация о вероятностях, можно априорно определить появление ошибок как равновероятные события. А затем по результатам тестирования произвести их корректировку.
По модели Коркорэна оценивается вероятность безотказного выполнения программы на момент оценки:
R = n0 / n + yi х (n0 - 1) / n , (3.1)
где n0 - число безотказных выполнений программы.
Величина yi = ai , если ni > 0; yi =0, если ni=0. Суммирование осуществляется по всем выделенным типам ошибок. Определим типы ошибок в программе и их вероятности появления в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Типы ошибок в программах и их вероятности появления.
Типы ошибок |
Вероятность появления |
1 Ошибки вычислений |
0,1428 |
2 Логические ошибки |
0,1428 |
3 Ошибки ввода-вывода |
0,1428 |
4 Ошибки манипулирования данными |
0,1428 |
Продолжение таблицы 3.1
5 Ошибки сопряжения |
0,1428 |
6 Ошибки определения данных |
0,1428 |
7 Ошибки в БД |
0,1428 |
По результатам тестирования web-сайта «Энциклопедия чая» на первом этапе получены следующие результаты: n0 =18 ; n = 30; n1 = 2; n2 = 3; n3 =1; n4 = 2; n5 =1; n6 = 2: n7 = 1.
Рассчитаем вероятность безотказного выполнения программы по формуле 3.1:
R1=18/30+0,1428х((2-1)+(3-1)+(1-1)+(2-1)+(1-1)+(2-1)+(1-1))/30=0,624.
Оценка надежности web-сайта «Энциклопедия чая» нуждается в дальнейшем тестировании для улучшения параметра надежности.
Произведем корректировку вероятностей появления ошибок:
(14,28+2)+(14,28+3)+(14,28+1)+(14,28+2)+(14,28+1)+(14,28+2)+ +(14,28+1) = 111,96,
а1 = 16,28 /111,96 = 0,1454,
а2 = 17,28 /111,96 = 0,1543,
а3 = 15,28 /111,96 = 0,1364,
а4 = 16,28 /111,96 = 0,1454,
а5 = 15,28 /111,96 = 0,1364,
а6 = 16,28 /111,96 = 0,1454,
а7 = 15,28 /111,96 = 0,1364.
На втором этапе тестирования получены следующие результаты: n0=23; n = 30; n2 = 2; n3 = 1; n4 =3; n5 = 1.
Рассчитаем вероятность безотказного выполнения программы для второго этапа:
R2=23/30+(0,1543х(2-1)+0,1364х(1-1)+0,1454х(3-1)+0,1364х
х(1-1))/30=0,781.
Определим параметр надежности для третьего этапа, для этого произведем корректировку вероятностей:
14,54+(15,43+2)+(13,64+1)+(14,54+3)+(13,64+1)+14,54+13,64= 110,
а1 = 15,54 /110 = 0,1412,
а2 = 17,43 /110 = 0,1584,
а3 = 14,64 /110 = 0,1331,
а4 = 17,54 /110 = 0,1594,
а5 = 14,64 /110 = 0,1331,
а6 = 15,54 /110 = 0,1412,
а7 = 14,64 /110 = 0,1331.
На третьем этапе тестирования получены такие результаты: n0=36; n=38; n3 = 2.
Рассчитаем вероятность безотказной работы для третьего этапа:
R3 = 36/38+(0,1331х (2-1))/ 38 = 0,95.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что надежность повышается с увеличением этапов теста и следует прекратить тестирование, так как полученный результат вполне удовлетворяет разработчика.
3.2. Эффективность применения информационных технологий
Эффективность – степень соответствия произведенных действий определенным целям. Эффект – это результат внедрения какого-либо мероприятия, выраженный в стоимостной форме в виде экономии от его осуществления. Сегодня информационные технологии внедряются практически во всех отраслях национальной экономики, и они имеют большое количество отличительных средств.
Чтобы иметь возможность судить об эффективности применения того или иного программного средства необходимо иметь численный показатель или критерий, характеризующий степень качества выполнения системой своих функций. Общими требованиями к критерию эффективности относят:
а) вычисляемость, то есть получение значения в виде числа;
б) простота, то есть легкость и доступность понимания;
в) наглядность, то есть оценка должна быть очевидна.
При этом критерий должен быть: