ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.07.2020
Просмотров: 2178
Скачиваний: 10
АНО ВПО «Алтайская академия экономики и права (институт)»
Кафедра гражданского права и процесса
В.И. Еременко
ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
Учебное пособие
БАРНАУЛ
2011
ББК
Е -701
Рецензенты:
_______________________________________________
_______________________________
______________________________________________
______________________________
Е-701 Еременко В.И. Введение в специальность юриспруденция. [Текст] : Учебное пособие. /В.И. Еременко. – Барнаул: Изд-во
ААЭП, 2011. ____ с.
ISBN ______________
В учебном пособии даются общие рекомендации по организации труда первокурсников и формированию у них навыков конспектирования, подготовке к занятиям и написанию письменных работ. Рассказывается о юридическом образовании, видах учебных заведений, их структуре, организации учебного процесса, видах обучения. Раскрывается содержание наиболее общих и широко распространенных юридических терминов, дается представление о юридических документах. Кратко излагается содержание юридической деятельности и наиболее распространенных ее видов.
В приложениях приведены примерные вопросы для подготовки к занятиям, примерные тесты и контрольные вопросы для проверки знаний, а также задания и рекомендации по организации самостоятельной работы
Предназначено для студентов первых курсов юридических факультетов высших учебных заведений, преподавателей, научных работников и аспирантов.
УДК ______________
ББК__________________
ISBN___________________ © Еременко В.И. 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. ……..
ГЛАВА 1. Аудиторная и самостоятельная работа студента
1.1. Основные принципы подготовки к занятиям и самостоятельная работа
студентов………………………………………………………………………
1.2. Конспектирование лекций………………………………………………………
1.3. Подготовка к практическим занятиям………………………………………….
1.4. Письменные работы (доклады, рефераты, эссе)…………………………………
1.5. Курсовые и дипломные работы…………………………………………………..
1.6. Подготовка к экзамену или зачету……………………………………………….
ГЛАВА 2. Юридическая терминология, юридическая культура и этика,
юридические средства и технологии.
2.1. Понятие и содержание юридических терминов………………………………..
2.2. Краткая историография юриспруденции……………………………………….
2.3. Юридическая культура и этика: понятие, содержание и основные признаки..
2.4. Юридические средства и технологии………………………………………….
2.5. Понятие и виды юридических документов……………………………………
ГЛАВА 3. Юридическое образование: виды, формы, методы.
3.1. Понятие и виды юридического образования. Болонский процесс…………..
3.2. Образовательные технологии и методы обучения……………………………..
3.3. Понятие информационных юридических сайтов, баз данных и систем…….
3.4. ААЭП, как образовательное учебное заведение……………………………….
ГЛАВА 4. Виды юридической деятельности. Деятельность юриста в
социально-экономической сфере.
4.1. Понятие и основные виды юридической деятельности……………………….
4.2. Нормотворческая деятельность и работа в органах юстиции…………………
4.3. Адвокатская деятельность и нотариат………………………………………….
4.4. Корпоративный юрист, юридические услуги и юридические фирмы…………
4.5. Понятие квалифицированной юридической помощи…………………………..
ГЛАВА 5. Деятельность юриста в правоохранительной сфере.
5.1. Понятие и виды правоохранительной деятельности……………………………
5.2. Работа в органах внутренних дел и ее виды…………………………………….
5.3. Следствие и дознание: понятие и принципы деятельности…………………….
5.4. Прокуратура: понятие и функции…………………………………………………
5.5. Судебная система РФ: понятие, структура, цели и принципы деятельности……
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Приложение №1 Примерная учебная программа курса «Введение в специальность
юриспруденция»…………………………………………………………….
Приложение №2 Рекомендации и задания для самостоятельной работы…….
Приложение №3. Примерные тесты для проверки знаний
Приложение №4. Контрольные вопросы по курсу «Введение в специальность
юриспруденция»…………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Дорогие первокурсники!
Вы избрали очень сложную, но чрезвычайно интересную профессию – юрист. В процессе получения юридического образования Вы изучите и получите практические навыки по многим специальным и гуманитарным учебным дисциплинам и можете стать профессионалами высокого класса, но для этого надо приложить серьезные усилия, усердие и настойчивость.
Как говориться в известной пословице – дорога в тысячу верст начинается с первого шага, вот и ваша учеба начинается с первой лекции, первого практического занятия, а потом первого зачета и экзамена. Первые шаги они всегда самые трудные и насколько они будут уверенными и правильными, зависит весь дальнейший путь к знаниям, к профессионализму.
