ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2020

Просмотров: 556

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Функционализм позволил избавиться от идеологического неприятия неевропейских культур, рассматриваемых как «примитивные» и «слаборазвитые».

В. Социально-антропологический функционализм: Б. Малиновский.

ИНТЕРПРЕТАТИВНЫЙ.

А. Символический интеракционизм: теория символов разрабатывается в различных гуманитарных науках. Все формы общественной деятельности пронизаны символикой (Фрейд, Юнг, Кассирер). В ходе символического взаимодействия (интеракционизма) индивид осваивает выработанные в обществе образы и смыслы, тем самым воспринимает мотивы и стремления других людей и формирует собственные.

Эрнст Кассирер (1874-1945) в книге «Введение в философию культуры» приходит к выводу, что символ – это ключ к природе человека. «Человек, - пишет Кассирер, - живет отныне не только в физическом, но и в символическом универсуме. Язык, миф, искусство, религия – части этого универсума, те разные нити, из которых сплетается символическая сеть, сложная ткань человеческого опыта…»

Б. Культурвитализмконцепция жизненных сил культуры. Здесь культура понимается как органическая система, субъект исторической жизни человеческого сообщества, индивидуальность, имеющая специфический строй присущих любой культуре универсальных черт.

Культурвитализм в понимании сущности культуры подчеркивает немеханический характер развития культурной системы; кроме того, такое понимание является традиционным для русской научной мысли и значит, отражает русскую традицию «цельного знания», предполагающую познание мира «цельным духом» в единстве логического и интуитивного, рационально-понятийного и чувственно-образного.

2. Известный культуролог Юрий ЛОТМАН в работе «Культура и взрыв» заметил, что культура как сложное целое составляется из пластов разной скорости развития, так что любой ее синхронный срез обнаруживает одновременное присутствие различных ее стадий.

Культура, действительно, сохраняет очень многие черты предшествующих эпох, она может их видоизменять, трансформировать, - но они всегда и в любом виде наличествуют в культуре. Например, потенциал культуры античного мира был столь велик, что он до сих пор остается своего рода примером для развития прежде всего современной духовной культуры.

Культура и история совпадают по меньшей мере в четырех смысловых точках:

- как условия социального выживания людей и обществ;

- сохранение и передача социального опыта в межпоколенных отношениях;

- создание целостности прошлого;

- придание индивидуальности обществам и временам.

Особый вопрос составляет соотношение культурологии и других научных областей:

1) культурология и история культуры различаются в основных направлениях исследования культуры и его пространства: К. предполагает концептуальное осмысление культурного опыта, накопленного поколениями и обществами – т.е. культурной эпики, через систему учений о мире, природе, теорий общественных отношений и концепций личности; И.К. рассматривает развитие культуры в эпохах и при этом суммирует важнейшие достижения материальной и духовной культуры стран и народов. Традиционно история культуры охватывает примитивную, архаическую, технологическую и современную эпохи развития человеческой культуры.


2) культурология и социология культуры. Не трудно заметить, что современная культурология ориентируется в большей степени на методологическую перспективу культуроцентричности социального и социогуманитарного знания. Именно эта «вовлеченность» культурологии в решение актуальных проблем современного общества, признание за культурологией приоритета в рассмотрении социокультурной проблематики создает устойчивость ее научных принципов. По мысли А.Я. Флиера, культурология не может быть той областью научного знания, в которой преобладало бы совершенно теоретическое, абстрагированное от исторической конкретики бытия человеческого общества и от культурного многообразия таких локальных сообществ исследовательское направление. Согласно этой точке зрения, «при таком подходе культурология трансформируется в теоретическую социологию». Тем не менее, Культурология обращается к законам мира в гармонизации множественных коммуникативных отношений и связей – духовности, а социология культуры приоритетно рассматривает социальные механизмы культурного развития, которые в большей степени имеют деструктивное значение.

3. В многовековом процессе развития культурологического знания от античности до наших дней можно выделить 3 основных этапа:

1). Античность – до 18 века. По сути, ни в античности, ни в средние века, ни в эпоху Возрождения, ни даже в 17 веке культура как специфическое явление не становилось предметом умозрения. Однако в этот период очень активно создавались предпосылки для зарождения и последующего развития культурологического знания. При этом следует отметить, что философское представление о культуре не могло сложиться до тех пор, пока способность человеческого мышления ограничивалась операциями механического – суммативного характера (рационализм, механицизм мышления).