Прежде всего, Вам необходимо освоиться в новой, для Вас обстановке высшего учебного заведения, где действуют свои, веками сложившиеся правила и нормы. Вам необходимо научиться правильно организовывать свой труд и отдых, научиться грамотно и квалифицированно готовить письменные работы, составлять юридические документы. Ваши представления о юридической профессии сейчас основаны на рассказах и фильмах, окутаны ореолом таинственности и романтичности, вполне возможно, что вы даже не знаете всего спектра видов деятельности, в которых необходимы юридические знания и в каких сферах жизни востребована юридическая профессия.
Вы часто слышали, и может быть даже использовали, в своей речи широко распространенные, общепринятые и часто употребляемые правовые термины, но не задумывались об их специальном, юридическом содержании. Открыв это содержание Вы уже по иному будете относиться к ним, Вы начнете понимать смысл и содержание юридического языка, юридической культуры, юридического образования.
Овладев всеми этими первоначальными навыками и знаниями, Вы облегчите в дальнейшем изучение сложных профессиональных дисциплин и получение высоких профессиональных навыков и умений.
Надеюсь, что предлагаемое учебное пособие, поможет Вам освоить «азы» обучения в высшем учебном заведении и создаст первые, самые общие представления о вашей будущей профессии.
Глава 1. Аудиторная и самостоятельная работа студента
1.1. Основные принципы подготовки к занятиям и самостоятельная работа студентов.
Сегодня во всем мире в системе высшего профессионального образования ярко проявляется тенденция перехода от школы памяти к школе мышления. Это означает, что студенты в процессе самострельных размышлений приобретают знания и во время учебных занятий, и в часы самостоятельной работы.
Сами по себе учебные занятия, как бы хорошо они ни проводились, не могут обеспечить высокого качества подготовки специалистов, отвечающих современным требованиям Знания, полученные на лекциях, семинарах, практических занятиях, нуждаются в закреплении, углублении в процессе самостоятельного изучения соответствующих вопросов учебной программы. Вот почему учебным планом обучения в академии значительная часть учебного времени по всем дисциплинам отводится на самостоятельную работу студентов Умение работать самостоятельно — главное условие успех» в учебе и профессиональной деятельности.
Кроме того, человек, решивший овладеть современной профессией, должен отчетливо представлять себе, что в условиях быстрого развития науки, кардинальных и динамичны изменений во всех сферах нашего общества, ни одно высшее учебное заведение не может дать своим питомцам такого запаса знаний, которых хватило бы им на весь период профессиональной деятельности. Каждый специалист, выпускник вуза, чтобы не отстать от жизни, просто обязан своевременно пополнять свои знания и заниматься самообразованием. Именно умело организованная самостоятельная учебная деятельность во время обучения в академии способствует воспитанию у студентов привычки и устойчивых навыков повышения своей профессиональной компетенции, формирует потребность в самообразовании.
За период обучения в академии Вы должны выработать такую технику учебной познавательной деятельности, которая не только позволяла бы Вам полностью освоить учебную программу, но после получения диплома о высшем профессиональном образовании успешно заниматься совершенствованием своего профессионального мастерства.
Ученые специально изучали опыт самостоятельной работы в ряде вузов и обнаружили, что при ее организации и проведении студенты сталкиваются с определенными трудностями и проблемами. Отдельные из вас не всегда эффективно работают на лекциях, не умеют быстро подобрать необходимую литературу для реферата, курсовой работы, найти нужную книгу в библиотеке. При чтении учебной литературы не всем удается выделить и понять главное, существенное в тексте, сделать самостоятельные выводы, определить свое отношение к прочитанному. Ошибки в планировании самостоятельной работы, соблюдении режима дня, особенно во время экзаменационных сессий, нередко приводят к переутомлению и снижению работоспособности.
Чтобы усвоить учебный материал, услышанный в ходе лекции или семинарского занятия, надо проделать определенную умственную работу: понять, обобщить услышанную информацию, записать ее в тетрадь своими словами, сделать схемы, переписать формулы, расчеты, таблицы и т. п. При подготовке к семинарским и практическим занятиям — самостоятельно изучить и законспектировать рекомендованную учебную литературу, выполнить различные задания.