2). 18 – 19 века. Философская мысль разворачивалась к построению общей теории культуры, которая оказывалась существеннейшей и необходимой частью философского знания.

3). 19 – 21 века. Широкое развитие различных конкретно-культурологических дисциплин и становление собственно культурологи как самостоятельной науки.

Сегодня по-прежнему о предмете и месте культурологии в системе научного знания не сложилось единого мнения. Существуют 2 точки зрения на эту проблему:

  1. изоляционистская позиция, согласно которой у ккультурологии свой, непохожий на другие науки, объект и предмет;

  2. интегративистская позиция, в основании которой лежит убеждение, что культурология – синтез социальных и гуманитарных знаний о культуре.





Лекция № 3. Структура культуры (2 часа)


  1. Культура как система коммуникаций.

  2. Специфика материальной культуры.

  3. Духовная культура.


Основные тезисы:

1. Многочисленные определения культуры, которые существуют в современной науке, обращают главное свое внимание на те стороны культуры, которые связаны с различными формами специфически человеческой деятельности – мышлением, сознанием, оценкой, целеполаганием, а также результатами этой деятельности. Однако ни одно из этих многочисленных определений не затрагивает форм существования культуры, которых существует достаточное множество. Одна из важнейших форм – к о м м у н и к а т и в н а я.


Прежде всего, существует особая сфера бытия культуры, которая занимает все культурное пространство общества. Речь идет об особом языке культуры.

Язык культуры – это коммуникативная система, обеспечивающая взаимопонимание носителей культуры на уровне ментальности, традиционных ценностей и норм, а также в области знакообразования и символообразования.

Поэтому актуальным становится семиотическое определение культуры. Семиотика – это наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе.

Культура с точки зрения семиотики – совокупность знаков и знаковых систем, которые являются своеобразными носителями человеческой деятельности.

Создание знаков является сугубо человеческой особенностью. У животных также существуют различные знаки и сигналы, но они лишь связаны с их поведением и особенностями их жизни. Эти знаки не создавались животными специально, они складывались в процессе эволюции и передавались генетически – из поколения в поколение. Только человек специально создает знаки.

ЗНАК – это предмет, действие или событие, заменяющее другой предмет, действие или событие или отсылающий к ним. Одной из ранних знаковых систем стал язык жестов, а потом и РЕЧЬ. Речь – это сложнейшая и очень важная знаковая система, которая соотносит в жизни каждого человека слово с конкретным предметом материального мира.

В семиотике выделяют несколько типов знаков: знаки-копии воспроизводят то, что существует в действительности, сами этой действительностью не являясь (фотография); знаки-признаки несут некоторую информацию о предмете вследствие естественной связи с ним (высокая температура у больного – знак заболевания); знаки-сигналы несут информацию по договоренности и не связываются с конкретными предметами действительности (школьный звонок); знаки-символы несут информацию о предмете (явлении) на основе отвлечения от него каких-то свойств и признаков (герб государства); языковые знаки.

2. Материальная культура – это мир вещей, артефактов, созданных или преоб-разованных человеком. Самые первые шаги культуры на земле связаны с орудиями труда, которые были датированы временем около 2,5 млн. лет назад. С этого периода и берет свое начало первобытная культура человечества.

Материальная культура представлена в основном культурой производства и культурой быта.

Культура производства представляет собой наиболее важную часть материальной культуры. Можно сказать, что производственная деятельность составляет основу всей культуры мира. Этот тип деятельности повлиял на формирование человека деятельного – homo faber.

В системе материального производства уже на самых ранних этапах его развития утвердились 3 главных его составляющих: техническое оснащение (определенный уровень развития орудий труда, средств труда и производства), процесс труда и результат труда.


3. Наиболее значимыми видами духовной культуры являются интеллектуальная, нравственная, художественная культура, наука и религия.

Интеллектуальная культура – выступает прежде всего как культура мышления, которая вбирает в себя умение сопоставлять друг с другом различные явления действительности, находить свойства и различия между ними, умение анализировать и раскрывать сущность явлений. При этом следует учитывать тот факт, что культура мышления не измеряется уровнем знания.