Самостоятельная учебная деятельность— сложный и достаточно напряженный труд. Специалисты, изучавшие проблемы самостоятельной работы, отмечают, что при ее проведении студенты сталкиваются с рядом трудностей, которые условно можно разделить на пять групп:
ПЕРВАЯ ГРУППА — трудности поиска необходимой информации для самостоятельного изучения отдельных учебных вопросов. Студентам, особенно первого курса, достаточно сложно определить, что конкретно надо изучить или прочитать, чтобы глубоко и обстоятельно разобраться в той или иной проблеме; какие учебные пособия, учебники, книги, из множества продающихся в магазинах и имеющихся в библиотеке, выбрать для изучения; как быстро найти рекомендованную преподавателем книгу, статью в библиотеке и т. п.
ВТОРАЯ ГРУППА — трудности ориентировки в содержании книги, учебного пособия. Студенты часто затрудняются в том, как выделить собственно научный аспект какого-либо вопроса, отличить его от псевдонаучных рассуждений, как определить главные, узловые проблемы изучаемого вопроса. Трудности возникают и в связи со слабым знанием особенностей взглядов, идей, различных школ, течений, направлений и их представителей, упоминаемых событий, фактов, если они подробно не описываются. Сложности бывают и тогда, когда в тексте имеются иносказания, скрытый смысл отдельных положений, что особенно характерно для переводной литературы.
ТРЕТЬЯ ГРУППА— трудности лингвистического характера. Они связаны с тем, что студенты недостаточно глубоко знают научное содержание отдельных понятий, определений, не могут правильно определить смысл имеющихся в литературе терминов.
ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА — трудности, возникающие при попытке обобщения изложенных в различных учебниках и учебных пособиях теоретических положений, определения их взаимосвязи, взаимодействия и взаимозависимости. Студентам не всегда удается соотнести между собой имеющиеся в литературе и нередко противоречащие друг другу отдельные теоретические положения, выявить и понять логику рассуждений автора, обоснование и аргументацию сделанных выводов и обобщений.
ПЯТАЯ ГРУППА — трудности, связанные с применением полученных знаний на практике. Студентам бывает сложно правильно оценить возникшую в повседневной жизни, ситуацию, чтобы применить к ее анализу и разрешению полученные профессиональные знания, выделить в практической ситуации основное звено, которое требует применения соответствующего теоретического подхода и обоснования и др. Таким образом, трудности, возникающие в самостоятельной учебной деятельности, носят комплексный характер. Их преодоление во многом зависит от того, насколько студентам удается овладеть техникой и методикой ее осуществления.
Пути преодоления этих трудностей, будут рассмотрены в течении этой и последующих лекций, но основным условием научной организации самостоятельной учебной деятельности является ее планирование. При планировании самостоятельной работы важно учитывать следующее:
Во-первых, правильно определить главное и второстепенное в работе. Для этого необходимо проанализировать тематические планы и учебные программы, списки литературы по всем учебным дисциплинам, которые изучаются в учебном году или семестре. Проконсультироваться у преподавателя, на кафедре, в деканате по вопросу о том, каким видам самостоятельной работы необходимо на данном этапе уделить особое внимание. Важно учесть весь объем учебного материала, его детали и особенности, аудиторные занятия, участие в научной работе и др. При этом главное в самостоятельной Работе следует планировать ежедневно, а второстепенное - по мере необходимости и наличия времени. На изучение основных профессиональных дисциплин и дисциплин специализации необходимо выделять не менее 80% всего времени самостоятельной работы.
Во-вторых, некоторым студентам на период обучения в вузе предстоит изменить уклад своей обычной жизни, посвятить учебной деятельности все свое внимание, привычки, физические и духовные силы, Не учеба в должна вписываться в сложившиеся привычки и образ жизни, а самостоятельная работа и аудиторные занятия должны определять распорядок дня и распределение времени для труда и отдыха.
В-третьих, необходимо приучить себя целеустремленно и рационально выполнять установленный самим студентом распорядок дня и отводить самостоятельной работе не менее 6 часов в дни, когда нет аудиторных занятий, и не менее 2 часов в дни, когда проводятся аудиторные занятия. Ежедневно не менее 2—3 часов предоставлять для спорта и отдыха. Постараться устранить все помехи, которые могли бы помешать выполнению запланированной самостоятельной работы. Существенно снижают результативность самостоятельной познавательной деятельности отвлечения от нее посторонними делами, телефонными или иными разговорами.