Нравственная культура. Многие ученые считают, что среди явлений духовной культуры наиболее древнее явление – это мораль. Исследования этнографов и антропологов показали, что совместная деятельность людей на заре человеческой истории потребовала не только создания орудий труда, но и выработки определенных норм взаимодействия и некоторых запретов. Поскольку первые орудия труда являлись и орудиями убийства, одним из первых запретов был запрет табу на убийство соплеменника.

Художественная культура. Прежде всего, это конечно же культура творчества, художества, мастерства. Это сфера, которая апеллирует к внутреннему миру человека и формирует этот внутренний мир. Искусство является важнейшей частью ХК. Искусство – это эстетическая деятельность, центральным звеном которой является создание художественного образа. Художественный образ – специфический сплав фантазии и реальности.

Наука. В отличие от других видов духовной культуры наука требует специальной подготовленности, профессионализма от тех, кто ею занимается. Если мораль, религия и искусство в различных своих формах тесно связаны практически с каждым человеком, то наука оказывает влияние на общество в целом лишь косвенно, в виде определенного уровня знаний, развития различных областей производства и т.д. В процессе своего развития наука выработала различные методы научного познания – наблюдение, эксперимент, моделирование и др.

Религия. В ней заложен особый опыт человечества, связанный с пониманием отношений природы и человека, космоса и общества друг с другом. Немецкий социолог и историк Макс Вебер считал, что основой религии становится поиск смысла многих явлений действительности, в большей мере таких, которые воспринимаются как экстремальные: смерть, страдания, нравственный выбор и т.д.

Лекция № 4. Функции культуры (2 часа)


  1. Основные функции культуры, их характеристика.

  2. Теория культурного функционализма.

  3. Культурные пережитки.


Основные тезисы:

1. Как и любой другой институт, культура выполняет в обществе определенные функции. Функция – это назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс. Если говорить о социальном характере функций культуры, то следует сказать, что все функции культуры социальны. Они обеспечивают именно коллективный характер жизнедеятельности людей, а также определяют или корректируют почти все формы индивидуальной активности человека в силу его связанности с социальным окружением.


Функция культуры – это единство всех способов, которые позволяют осуществляться коллективной и индивидуальной жизнедеятельности людей в культурном пространстве на всех стадиях исторического развития общества.

Классификации функций культуры можно приводить огромное множество, они так или иначе очерчивают весь спектр культурного пространства. Приведем некоторые из этих классификаций и дадим им общую характеристику.

Андрей ФЛИЕР предлагает рассматривать функции культуры в иерархическом порядке от наиболее общих до сравнительно частных, обеспечивающих функции более высокого уровня.

В иерархической структуре функций культуры Флиер предлагает выделить 4 уровня: функции культуры, обеспечивающие социальную интеграцию людей: функция формирования оснований устойчивого коллективного существования, функция накопления социального опыта и др.; функции культуры, обеспечивающие основные формы интегрированного существования сообществ людей – социально-территориальных соседских общин (племена, нации, этносы), социально-функциональных групп (военные, учебные, производственные и др. коллективы), социально-бытовых групп (семья, клан, род), коммуникативных групп (языковые семьи), религиозных групп (секты, конфессии и т.д.); функции культуры, обеспечивающие основные средства совместной жизнедеятельности людей: культура демографического и социального воспроизводства членов общества, культура адаптации сообщества к природным и историческим условиям его обитания, культура обеспечения сообщества социальными благами и т.д.; функции культуры, обеспечивающие деятельность общественных структур: экономическая культура, военная культура, культура торговли и т.д.

Существует огромное количество разнообразных классификаций функций культуры. Все они имеют определенные недостатки, содержится в них и рациональное зерно. Классификаций так много, потому что существует огромное количество представлений о культуре. Каждый исследовательский подход к анализу культуры выделяет свои собственные функции культуры или отмечает их приоритетный характер. Например, в рамках аксиологического (ценностного) подхода к культуре на первое место выдвигаются такие функции культуры, которые подчеркивают именно ценностный характер ее проявлений в мире человека и общества, и т.д.

В витализме функциональные особенности культурной системы определяются способностью культуры сохранить, приумножить и передать от поколения к поколению важнейшие коды жизнеосуществления. Жизнь культуры, являющейся самым широким массивом семиотических (знаковых) систем, предполагает наличие сложных механизмов «дешифровки» этих кодов. Именно поэтому культура должна быть конвенциональным (понимаемым) феноменом, чтобы иметь возможность многократно увеличивать свое влияние в мире человека и социума.